Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Контекст и таргет vs старые добрые баннеры? Почему дорожает реклама в интернете
Новый сбор с рекламы, высокие штрафы за маркировку и ограничения по размещению на законодательном уровне в довольно короткие сроки изменили рынок рекламы в интернете до неузнаваемости. Объясняем, что происходит и как адаптировать к изменениям свою рекламную стратегию.
Кто платит за рекламу в интернете
Предприниматель, который хочет рассказать о своем продукте и привлечь клиентов, может купить рекламу в интернете напрямую на сервисе или у блогера или через рекламное агентство. Нет универсального рецепта, что выбрать — это зависит от целей рекламной кампании, бюджета и целевой аудитории.
Рекламные агентства могут взять на себя все этапы рекламной кампании от планирования до анализа результатов: тогда от предпринимателя требуется только заплатить. Адресатом большей части такого платежа в любом случае будет сервис, который запускает рекламу — например, Яндекс Директ, а агентство выступит посредником. Но даже если предприниматель платит напрямую сервису и занимается настройкой рекламы сам, это все равно большие затраты: в среднем для небольшого бизнеса они сейчас составляют 50 000-200 000 руб. в месяц без учета рекламного бюджета. И этот ценник, по всем прогнозам, будет только расти.
Что влияет на удорожание рекламы
В 2025 году штрафовать за интернет-рекламу будут чаще, а с доходов от рекламного контента придется платить налог. Вот несколько подробностей о том, как это работает.
Штрафы за размещение на незарегистрированных в РКН страницах и у иноагентов
Читайте также:
Зачем блогерам-десятитысячникам регистрироваться в Роскомнадзоре и при чем тут бизнес
С 1 января 2025 года бизнесу, который хочет разместить рекламу в группах, каналах или у блогеров с аудиторией более 10 тыс. подписчиков, нужно проверять, зарегистрирована ли страница в Роскомнадзоре. Если нет, то и размещать рекламу на этой странице нельзя.
Блогерам без регистрации нельзя принимать донаты, делать репосты. Всем пользователям социальных сетей нельзя репостить или упоминать не зарегистрированные в реестре профили и каналы, размещать в них рекламу.
Проверить регистрацию страницы или канала в РКН можно на «Госуслугах». Введите ссылку на ресурс в строку поиска, и сервис выдаст результат. Вот так выглядит положительный ответ:
Ч. 1 ст. 14.3 КоАП
Если нарушить правило, рекламодателя-ИП оштрафуют на 4 000-20 000 руб., а ООО — на 100 000-500 000 руб. Такой же штраф получат и те, кто размещает рекламу у иноагентов.
Иноагенты — это те, кто, по мнению государства, находится под влиянием иностранных политических сил, получает финансирование из-за рубежа и при этом участвует в политической и общественной деятельности в России. Таких людей включают в специальный реестр.
Поэтому перед размещением рекламы у блогера проверьте еще и реестр иноагентов. Он пополняется регулярно.
Пример
ИП Колпакова — владелец цеха по производству вязаной одежды для детей «Завяжись» и одноименного сообщества в ВК, где рассказывает о своих товарах и своей деятельности. Она заключила рекламный договор с блогером Анной П. с 11 тыс. подписчиков, но не проверила регистрацию сообщества Анны через «Госуслуги». Анна выполнила свои обязательства по договору и разместила рекламу детских вязаных шапок, шарфов и варежек от «Завяжись». Но из-за отсутствия страницы блогера в реестре РКН ИП Колпаковой пришло требование о предоставлении пояснений. А после разбирательств суд выписал предпринимательнице штраф.
Роскомнадзор штрафует за отсутствие маркировки на рекламе
Читайте также:
Что такое маркировка интернет-рекламы
С помощью маркировки государство ведет учет и контроль за рекламой в Сети. Например, по данным маркировки контролирующие органы будут считать сумму сбора за интернет-рекламу (о нем поговорим дальше).
