На сайт банка

И снова рубрика о бизнес-показателях простым языком. Еще статьи по теме:

Что такое рентабельность компании

Как считать балансовую прибыль

Как оценивать ликвидность

Эксперт — Мария Алексеева, главный бухгалтер ООО «СТРОЙТЕХНОПРОЕКТ». Записалa Наталья Болдырева.

Что такое оборачиваемость средств компании

У каждой компании есть имущество: деньги, выданные займы, вклады, сырье и товары, а еще краткосрочная дебиторская задолженность — деньги, которые скоро заплатят партнеры. Всё вместе это оборотные активы — оборотные, потому что ими пользуются, их становится то больше, то меньше.

Оборачиваемость средств компании показывает, насколько эффективно пользуются этим имуществом. Здесь всё как в обычной жизни: деньги можно хранить под матрасом, а можно вложить и заработать. Товар может лежать на складе, а может активно продаваться и приносить деньги.

Другими словами, оборачиваемость средств компании показывает, как быстро деньги, которые вложили в дело, вернулись в виде реальных денег, а не зависли на счетах, складах, в виде бумаг или долгов.

«СБЧРО» работает с компанией «Одуванчик» пять лет. «Одуванчик» в очередной раз должен за товар 500 000 рублей. По дружбе «СБЧРО» не торопит с оплатой, рассуждает так: «Одуванчик» часто задерживает, но платит всегда, деньги никуда не денутся. И таких, как «Одуванчик», несколько компаний, общий долг — миллион рублей.

Если бы «СБЧРО» посчитал оборачиваемость средств, то понял, что вложил деньги в товар, продал его, а деньги не вернулись. «СБЧРО» мог бы поторопить с долгами, закупить сырье, произвести товар и заработать больше.

Когда имущества у компании немного, оборачиваемость средств считать необязательно — и так понятно, что деньги, например, с дебиторки или расчетного счета неплохо бы вложить в дело. А вот если имущества становится больше, сложно понять, всё ли оно используется и помогает зарабатывать или где-то есть проблемы.

Зачем считать оборачиваемость

Оборачиваемость средств компании влияет на годовой оборот. Чем выше оборачиваемость, тем больше денег крутится в компании. А вот если оборачиваемость низкая, стоит ответить на четыре вопроса:

  • нормально ли продается товар. По оборачиваемости средств можно понять, как идут продажи. Если оборачиваемость низкая, товар продается плохо, а если высокая, можно открывать шампанское;
  • компетентны ли сотрудники. Если оборачиваемость низкая, возникают вопросы: почему у коммерческого директора товар залежался на складе, а у главного бухгалтера вместо реальных денег долги партнеров, которые никак их не возвращают;
  • успешен ли бизнес в целом. Если оборачиваемость низкая, значит, компания вкладывает деньги, но не может вернуть их снова живыми деньгами. Тот же товар лежит на складах, и, возможно, никому не нужен;
  • не слишком ли компания бережлива. При низкой оборачиваемости компания может держать на счетах деньги, но не вкладывать их в развитие.

В целом оборачиваемость показывает, насколько бодро работает компания. С низкой оборачиваемостью вяло всё: товар лежит на складе, сырье покрылось плесенью, сотрудники играют в «Косынку», а дебиторку никто не спешит возвращать.

Как считать

Чтобы рассчитать оборачиваемость средств, нужно выручку разделить на эти самые средства. Вот как выглядит формула:

выручка / оборотные активы = оборачиваемость средств компании

Разберем, что есть что в этой формуле:

выручка — деньги, которая компания получает от основной деятельности;

оборотные активы — деньги на счете и в сейфе, выданные займы, вклады, сырье и товары, краткосрочная дебиторская задолженность.

При этом выручку и оборотные активы берут за один и тот же период. Если считают оборачиваемость за год, берут годовую выручку и среднюю стоимость активов за год. Средняя стоимость считается так: стоимость в начале года складывают со стоимостью на конец года и делят на два.

В 2018 году компания «СБЧРО» заработала 5 000 000 рублей на пряниках;

Еще у «СБЧРО» есть пряники на складе, мука в подвале, один вклад в банке и пять партнеров, которые должны деньги. В начале года общая стоимость всех этих активов была 2 500 000 рублей, в конце — 2 000 000 рублей. Средняя стоимость — 2 250 000 рублей;

Считаем оборачиваемость: 5 000 000 / 2 250 000 = 2,2.

Полученную цифру сравнивают с показателем за предыдущий период.

В 2017 году «СБЧРО» заработал те же 5 000 000 рублей, при этом активов было на 500 000 рублей.

Считаем оборачиваемость: 5 000 000 / 500 000 = 10.

Получается, оборачиваемость компании очень резко упала. Условно можно сказать, что в 2017 году каждый рубль активов «СБЧРО» принес компании 10 рублей, а в 2018 году — всего 2,2 рубля. В 2017 году активов было меньше, но ими активнее пользовались, поэтому оборачиваемость выше.

Чтобы исправить ситуацию, «СБЧРО» придется разбираться со своими активами: собирать дебиторские задолженности; понять, почему товар залежался на складе; уволить ленивого директора; активнее использовать деньги со счетов.

Еще какие-то статьи
Все отрасли Готовый бизнес-план для пекарни
Готовый бизнес-план для пекарни
22 июля
10 мин
Советы Как выбрать и как сменить юридический адрес ООО
Как выбрать и как сменить юридический адрес ООО
Объясняем на пальцах, какие есть нюансы
19 июля
22 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Вместо «Веры Вонг» и «Диора»: шесть локальных брендов свадебных платьев
Рынок

Вместо «Веры Вонг» и «Диора»: шесть локальных брендов свадебных платьев

Роскошные и романтичные, строгие и игривые, традиционные и винтажные свадебные платья
Как выбрать и как сменить юридический адрес ООО
Советы

Как выбрать и как сменить юридический адрес ООО

Объясняем на пальцах, какие есть нюансы
Как работодателю стать оператором персональных данных
Советы

Как работодателю стать оператором персональных данных

Рассказываем, почему вам это надо
Можно ли разориться на штрафах маркетплейса?
Рынок

Можно ли разориться на штрафах маркетплейса?

Разбираемся, за что штрафуют селлеров и как оспорить штраф
Как провести инвентаризацию склада
Советы

Как провести инвентаризацию склада

С чего начать, чтобы открыть кофейню
Советы

С чего начать, чтобы открыть кофейню

Только варить вкусный кофе недостаточно. Объясняем, как подготовиться к открытию кофейни
Вместо «Веры Вонг» и «Диора»: шесть локальных брендов свадебных платьев
Рынок

Вместо «Веры Вонг» и «Диора»: шесть локальных брендов свадебных платьев

Роскошные и романтичные, строгие и игривые, традиционные и винтажные свадебные платья
Осторожно

Что нельзя рекламировать

Одна компания использовала молитву в рекламе и получила штраф в 100 тыс. руб., другая назвала покупателей лопухами, и тоже ничего хорошего. Все дело в законе о рекламе.
15 июня 2018
119740
24

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.