Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Офлайн или онлайн: что выбрать в 2025 году?
За последние годы рынок торговли сильно изменился: онлайн-сегмент быстро растет, потому что людям нравится покупать в интернете. Обычным магазинам и торговым центрам теперь нужно прикладывать намного больше усилий, чем раньше, чтобы привлечь покупателя. Как выбрать формат торговли в 2025 году и не прогадать? Мы сходили с вопросами к экспертам.
Как менялся рынок розницы в 2024-м и что будет в 2025-м
Где чаще всего совершаются покупки
По данным «Яндекс Рекламы» и Aquarelle Research за 2024 год, 25% потребителей покупают одну категорию товаров исключительно в интернете, 46% стараются чередовать онлайн- и офлайн-покупки одних и тех же товаров, а 29% предпочитают посмотреть на товар своими глазами и купить его в офлайн-магазине.
Самые активные онлайн-покупатели живут в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, Ростовской и Свердловской областях.
Аналитики считают, что дальнейший рост интернет-торговли будет идти за счет большего проникновения на региональные рынки. Уже сейчас большой прирост числа онлайн-продаж наблюдается в Чечне, Дагестане, Калининграде, Бурятии, на Чукотке, Сахалине и Камчатке.
Это сказывается прежде всего на малом бизнесе. По данным опроса Института экономики роста им. Столыпина, 29,4% малых предприятий сферы торговли заявили об угрозе закрытия бизнеса, а 65% — о приостановке планов по развитию, потому что нет ресурсов выдержать конкуренцию с крупными торговыми сетями и маркетплейсами.
Зоомагазинов в офлайне становится меньше
Так, в прошлом году число офлайн-зоомагазинов сократилось почти на 12%, но при этом средний чек в них стал выше на 11%. Многие уходят в онлайн: в 2024 году объемы продаж зоотоваров через интернет выросли на 24%, а средний чек составил почти 5 тыс. руб.
Читайте также:
Обороты онлайн-торговли выросли на четверть по всей стране
Сократилось и количество офлайн-магазинов электроники — на 7−8%, а продажи в оставшихся снизились на 16%, согласно исследованию платформы «Чек индекс». Больше всего точек закрывается в небольших городах, где активно открываются пункты выдачи маркетплейсов.
«Рынок интернет-торговли продолжит активно расти в 2025 году, несмотря на различные экономические вызовы. Это связано с тем, что все больше пользователей осваивают интернет-платформы и привычка делать покупки онлайн все больше укореняется в сознании потребителей. По всей вероятности, более заметный рост будет наблюдаться в крупных городах, где инфраструктура для онлайн-торговли более развита и доступ к интернету является повседневной нормой. Ожидается, что многие офлайн-магазины будут закрываться или сокращать свое присутствие, переводя часть бизнеса в онлайн. Это может быть связано с экономией на аренде и лучшими возможностями для аналитики и таргетинга».
Чем привлекает покупателей онлайн
Шопиться онлайн можно в любое время и в любом месте
Не нужно стоять в пробках перед торговыми центрами в период праздников. Пунктов выдачи заказов настолько много, что зачастую они находятся прямо в доме или очень близко к нему, а те, кто ходить не хочет, всегда могут заказать доставку на дом. Только пунктов выдачи WB сейчас уже более 42 тысяч.
Можно найти любимый бренд по цене ниже, чем в магазине
А еще купить уникальные авторские продукты, которые раньше были недоступны в офлайн-магазинах.
Легко заказывать прямо с телефона
Статистика по заказам с мобильного телефона
Ведь основной способ совершения покупок для людей — это мобильный заказ (так совершается примерно 80% покупок). А еще это быстро: согласно опросам, 39% покупателей предпочитают использовать сервисы с быстрой доставкой (до 1 часа), а 31% вообще хочет, чтобы товар доставили за полчаса.
Что выбрать в 2025-м: онлайн или офлайн
Казалось бы, плюсов ухода в онлайн у бизнеса достаточно: ассортимент для покупателя огромный, возможностей много, совершить покупку легче, доставят быстро.
