На сайт банка

Героиня нашего интервью работала в церковной лавке, а затем открыла свою на территории храма. Она рассказала, как смогла договориться с храмом, сколько денег потратила, где закупает товары и сколько зарабатывает. Это интервью мы публикуем анонимно.

Мы договорились с храмом, что будем работать на их территории

До того, как открыть свою церковную лавку, я работала в другой лавке. Туда попала случайно: осталась без работы с маленьким ребенком на руках, и знакомые знакомых взяли меня. Наемным сотрудником я проработала четыре года: общалась с покупателями, поставщиками, помогала закупать товар. Там же работала моя будущая напарница.

Мы с ней давно думали открыть свою лавку: обсуждали, как всё устроить, потихоньку покупали церковные книги, которые могли бы потом продавать. Затем лавка закрылась, и мы решили, что момент настал.

То помещение, в котором работала лавка, было на территории храма. Мы были знакомы с администрацией храма и обратились с просьбой открыть у них теперь уже свою лавку. Они согласились, и мы подписали договор, но старое помещение нам не отдали, а выделили другое — отдельный небольшой домик.

Мы открывали церковную лавку непосредственно при храме, поэтому не регистрировались как ИП или ООО. Мы не платим налоги, но у нас есть церковная десятина — об этом расскажу дальше. Я знаю, что если открывать такую же лавку не на территории храма, а, например, в торговом центре, нужно уже регистрироваться в налоговой.

Работаем в центре города, но зарабатывать это не помогает

За то, что храм выделил нам помещение на своей территории, мы платим им 15 000 рублей в месяц. У нас небольшая площадь в 15 м², но всё равно нам очень повезло.

Храм расположен в центре города. Когда я говорю, что арендую помещение в центре, люди думают, что у нас золотое место, но это скорее минус, чем плюс. Вокруг нас нет жилых домов, одни кафешки и офисы, поэтому приходит немного людей. Обычно все ходят в храмы в своих районах, а целенаправленно к нам редко ездят, потому что мы небольшие, а в городе есть храмы куда популярнее. Но в целом, особенно до пандемии, было более или менее нормально, сейчас уже не так.

Вместо налога у нас церковная десятина, но во время пандемии ее отменили. В обычное время это десятая часть от платежей покупателей по карте. Мы пользуемся расчетным счетом храма: если покупатель оплачивает у нас картой, то деньги приходят на этот счет, и тогда десятую часть храм забирает себе. С наличных ничего не берет, это полностью наша прибыль.

Больше никакие деньги храму мы не отдаем, но есть договоренность: если у нас увеличиваются доходы, мы чуть больше платим аренду. Но, думаю, так не везде: у нас лояльное руководство, поэтому нет никаких дополнительных поборов. Наш храм — один из немногих, где осталась система пожертвований: например, человек хочет подать записку о здравии и платит, сколько сам захочет. Во многих храмах ему скажут «это стоит столько-то».

В лавку мы вложили миллион рублей

В церковную лавку мы вложили миллион рублей. Эти деньги ушли на первоначальную закупку товаров: книг, икон, серебряных изделий.

Еще мы потратили деньги на ремонт: поменяли двери и окна, снаружи покрасили, внутри отделали панелями, сделали полки для товаров. Но эти расходы я не считаю, потому что храм нам их возместил: если мы закроемся, домик останется им вместе с мебелью и ремонтом.

Мы сами работаем в лавке, поэтому никаких дополнительных расходов на сотрудников, документы или еще что-то нет.

На свои товары мы делаем наценку от 25 до 50%. Но всё равно у нас небольшая лавка, поэтому в среднем в месяц мы зарабатываем 100 000 рублей, а сейчас из-за коронавируса 70 000 — 80 000 рублей.

В среднем в месяц мы зарабатываем 100 000 рублей, а сейчас из-за коронавируса 70 000 — 80 000 рублей

На нашу работу очень влияет погода: в холода и сырость приходит мало людей, даже если на эти дни выпадают большие православные праздники. А самое ходовое время — перед Пасхой и Рождеством.

