На сайт банка

На складах хранится много продукции, поэтому бизнесу надо периодически отслеживать, все ли правильно занесено в учете. Это поможет избежать ошибок при составлении отчетов и знать реальное положение дел. Рассказываем, как провести инвентаризацию на складе и что изменится в правилах следующем году.

Записалa Светлана Сёмина, практикующий бухгалтер, кадровик, автор и редактор текстов для бухгалтерских порталов.

Когда надо проводить инвентаризацию склада

Обязательно проводить инвентаризацию — ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском учете»‎

Есть случаи, когда провести инвентаризацию бизнес обязан по закону. Это нужно:

  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при порче имущества или хищении;
  • при смене материально ответственного лица;
  • перед реорганизацией или ликвидацией;
  • в других случаях, например, при затоплении склада или пожаре.

Пример

ООО «Василек»‎ торгует консервами и бакалеей — крупами, чаем, сахаром. После сильного ливня склад «Василька» затопило. Прежде чем продолжать работу, компании надо понять, сколько товаров пережило потоп и пригодно для продажи: для этого надо провести инвентаризацию.

По желанию руководителя начать ревизию можно в любое время, например, за месяц или квартал. Главное — правильно оформить документы и назначить ответственных.

Новые правила инвентаризации — ФСБУ 28/2023

Организация может выбрать, по каким правилам ей проводить инвентаризацию: по ныне действующим или по новому федеральному стандарту бухучета — ФСБУ 28/2023, который введет новые правила с 1 апреля 2025 года. Следовать ФСБУ обязан любой бизнес, у которого есть бухучет, но обычно стандарт вводят в действие не сразу: для бизнеса есть переходный период, когда ФСБУ можно начать применять добровольно. С ФСБУ по инвентаризации та же история: его обязательно нужно соблюдать с 1 апреля 2025 года, но лучше попробовать уже в этом году. Выбор остается за организацией.

В 2024 году ИП не обязаны проводить инвентаризацию на складе, но лучше это периодически делать. Иначе предприниматель не будет знать реального количества товаров и продукции на складе, что может негативно отразиться на будущих поставках и продажах. В 2025 году даже ИП будут проводить инвентаризацию при условии, что ведут бухгалтерский учет.

Что поменяет ФСБУ 28/2023 с 2025 года

Новые правила разрешают фотографировать или снимать на видео объект инвентаризации (товар или предмет). Фото и видео-материалы можно прикладывать к итогам проверки.

По новому ФСБУ не всегда нужна инвентаризационная комиссия. Теперь ее можно не создавать, если в организации есть только руководитель и бухгалтер, инвентаризацию проводит аудитор или ревизионная комиссия.

Наконец, ИП или организация могут сами установить перечень документов, которые нужны для инвентаризации.

И главное: ИП будут обязаны проводить инвентаризацию на тех же основаниях, что и организации. Об этом мы говорили выше.

Это основные новшества, которые вводит ФСБУ 28/2023 с 1 апреля 2025 года.

Чтобы перейти на ФСБУ 28/2023 заранее, ИП или организации надо:

  • отразить в учетной политике переход на новый стандарт;
  • добавить информацию о добровольной инвентаризации в учетную политику и другие локальные документы;
  • назначить ответственного по инвентаризации, если по новому стандарту вам не надо создавать комиссию;
  • утвердить формы документов, которые будут применяться в учетной политике: акты, описи и прочие.

Что проверяют во время инвентаризации

Проверяют не только товары, которые хранятся на складе, но и продукты, которые:

  • уже в пути к покупателю (по товарной накладной или УПД на отгрузку);
  • переданы в переработку для выполнения работ или услуг (по документу о передаче ТМЦ);
  • переданы на хранение и продажу (при комиссионной торговле).

Если вам нужно провести инвентаризацию из-за смены материально ответственного сотрудника, то можно сделать выборочную проверку тех товаров, которые были в подотчете у ушедшего сотрудника.

Пример

В компании «Агро-Юг» увольняется начальник склада №1. Руководство решило провести частичную инвентаризацию — не на всех складах, а только на складе №1, чтобы к выходу на работу нового начальника склада был уже готов отчет.

Как провести инвентаризацию

Шаг № 1. Издайте приказ о проведении инвентаризации

В приказе укажите:

  • основание инвентаризации;
  • сроки проведения;
  • склад, на котором будет проводиться ревизия;
  • состав комиссии или ответственное лицо.
Пример приказа о проведении инвентаризации

Приказ надо дать подписать материально ответственному сотруднику и членам комиссии. Кроме приказа, они должны написать расписки, что все передали в бухгалтерию первичные документы по товарам и продуктам на складе: поступление, выбытие, передача в производство.