«Что касается плюсов различных форматов торговли, онлайн-магазины предоставляют ряд значительных преимуществ. Во-первых, они имеют более низкие операционные затраты, так как отпадает необходимость в физическом пространстве. Во-вторых, доступ к большему объему аудитории, поскольку покупки можно делать в любое время и из любого места. Выход на маркетплейсы предоставляет продавцам возможность расширить свою клиентскую базу за счет интеграции с уже существующими платформами, что также позволяет снизить расходы на маркетинг.
Офлайн-точки, в свою очередь, имеют возможность предоставлять покупателю опыт “ощупывания” товара, мгновенной покупки и обратной связи, живого общения. При выборе формата торговли продавцам следует руководствоваться не только финансовыми аспектами, но и целевой аудиторией, а также особенностями продаваемого товара».
Личный поход в магазин все еще ценен для людей возможностями «потрогать и пощупать» или выбрать товар посвежее. Так что малому бизнесу не стоит совсем отказываться от офлайн-формата при открытии точки продаж в 2025 году. Офлайн-покупки — это эмоции, доступность здесь и сейчас. К тому же некоторые товары можно приобрести только офлайн.
«Офлайн-точки сохранят свою ценность там, где важны тактильные ощущения, эмоции от взаимодействия с персоналом (например, примерка и подбор одежды, украшений) или моментальный доступ к товарам. Скорее всего, в 2025 году мы увидим гибридные модели: офлайн-магазины будут дополнять онлайн-продажи, предлагая уникальный опыт или дополнительные услуги, недоступные в интернете».
Многие магазины уже сегодня стараются внедрять гибридные форматы продаж — и онлайн, и офлайн.
Например, цены онлайн и офлайн в магазине «Детский мир» различаются, но для привередливых покупателей продавец сделал специальную акцию: если сказать на кассе волшебную фразу «Хочу как на сайте», то можно получить товар дешевле.
«Я не знаю компании, которые работали офлайн и полностью перешли на онлайн. Могли сократить долю офлайн и больше переориентироваться на онлайн, но полностью — нет».
Такого бизнеса действительно мало, причем это касается как небольших, так и средних компаний. Эксперты объясняют это тем, что конкуренция в онлайн-мире сейчас более жесткая, чем в обычной рознице, — из-за высокой доступности, сравнительно низкого барьера для выхода в интернет-торговлю и высокого интереса со стороны покупателей. Из-за этого гибридный формат так популярен.
Пример
У ИП Елисеева есть точка в торговом центре по продаже шариков и упаковке подарков. Услугу по упаковке подарков продавать через маркетплейс нельзя, но вот готовые наборы для декора подарков и тематические комплекты с шариками Елисеев выставил на Wildberries. Оттуда он тоже получает стабильный доход.
Но многие предприниматели, которые уже начали бизнес в офлайне, могут сомневаться: мне уже пора идти в онлайн или нет?
Обратите внимание на такие показатели:
Чек-лист, чтобы определиться с форматом торговли
Подготовили небольшой чек-лист, чтобы проверить свой бизнес и выбрать лучшую площадку для продаж.
«Часто бизнес выбирает комбинированную модель в таком формате: сохраняет офлайн-точку для определенных категорий товаров или услуг, а параллельно запускает интернет-магазин для расширения охвата. Но в конечном итоге любое решение должно основываться на тщательном анализе данных, понимании потребностей целевой аудитории и характеристик продукта».
Опыт предпринимателей
Lau: баланс онлайн- и офлайн-продаж
Дарья из Калининграда продает кожаные сумки через собственный сайт и офлайн-магазины в Москве и Калининграде. Владелица бренда считает одним из любимых плюсов офлайна возможность реализовать творческие амбиции — например, создавать креативные продающие витрины, атмосферу которых покупатели смогут прочувствовать на себе.
Но и онлайн для бренда сумок — перспективная история.
«У каждого канала продаж есть свои плюсы. В онлайне неограниченное количество продаж и времени для выбора: главное, чтобы все было в наличии. В офлайне плюсом является живое общение: человек может случайно гулять по ТЦ, заглянуть в магазин, познакомиться с брендом или сразу что-то купить. Также есть определенное количество людей, которые не приобретают товар онлайн. Вместе с тем онлайн растет с каждым годом: людям все проще сделать заказ онлайн, нежели ехать в ТЦ. К тому же стоимость аренды и зарплаты офлайн-сотрудников растут очень быстро, что не позволяет держать стоимость товара на одном уровне. Поэтому нужно расширять возможности продаж онлайн».
