Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
С чего начать, чтобы открыть кофейню
Кофейня — бизнес с минимальными вложениями и рисками. Так часто считают те, кто только начинает свой путь в кофе-бизнесе. Кажется, что все просто: арендуешь помещение, покупаешь кофемашину, нанимаешь сотрудника — открываешься и гребешь миллионы. Однако в этом бизнесе множество нюансов. Рассказываем, что нужно, чтобы открыть кофейню с нуля.
Выбрать формат кофейни
Можно открыться с кофе навынос в помещении около 15−20 кв. м, на фудкорте в ТЦ или запустить кофейню с завтраками, бизнес-ланчами и вечерним меню. От формата будет зависеть размер инвестиций, требуемое оборудование и персонал.
Основных вариантов три. Разберем каждый.
Экспресс-кофейня
Самый простой формат: гость покупает кофе и уходит, столиков в такой кофейне нет. В ассортименте только несколько позиций кофе и выпечки. Экспресс-кофейни открывают на островке в ТЦ, в центре города, на вокзалах и в бизнес-центрах.
Сколько денег и квадратных метров
Понадобится помещение площадью до 20 кв. м. Открытие обойдется в 2−3 млн руб.
Мини-кофейня
Объединяет формат «кофе с собой» и небольшую посадочную зону. Есть меню с базовым ассортиментом, заказ посетители обычно делают у стойки. Мини-кофейни часто располагаются в бизнес-центрах, торговых центрах и жилых комплексах.
Сколько денег и квадратных метров
Для открытия понадобится площадь в 40−60 кв. м. Инвестиции — 3−6 млн руб.
Кофейня с посадочными местами
Заведение, больше похожее на кафе, но с акцентом на кофе. В таком формате есть меню, кухня и официанты.
Сколько денег и квадратных метров
Площадь — 120−250 кв. м. Открыть кофейню с посадочными местами стоит от 6 до 12 млн руб.
Читайте также:
Мы открыли кофейню в закрытом городе
Чтобы определиться с форматом, погуляйте по разным кофейням и выберите, что вам по душе, также ориентируйтесь на предполагаемый бюджет.
«Многие предприниматели думают, что кофейня — легкий бизнес: открыть ее много ума не надо, и заведение сразу начнет приносить миллионы. Это не так. Я рекомендую будущему собственнику кофейни поработать бариста или пройти курсы. Уже на этом этапе нюансы этой сферы станут понятны».
Зоя Некрасова,руководитель CafeStore
Зарегистрировать бизнес
Чтобы собрать все нужное было легче, сохраняйте себе 15 документов для открытия кофейни — мы собрали самое важное в статье.
Чаще всего владельцы кофеен регистрируются как ИП, это самый удобный вариант: просто открыть, меньше налогов и можно работать без бухгалтера. Как правило, кофейни работают по УСН «Доходы минус расходы» со ставкой 15%, чтобы снизить налог на затраты.
Открыть кофейню может и самозанятый, но ему нельзя нанимать сотрудников — значит, придется все делать самому. Совокупный доход плательщика налога на профессиональный доход не должен превышать 2,4 млн руб. в год.
ООО зарегистрировать сложнее, поэтому его выбирают, только если бизнес — с партнерами. При регистрации ООО каждый из его участников получает долю в уставном капитале.
Читайте также:
Как оценивать имущество при внесении в уставный капитал
Основной код ОКВЭД для кофеен — 56.10 «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания». Можно открываться с ним, а позже добавить дополнительные.
Также нужно соблюсти нормы пожарной безопасности и получить разрешение на работу от МЧС. Для этого напишите заявление в управление МЧС по региону, потом приедет инспектор и проверит соответствие помещения нормам.
Если у кофейни есть вывеска, через «Госуслуги» получите паспорт рекламной конструкции, то есть разрешение на вывеску. К такой рекламе у каждого муниципалитета свои требования, найти их можно на сайте администрации.
В кофейне должны соблюдаться санитарные нормы. Учесть требования поможет проектировщик помещения. Он разработает проект или проверит соответствие нормам в помещении, где уже был общепит.
Наконец, в работе вы будете использовать молоко — это маркируемый товар, поэтому придется зарегистрироваться в системах «Меркурий» и «Честный знак».
Оформите уголок потребителя — так называют информацию, которую предприниматель должен донести до клиента. Это книга жалоб, закон о защите прав потребителей, свидетельство о регистрации ИП или ООО, правила торговли и оказания услуг.
Перед фактическим открытием кофейни подайте в Роспотребнадзор уведомление об этом. Его можно выслать через личный кабинет на «Госуслугах» или принести в МФЦ. Отправляя уведомление, предприниматель подтверждает, что его бизнес соответствует требованиям закона.