Токен, он же маркер, — это как паспорт для рекламы, у каждого свой набор букв и цифр. Для получения токена нужно зарегистрироваться в Операторе рекламных данных, заполнить сведения о креативе и залить их Единый реестр интернет-рекламы. Токен присваивается автоматически.
Сделать это может или рекламораспространитель — например блогер, или рекламодатель. Кто именно, зависит от того, как они договорились между собой. Но даже если регистрация в ОРД по договору — обязанность заказчика-рекламодателя, то юридическая ответственность за корректность и полноту подачи все равно остается на блогере.
Если не зарегистрировать креатив в реестре и не получить токен, Роскомнадзор оштрафует рекламодателя на 30-100 тыс. руб., а фирму — на 200-500 тыс. руб.
Обольщаться тем, что сообщество с рекламой маленькое или у предпринимателя микробизнес, не стоит: благодаря реестрам РКН довольно быстро находит нарушителей.
«Штрафуют всех: и больших блогеров, и маленькие паблики. Всегда есть сердобольный или обиженный читатель, который сделает скрин поста и отправит в РКН».
Размещать рекламу без маркировки нельзя. Рекламораспространитель, который так поступает, получит штраф: ИП в размере 100-200 тыс. руб., а компания — 200-500 тыс. руб. На размер штрафа влияют несколько факторов — длительность нарушения, первый это случай или нет и др.
«Особенно ФАС не нравятся закрепы и сквозные баннеры на сайте с рекламой отдельного товара. В остальном для бизнеса, который размещает информацию о своих продуктах, маркировка не так критична. ФАС разъясняла, что такие страницы маркировать не нужно, даже если на них есть призыв купить, кроме случаев, когда привлекают к конкретному товару».
Ст. 18.1 законаот 13.03.2006 № 38-ФЗ
Запреты и ограничения, связанные с маркировкой, на этом не заканчиваются. Так, блогеры обязаны отчитываться о количестве просмотров размещенных рекламных материалов в Роскомнадзор. В описании каждого креатива должно быть подробно зафиксировано всё, что увидит, услышит и прочтет конечный потребитель рекламы. А если речь идет о посте, который был размещен и находится на ресурсе постоянно, то подавать сведения в РКН о нем нужно каждый месяц до самого удаления поста.
С 1 апреля нужно делать отчисления за интернет-рекламу
Читайте также:
Реклама в интернете станет дороже: как будет работать новый сбор
С 1 апреля в России вводится сбор за интернет-рекламу — 3%. Под него попадут большинство тех, кто так или иначе связан с размещением и распространением рекламы в интернете: рекламные агентства, операторы рекламных систем, владельцы групп в ВК, каналов в ТГ, блогеры. Исключение — СМИ и информационные агентства, крупные федеральные теле- и радиоканалы, бюджетные организации.
В общем, налог коснется тех, у кого заказывает и размещает рекламу преимущественно малый бизнес. Это значит, что реклама в интернете станет дороже. Ведь чтобы компенсировать расходы на налог, рекламные агентства будут поднимать ставки на размещение рекламы. Ожидаемое повышение — минимум 3%, а если рекламное агентство платит НДС, то — 3,6%.
Пример
ТГ-канал «Подслушано у риелторов» размещает рекламные посты за 100 тыс. руб., а с апреля 2025 года собирается поднять ценник до 103 тыс. руб.
Как бизнесу не обанкротиться на интернет-рекламе
Не зацикливайтесь на одном виде рекламы и используйте омниканальность
Омниканальность — способ балансировать рекламным бюджетом, когда цены на рекламу растут.
Выстройте рекламную кампанию так, чтобы объединить все каналы взаимодействия с клиентом в один: сайт, блог в социальной сети, мобильное приложение, наружная реклама, листовки и офлайн-магазин. Задача — сделать так, чтобы покупатель получал информацию о продукте параллельно из разных мест. Когда человек видит рекламу продукта и онлайн, и офлайн, он его запоминает, начинает узнавать и доверять ему.
