Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Когда хобби — бизнес, хобби у тебя больше нет
Григорий Елисеев делает из обычных людей настоящих капитанов. Тех, кто бороздит моря на яхтах и смотрит вдаль с капитанского мостика. Романтика и роскошь. Но если яхты — это бизнес, романтика кончается и начинается очень конкурентный рынок.
У Григория ушло два года, чтобы найти свою нишу и заставить бизнес приносить доход. Теперь у него школа яхтинга и первый в России агрегатор яхт и круизов. Григорий рассказал, почему запускал бизнес дольше, чем планировал, какие ошибки совершил и что стало с его хобби.
С чего началась история школы яхтинга?
Яхтинг появился в моей жизни в детстве. Лет в десять впервые ходил под парусом на Селигере на маленьких деревянных лодочках «фин». Плавал со взрослыми, но уже в первый день научился сам управлять лодкой. Страсть к морю и парусам не ушла, в 28 лет я получил яхтенные права и стал капитаном. Я могу арендовать яхту в любой точке мира и отправиться в море.
К тому моменту я семь лет работал в зарубежных компаниях — Шварцкофе и Хенкеле, Нестле, Арнесте, Джонсон и Джонсоне. В Джонсоне я занимался маркетингом и научился запускать новые продукты. Там узнал, какой путь проходит товар от первой идеи и до момента, когда его ставят на полку. В Джонсоне практически не ограничивали в ресурсах, только бюджет оговаривали, а так я был свободен в решениях. Креативил на полную.
Поначалу работа в корпорациях была интересной — настоящая школа жизни. Особенно, мне нравилось в Джонсоне. Но со временем надоело работать в больших компаниях. А еще не нравилось, что сотрудники в корпорациях иногда работают не на компанию, а продвигают себя в глазах начальства и занимаются самопиаром. Я так не умел, поэтому пришла мысль о собственном бизнесе.
Я отправился с друзьями под парусом на Карибы и понял, что хочу сделать из яхтинга бизнес. Кажется, если хобби так нравится, то и бизнес пойдет легко. На деле всё не так.
Как вы изучали сферу, прежде чем открыть бизнес?
Я всё сделал неправильно. Сначала открыл школу и купил первую яхту, а потом начал изучать рынок. Мне казалось, стоит только рассказать друзьям и знакомым о своем бизнесе, и все захотят учиться или ходить в море. Сначала все заинтересовались, строили планы, а в последний момент отказались. У каждого были причины, почему не может поехать. Теперь точно знаю, что в бизнесе нужны собственные опоры, надеяться на друзей — это ошибка.
Я поплатился за спонтанное и эмоциональное решение открыть школу без изучения рынка, поэтому первый год мы работали вхолостую. Мы не успели запустить сайт к сезону — марту или хотя бы апрелю. Запустили только в июне, а пока сайт проиндексировался, большинство клиентов уже забронировали обучение и яхты в других местах. Хорошо, что тогда я еще работал в корпорации, была денежная поддержка.
С лодкой тоже были проблемы. Я не разбирался в них, купил первое попавшееся судно. Оно было красивым, но в плохом состоянии. Сейчас понимаю, что надо было нанять профессионала и провести диагностику лодки. Пришлось учиться на своих ошибках. Лодка то и дело ломалась, а я тратил все больше денег на ремонт.
Первый год прошел в постоянном аврале. Я параллельно занимался разработкой и наполнением сайта, продумывал учебную программу, анализировал рынок и конкурентов, вкладывался в ремонт яхты и искал капитанов-инструкторов.
На каких клиентов нацелен ваш бизнес?
Чаще всего приходят мужчины от 30 до 45 лет, уже состоявшиеся бизнесмены или руководители. Они исполнили многие мечты и хотят попробовать себя в чем-то новом. Их привлекает образ капитана в белой форме на капитанском мостике, свобода и путешествия по собственным маршрутам.
Сейчас стали приходить и молодые ребята до тридцати. Девушки тоже есть, но они чаще участвуют в регатах — гонке на парусных лодках. Так что, капитан — это не всегда мужик с усами, хотя такое тоже бывает.
На чем зарабатывают в этом бизнесе?
Мне не раз говорили, дескать, яхтенный бизнес — люксовый сегмент, и я гребу деньги лопатой. Но это не так. В моем бизнесе — три направления: яхтенная школа, аренда яхт и круизы. В каждом своя рентабельность, но она небольшая. Например, в аренде яхт я зарабатываю только комиссию, как в туристических агентствах. А из нее еще нужно заплатить зарплату сотрудников, налоги и рекламу.