Найти помещение под кофейню
Успех кофейни во многом зависит от локации, так как расположение влияет на количество гостей. Подходящие есть на «Авито», ЦИАН, во «ВКонтакте».
«Недооцененный способ поиска помещения — “ногами”, то есть ходить пешком, смотреть объявления об аренде, разговаривать с арендаторами и собственниками. Много хороших помещений я нашла именно так. Стоит обратить внимание и на объявления о продаже готового бизнеса, помещение можно потом перестроить под себя».
Зоя Некрасова,руководитель CafeStore
Читайте также:
Как купить работающую кофейню и не пожалеть
Требования к кофейне зависят от формата будущего заведения. Например, для экспресс-кофейни понадобится помещение площадью 15−20 кв. м с отдельным входом, желательны отдельные выход для разгрузки поставок и водоснабжение. Для любого формата кофейни помещение должно соответствовать санитарным нормам.
Оцените потенциальный спрос в выбранной локации. Измерить примерный поток клиентов можно с помощью чеков. Купите что-то в соседнем заведении и сохраните чеки утром и вечером, а потом посмотрите номер чека — это количество человек, которые побывали в заведении к тому времени, как вы пришли.
Хорошие локации для кофейни — те, где уже есть готовая аудитория: жилые комплексы, бизнес-центры, фитнес-клубы. Можно открываться в государственных или муниципальных учреждениях, например в библиотеках. Обычно они сами заинтересованы в дополнительной аудитории, а арендная плата там невысокая.
«Не рекомендую новичкам в кофейном бизнесе локации в парках: это сезонная история. Сложно будет и возле метро. Трафик есть, но что это за аудитория и какие у нее потребности, неизвестно. Исключение, если вы точно знаете, что рядом вуз или фитнес-клуб, тогда ориентируйтесь на студентов или посетителей фитнес-клуба соответственно»
Зоя Некрасова,руководитель CafeStore
Читайте также:
Как выбрать место для кофейни
Сравните арендную стоимость, которую просит арендодатель, со средней ставкой за аренду в этом районе. Постарайтесь заключить договор аренды на три года или больше с фиксированной ставкой. Скорее всего, в помещении понадобится косметический ремонт — на время ремонта запросите арендные каникулы.
Написать бизнес-план и создать финансовую модель
Для открытия бизнеса составляют бизнес-план и создают финансовую модель. Это ориентиры для развития проекта. Нет смысла готовить эти документы до того, как вы нашли помещение, потому что цифры изменятся.
Считаем за вас налоги и взносы, готовим отчеты, компенсируем штрафы. Занимайтесь бизнесом, а не бумагами!
Бизнес-план обычно включает такие разделы:
Самая важная часть бизнес-плана — финансовая модель. Это план инвестиций на открытие, прогноз расходов и доходов, а также предполагаемый срок окупаемости. Без него непонятно, сколько денег надо на открытие, когда вложения окупятся и будет ли прибыль. При составлении финансового плана учтите объем инвестиций, спрогнозируйте выручку, постоянные и переменные расходы. Можно сделать три сценария развития в зависимости от среднего чека: например, если средний чек 300 руб., 400 руб. и 500 руб.
«Не открывайте кофейню в кредит, особенно первую. Успех никто не гарантирует, а риски есть всегда. Другое дело, если у вас уже известная сеть, вы знаете, что и как работает, — тогда на открытие новой точки можно взять кредит».
Зоя Некрасова,руководитель CafeStore
Читайте также:
Готовый бизнес-план с расчетами для кофейни на вынос
Купить мебель и оборудование
Из оборудования понадобятся кофемашина, кофемолка, витрина, холодильник и морозильник, блендер, грильница, печка.
Профессиональная кофемашина обойдется в 300 тыс. руб. или больше, это крупная сумма для начинающего предпринимателя, поэтому оборудование часто берут в аренду, а не покупают. Но в аренду часто отдают изношенную технику, которая потом ломается.
Лучше взять технику в лизинг, то есть в долгосрочную аренду с выкупом. По окончании срока лизинга оборудование переходит в собственность получателя лизинга, то есть владельца кофейни.
Читайте также:
Как выбрать кофемашину для кофейни
С осторожностью стоит покупать и б/у оборудование. Чтобы не ошибиться, обратитесь к специалисту, который порекомендует оборудование и проверит его.
Также понадобится кассовое оборудование, чтобы выбивать чеки и регистрировать продажи. Оно стоит от 30 тыс. руб.