К нам приходят разные люди: иногда молодежь зайдет, которую в жизни не заподозришь, что их интересует православие, а они и икону купят, и книгу почитают. Бывает, старушка забредет и купит какую-то литературу. В общем, приходят разные по благосостоянию, социальному положению и возрасту люди.

Товар мы не покупаем, а берем на реализацию

Есть две схемы, по которым мы продаем товар: когда закупаем на свои деньги, а потом продаем, и когда берем на реализацию.

На свои деньги мы закупали товар, когда только запускались, это было два года назад. За это время мы продали не всё, где-то половина товаров осталась. Быстрее всего ушли книги, которые типографии больше не выпускали. Я уже говорила, что до открытия магазина мы скупали разные интересные издания, вот они пользовались спросом, потому что такие мало у кого остались. И наоборот: у нас часто спрашивали полочки под иконы, а когда мы завезли, их никто не стал покупать. Даже те, кто очень просил привезти: мы позвонили, сообщили о полочках, но люди не пришли.

Обычно магазины, чтобы продать залежавшиеся товары, устраивают распродажи — мы так не делаем, но можем дать скидку. Скидки у нас не зависят от того, хорошо товар продается или плохо, мы можем дать ее, если пришел доброжелательный человек. Но больших скидок всё равно не бывает, потому что многие церковные товары изначально стоят недешево. Редко мы можем сделать 10-20%, чаще 5-10%.

У нас скидки не зависят от того, хорошо товар продается или плохо, мы можем дать ее, если пришел доброжелательный человек

Сейчас мы товары почти не покупаем, а берем на реализацию — это когда нам дают товар просто так, мы продаем и расплачиваемся с поставщиками. Например, взяли товар за пять рублей, продали хоть за двадцать, хоть за сто, поставщику отдали пять рублей.

Вот так у нас хорошо продаются товары со Святого Афона: четки, масла, ладан, иконки. Если товар никак не продается, мы возвращаем его поставщику, но так бывает редко. Например, мы никак не могли продать травяные сборы, а еще платки — они были дорогими и некрасивыми.

У нас маленькая лавка, и мы стараемся не закупать дорогие товары, потому что мало кто готов потратить у нас крупную сумму. То есть рукописные иконы по 50 000 рублей в таких лавках не покупают и даже не спрашивают — люди заходят за бюджетным товаром, на него мы и ориентируемся.

Небольшие иконы из Греции обычно хорошо продаются

Мы сами решаем, что продавать в лавке

Мы давно работаем в этой сфере, знаем разных поставщиков, они знают нас, поэтому доверяют нам. Благодаря тому, что нам дают товар на реализацию, мы смогли расширить ассортимент: сейчас он большой и интересный, а вложений для этого не потребовалось.

Ассортимент лавки мы формируем сами, администрация храма в это не вмешивается, главное — придерживаться православной тематики. Но время от времени настоятель может зайти, чтобы проверить, что у нас продается.

Есть лавки, в которых продают разные сувениры, мы всё же стараемся оставаться в рамках православия. Хотя у нас есть памятные вещи из Иерусалима и Италии — это не совсем православные товары, скорее обереги и кулоны, но в церкви не принято так говорить, поэтому мы называем их «благословения».

У нас есть памятные вещи из Иерусалима и Италии — это не совсем православные товары, скорее обереги и кулоны, но в церкви не принято так говорить, поэтому мы называем их «благословения»

Есть лавки, которые специализируются на чём-то одном, например на иконах или на серебряных изделиях. Мы стараемся иметь всего по чуть-чуть, чтобы разнообразить наш ассортимент. Это еще зависит от аудитории и региона: в маленьких городах нет такого разнообразия православных товаров, насыщенности и искушенности всеми этими вещами. В крупных же все, кому надо было, уже скупили всё, что возможно: и книги, и иконы, и серебро. Поэтому, если продавать что-то одно, денег на этом не заработаешь.

