На сайт банка

На складах хранится много продукции, поэтому бизнесу надо периодически отслеживать, все ли правильно занесено в учете. Это поможет избежать ошибок при составлении отчетов и знать реальное положение дел. Рассказываем, как провести инвентаризацию на складе и что изменится в правилах следующем году.

Записалa Светлана Сёмина, практикующий бухгалтер, редактор бухгалтерских статей.

Когда надо проводить инвентаризацию склада

Обязательно проводить инвентаризацию — ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском учете»‎

Есть случаи, когда провести инвентаризацию бизнес обязан по закону. Это нужно:

  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при порче имущества или хищении;
  • при смене материально ответственного лица;
  • перед реорганизацией или ликвидацией;
  • в других случаях, например, при затоплении склада или пожаре.

Пример

ООО «Василек»‎торгует консервами и бакалеей — крупами, чаем, сахаром. После сильного ливня склад «Василька» затопило. Прежде чем продолжать работу, компании надо понять, сколько товаров пережило потоп и пригодно для продажи: для этого надо провести инвентаризацию.

По желанию руководителя начать ревизию можно в любое время, например, за месяц или квартал. Главное — правильно оформить документы и назначить ответственных.

Новые правила инвентаризации — ФСБУ 28/2023

Организация может выбрать, по каким правилам ей проводить инвентаризацию: по ныне действующим или по новому федеральному стандарту бухучета — ФСБУ 28/2023, который введет новые правила с 1 апреля 2025 года. Следовать ФСБУ обязан любой бизнес, у которого есть бухучет, но обычно стандарт вводят в действие не сразу: для бизнеса есть переходный период, когда ФСБУ можно начать применять добровольно. С ФСБУ по инвентаризации та же история: его обязательно нужно соблюдать с 1 апреля 2025 года, но лучше попробовать уже в этом году. Выбор остается за организацией.

В 2024 году ИП не обязаны проводить инвентаризацию на складе, но лучше это периодически делать. Иначе предприниматель не будет знать реального количества товаров и продукции на складе, что может негативно отразиться на будущих поставках и продажах. В 2025 году даже ИП будут проводить инвентаризацию при условии, что ведут бухгалтерский учет.

Что поменяет ФСБУ 28/2023 с 2025 года

Новые правила разрешают фотографировать или снимать на видео объект инвентаризации (товар или предмет). Фото и видео-материалы можно прикладывать к итогам проверки.

По новому ФСБУ не всегда нужна инвентаризационная комиссия. Теперь ее можно не создавать, если в организации есть только руководитель и бухгалтер, инвентаризацию проводит аудитор или ревизионная комиссия.

Наконец, ИП или организация могут сами установить перечень документов, которые нужны для инвентаризации.

И главное: ИП будут обязаны проводить инвентаризацию на тех же основаниях, что и организации. Об этом мы говорили выше.

Это основные новшества, которые вводит ФСБУ 28/2023 с 1 апреля 2025 года.

Чтобы перейти на ФСБУ 28/2023 заранее, ИП или организации надо:

  • отразить в учетной политике переход на новый стандарт;
  • добавить информацию о добровольной инвентаризации в учетную политику и другие локальные документы;
  • назначить ответственного по инвентаризации, если по новому стандарту вам не надо создавать комиссию;
  • утвердить формы документов, которые будут применяться в учетной политике: акты, описи и прочие.

Что проверяют во время инвентаризации

Проверяют не только товары, которые хранятся на складе, но и продукты, которые:

  • уже в пути к покупателю (по товарной накладной или УПД на отгрузку);
  • переданы в переработку для выполнения работ или услуг (по документу о передаче ТМЦ);
  • переданы на хранение и продажу (при комиссионной торговле).

Если вам нужно провести инвентаризацию из-за смены материально ответственного сотрудника, то можно сделать выборочную проверку тех товаров, которые были в подотчете у ушедшего сотрудника.

Пример

В компании «Агро-Юг» увольняется начальник склада №1. Руководство решило провести частичную инвентаризацию — не на всех складах, а только на складе №1, чтобы к выходу на работу нового начальника склада был уже готов отчет.

Как провести инвентаризацию

Шаг № 1. Издайте приказ о проведении инвентаризации

В приказе укажите:

  • основание инвентаризации;
  • сроки проведения;
  • склад, на котором будет проводиться ревизия;
  • состав комиссии или ответственное лицо.
Пример приказа о проведении инвентаризации

Приказ надо дать подписать материально ответственному сотруднику и членам комиссии. Кроме приказа, они должны написать расписки, что все передали в бухгалтерию первичные документы по товарам и продуктам на складе: поступление, выбытие, передача в производство.

Пример расписки в бланке описи товарно-материальных ценностей

Когда председатель комиссии получил все расписки, ему нужно завизировать приказ и передать данные в бухгалтерию. Там подготовят акты и описи на основе данных бухучета.

