На сайт банка

Если вы интернет-магазин и ваши покупатели платят на сайте, по 54 ФЗ вы должны отправить фискальный чек. Для этого нужна онлайн-касса и договор с оператором фискальных данных. В среднем касса стоит тридцать тысяч рублей.

Чтобы не закупать кассы, магазины отказываются от оплаты на сайте. Вместо этого они нанимают курьерские службы, которые принимают наличные от покупателя и выдают чек. В теории магазин экономит, а на практике рискует деньгами. Например, магазин может прекратить работу на три месяца или заплатить штраф в миллион рублей.

В законе о кассах появились новые правила. О них мы написали в статье:

Что нового в законах о кассах

Эксперты — Максим Опилкин, директор по развитию «Гротема», разработчика мобильных приложений для касс, Алексей Прыгин, заместитель директора курьерской службы «МаксиПост», и Олеся Фабер, юрист «Первого БИТа». Записалa Тоня Сергеева, шеф-редактор.

Что требует 54 ФЗ

Новое о кассах — в статье на Деле

54 ФЗ — это закон о кассе. По закону каждый магазин обязан поставить кассу с фискальным накопителем. Фискальный накопитель записывает продажи магазина, и касса отправляет их оператору фискальных данных, а покупатель получает фискальный чек.

Новый закон помогает налоговой понять, какой из магазинов недоплачивает налоги. С кассой старого формата магазин мог скрыть продажи, потому что налоговая узнавала о них из отчетности, а отчетность можно нарисовать. С новой кассой такого не получится — налоговая узнает о продажах в режиме реального времени.

Сколько стоит работа без кассы

Налоговая в Липецке оштрафовала на 50 000 рублей

Если интернет-магазин не пробьет фискальный чек, он рискует заплатить штраф:

  • 10 000 рублей за чек. Налоговая вправе считать каждый чек в отдельности: магазин не выдал чеки за пять покупок, с него 50 000 рублей. Даже если между покупками разница в пять секунд;
  • до 100% от суммы чека и не менее 30 000 рублей, если кассы нет совсем;
  • приостановка работы на 90 дней при крупных нарушениях.

Налоговики в прессе говорят, что пока будут штрафовать тех, кто не поставил кассу. А если касса есть, но магазин работает с нарушениями, есть шанс избежать штрафа.

Андрей Бударин рассказывает о проверках на Ритейл.ру

Андрей Бударин, начальник управления оперативного контроля налоговой, рассказывает о проверках:

«В 2018 году будем обращать внимание на злостных уклонистов от перехода на онлайн-кассы. В отношении тех, кто перешел на новый порядок, но допускает нарушения, мы постараемся применять санкции в последнюю очередь».

Кассы на любой вкус

Подберем оптимальный способ оплаты для вашего бизнеса

Как налоговая узнает о работе без кассы

Кажется, что налоговая не вычислит магазин без кассы, потому что магазинов много, всех не проверить. Но она вычислит.

Проверки налоговой. Есть два варианта всё узнать. Первый — это проверки. Андрей Бударин, начальник управления оперативного контроля налоговой, рассказал Ритейл.ру, какие магазины в зоне риска.

У налоговой «риск-ориентированный подход». Это значит, налоговая сначала собирает сведения о магазине, а потом проверяет. В зоне риска:

  • магазины, о которых есть сведения в открытых источниках.

    Например, сайт, группа в соцсетях или налоговый инспектор наблюдал за магазином и магазин вызвал вопросы;

  • у которых раньше была касса, а новой нет;
  • которые подключили новую кассу, но не пробивают чеки.

Есть шанс, что налоговая не сразу заметит какой-то магазин, но налоговики — тоже люди. Могут заказать шампунь для себя, а магазин чек не выдает, вот налоговая и узнала.

Проверка чека. Еще один способ найти магазин без кассы — это проверка чеков. Налоговая сделала приложение, где каждый может узнать, правильный это чек или нет.

Приложение налоговой для проверки чека: для андроида и эпла

Приложение показывает, какой чек получил покупатель. Так выглядит приложение, если с чеком всё в порядке:

Вот так, если чек неправильный:

Налоговая о сервисе проверки чеков

На нелегальный чек можно пожаловаться, для этого есть кнопка «Сообщить о нарушении налоговой». Покупатели или конкуренты могут проверить чек и написать в налоговую.

Магазин «Гаджетомания-плюс» работает без кассы, об этом узнал его конкурент «Техникомания».