Эти браслеты-четки из города Бари в Италии, где хранятся мощи Николая Чудотворца

У многих храмов нет разрешения на продажу золотых изделий, поэтому почти везде продаются только серебряные, и у нас тоже. С серебром всё проще: мы закупаем крестики у официальных производителей, например у Суздальского ювелира, у нас есть накладные, а на самих крестиках — пробы и бирки.

Эти крестики привезли из Израиля

Понятно, что в итоге лавка рассчитана на то, чтобы получить хоть какую-то прибыль. Поэтому мы постоянно ищем новых поставщиков и интересный товар, которого не будет у всех остальных — чтобы этим заинтересовать людей.

Мы относимся к храму, поэтому нам охотнее дают скидки

Мы продаем товары разных производителей. При нашем храме есть мастерская, которая печатает достойные иконы по адекватным ценам. У нас эти иконы хорошо покупают, поэтому мы постоянно сотрудничаем с мастерской: закупаем их от 50 до 300 рублей за штуку, в зависимости от размера, а продаем от 100 до 1000 рублей.

В России достаточно предприятий и мастерских, которых производят церковную утварь, книги, иконы. За шесть лет работы в этом бизнесе я многих знаю лично. Сейчас у нас где-то десять поставщиков, но всё равно постоянно ищем новых. Мы работаем на территории храма, и это добавляет нам авторитета: производства охотнее дают скидки, обычно от 10% до 30%, соглашаются на поставку товаров под реализацию.

Мы работаем на территории храма, и это добавляет нам авторитета: производства охотнее дают скидки, соглашаются на поставку товаров под реализацию

Мы не боимся мошенников, потому что покупаем товар только у проверенных поставщиков, а у новых берем только под реализацию. Если берем под реализацию, то ничего не обещаем, мы говорим: «Пожалуйста, поставляйте товар, мы продадим и отдадим вашу долю. Если нет, извините». Думаю, люди, которые предлагают нехороший товар, вряд ли согласятся отдавать его на таких условиях.

Многие церковные лавки закупают товары у предприятия «Софрино». Даже у нас многие посетители первым делом, когда смотрят икону, спрашивают: «Это Софрино?» Я отвечаю, что мы с Софрино не работаем, потому что в их ассортименте я не увидела ничего особенного, а мы стараемся работать с товаром, который не встретишь в каждой лавке.

Софрино — крупнейший в России производитель православной церковной утвари

Софрино первыми уловили веяние, что на православных товарах можно хорошо зарабатывать, стали выпускать их в промышленных масштабах и очень быстро стали монополистами рынка. С ними много кто работает, но мы нет, и наш настоятель в это не вмешивается. Он вообще никогда не говорит, что продавать, а что нет, максимум — может посоветовать хорошую книгу, сказать: «Я в проповеди буду рассказывать о такой-то книге, если хотите, можно предложить ее в лавке».

Мы продаем разные книги: по истории православия, воспитанию детей, семейным ценностям

У нас в лавке есть товары от частных мастеров, например иконописцев. Как-то через инстаграм мы познакомились с девушкой, которая пишет иконы. Она привезла нам несколько своих работ, очень красивые, и мы взяли их на продажу.

Нам всё равно, кто поставляет товары, производство или частник, мы смотрим на качество, нравится — не нравится, а еще на цену. Мы готовы к любому сотрудничеству, но полагаемся исключительно на свои вкусы.

Все товары в церковной лавке должны быть с освященных производств

Меня часто спрашивают: товары, которые мы продаем, — освященные или нет.

По церковным канонам освящаться должны только нательные кресты и иконы, все остальные товары — нет, но они должны производиться на освященных производствах, которые получили благословение церкви. Если человек хочет, он может пойти и освятить всё что угодно, но это не должно быть требованием номер один при покупке.

Наш батюшка мне сказал, что даже икону и крестик надо освящать еще раз самому. Так человек приложит хотя бы минимум усилий, чтобы эта вещь стала по-настоящему его. К тому же иконы и крестики через столько рук проходят, что лучше самому освятить, чтобы ушел весь негатив, если он был.

