Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Как провести инвентаризацию склада
На складах хранится много продукции, поэтому бизнесу надо периодически отслеживать, все ли правильно занесено в учете. Это поможет избежать ошибок при составлении отчетов и знать реальное положение дел. Рассказываем, как провести инвентаризацию на складе и что изменится в правилах следующем году.
Когда надо проводить инвентаризацию склада
Обязательно проводить инвентаризацию — ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском учете»
Есть случаи, когда провести инвентаризацию бизнес обязан по закону. Это нужно:
Пример
ООО «Василек» торгует консервами и бакалеей — крупами, чаем, сахаром. После сильного ливня склад «Василька» затопило. Прежде чем продолжать работу, компании надо понять, сколько товаров пережило потоп и пригодно для продажи: для этого надо провести инвентаризацию.
По желанию руководителя начать ревизию можно в любое время, например, за месяц или квартал. Главное — правильно оформить документы и назначить ответственных.
Новые правила инвентаризации — ФСБУ 28/2023
Организация может выбрать, по каким правилам ей проводить инвентаризацию: по ныне действующим или по новому федеральному стандарту бухучета — ФСБУ 28/2023, который введет новые правила с 1 апреля 2025 года. Следовать ФСБУ обязан любой бизнес, у которого есть бухучет, но обычно стандарт вводят в действие не сразу: для бизнеса есть переходный период, когда ФСБУ можно начать применять добровольно. С ФСБУ по инвентаризации та же история: его обязательно нужно соблюдать с 1 апреля 2025 года, но лучше попробовать уже в этом году. Выбор остается за организацией.
В 2024 году ИП не обязаны проводить инвентаризацию на складе, но лучше это периодически делать. Иначе предприниматель не будет знать реального количества товаров и продукции на складе, что может негативно отразиться на будущих поставках и продажах. В 2025 году даже ИП будут проводить инвентаризацию при условии, что ведут бухгалтерский учет.
Что поменяет ФСБУ 28/2023 с 2025 года
Новые правила разрешают фотографировать или снимать на видео объект инвентаризации (товар или предмет). Фото и видео-материалы можно прикладывать к итогам проверки.
По новому ФСБУ не всегда нужна инвентаризационная комиссия. Теперь ее можно не создавать, если в организации есть только руководитель и бухгалтер, инвентаризацию проводит аудитор или ревизионная комиссия.
Наконец, ИП или организация могут сами установить перечень документов, которые нужны для инвентаризации.
И главное: ИП будут обязаны проводить инвентаризацию на тех же основаниях, что и организации. Об этом мы говорили выше.
Это основные новшества, которые вводит ФСБУ 28/2023 с 1 апреля 2025 года.
Чтобы перейти на ФСБУ 28/2023 заранее, ИП или организации надо:
Что проверяют во время инвентаризации
Проверяют не только товары, которые хранятся на складе, но и продукты, которые:
Если вам нужно провести инвентаризацию из-за смены материально ответственного сотрудника, то можно сделать выборочную проверку тех товаров, которые были в подотчете у ушедшего сотрудника.
Пример
В компании «Агро-Юг» увольняется начальник склада №1. Руководство решило провести частичную инвентаризацию — не на всех складах, а только на складе №1, чтобы к выходу на работу нового начальника склада был уже готов отчет.
Как провести инвентаризацию
Старые правила утверждены Методическими указаниями из Приказа Минфинаот 13.06.1995 № 49, новые — ФСБУ 28/2023
Шаг № 1. Издайте приказ о проведении инвентаризации
В приказе укажите:
Приказ надо дать подписать материально ответственному сотруднику и членам комиссии. Кроме приказа, они должны написать расписки, что все передали в бухгалтерию первичные документы по товарам и продуктам на складе: поступление, выбытие, передача в производство.
Когда председатель комиссии получил все расписки, ему нужно завизировать приказ и передать данные в бухгалтерию. Там подготовят акты и описи на основе данных бухучета.
Дополнительно можно составить положение о проведении инвентаризации, приказ о создании комиссии, план-график и журнал учета контроля. Однако это не обязательные документы, можно обойтись и без них.
Шаг № 2. Проведите инвентаризацию товаров на складе
Суть инвентаризации заключается в том, что комиссия проверяет, есть ли на складе товар или продукт, который указан в документах. Для этого в бухгалтерии составляют и распечатывают инвентаризационную опись, а члены комиссии пересчитывают все товары на складе и заносят данные в графу «Фактическое наличие».
Если товар фасованный, его нужно взвесить и проверить, цела ли упаковка. Так как речь идет об инвентаризации склада остатков товаров, то пометки с инвентаризационным номером делать не нужно: важно только занести все данные в опись. При необходимости все можно фиксировать на фото и видео.
Пример
ООО «Аврора» продает канцелярские товары — бумагу, ручки, карандаши, тетради. Один из членов комиссии во время инвентаризации обнаружил, что на стеллаже в его ряду провалилась полка, от чего несколько упаковок карандашей разорвались. Нескольких карандашей не достает. Член комиссии фотографирует все повреждения и заносит данные о недостаче в опись.
Итог проверки прописывают в акте. У него есть рекомендуемая чиновниками форма.
Шаг № 3. Сверьте данные из бухгалтерии
Бывает, что данные из описи не совпадают с реальностью: например, чего-то не хватает на складе (недостача) или, напротив, чего-то нет в описи (неучтенка). Информацию об этом нужно внести в сличительную ведомость или в дополнительные строки в описи или акте.
Кроме того, нужны пояснения:
Пример бланка акта о недостаче товара
Шаг № 4. Издайте приказ об утверждении результатов
Руководитель организации / ИП должен получить от комиссии отчет, пояснительные записки и предложения комиссии. После того, как он рассмотрит все документы, издается приказ об утверждении результатов.
Если в бухучете есть расхождения с фактическим количеством товара на складе — бухгалтеру нужно внести изменения в программу, распечатать сличительные ведомости и списать недостачи или внести на учет излишки.
Считаем за вас налоги и взносы, готовим отчеты, компенсируем штрафы. Занимайтесь бизнесом, а не бумагами!