Иван, сотрудник «Техникомании», заказал смартфон домой, получил чек и проверил через приложение. А когда приложение показало, что чек нелегальный, Иван отправил сообщение налоговой.

Иван отправил десять чеков за месяц, теперь у налоговой есть повод оштрафовать «Гаджетоманию-плюс» минимум на 100 000 рублей или по 10 000 рублей за каждый чек.

Чтобы не рисковать штрафами и не тратиться на кассу, магазины перекладывают выдачу чеков на курьерские службы. Но не всё так просто.

Подписать агентский договор

Если просто передать задачу пробивать фискальные чеки курьерской службе, это не снимает ответственности с магазина. Чтобы снять, нужен договор.

В большинстве случаев курьеры работают по договору услуг. В договоре сказано что-то вроде:

Заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по доставке корреспонденции, конвертов, пакетов и бандеролей по Москве.

Еще есть вариант, когда курьеры, как обычные покупатели, выкупают заказ у магазина за свои деньги, а потом продают покупателю и возвращают деньги себе. Курьерская служба может писать так:

Оба варианта не подходят для 54 ФЗ. По договору услуг у курьеров одна обязанность — доставить заказ, пробить чек они не обязаны. А если продавать товар курьеру-физлицу, касса всё равно нужна.

1005 статья ГК — об агентском договоре, 103 ФЗ — о платежных агентах

Чтобы магазин передал курьерский службе ответственность за 54 ФЗ, надо подписать с ней агентский договор.

По агентскому договору одна сторона — принципал, поручает другой стороне — агенту, выполнить поручение от имени принципала.

В договоре для курьерских служб это значит:

Магазин — это принципал, он дает поручение курьерской службе — агенту.

Когда курьерская служба подписывает агентский договор, она берет на себя обязательства магазина. Поэтому обязательство принять оплату и выбить чек тоже переходят курьерской службе.

В классических договорах это написано так:

«ООО „Витрина“, именуемое в дальнейшем „принципал“, и ООО „Доставка за час“, именуемое в дальнейшем „Агент“, заключили договор».

«Агент обязуется совершать от своего имени и за счет принципала сделки розничной купли-продажи товаров».

«Принимать оплату за доставленные отправления принципала, в том числе с использованием контрольно-кассовых машин (далее — ККМ)».

Если в договоре есть подобные фразы, значит, это агентский договор. По нему за 54 ФЗ отвечает курьерская служба.

Если курьерская служба обещает кассу, лучше не верить на слово, а проверить текст договора. Бывает так: на сайте служба пишет, что работает по 54 ФЗ, а в договоре — ни строчки.

На сайте:

По договору — никакого 54 ФЗ. Цитируем:

«Исполнитель берет на себя обязательства доставлять от адреса приемки отправлений до пунктов выдачи и выдачу отправлений клиентам по адресу, указанному в поручении заказчика».

Эта фраза значит, что курьеры отвечают только за доставку и не должны печатать фискальный чек.

Агентского договора хватает для минимальной подстраховки. Раз он есть, скорее всего, налоговая будет задавать вопросы курьерской службе, а не магазину.

Мы не можем прогнозировать реакцию налоговой, поэтому есть еще два совета для подстраховки. Они требуют больше времени, чем подпись на договоре.

Узнать, сколько касс в курьерской службе

Одного договора может быть мало. Служба подписывает договор, а сама работает без кассы. Кажется, раз есть договор, ответственность с магазина снимается, ему не о чем беспокоиться.

О должной осмотрительности: пояснения на Консультанте-плюс и статья на Деле

В российском законодательстве есть принцип — «должная осмотрительность». На практике это значит, что при заключении сделки клиент и подрядчик обязаны проверять друг друга и убеждаться, что никто не нарушает закон. Нельзя сказать: «Я подписал договор, а как его выполняет служба — не мое дело».

Чтобы подстраховаться, спрашивайте курьерскую службу о кассе. Подтвердить «должную осмотрительность» поможет диктофонная запись или электронное письмо, где служба говорит, что у нее есть кассы.

Спрашивать надо прямо и коротко, потому что служба может перепутать кассу с терминалом для эквайринга. Вопросы могут быть такими:

  • Курьеры печают чек на месте?
  • У вас фискальный чек?
  • У курьера есть с собой касса?
  • У каждого курьера есть касса?

Идеально, когда курьерская служба отвечает: «курьеры печатают чек на месте и касса есть у каждого», но такое случается редко.