Пример расписки в бланке описи товарно-материальных ценностей

Когда председатель комиссии получил все расписки, ему нужно завизировать приказ и передать данные в бухгалтерию. Там подготовят акты и описи на основе данных бухучета.

Дополнительно можно составить положение о проведении инвентаризации, приказ о создании комиссии, план-график и журнал учета контроля. Однако это не обязательные документы, можно обойтись и без них.

Шаг № 2. Проведите инвентаризацию товаров на складе

Суть инвентаризации заключается в том, что комиссия проверяет, есть ли на складе товар или продукт, который указан в документах. Для этого в бухгалтерии составляют и распечатывают инвентаризационную опись, а члены комиссии пересчитывают все товары на складе и заносят данные в графу «Фактическое наличие».

Поля для занесения данных в опись

Если товар фасованный, его нужно взвесить и проверить, цела ли упаковка. Так как речь идет об инвентаризации склада остатков товаров, то пометки с инвентаризационным номером делать не нужно: важно только занести все данные в опись. При необходимости все можно фиксировать на фото и видео.

Пример

ООО «Аврора» продает канцелярские товары — бумагу, ручки, карандаши, тетради. Один из членов комиссии во время инвентаризации обнаружил, что на стеллаже в его ряду провалилась полка, от чего несколько упаковок карандашей разорвались. Нескольких карандашей не достает. Член комиссии фотографирует все повреждения и заносит данные о недостаче в опись.

Итог проверки прописывают в акте. У него есть рекомендуемая чиновниками форма.

Акт результатов инвентаризации выглядит так

Шаг № 3. Сверьте данные из бухгалтерии

Бывает, что данные из описи не совпадают с реальностью: например, чего-то не хватает на складе (недостача) или, напротив, чего-то нет в описи (неучтенка). Информацию об этом нужно внести в сличительную ведомость или в дополнительные строки в описи или акте.

Сличительная ведомость по результатам

Кроме того, нужны пояснения:

  • при недостаче — записка с пометкой, на кого возлагается недостача: на материально ответственное лицо или нет, а также причины такого решения;
  • при излишке — протокол заседания о зачете неучтенной продукции.

Пример бланка акта о недостаче товара

Шаг № 4. Издайте приказ об утверждении результатов

Руководитель организации / ИП должен получить от комиссии отчет, пояснительные записки и предложения комиссии. После того, как он рассмотрит все документы, издается приказ об утверждении результатов.

Приказ об утверждении результатов может выглядеть так

Если в бухучете есть расхождения с фактическим количеством товара на складе — бухгалтеру нужно внести изменения в программу, распечатать сличительные ведомости и списать недостачи или внести на учет излишки.

Бухгалтерия для ИП и ООО

Считаем за вас налоги и взносы, готовим отчеты, компенсируем штрафы. Занимайтесь бизнесом, а не бумагами!

Узнать подробности
Еще какие-то статьи
Торговля На чипсы хотят ввести акциз в размере 20% от стоимости
На чипсы хотят ввести акциз в размере 20% от стоимости
20 марта
5 мин
Советы Можно ли раздавать листовки на улицах?
Можно ли раздавать листовки на улицах?
14 мая
1 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Дизайн-студия из Тюмени: «Мы беремся за один проект из десяти, стоим дорого, спорим, но к нам возвращается каждый третий клиент»
Интервью

Дизайн-студия из Тюмени: «Мы беремся за один проект из десяти, стоим дорого, спорим, но к нам возвращается каждый третий клиент»

Поговорили с Евгением Лепёхиным о том, как зарабатывать дизайном в Сибири
Подборка грантов для IT-бизнеса
Рынок

Подборка грантов для IT-бизнеса

Илья Чех, производство протезов «Моторика»
Биография

Илья Чех, производство протезов «Моторика»

Тест. Переживет ли ваш ресторан визит Роспотребнадзора?
Интерактив

Тест. Переживет ли ваш ресторан визит Роспотребнадзора?

Про горы за деньги, точки с кофе навынос и лучшие идеи бизнеса для детского досуга
Рынок

Про горы за деньги, точки с кофе навынос и лучшие идеи бизнеса для детского досуга

Самые читаемые статьи «Дела» в апреле
Что ждет бизнес в мае 2025 года
Дайджест

Что ждет бизнес в мае 2025 года

Как ничего не пропустить
Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.