Bubble: свой сайт + магазин + маркетплейсы
Вы знаете майора Грома? Издательство комиксов Bubble уже 13 лет создает оригинальные российские комиксы. Продает их Bubble через собственный сайт. Есть своя небольшая офлайн-точка в Москве на дизайн-заводе, а еще комиксы представлены на маркетплейсах WB, Ozon и совсем недавно вышли на «Яндекс Маркет». Маркетплейсы в Bubble считают отличным инструментом для продвижения и SEO.
Продажи на маркетплейсах сейчас занимают практически 40% от общего объема, а онлайн-продажи в целом значительно превышают офлайн, потому что нет ограничения по географии продаж. Издательство планирует только наращивать обороты в онлайн-направлении, но уходить полностью в интернет не собирается.
«Мы однозначно рекомендуем работать онлайн/офлайн и все совмещать. Сейчас есть огромное количество инструментов для онлайна/офлайна, платных и бесплатных, и нельзя себя ограничивать чем-то одним точно. Только так можно дотянуться до аудитории, чтобы это было эффективно».
Raffia.Decor: ушли в онлайн-формат
Елена из Москвы чуть больше года уже занимается продажей товаров, созданных своими руками, на маркетплейсах. Сейчас продукция Raffia.Decor представлена на Ozon, Wildberries и «Яндекс Маркете».
Был опыт аренды полки в магазине, но офлайн-продажи не радовали, а маркетплейсы оказались более выгодной площадкой, и Елена полностью ушла в онлайн. Так сократились расходы на аренду и транспортировку товаров и появился простор для творчества и создания новых товаров.
«Больше всего нравится то, что у меня это получается, ведь многие, к сожалению, уходят в минус. Еще нравится самостоятельное распределение сил и ресурсов, здесь все зависит от меня».
«Почта юга»: офлайн + онлайн
Еще одним опытом совмещения поделились в «Почте юга» — это бренд открыток и сувениров с достопримечательностями Ростова-на-Дону. Основательница бизнеса сама придумывает и рисует макеты будущих открыток, стикеров и шопперов. Купить авторские сувениры можно в социальных сетях, на сайте проекта, в некоторых городских кофейнях, в магазинах-партнерах, таких как барахолка «Твоя полка» и на ярмарках. «Почте юга» очень нравится формат ярмарок для продажи товаров.
«Каждое участие в ярмарке несравнимо с предыдущим. Это выход “из тени” и личное знакомство с потребителями и покупателями нашей продукции. И если на самой первой ярмарке 3 года назад о “Почте юга” почти никто не знал, то сейчас к нам идут целенаправленно. И даже не всегда что-то купить, а поболтать: какие планы, что нового, получить и дать обратную связь, подкинуть идею».
Сейчас ребята работают над регистрацией бренда «Почта юга», чтобы выйти на онлайн-маркетплейсы, создавать новые виды продукции, продолжать сотрудничество с городскими культурными сообществами и экскурсоводами.
«Как мне кажется, сейчас все больше продаж и покупок приходится именно на онлайн-сектор. Я сама такая, мне проще и легче зайти на маркетплейс и заказать что-то, чем искать в магазине. Но офлайн дает возможности личной встречи с мастером, способной расположить и познакомить человека с брендом, выстраивая доверие между покупателем и продавцом, чего онлайн дать пока не может в полной мере, поэтому мы будем работать и в Сети, и офлайн».
Короче
В 2025 году по-прежнему можно работать офлайн и онлайн, потому что многие покупатели любят чередовать покупки в Сети и походы в обычные магазины. Тем не менее число офлайн-магазинов постепенно сокращается, а предприниматели все активнее исследуют возможности онлайн-торговли.
Все эксперты и предприниматели, с которыми удалось пообщаться, в один голос советуют пробовать совмещать оба канала продаж, потому что у каждого есть свои преимущества, которые приносят желаемый результат. Если вы только планируете освоить онлайн- или офлайн-рынок, то вам совет от Юрия Васильева.
«Чтобы минимизировать риск, нужно:
Делать бизнес проще — наше дело