На сайт банка

Новый сбор с рекламы, высокие штрафы за маркировку и ограничения по размещению на законодательном уровне в довольно короткие сроки изменили рынок рекламы в интернете до неузнаваемости. Объясняем, что происходит и как адаптировать к изменениям свою рекламную стратегию.

Кто платит за рекламу в интернете

Предприниматель, который хочет рассказать о своем продукте и привлечь клиентов, может купить рекламу в интернете напрямую на сервисе или у блогера или через рекламное агентство. Нет универсального рецепта, что выбрать — это зависит от целей рекламной кампании, бюджета и целевой аудитории.

Рекламные агентства могут взять на себя все этапы рекламной кампании от планирования до анализа результатов: тогда от предпринимателя требуется только заплатить. Адресатом большей части такого платежа в любом случае будет сервис, который запускает рекламу — например, Яндекс Директ, а агентство выступит посредником. Но даже если предприниматель платит напрямую сервису и занимается настройкой рекламы сам, это все равно большие затраты: в среднем для небольшого бизнеса они сейчас составляют 50 000-200 000 руб. в месяц без учета рекламного бюджета. И этот ценник, по всем прогнозам, будет только расти.

Что влияет на удорожание рекламы

В 2025 году штрафовать за интернет-рекламу будут чаще, а с доходов от рекламного контента придется платить налог. Вот несколько подробностей о том, как это работает.

Штрафы за размещение на незарегистрированных в РКН страницах и у иноагентов

С 1 января 2025 года бизнесу, который хочет разместить рекламу в группах, каналах или у блогеров с аудиторией более 10 тыс. подписчиков, нужно проверять, зарегистрирована ли страница в Роскомнадзоре. Если нет, то и размещать рекламу на этой странице нельзя.

Блогерам без регистрации нельзя принимать донаты, делать репосты. Всем пользователям социальных сетей нельзя репостить или упоминать не зарегистрированные в реестре профили и каналы, размещать в них рекламу.

Проверить регистрацию страницы или канала в РКН можно на «Госуслугах». Введите ссылку на ресурс в строку поиска, и сервис выдаст результат. Вот так выглядит положительный ответ:

Если нарушить правило, рекламодателя-ИП оштрафуют на 4 000-20 000 руб., а ООО — на 100 000-500 000 руб. Такой же штраф получат и те, кто размещает рекламу у иноагентов.

Иноагенты — это те, кто, по мнению государства, находится под влиянием иностранных политических сил, получает финансирование из-за рубежа и при этом участвует в политической и общественной деятельности в России. Таких людей включают в специальный реестр.

Поэтому перед размещением рекламы у блогера проверьте еще и реестр иноагентов. Он пополняется регулярно.

Пример

ИП Колпакова — владелец цеха по производству вязаной одежды для детей «Завяжись» и одноименного сообщества в ВК, где рассказывает о своих товарах и своей деятельности. Она заключила рекламный договор с блогером Анной П. с 11 тыс. подписчиков, но не проверила регистрацию сообщества Анны через «Госуслуги». Анна выполнила свои обязательства по договору и разместила рекламу детских вязаных шапок, шарфов и варежек от «Завяжись». Но из-за отсутствия страницы блогера в реестре РКН ИП Колпаковой пришло требование о предоставлении пояснений. А после разбирательств суд выписал предпринимательнице штраф.

Роскомнадзор штрафует за отсутствие маркировки на рекламе

С помощью маркировки государство ведет учет и контроль за рекламой в Сети. Например, по данным маркировки контролирующие органы будут считать сумму сбора за интернет-рекламу (о нем поговорим дальше).

Токен, он же маркер, — это как паспорт для рекламы, у каждого свой набор букв и цифр. Для получения токена нужно зарегистрироваться в Операторе рекламных данных, заполнить сведения о креативе и залить их Единый реестр интернет-рекламы. Токен присваивается автоматически.

Сделать это может или рекламораспространитель — например блогер, или рекламодатель. Кто именно, зависит от того, как они договорились между собой. Но даже если регистрация в ОРД по договору — обязанность заказчика-рекламодателя, то юридическая ответственность за корректность и полноту подачи все равно остается на блогере.

Если не зарегистрировать креатив в реестре и не получить токен, Роскомнадзор оштрафует рекламодателя на 30-100 тыс. руб., а фирму — на 200-500 тыс. руб.

Обольщаться тем, что сообщество с рекламой маленькое или у предпринимателя микробизнес, не стоит: благодаря реестрам РКН довольно быстро находит нарушителей.

«Штрафуют всех: и больших блогеров, и маленькие паблики. Всегда есть сердобольный или обиженный читатель, который сделает скрин поста и отправит в РКН».