Обучение в школе стоит от 59 000 рублей за десять дней на яхте в Черногории. Из этих денег я оплачиваю топливо для яхты, техническое обслуживание, зарплату капитанам. При этом мы не снимаем группы, даже если набрали меньше человек, чем задумывали.
А еще это очень нервный бизнес. Постоянно открываются новые школы-конкуренты, поэтому я не могу расслабиться. Мне нужно искать новые идеи, решать проблемы, оценивать рыночную ситуацию. Я не могу нанять управляющего и отпустить бизнес, чтобы он работал сам. Мне нужно думать, что улучшить и чем выделиться.
Чем ваша компания отличается от конкурентов?
Управлять яхтой вошло в моду и яхт-школ открылось очень много, поэтому я решил выделяться другим. Я сделал на сайте уникальный агрегатор для аренды лодок и яхт, бронирования мест на регатах и круизах и записи на обучение по всему миру. Он работает и на мобильных устройствах, в этом мы первые в мире. Трафик с мобильных устройств постоянно растет и уже сейчас составляет больше 35%. Опытный яхтсмен или новичок может даже с телефона забронировать яхту хоть на Карибах, хоть в Японии. Сейчас в базе более 12 000 яхт и лодок по всему миру.
Мой агрегатор — это Букинг или Скасканнер в мире яхт, регат и круизов. Раньше яхтсменам приходилось обходить 100-150 сайтов чартерных компаний и брокеров, писать письма владельцам яхт или звонить в другую страну, чтобы забронировать нужную яхту и узнать ее стоимость. Теперь — вся информация на одном сайте, и она постоянно обновляется. Если в Португалии забронировали яхту, эта информация сразу же попадает в мою систему.
Сколько у вас своих лодок и почему нельзя обойтись арендованными?
У меня уже свой флот из трех лодок, они стоят в Черногории. На них наши студенты становятся матросами, шкиперами и капитанами.
Если я буду брать лодки в аренду, я прогорю и закрою компанию. Арендованные лодки нужно бронировать заранее, к началу сезона на все даты обучения. Сезон начинается в апреле, то есть уже в январе я должен знать, сколько человек и в какие даты приедет. В августе, в самый высокий сезон, аренда схожей с моей лодки на неделю обойдется от 3500 до 4500 евро.
Чтобы заработать на группе, мне нужно набрать хотя бы пять человек. Ради одного ученика запускать обучение на арендованной лодке невыгодно, отдам всю плату на аренду и еще придется доплачивать свои.
Те школы, которые обучают на арендованных лодках, часто снимают группу, если не набрали нужное количество человек. Представьте, человек взял отпуск, купил билет на самолет, а ему звонят и говорят, что капитаном в этот раз ему не стать.
У нас свои лодки, поэтому новая группа выезжает в Черногорию на практику каждые десять дней с марта по ноябрь. Мне неважно, сколько человек будет в группе. Пусть даже один поедет, мы его научим, а цена за обучение останется прежней.
Сколько стоит купить лодку?
Здесь как с машинами — бывают лодки эконом-класса и люксовые варианты. Цены начинаются от 30 000 евро и предела нет. На цену влияет всё: размер яхты; год выпуска; верфь, которая ее выпустила; технические характеристики; комфортность.
Марина — стоянка яхт
Круизные яхты Бавария, Бенету размером от 13 до 15 метров в среднем стоят от 200 000-250 000 евро. Моя первая учебная яхта стоила примерно 100 000 евро. Можно купить не новую и дешевле, но важно проверять техническое состояние. А то нарвешься на лодку, с которой весь сезон простоишь в марине на ремонте. Так вышло у меня с первой лодкой.
Яхту нужно покупать конце сезона, лучше в декабре. К марту все хорошие суда бронируют до ноября, и владельцам невыгодно их продавать. Остаются отбракованные яхты, на которых никто не хочет выходить в море. В конце сезона яхт много, легче выбрать судно в хорошем состоянии, да и цена ниже.
Как стать капитаном?
Чтобы стать капитаном, нужно пройти обучение, сдать экзамен и получить права капитана. Сначала студенты проходят базовый курс для начинающих капитанов. С этими права можно арендовать яхту по всему миру и ходить на расстоянии до 25 миль от берега, в пределах видимости.
Быстро стать капитаном и отправиться в кругосветное плавание не получится. Профессионализм приходит с опытом, у прав есть разные категории.