Самый частый ответ среди служб, у которых есть касса:

Курьеры выбивают чек на месте, сразу после оплаты. Но чек печатает не касса, а отдельный принтер.

Когда курьер получает деньги, он помечает оплату в приложении, забивает сведения заказа и передает заказ на кассу. Касса стоит на складе, она же фискализирует чек, возвращает чек обратно, а принтер его печатает. Это занимает минуту.

Получается, курьер печатает чек как надо, но физически кассы с собой нет. Курьерские службы называют такую схему «удаленная касса» или «удаленная фискализация».

Схема с удаленной кассой сомнительная. С одной стороны, в законе нет слов: «у каждого курьера должна быть физическая касса». Главное, чтобы покупатель получил фискальный чек сразу после оплаты.

4.3 пункт в 54 ФЗ: «касса должна быть в момент расчета»

С другой стороны, в 54 ФЗ есть фраза, которую можно понять как требование — иметь кассу с собой при расчете.

Самое безопасное — работать с курьерскими службами, которые подтвердили, что касса есть у каждого курьера. Но таких служб мало, и не факт, что они подходят всем магазинам.

Можно подписать договор со службами, у которых одна касса на всех. Кажется, в этом нет ничего плохого: покупатель получает фискальный чек, налоговая видит продажи магазина, цель закона выполняется. Беда в том, что нельзя предугадать последствия, может, налоговая оштрафует за удаленную кассу.

Заказать доставку домой

После того как магазин подпишет агентский договор и разберется с количеством касс, лучше еще раз перестраховаться. Для этого подходит контрольная закупка. Вы сами у себя делаете покупку на сайте, встречаете круьера и проверяете, выдает ли курьер чек и если да, то какой. Если всё в порядке, делать ничего не надо.

Если курьер выдает неправильный чек, надежнее отказаться от курьерской службы. Если не готовы, можно подстраховаться и написать официальную претензию в службу.

Налоговая спросит из серии: «Почему покупатели получают заказы без чека?», а магазин показывает претензию. Он сам провел расследование, заметил нарушение и сделал внушение службе. Не факт, что налоговая примет объяснение, но возможно.

Официального шаблона для претензии нет. Главное описать суть: «Такого числа был заказ, правильного чека не было, был вот такой (скан), хотя по договору должен быть фискальный чек. Просьба выполнять условия договора».

Текст претензии можно распечатать, поставить подпись генерального директора и печать компании, а сам документ отправить физической почтой на адрес курьерской службы. Адрес есть в договоре со службой

Кассы на любой вкус

Подберем оптимальный способ оплаты для вашего бизнеса

Узнать
Еще какие-то статьи
Продажи Как малому бизнесу проводить маркетинговые исследования
Как малому бизнесу проводить маркетинговые исследования
И лучше узнавать клиентов и конкурентов
30 сентября
2 мин
Инструкция Внесли поправки в уголовную статью об уклонении от уплаты таможенных платежей
Внесли поправки в уголовную статью об уклонении от уплаты таможенных платежей
2 мая
13 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Счет-фактура, размен денег, маркировка, ОСАГО, льготы по налогам
Дайджест

Счет-фактура, размен денег, маркировка, ОСАГО, льготы по налогам

Что можно узнать по ИНН бизнеса
Советы

Что можно узнать по ИНН бизнеса

Проверяем контрагентов и разбираемся, не персональные ли это данные
Как малому бизнесу проводить маркетинговые исследования
Советы

Как малому бизнесу проводить маркетинговые исследования

И лучше узнавать клиентов и конкурентов
Эмодзи в деловой переписке — что думают суды?
Советы

Эмодзи в деловой переписке — что думают суды?

Почему эмодзи надо использовать с осторожностью
Какую ответственность понесет компания за ДТП с участием своего сотрудника?
Советы

Какую ответственность понесет компания за ДТП с участием своего сотрудника?

Как работать с персональными данными клиентов и сотрудников
Советы

Как работать с персональными данными клиентов и сотрудников

Разбираемся с точки зрения закона
Счет-фактура, размен денег, маркировка, ОСАГО, льготы по налогам
Дайджест

Счет-фактура, размен денег, маркировка, ОСАГО, льготы по налогам

В закладки

Удаляем негативные отзывы

«Хамоватые продавцы», «Вечно опаздывают», «Мошенники», — негативные отзывы могут появиться о любой компании. Хорошая новость: от них можно избавиться
25 мая 2018
25776
16

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.