Из мебели нужна барная стойка, ее обычно делают на заказ под размеры помещения. Столы и стулья, если кофейня с посадкой, можно купить в обычном магазине или тоже сделать на заказ.
При декоре помещения спланируйте фотозону, если позволяет площадь. Гости делают фото и выкладывают их в соцсетях, отмечая кофейню, — это помогает привлечь дополнительную аудиторию.
Читайте также:
Как CafeStore помог открыться кофейне во Владимирской области
Найти сотрудников
Многие владельцы кофеен предпочитают первое время сами стоять за стойкой и варить кофе. Во-первых, чтобы сэкономить, во-вторых, так проще понять, что любят гости, а что в заведении стоит изменить. Многие посетители ценят такой честный подход и приходят в кофейню из-за собственника. В общем, делать всю работу на старте самому — это нормально.
Даже если деньги есть, найти персонал для кофейни нелегко, потому что текучка огромная. Можно опубликовать вакансию на сайтах для поиска работы: hh.ru, rabota.ru, «Авито Работа» — и в соцсетях. Но этого уже недостаточно, чтобы найти сотрудника. Придется проявить большую изобретательность. Задействуйте знакомых, спрашивайте, нет ли подходящего человека. Еще поискать стоит в вузах, так как бариста часто работают студенты.
Не ожидайте опыта: таких специалистов мало. Скорее всего, обучать сотрудника придется с нуля.
Минимально для кофейни, работающей навынос, нужны два бариста. Обычно график 2/2 по 12 часов. Разработайте для новых сотрудников внутренние документы, чтобы регламентировать рабочий процесс: чек-листы для ведения смены, сценарии продаж, инструкцию по работе с кассой.
В бесплатной или частной медицинской клинике оформите медицинские книжки для себя и сотрудников.
Читайте также:
Как нанять бариста
Привлечь клиентов
Кофейня может быть классной, но о ней никто не узнает, если не продвигаться. Пригласить гостей в новую кофейню можно разными способами: с помощью таргетированной рекламы, аккаунтов в картографических сервисах, SMM, размещений у местных блогеров, рекламы на сайтах, листовок и флаеров.
Для удержания постоянных клиентов работают системы лояльности: например, каждый пятый напиток бесплатно или за полцены. Но в первую очередь важны сервис и качество продукта. Сотрудники — это часть маркетинга: именно они рассказывают о философии кофейни и продают ее продукцию. Если бариста грубо разговаривает с гостем, маркетолог это не исправит. Частью маркетинга можно считать и необычную авторскую подачу напитков и блюд или небольшой комплимент к каждому заказу.
Читайте также:
Как продвигать кофейню в соцсетях
Бизнес-опыт
Зоя Некрасова, руководитель CafeStore
Полтора года назад команда CafeStore помогла открыть кофейню в гостинице «Салют» на юго-западе Москвы. Выбрали помещение рядом с лобби-баром и ресепшн. Именно через стойку регистрации идет основной поток гостей гостиницы. С другой стороны, лобби-бар тоже предлагает напитки и еду, но мы не испугались конкуренции, потому что кофейня не продает вино и горячие блюда, а только кофе, десерты и перекусы.
Аренда стоит 50 тыс. руб. в месяц, сдается только барная стойка, но есть свободная посадка от отеля (диванчики и столики), где может разместиться любой гость, за эту площадь арендная плата не вносится.
Отель предложил в аренду и оборудование: кофемолку и кофемашину. Мы проверили их и взяли с пониманием, что оборудование прослужит примерно год. Так и произошло, и через год предложили кофемолку и кофемашину в лизинг от CafeStore.
В меню сделали акцент на свежей выпечке. Чтобы сэкономить, покупали заморозку и готовили по мере необходимости. Это помогло контролировать списание продуктов.
Мы сделали ошибку и потратились на брендинг стаканов, но клиенты это не оценили, никто их не фотографировал, гости просто хотели вкусный кофе. Достаточно было купить наклейки на стаканчики или обойтись обычными белыми. Когда брендированные стаканчики закончились, перешли на обычные.
В отеле помимо нашей кофейни располагаются цветочный салон и аптека, мы подружились и договорились с этими бизнесами, чтобы кофейню рекомендовали.
В кофейню вложили около 500 тыс. руб. Оборот в месяц — 400−500 тыс. руб., прибыль — около 150 тыс. руб. Это успешный кейс. Хотя, казалось бы, сплошные минусы: аренда 50 тыс. руб. всего лишь за барную стойку, а рядом конкуренция в виде лобби-бара.
Что нужно, чтобы открыть кофейню
Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов