На сайт банка

Эта рубрика о бизнес-показателях простым языком. Уже разобрались с EBITDA, доходами будущих периодов, оборачиваемостью средств и валовой прибылью. Теперь — анализ продаж.

Эксперт — Алексей Каранюк, основатель компании Finmodel.bz. Записалa Светлана Дучак, редактор.

Начнем с примера. Знакомьтесь: Егор и его фитнес-клуб

У Егора фитнес-клуб в Челябинске. В клубе есть два вида абонементов: на месяц за 2000 рублей и на год за 10 000 рублей.

Егор сделал для клуба сайт и настроил рекламу в инстаграме, Вконтакте и Яндекс-директе. Реклама ведет на сайт фитнес-клуба, где пользователь видит предложение с абонементами. Там же есть кнопка заявки: можно забронировать абонемент и записаться на первое бесплатное посещение.

Все ссылки в рекламе фитнес-клуба с утм-метками — это такие идентификаторы, с помощью которых в Яндекс-метрике можно посмотреть, по какой рекламе человек попал на сайт, а по какой забронировал абонемент.

Еще в клубе есть CRM-система со всеми данными по клиентам:

  • с какой рекламы клиент забронировал карту;
  • с каким менеджером по продажам разговаривал по телефону;
  • пришел ли на пробное занятие в клуб;
  • с каким менеджером смотрел клуб;
  • сколько абонементов купил за всё время;
  • с кем из инструкторов тренировался.

Егор молодчина и может провести маркетинговый анализ продаж.

Маркетинговый анализ продаж от Егора

Со своими данными Егор может посчитать два главных для маркетингового анализа показателя:

  • LTV — Lifetime Value, показывает, сколько денег приносит клубу клиент за всё время;
  • CAC — Client Acquisition Cost, стоимость привлечения клиента.

Егор видит, что клиент Кирилл купил абонемент на месяц по рекламе из инстаграма. На всю рекламу потратили 100 000 рублей и получили 100 заявок, благодаря которым сделали 20 продаж. Получается, одна продажа обошлась Егору в 5000 рублей — это показатель CAC, стоимость привлечения клиента.

Кажется, 5000 рублей за клиента, который купил абонемент за 2000 рублей, как-то дороговато. Но смотрим дальше: через месяц Кирилл купил еще один абонемент, а потом продлил еще на три месяца, всего на 10 000 рублей — это показатель LTV, доход от одного клиента за всё время.

Если LTV > CAC, реклама считается эффективной. У Егора так:

LTV — 10 000 рублей;

CAC — 5000 рублей;

LTV > CAC.

Получается, реклама в инстаграме эффективна и окупается. Если Егор хочет получить больше клиентов, ему нужно увеличить рекламный бюджет для этого канала.

Если же LTV < CAC, надо отказаться от рекламы или увеличить LTV:

  • сделать так, чтобы клиенты чаще продлевали абонементы. Например, улучшить сервис;
  • повысить цену.

Чтобы зарабатывать больше, Егор должен работать с двумя показателями — увеличивать количество покупок на одного клиента и снижать стоимость привлечения клиентов.

Егору нужно узнать, на каком этапе клиенты уходят и исправить, чтобы снизить стоимость привлечения клиента, САС. У маркетологов это называется работой с воронкой продаж.

Узнал о проблеме
Исправил

Клиенты уходят с сайта и не бронируют абонементы

Сделал сайт красивее и удобнее

Клиенты бронируют абонементы, но отказываются после разговора с менеджером

Прослушал записи разговоров, понял, что менеджер хамит, и уволил его

Клиенты приходят на пробное занятие, но не покупают абонементы

Спросил клиентов, что им не нравится, — оказалось, в зале слишком душно. Поставил еще один кондиционер.

Клиенты покупают абонементы, но только раз

Собрал отзывы об инструкторах, выяснил, что Пётр всё время переносит тренировки — уволил его!

Егор живет в идеальном выдуманном мире, но в жизни бывает, что человек заходит на сайт клуба из поиска, а через два месяца оставляет заявку по телефону или сразу приходит в клуб и покупает абонемент. Поэтому в реальности отследить со 100%-ной точностью, кто откуда узнал о фитнес-клубе, невозможно.

А теперь теория. Без задачи нет анализа

Главный вопрос, на который нужно ответить перед анализом продаж: зачем мы это считаем? На основе любого анализа должны приниматься какие-то решения, например об увольнении менеджера по продажам или увеличение рекламного бюджета.

