Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
«Я отговариваю знакомых открывать пункты Wildberries»
Ирина (имя изменено по просьбе героини) — владелица пункта выдачи заказов (ПВЗ) Wildberries в Сочи. Она жалеет, что не открыла сразу шесть ПВЗ раньше и рассказывает, почему хочет продать его сейчас.
Почему я решила открыть пункт выдачи
Мы с мужем из Москвы, но год назад приехали в Сочи на отдых и решили остаться. Тем более что мы всегда хотели жить у моря. По специальности я экономист, работала бухгалтером в крупных компаниях. А несколько лет назад сменила профессию и стала мастером по окрашиванию волос. Я пошла работать в салон красоты, но зарплата меня не устроила. Поэтому я решила работать на себя. Посоветовалась с мужем и остановилась на пункте выдачи заказов маркетплейса: во-первых, из-за минимальных первоначальных вложений (по сравнению с открытием своего салона красоты, например), во-вторых, потому что ты открываешься как часть крупного и известного бренда.
Осенью 2021 года я выбирала между Ozon и Wildberries и выбрала последний из-за более выгодных на тот момент условий. Зарегистрировала ИП, скачала приложение WB Point — сервис для владельцев и сотрудников ПВЗ. Есть такой же сайт — там объясняют, что надо делать.
Прибыль владельца ПВЗ — это процент продаж в пункте выдачи. Нам повезло, что на момент открытия (ноябрь 2021 года) это были приличные цифры: 5% при заказах до 2 млн руб. и 3,5% — больше 2 млн. Если пункт выдачи принимал и выдавал заказы на 2 млн руб., прибыль составляла 70 тыс. руб. А для новичков полагались дополнительные проценты — про это расскажу дальше. Сейчас ставки, к сожалению, другие.
Получайте пассивный доход, а мы возьмем на себя управление персоналом и предприятием, отчетность, закупку расходников и многое другое
Как я выбирала локацию
Я изучила опыт подруги, почитала инструкции от Wildberries и пересмотрела множество роликов на YouTube. Все говорили, что главное — выбрать правильную локацию, то есть зону с высокой проходимостью людей.
Оценить место помогает интерактивная карта Wildberries: здесь можно увидеть уже существующие пункты выдачи и те, которые только готовятся к открытию. Карта работает для всех регионов. Я выбрала подходящую зону, где не было пункта и была высокая плотность людей. Рядом с такими зонами стоит красный значок: соседние ПВЗ перегружены.
Затем мне предстояло найти подходящее помещение для аренды. У Wildberries есть свои требования: оно должно быть только на первом этаже (полуподвал, цокольный и другие этажи не подходят), нужна лестница и пандус для людей с коляской и маломобильных покупателей.
Я нашла единственное подходящее помещение площадью в 30 м², оно требовало капитального ремонта. Желательно, чтобы помещение уже было в хорошем состоянии (Wildberries дает на ремонт месяц), но у нас был один-единственный подходящий вариант.
Я заплатила за аренду 50 тыс. руб., сфотографировала помещение и прислала фотографии в WB Point. Wildberries одобрил помещение, и мы приступили к ремонту.
Сколько потратили на старте
Чтобы сэкономить, мы с мужем почти все делали сами: отмывали окна, шпатлевали и красили стены, делали натяжные потолки и освещение, клали ламинат. Все цвета и дизайн прописаны в брендбуке Wildberries, ремонт должен быть сделан по регламенту. Нанимали мастера только для окрашивания брендовой стены — за 15 тыс. руб. Кстати, номер для колеровки фирменного «ягодного» цвета тоже строго определенный. Две примерочные сделали сами — вместо того, чтобы тратить 60 тыс. на готовые.
К концу ремонта я начала искать мебель и оргтехнику, чтобы потом не было простоя. Сколько всего мы потратили на старте:
Мебель для ресепшен, пуфы, шторы для двух примерочных
10 тыс. руб.
Компьютер и принтер
30 тыс. руб.
Железные стеллажи для склада
50 тыс. руб.
Канцтовары и фирменные пакеты (500 шт. — 1300 руб.)
10 тыс. руб.
