Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Анализ продаж
Анализ продаж помогает оценить эффективность рекламы, определить сезонность бизнеса и снизить затраты. Объясняем, на какие показатели смотреть и где их брать
Эта рубрика о бизнес-показателях простым языком. Уже разобрались с EBITDA, доходами будущих периодов, оборачиваемостью средств и валовой прибылью. Теперь — анализ продаж.
Начнем с примера. Знакомьтесь: Егор и его фитнес-клуб
У Егора фитнес-клуб в Челябинске. В клубе есть два вида абонементов: на месяц за 2000 рублей и на год за 10 000 рублей.
Егор сделал для клуба сайт и настроил рекламу в инстаграме, Вконтакте и Яндекс-директе. Реклама ведет на сайт фитнес-клуба, где пользователь видит предложение с абонементами. Там же есть кнопка заявки: можно забронировать абонемент и записаться на первое бесплатное посещение.
Все ссылки в рекламе фитнес-клуба с утм-метками — это такие идентификаторы, с помощью которых в Яндекс-метрике можно посмотреть, по какой рекламе человек попал на сайт, а по какой забронировал абонемент.
Еще в клубе есть CRM-система со всеми данными по клиентам:
Егор молодчина и может провести маркетинговый анализ продаж.
Маркетинговый анализ продаж от Егора
Со своими данными Егор может посчитать два главных для маркетингового анализа показателя:
Егор видит, что клиент Кирилл купил абонемент на месяц по рекламе из инстаграма. На всю рекламу потратили 100 000 рублей и получили 100 заявок, благодаря которым сделали 20 продаж. Получается, одна продажа обошлась Егору в 5000 рублей — это показатель CAC, стоимость привлечения клиента.
Кажется, 5000 рублей за клиента, который купил абонемент за 2000 рублей, как-то дороговато. Но смотрим дальше: через месяц Кирилл купил еще один абонемент, а потом продлил еще на три месяца, всего на 10 000 рублей — это показатель LTV, доход от одного клиента за всё время.
Если LTV > CAC, реклама считается эффективной. У Егора так:
LTV — 10 000 рублей;
CAC — 5000 рублей;
LTV > CAC.
Получается, реклама в инстаграме эффективна и окупается. Если Егор хочет получить больше клиентов, ему нужно увеличить рекламный бюджет для этого канала.
Если же LTV < CAC, надо отказаться от рекламы или увеличить LTV:
Чтобы зарабатывать больше, Егор должен работать с двумя показателями — увеличивать количество покупок на одного клиента и снижать стоимость привлечения клиентов.
Егору нужно узнать, на каком этапе клиенты уходят и исправить, чтобы снизить стоимость привлечения клиента, САС. У маркетологов это называется работой с воронкой продаж.
Узнал о проблеме
Исправил
Клиенты уходят с сайта и не бронируют абонементы
Сделал сайт красивее и удобнее
Клиенты бронируют абонементы, но отказываются после разговора с менеджером
Прослушал записи разговоров, понял, что менеджер хамит, и уволил его
Клиенты приходят на пробное занятие, но не покупают абонементы
Спросил клиентов, что им не нравится, — оказалось, в зале слишком душно. Поставил еще один кондиционер.
Клиенты покупают абонементы, но только раз
Собрал отзывы об инструкторах, выяснил, что Пётр всё время переносит тренировки — уволил его!
Егор живет в идеальном выдуманном мире, но в жизни бывает, что человек заходит на сайт клуба из поиска, а через два месяца оставляет заявку по телефону или сразу приходит в клуб и покупает абонемент. Поэтому в реальности отследить со 100%-ной точностью, кто откуда узнал о фитнес-клубе, невозможно.
А теперь теория. Без задачи нет анализа
Главный вопрос, на который нужно ответить перед анализом продаж: зачем мы это считаем? На основе любого анализа должны приниматься какие-то решения, например об увольнении менеджера по продажам или увеличение рекламного бюджета.
Перед анализом надо оценить, помогут ли данные принять решение. Если нет, анализировать ничего не нужно. В малом бизнесе анализ продаж помогает принимать решение в трех направлениях:
Для каждой задачи нужно анализировать разные показатели, но все они связаны с количество продаж.
Задача
Анализируем
Решаем
Оценить эффективность рекламы
Сколько стоит привлечь одного клиента по рекламе из инстаграма и сколько денег он приносит компании
Увеличить или уменьшить рекламный бюджет;
отключить рекламу;
уволить менеджера, потому что он не отрабатывает заявки с рекламы;
нанять дизайнера, чтобы сделать сайт красивым и повысить количество заявок.
Определить сезонность бизнеса
Количество продаж по месяцам за несколько лет
Не увольнять менеджера по продажам, потому что продажи упали не из-за него — такая ерунда в мае каждый год;
провести акцию, чтобы сгладить спад.
Снизить расходы
Анализируем уровень затрат и уровень продаж, если затраты растут, а продажи нет — это плохой сигнал, нужно найти причину
Провести инвентаризацию, потому что кажется, что сотрудники заказывают за счет компании бумагу и мыло себе домой;
сменить поставщика: у этого цены выросли в два раза, а вместе с ними — наши затраты.
Например, определяем сезонность бизнеса: анализируем продажи сети кофеен Jeffreys и видим, что каждый год в январе — спад.
С этими данными можно ничего не делать, просто принять, что в январе денег будет меньше, а можно придумать акцию или отправить половину сотрудников в отпуск, чтобы снизить расходы.
Где брать данные для анализа
Есть три главных показателя для анализа продаж — это количество продаж, средний чек и выручка. Их берут из CRM-системы, эксель-файла, в котором ведется учет клиентов, и 1С-бухгалтерии. Что-то из этого в компаниях обычно есть.
Еще анализируют канал рекламы, из которого пришел клиент. Определить его помогают разные инструменты:
Для анализа стоимости привлечения клиента данные берут из рекламных кабинетов в Яндекс-директе, Вконтакте, Фейсбуке.
Бесплатный зарплатный проект в Модульбанке
Зарплата на любые карты в 1 клик и без комиссии