Перед анализом надо оценить, помогут ли данные принять решение. Если нет, анализировать ничего не нужно. В малом бизнесе анализ продаж помогает принимать решение в трех направлениях:

  • эффективность рекламы;
  • периоды спада и роста продаж в течение года — сезонный фактор;
  • расходы.

Для каждой задачи нужно анализировать разные показатели, но все они связаны с количество продаж.

Задача
Анализируем
Решаем

Оценить эффективность рекламы

Сколько стоит привлечь одного клиента по рекламе из инстаграма и сколько денег он приносит компании

Увеличить или уменьшить рекламный бюджет;

отключить рекламу;

уволить менеджера, потому что он не отрабатывает заявки с рекламы;

нанять дизайнера, чтобы сделать сайт красивым и повысить количество заявок.

Определить сезонность бизнеса

Количество продаж по месяцам за несколько лет

Не увольнять менеджера по продажам, потому что продажи упали не из-за него — такая ерунда в мае каждый год;

провести акцию, чтобы сгладить спад.

Снизить расходы

Анализируем уровень затрат и уровень продаж, если затраты растут, а продажи нет — это плохой сигнал, нужно найти причину

Провести инвентаризацию, потому что кажется, что сотрудники заказывают за счет компании бумагу и мыло себе домой;

сменить поставщика: у этого цены выросли в два раза, а вместе с ними — наши затраты.

Например, определяем сезонность бизнеса: анализируем продажи сети кофеен Jeffreys и видим, что каждый год в январе — спад.

Анализ продаж сети кофеен Jeffreys в программе Microsoft Power BI

С этими данными можно ничего не делать, просто принять, что в январе денег будет меньше, а можно придумать акцию или отправить половину сотрудников в отпуск, чтобы снизить расходы.

Где брать данные для анализа

Есть три главных показателя для анализа продаж — это количество продаж, средний чек и выручка. Их берут из CRM-системы, эксель-файла, в котором ведется учет клиентов, и 1С-бухгалтерии. Что-то из этого в компаниях обычно есть.

Еще анализируют канал рекламы, из которого пришел клиент. Определить его помогают разные инструменты:

  • для сайта — ссылки с утм-метками;
  • для наружной и радиорекламы — промокоды или отдельный номер телефона;
  • для рекомендаций — опросы или анкеты, еще можно давать баллы, бонусы, скидки тому, кто рекомендует. Тогда он сам проследит, чтобы друг рассказал о рекомендации.

Для анализа стоимости привлечения клиента данные берут из рекламных кабинетов в Яндекс-директе, Вконтакте, Фейсбуке.

Бесплатный зарплатный проект Модульбанка

Подключите сервис и переводите зарплату на любые карты без абонентской платы в один клик

Узнать
Еще какие-то статьи
Продажи Минфин разрешил не использовать онлайн-кассы при расчетах с контрагентами через СБП
Минфин разрешил не использовать онлайн-кассы при расчетах с контрагентами через СБП
17 июля
12 мин
Советы Все о работе бизнеса с персональными данными: правила, штрафы, утечки, спорные вопросы
Все о работе бизнеса с персональными данными: правила, штрафы, утечки, спорные вопросы
Собрали лучшие статьи Дела на самую горячую тему лета
29 июля
2 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Все о&nbsp;работе бизнеса с&nbsp;персональными данными: правила, штрафы, утечки, спорные вопросы
Советы

Все о работе бизнеса с персональными данными: правила, штрафы, утечки, спорные вопросы

Собрали лучшие статьи Дела на самую горячую тему лета
Шаурма по&nbsp;ГОСТу: как устроен рынок, сколько стоит открыть точку
Рынок

Шаурма по ГОСТу: как устроен рынок, сколько стоит открыть точку

И почему это не бизнес для всех
Хочу использовать легенду для продвижения кофейни. Так можно?
Советы

Хочу использовать легенду для продвижения кофейни. Так можно?

Как говорится, мы не осуждаем, но обсудим
Как установить пандус?
Советы

Как установить пандус?

Как штрафуют бизнес за&nbsp;нарушения в&nbsp;области персональных данных
Советы

Как штрафуют бизнес за нарушения в области персональных данных

Все штрафы в 2025 году — в одной статье
Тест, в&nbsp;котором вы&nbsp;угадываете, на&nbsp;что россияне спускают деньги на&nbsp;Wildberries
Тесты

Тест, в котором вы угадываете, на что россияне спускают деньги на Wildberries

Как ничего не пропустить
Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.