Вывеска Wildberries
0 (35 тыс. руб. компенсировал Wildberries)
Адресник (табличка с часами работы)
7 тыс. руб.
Система видеонаблюдения
50 тыс. руб.
Ремонт
143 тыс. руб.
Аренда помещения
50 тыс. руб.
Итого стартовый капитал:
350 тыс. руб.
350 тыс. руб. — очень мало, обычно на открытие ПВЗ в регионах уходит от 500-600 тыс. и примерно от 900 тыс. — в Подмосковье. Нам удалось сэкономить за счет ремонта своими силами (он обошелся бы еще дешевле, если бы помещение было в лучшем состоянии) и покупке б/у мебели на Avito. Кстати, в отличие от Ozon, в ПВЗ Wildberries не требовалась касса, поэтому на ней мы тоже сэкономили.
«Как заработать на маркетплейсах»
В 10 коротких письмах рассказываем, как работать на четырех площадках: Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет и AliExpress.
Как начали работу
Как только все было готово, я загрузила фотографии в приложение WB Point. Обычно одобрение приходит в течение дня, но я ждала три: был какой-то сбой. Наконец, мой пункт выдачи заказов заработал.
Первый месяц я работала одна, каждый день и без выходных — чтобы узнать процесс изнутри, а потом эффективно управлять им и нанимать сотрудников.
Спустя месяц рядом с нами открылся еще один ПВЗ. Его хозяйка и сама не заработала, и мне не дала заработать столько, сколько я могла бы.
Курьер от Wildberries привозит заказы два раза в сутки: ночью (надо ему дать ключи от офиса, заказы он оставляет сам, присутствие других сотрудников не нужно) и днем. Самая большая сложность в том, что время приезда курьера не известно даже приблизительно. А днем сотрудник должен и принять товар, и успеть обслужить клиентов. Хорошо, если в момент приезда курьера сотрудников двое.
Читайте также:
Продавцы — о Wildberries: акции, ошибки в отчетах и сложности с техподдержкой
Спустя месяц после того, как мы заработали, случилась неприятная история: совсем рядом, в соседнем доме, тоже открылся пункт Wildberries. Однажды их заказы по ошибке привезли к нам, и я решила зайти к ним и заодно спросить, зачем они открыли свой ПВЗ за 200 метров от моего. Я за то, чтобы работать честно, никому не переходя дорогу. Хозяйка ответила, что не знала про нас. В итоге она и сама не заработала, и мне не дала заработать столько, сколько я могла бы.
Cо второго месяца работы ПВЗ я взяла помощницу за 26 тыс. руб. в месяц. Кстати, девушка была из другой области и пришла на подработку, но клиенты до сих пор спрашивают о ней.
С гостями мы быстро нашли общий язык, многие ходят к нам постоянно, с кем-то мы подружились. Но попадаются и сложные люди: например, заходит клиент, кричит, кидает посылку на стойку, жалуется на брак. Однажды даже пришлось попросить такого клиента выйти.
Какие трудности есть в работе
Многие не понимают, что мы только пункт выдачи заказов, предъявляют нам претензии за то, в чем мы вообще не виноваты: ненадлежащее качество товара или за то, что заказ долго едет.
Часто клиенты путают оценку товара с оценкой пункта выдачи. Бывает, из-за этого ПВЗ ставят единицу, а нам выписывают штраф, если рейтинг опускается ниже 4,95 баллов (из пяти возможных). За неделю штраф может быть 5 тыс.
Часто за проблемы с товаром расплачивается ПВЗ. Оспорить это невозможно.
Проблема крупных маркетплейсов в том, что там есть воровство, которое сложно отследить. Например, недавно клиент заказал ручку «Паркер», а коробка оказалась пустой. Мы связались с Wildberries (это можно сделать только через приложение), прикрепили к заявлению четыре съемки с камер, но не факт, что через неделю не придет удержание за этот товар. Часто за проблемы с товаром расплачивается ПВЗ. В Telegram есть чат собственников ПВЗ, в котором состоят тысячи людей со всей России. У каждого была такая история.
Читайте также:
Как фотографировать товары для продажи на маркетплейсах
Оспорить невозможно: заявка в приложении закрывается, а открыть заново ее нельзя. Приходится платить. Это несправедливо, но я решила, что не нужно нервничать, раз ничего нельзя сделать. Просто приняла тот факт, что каждую неделю может быть удержание тысяч на пять.