Дополнительно можно составить положение о проведении инвентаризации, приказ о создании комиссии, план-график и журнал учета контроля. Однако это не обязательные документы, можно обойтись и без них.

Шаг № 2. Проведите инвентаризацию товаров на складе

Суть инвентаризации заключается в том, что комиссия проверяет, есть ли на складе товар или продукт, который указан в документах. Для этого в бухгалтерии составляют и распечатывают инвентаризационную опись, а члены комиссии пересчитывают все товары на складе и заносят данные в графу «Фактическое наличие».

Поля для занесения данных в опись

Если товар фасованный, его нужно взвесить и проверить, цела ли упаковка. Так как речь идет об инвентаризации склада остатков товаров, то пометки с инвентаризационным номером делать не нужно: важно только занести все данные в опись. При необходимости все можно фиксировать на фото и видео.

Пример

ООО «Аврора» продает канцелярские товары — бумагу, ручки, карандаши, тетради. Один из членов комиссии во время инвентаризации обнаружил, что на стеллаже в его ряду провалилась полка, от чего несколько упаковок карандашей разорвались. Нескольких карандашей не достает. Член комиссии фотографирует все повреждения и заносит данные о недостаче в опись.

Итог проверки прописывают в акте. У него есть рекомендуемая чиновниками форма.

Акт результатов инвентаризации выглядит так

Шаг № 3. Сверьте данные из бухгалтерии

Бывает, что данные из описи не совпадают с реальностью: например, чего-то не хватает на складе (недостача) или, напротив, чего-то нет в описи (неучтенка). Информацию об этом нужно внести в сличительную ведомость или в дополнительные строки в описи или акте.

Сличительная ведомость по результатам

Кроме того, нужны пояснения:

  • при недостаче — записка с пометкой, на кого возлагается недостача: на материально ответственное лицо или нет, а также причины такого решения;
  • при излишке — протокол заседания о зачете неучтенной продукции.

Пример бланка акта о недостаче товара

Шаг № 4. Издайте приказ об утверждении результатов

Руководитель организации / ИП должен получить от комиссии отчет, пояснительные записки и предложения комиссии. После того, как он рассмотрит все документы, издается приказ об утверждении результатов.

Приказ об утверждении результатов может выглядеть так

Если в бухучете есть расхождения с фактическим количеством товара на складе — бухгалтеру нужно внести изменения в программу, распечатать сличительные ведомости и списать недостачи или внести на учет излишки.

Бухгалтерия для ИП и ООО

Считаем за вас налоги и взносы, готовим отчеты, компенсируем штрафы. Занимайтесь бизнесом, а не бумагами!

Узнать подробности
Еще какие-то статьи
Торговля Введут требования к онлайн-продаже ветпрепаратов
Введут требования к онлайн-продаже ветпрепаратов
21 августа
12 мин
Советы Прощение за дробление: как будет работать новая налоговая амнистия
Прощение за дробление: как будет работать новая налоговая амнистия
Рассказываем, кто под нее попадет и что это даст
2 сентября
1 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме

Свежие статьи:

Топчик
Сменить руководителя ООО сможет только нотариус, появились ОСГОП для таксистов и новые льготы для сферы туризма
Дайджест

Сменить руководителя ООО сможет только нотариус, появились ОСГОП для таксистов и новые льготы для сферы туризма

Прощение за дробление: как будет работать новая налоговая амнистия
Советы

Прощение за дробление: как будет работать новая налоговая амнистия

Рассказываем, кто под нее попадет и что это даст
Как ФНС проверяет работу бизнеса с самозанятыми
Советы

Как ФНС проверяет работу бизнеса с самозанятыми

И сколько придется платить, если нарушать закон
«Как я отказалась от собственного производства одежды в пользу контрактного»‎
Интервью

«Как я отказалась от собственного производства одежды в пользу контрактного»‎

Почему выгоднее производить по контракту и как выбрать предприятие, которое не подведет
Ошибки в рекламе, за которые оштрафуют
Советы

Ошибки в рекламе, за которые оштрафуют

Примеры судебных дел, где одна ошибка может стоить сотни тысяч рублей и нервных клеток
Как заключить социальный контракт и получить 350 тыс. рублей от государства
Советы

Как заключить социальный контракт и получить 350 тыс. рублей от государства

Даем инструкцию и рассказываем про подводные камни
Сменить руководителя ООО сможет только нотариус, появились ОСГОП для таксистов и новые льготы для сферы туризма
Дайджест

Сменить руководителя ООО сможет только нотариус, появились ОСГОП для таксистов и новые льготы для сферы туризма

Актуальное

Когда сотрудникам нужен медосмотр

Понятно, что медосмотр проходят все, кто работает с людьми или едой. И, казалось бы, совсем неожиданно, что он нужен тем, кто печатает на компьютере, но это так.
23 ноября 2018
20120
3

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.