Иконы и крестики через столько рук проходят, что лучше самому освятить, чтобы ушел весь негатив, если он был

В церковных лавках могут говорить, что всё освящено, можете никуда не ходить. Мы всегда говорим, что надо освящать, но только нательные крестики и иконы, всё остальное — на личное усмотрение. Хотя и тут есть исключение: иконы со Святого Афона освящать не надо.

Я редко рассказываю, чем занимаюсь, потому что не все понимают

Думаю, наша церковная лавка — скорее исключение, чем правило. Я как-то читала объявление, где требуются сотрудники в церковную лавку, а в обязанностях: закупка строго по спискам, раскладывание на прилавке строго по какой-то системе, которую скажут. Там говорят, что покупать, где покупать и по какой цене продавать.

У нас такого нет, думаю, это зависит от настоятеля: наш батюшка — понимающий человек, который не вмешивается в нашу работу. Есть только одно условие — чтобы товары были православными.

Окружающие люди хорошо относятся к моей работе, но иногда срабатывает стереотип «О, церковная лавка, да вы там деньги гребете лопатой». У людей любой храм ассоциируется с храмом Христа Спасителя. А на самом деле всё не так: вот рядом с нами возвели маленькую часовенку, там батюшка служит, ну и какие огромные деньги он там наслужит? Никакие. А в деревнях так вообще, священники сами и огород сажают, и службу служат, и закупают строительные материалы, чтобы на голову прихожан во время службы вода не текла.

У людей иногда срабатывает стереотип «О, церковная лавка, да вы там деньги гребете лопатой»

Но каждому это не объяснишь, поэтому я редко афиширую, чем занимаюсь. Но среди моих знакомых много верующих людей — они хорошо воспринимают мою работу и поддерживают меня.

Я сама считаю себя верующим человеком, а еще стараюсь вникать в историю православия. Представьте, если сотрудник церковной лавки не может отличить Серафима Саровского от Николая Чудотворца, как это будет выглядеть в глазах людей, которые туда приходят.

Конечно, нельзя знать всё, но минимум должен быть: я книги читаю, проповеди слушаю. А если возникают затруднения, не стесняюсь залезть в интернет и посмотреть, даже если рядом стоит посетитель. Например, невозможно запомнить именины всех святых в течение года — если меня спрашивают, я смотрю в интернете. Но по ассортименту нужно ориентироваться хорошо: знать, что продаешь, кто производитель, откуда привезли.

Еще какие-то статьи
Продажи Продажи немаркированных медизделий будут блокировать на кассе
Продажи немаркированных медизделий будут блокировать на кассе
18 марта
11 мин
Интервью «Мы продаем не просто мед, а опыт владения ульем»
«Мы продаем не просто мед, а опыт владения ульем»
История онлайн-сервиса «Пчелошеринг»
28 февраля
1 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Все, что нужно знать об учредителе ООО
Инструкция

Все, что нужно знать об учредителе ООО

Кто имеет право быть учредителем, что можно и нельзя делать
Какой у вас уровень владения кофейным?
Интерактив

Какой у вас уровень владения кофейным?

Как получить выписку из ЕГРЮЛ
Советы

Как получить выписку из ЕГРЮЛ

Запрет рекламы VPN-сервисов, трехмесячные договоры ОСАГО и новые требования к зоомагазинам
Дайджест

Запрет рекламы VPN-сервисов, трехмесячные договоры ОСАГО и новые требования к зоомагазинам

Не пошли за всеми и выиграли: семь концептуальных брендов украшений из России
Рынок

Не пошли за всеми и выиграли: семь концептуальных брендов украшений из России

Предприниматели, превратившие творчество в бизнес
«Мы продаем не просто мед, а опыт владения ульем»
Интервью

«Мы продаем не просто мед, а опыт владения ульем»

История онлайн-сервиса «Пчелошеринг»
Все, что нужно знать об учредителе ООО
Инструкция

Все, что нужно знать об учредителе ООО

Кто имеет право быть учредителем, что можно и нельзя делать

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.