Когда я вышла на самоокупаемость
В мае 2022 года я нашла вторую сотрудницу и перестала выдавать клиентам товары сама. Сотрудницы работают посменно, получают по 27 тыс. руб. в месяц. Работник вносит товары в компьютерную программу, а я в приложении вижу, сколько коробок приехало, когда приняли товар, кому выдали и не выдали. Я всегда на связи, если приходит брак, то прошу девчонок сразу ставить меня в известность. Я в курсе всего и решаю все проблемы.
Для начинающих ПВЗ от Wildberries предусматривалась субсидия: в первый месяц прибавлялось дополнительно 4%, во второй месяц — 3%, в третий месяц — 2% и в четвертый — 1%. То есть в первый месяц наш процент от выкупленных товаров составлял 9%, во второй — 8%.
Первый месяц заказов было не очень много, но нам помогли эти субсидии от Wildberries и компенсация в 35 тыс. руб. за вывеску. Через два с половиной месяца весь стартовый капитал удалось отбить и выйти в прибыль. Это очень быстро: обычно ПВЗ выходит в плюс самое раннее через 4-8 месяцев.
С 2022 года для новичков нет компенсации за стоимость вывески, а субсидия длится три месяца, и она меньше: 2%, 1% и 0,5% с продаж. Более того, договор оферты меняется в одностороннем порядке чуть ли ни каждую неделю. Сейчас нам снизили процентную ставку на 1%: с суммы выкупленных товаров свыше 2 млн руб. я получаю не 3,5%, а 2,5%. Это существенно.
Я жалею, что не открыла сетку ПВЗ сразу. Хотя бы еще пять пунктов.
Те, кто сейчас открывает ПВЗ в Краснодарском крае, получают от 1,25% до 2,25% в зависимости от зоны. Похожие цифры и по другим регионам. Не представляю, как можно выжить с таким процентом. Та моя соседка после понижения процентной ставки сразу продала свой пункт.
А я жалею, что не открыла сетку ПВЗ сразу. Хотя бы еще пять пунктов. Тогда это можно было бы назвать бизнесом.
Почему не стоит открывать ПВЗ
В июле наша чистая прибыль составила 26 750 руб., сейчас, в августе, заказов стало больше, но этим летом у меня возникло желание продать свой ПВЗ. В будущем я собираюсь открыть другой бизнес, но пока оставляю все как есть из-за личных обстоятельств.
Доходы и расходы в июле 2022:
Оборот товаров на ПВЗ
5,95 млн руб.
Наш процент
168 750 руб.
Аренда помещения
50 тыс. руб.
Зарплата двум сотрудницам
52 тыс. руб.
Расходники (пакеты, канцелярия, хоз.принадлежности)
10 тыс. руб.
Налог и взносы, платятся раз в квартал
30 тыс. руб.
Недавно бывшая клиентка, с которой мы подружились, пришла ко мне за советом: она решила купить ПВЗ, который выставили на продажу в нашем городе. Я попросила показать статистику за месяц на этом участке, посмотрела обороты и прибыль. И поняла, что это будет абсолютно нерентабельный ПВЗ. Отговорила ее.
Читайте также:
«Людям нужно где-то хранить вещи, поэтому спрос на склады будет всегда»
Сейчас всем знакомым и друзьям советую подружиться с калькулятором (просчитывать прибыль правильно), а лучше — просто не открывать ПВЗ. Слишком низкие процентные ставки, и мало хороших мест.
ПВЗ подойдет разве что молодым, чтобы попробовать свои силы, потому что это бизнес, на котором можно протестировать — твое предпринимательство или нет.
Второй случай, когда может быть смысл открывать ПВЗ, — если это Москва. В столице самые высокие процентные ставки, хотя вместе с тем дороже аренда площадей и ремонт, а почти все удачные места заняты. Так что место нужно искать очень внимательно. Да, и не открываться по соседству с другим ПВЗ — даже в Москве.
Получайте пассивный доход, а мы возьмем на себя управление персоналом и предприятием, отчетность, закупку расходников и многое другое