Мария Медведева, частнопрактикующий юрист, медиаюрист

Размещать рекламу без маркировки нельзя. Рекламораспространитель, который так поступает, получит штраф: ИП в размере 100-200 тыс. руб., а компания — 200-500 тыс. руб. На размер штрафа влияют несколько факторов — длительность нарушения, первый это случай или нет и др.

«Особенно ФАС не нравятся закрепы и сквозные баннеры на сайте с рекламой отдельного товара. В остальном для бизнеса, который размещает информацию о своих продуктах, маркировка не так критична. ФАС разъясняла, что такие страницы маркировать не нужно, даже если на них есть призыв купить, кроме случаев, когда привлекают к конкретному товару».

Мария Медведева, частнопрактикующий юрист, медиаюрист

Запреты и ограничения, связанные с маркировкой, на этом не заканчиваются. Так, блогеры обязаны отчитываться о количестве просмотров размещенных рекламных материалов в Роскомнадзор. В описании каждого креатива должно быть подробно зафиксировано всё, что увидит, услышит и прочтет конечный потребитель рекламы. А если речь идет о посте, который был размещен и находится на ресурсе постоянно, то подавать сведения в РКН о нем нужно каждый месяц до самого удаления поста.

С 1 апреля нужно делать отчисления за интернет-рекламу

С 1 апреля в России вводится сбор за интернет-рекламу — 3%. Под него попадут большинство тех, кто так или иначе связан с размещением и распространением рекламы в интернете: рекламные агентства, операторы рекламных систем, владельцы групп в ВК, каналов в ТГ, блогеры. Исключение — СМИ и информационные агентства, крупные федеральные теле- и радиоканалы, бюджетные организации.

В общем, налог коснется тех, у кого заказывает и размещает рекламу преимущественно малый бизнес. Это значит, что реклама в интернете станет дороже. Ведь чтобы компенсировать расходы на налог, рекламные агентства будут поднимать ставки на размещение рекламы. Ожидаемое повышение — минимум 3%, а если рекламное агентство платит НДС, то — 3,6%.

Пример

ТГ-канал «Подслушано у риелторов» размещает рекламные посты за 100 тыс. руб., а с апреля 2025 года собирается поднять ценник до 103 тыс. руб.

Как бизнесу не обанкротиться на интернет-рекламе

Не зацикливайтесь на одном виде рекламы и используйте омниканальность

Омниканальность — способ балансировать рекламным бюджетом, когда цены на рекламу растут.

Выстройте рекламную кампанию так, чтобы объединить все каналы взаимодействия с клиентом в один: сайт, блог в социальной сети, мобильное приложение, наружная реклама, листовки и офлайн-магазин. Задача — сделать так, чтобы покупатель получал информацию о продукте параллельно из разных мест. Когда человек видит рекламу продукта и онлайн, и офлайн, он его запоминает, начинает узнавать и доверять ему.

Пример

Промоутер у метро дал прохожему листовку с рекламой пиццерии «8 кусков» за углом. У пиццерии есть сайт, где можно заказать бесплатную доставку и найти промокод на скидку в офлайн-точке. Прохожий нашел сайт пиццерии в интернете. Для обеда с коллегами на работе он заказал доставку пиццы. А по дороге домой зашел в «8 кусков» и воспользовался скидкой по промокоду, при этом помимо пиццы он заказал напитки и десерты. Так офлайн-реклама привела покупателя в онлайн-, а интернет-сайт — в офлайн-пиццерию.

Модульюрист

Юридическая поддержка вашего бизнеса по подписке. Безлимитные консультации, составление договоров, досудебных претензий, защита интересов в суде. От 12 490 рублей в месяц

Отдайте предпочтение более коротким (и более дешевым) форматам рекламы

Клиенты часто не готовы отвлекаться на 10-минутный рекламный ролик, изучать от корки до корки рекламный буклет или дочитывать до конца пост на полстраницы. Используйте это и не сливайте бюджет на создание объемного контента.

Например, 5-секундное видео наглядно продемонстрирует, как одноразовые салфетки для одежды удаляют пятна. В то время как ролик на 3 минуты с рассказом об экологичной и эффективной против пятен пропитке салфеток не все пользователи досмотрят до конца.

Качественный контент даже на 5-10 секунд — это задача со звездочкой. Поэтому часто таким продвижением продукта занимается целая команда креативщиков. Они не просто снимут и смонтируют видео, но привнесут в него тренды.

Малый бизнес с ограниченным рекламным бюджетом может делать такие видео своими силами. Главное, помните, что цель короткого видео — привлечь внимание, создать интерес и побудить к дальнейшему знакомству с продуктом, поэтому рассказывать долгую историю создания продукта не нужно.

Пересмотрите бюджет и КПД контекстной и таргетированной рекламы

Платформы контекстной и таргетированной рекламы предлагают автоматические стратегии управления ставками, которые могут помочь оптимизировать расходы и достичь поставленных целей. Однако важно контролировать их работу и вносить коррективы при необходимости.