Плавательный ценз — стаж капитана, расстояние, которое он проплыл в море
Первая ступень — шкипер дневного или прибрежного плавания. Он может ходить в пределах видимости берега, до 25 миль. Следующая ступень — костал. К этому курсу допускаются кандидаты, которые подтвердили плавательный ценз в 800 морских миль. Сертификат на капитана выдается после сдачи экзамена по теории и практического курса на яхте в приливных водах.
Курс подготовки капитанов-любителей состоит из теоретической и практической частей. Занятия проходят по системе, которую разработала ассоциация «IYT», мы их лицензированная школа. Есть еще ассоциация «RYA» — британская яхтенная ассоциация, но она не адаптировала материалы для других языков, и занятия проходят на английском.
Практика — десять дней на яхте в Черногории. Мы отрабатываем практические навыки управления яхтой: учимся работать с парусами, управлять яхтой под мотором, швартоваться, маневрировать. Если человек плохо знает теорию, практика становится неэффективной.
Представьте, вам нужно одновременно научиться водить машину и выучить правила за три дня, это нереально. А с яхтой еще сложнее, это не просто на педали жать и скорости переключать. Приходится учитывать погоду, слаженность команды, курс, состояние яхты.
После курса теории и практики студенты сдают экзамен. Если успешно, получают международные права капитана. Мы отдаем сведения о тех, кто успешно прошел экзамен в международную ассоциацию «IYT», а они выписывают права.
Как ориентируются в море? Зачем изучать бумажные карты?
Мы изучаем бумажные карты, потому что электроника и навигационные приборы выходят из строя. В море не у кого спросить дорогу и нельзя остановиться на обочине. Если навигация отключилась, а ты не понимаешь, где находишься, дело плохо. Придется ориентироваться по компасу и картам. Этому мы и учим в школе.
А бывает, что человек плохо освоил теорию и сдал практику, а ему всё равно выдают права?
У нас — нет. Море — угроза жизни, оно не прощает ошибки и героизм. Мы выпускаем людей, которые умеют управлять яхтой и могут справиться с ней в непредвиденной ситуации. Если наш ученик или его команда пострадают, это скажется на репутации школы.
Что происходит, если команда на яхте между собой не сошлась?
Перед обучением нужно себя подготовить, что десять дней придется провести с незнакомыми людьми в замкнутом пространстве. Сойти на берег по первому желанию не получится.
Главный на судне — капитан, он отвечает за людей, отдает команды и распределяет работу между людьми. Как говорят капитаны: «На яхте нет пассажиров». Кто-то стоит за штурвалом, кто-то отвечает за стаксель, кто-то — за грот. Во время швартовки и подготовки к ней, помогает вся команда.
Управление лодкой похоже на тренинг командообразования, но всё намного жестче. В море нет места скандалам, выяснениям и дрязгам. Все должны подчиняться капитану, потому что он отвечает за жизнь команды. Были истории, что человек скандалил, угрожал испортить всем поездку, не выполнял команды, тогда капитан оставлял его на берегу.
Почему ваши яхты стоят в Черногории? У нас тоже есть порты в Крыму и Сочи.
Здорово выходить на яхте, когда береговая линия изрезанная, а в море разбросаны красивые острова, где можно высадиться и погулять, поболтаться на волнах в бухте. Этим мне нравится Черногория и Хорватия.
В Сочи и Крыму такого нет — берег прямой и неживописный. Инфраструктуры нет — в Крыму и Сочи по одной марине.
Что делать, если у человека морская болезнь, а он хочет стать капитаном?
Морская болезнь в сильную качку может свалить даже капитана. Есть лекарства, которые пьешь заранее, и болезнь отступает. Но я ученикам рассказываю три хитрости:
У нас была ученица, которая страдала изматывающей морской болезнью. Стоило ей взойти на борт, как ее укачивало. Первые два дня она так страдала, что хотела сойти на берег. Никакие лекарства не помогали. А потом она через силу начала участвовать в работе команды, помогала управлять яхтой, работала с парусами. В один момент она осознала, что болезнь отступила.
Почему теряешь хобби, когда делаешь его бизнесом?
У меня больше нет времени на яхтинг. А когда отправляюсь в море, не могу просто наблюдать морские просторы. Я смотрю за процессом, думаю, что сделать, чтобы моим клиентам было проще арендовать яхту, а ученикам полезнее учиться. Каждая поездка для меня становится рабочим процессом, а на все знакомства и мероприятия я уже смотрю в разрезе бизнеса.