Таргетинговая и контекстная реклама дают большую отдачу от инвестиций в рекламу, если их настройкой занимается специалист, который знает алгоритмы рекламных платформ, инструменты аналитики, а также как избежать ошибок и слива рекламного бюджета. Вот несколько вариантов, как изменить рекламу и сэкономить деньги:

  • настройте рекламу на пользователей, которые уже взаимодействовали с вашим сайтом или продуктом. Это вернет потенциальных клиентов и повысит конверсию;
  • используйте более узкие и релевантные ключевые слова, чтобы привлекать целевой трафик и снизить стоимость клика. Исключите нецелевые ключевые слова с помощью минус-слов;
  • настройте показ рекламы только в тех регионах, где находятся ваши потенциальные клиенты;
  • ограничьте показ рекламы теми часами, когда ваша целевая аудитория наиболее активна.

Привлекайте юриста, чтобы не тратиться на штрафы

Самостоятельная настройка рекламы, подбор контента и создание креатива кажутся более экономичными, но вы рискуете потерей денег и времени. Анализ и вычитка договора с блогером, у которого хотите разместить рекламу, — обязательный пункт при запуске рекламной кампании, так как именно от содержания договора зависит, кто будет регистрировать креатив в ОРД и сдавать отчетность.

Услуги юриста по сопровождению договора могут стоить 10 тыс. руб. А штрафы, которые получит бизнес за нарушения при размещении рекламы, могут доходить до 500 тыс. руб.

Юрист проверит, чтобы креатив не нарушал закон, а также вычитает рекламный договор, чтобы в нем не осталось формулировок с неоднозначным толкованием, обязанности сторон были четко поделены, ответственность прописана и т. д.

Короче

Экономия на рекламе не должна быть самоцелью. Главная задача — найти баланс между затратами и результативностью. Не экономьте на качестве креатива, тщательном анализе и юридическом сопровождении. Ошибки могут стоить дорого. Создайте безопасную рекламную кампанию с помощью нашего чек-листа.

Чек-лист проверки рекламы:

  • наличие маркировки с токеном;
  • регистрация в РКН страницы, на которой креатив будет размещен (если подписчиков больше 10 тысяч);
  • соблюдение авторских прав на контент на креативе;
  • запрет брани;
  • возрастная маркировка;
  • отсутствие рекламораспространителя в реестре иноагентов.

И если все-таки ФАС или РКН прислали определение о возбуждении административного дела и на горизонте замаячил штраф, не паникуйте, не сдавайтесь и не игнорируйте запросы госорганов. Это только ухудшит ситуацию.

«Изложите свою позицию, используйте различные правовые аргументы: постарайтесь оспорить сам факт нарушения или попросите о снижении суммы штрафа, замене штрафа предупреждением и т. д.».

Светлана Кузеванова, медиаюрист, автор телеграм-канала «Кузеванова рассказывает»

Модульюрист

Юридическая поддержка вашего бизнеса по подписке. Безлимитные консультации, составление договоров, досудебных претензий, защита интересов в суде. От 12 490 рублей в месяц

Узнать больше
Еще какие-то статьи
Услуги Самозанятые таксисты попросили заменить обязательную страховку пассажиров на коллективную добровольную
Самозанятые таксисты попросили заменить обязательную страховку пассажиров на коллективную добровольную
15 июля
12 мин
Советы Все о работе бизнеса с персональными данными: правила, штрафы, утечки, спорные вопросы
Все о работе бизнеса с персональными данными: правила, штрафы, утечки, спорные вопросы
Собрали лучшие статьи Дела на самую горячую тему лета
29 июля
2 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Все о работе бизнеса с персональными данными: правила, штрафы, утечки, спорные вопросы
Советы

Все о работе бизнеса с персональными данными: правила, штрафы, утечки, спорные вопросы

Собрали лучшие статьи Дела на самую горячую тему лета
Шаурма по ГОСТу: как устроен рынок, сколько стоит открыть точку
Рынок

Шаурма по ГОСТу: как устроен рынок, сколько стоит открыть точку

И почему это не бизнес для всех
Хочу использовать легенду для продвижения кофейни. Так можно?
Советы

Хочу использовать легенду для продвижения кофейни. Так можно?

Как говорится, мы не осуждаем, но обсудим
Как установить пандус?
Советы

Как установить пандус?

Как штрафуют бизнес за нарушения в области персональных данных
Советы

Как штрафуют бизнес за нарушения в области персональных данных

Все штрафы в 2025 году — в одной статье
Тест, в котором вы угадываете, на что россияне спускают деньги на Wildberries
Тесты

Тест, в котором вы угадываете, на что россияне спускают деньги на Wildberries

Как ничего не пропустить
Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.