Пример
Промоутер у метро дал прохожему листовку с рекламой пиццерии «8 кусков» за углом. У пиццерии есть сайт, где можно заказать бесплатную доставку и найти промокод на скидку в офлайн-точке. Прохожий нашел сайт пиццерии в интернете. Для обеда с коллегами на работе он заказал доставку пиццы. А по дороге домой зашел в «8 кусков» и воспользовался скидкой по промокоду, при этом помимо пиццы он заказал напитки и десерты. Так офлайн-реклама привела покупателя в онлайн-, а интернет-сайт — в офлайн-пиццерию.
Юридическая поддержка вашего бизнеса по подписке. Безлимитные консультации, составление договоров, досудебных претензий, защита интересов в суде. От 12 490 рублей в месяц
Отдайте предпочтение более коротким (и более дешевым) форматам рекламы
Клиенты часто не готовы отвлекаться на 10-минутный рекламный ролик, изучать от корки до корки рекламный буклет или дочитывать до конца пост на полстраницы. Используйте это и не сливайте бюджет на создание объемного контента.
Например, 5-секундное видео наглядно продемонстрирует, как одноразовые салфетки для одежды удаляют пятна. В то время как ролик на 3 минуты с рассказом об экологичной и эффективной против пятен пропитке салфеток не все пользователи досмотрят до конца.
Качественный контент даже на 5-10 секунд — это задача со звездочкой. Поэтому часто таким продвижением продукта занимается целая команда креативщиков. Они не просто снимут и смонтируют видео, но привнесут в него тренды.
Малый бизнес с ограниченным рекламным бюджетом может делать такие видео своими силами. Главное, помните, что цель короткого видео — привлечь внимание, создать интерес и побудить к дальнейшему знакомству с продуктом, поэтому рассказывать долгую историю создания продукта не нужно.
Пересмотрите бюджет и КПД контекстной и таргетированной рекламы
Платформы контекстной и таргетированной рекламы предлагают автоматические стратегии управления ставками, которые могут помочь оптимизировать расходы и достичь поставленных целей. Однако важно контролировать их работу и вносить коррективы при необходимости.
Таргетинговая и контекстная реклама дают большую отдачу от инвестиций в рекламу, если их настройкой занимается специалист, который знает алгоритмы рекламных платформ, инструменты аналитики, а также как избежать ошибок и слива рекламного бюджета. Вот несколько вариантов, как изменить рекламу и сэкономить деньги:
Привлекайте юриста, чтобы не тратиться на штрафы
Самостоятельная настройка рекламы, подбор контента и создание креатива кажутся более экономичными, но вы рискуете потерей денег и времени. Анализ и вычитка договора с блогером, у которого хотите разместить рекламу, — обязательный пункт при запуске рекламной кампании, так как именно от содержания договора зависит, кто будет регистрировать креатив в ОРД и сдавать отчетность.
Услуги юриста по сопровождению договора могут стоить 10 тыс. руб. А штрафы, которые получит бизнес за нарушения при размещении рекламы, могут доходить до 500 тыс. руб.
Юрист проверит, чтобы креатив не нарушал закон, а также вычитает рекламный договор, чтобы в нем не осталось формулировок с неоднозначным толкованием, обязанности сторон были четко поделены, ответственность прописанаи т. д.
Короче
Экономия на рекламе не должна быть самоцелью. Главная задача — найти баланс между затратами и результативностью. Не экономьте на качестве креатива, тщательном анализе и юридическом сопровождении. Ошибки могут стоить дорого. Создайте безопасную рекламную кампанию с помощью нашего чек-листа.
Чек-лист проверки рекламы:
И если все-таки ФАС или РКН прислали определение о возбуждении административного дела и на горизонте замаячил штраф, не паникуйте, не сдавайтесь и не игнорируйте запросы госорганов. Это только ухудшит ситуацию.
«Изложите свою позицию, используйте различные правовые аргументы: постарайтесь оспорить сам факт нарушения или попросите о снижении суммы штрафа, замене штрафа предупреждениеми т. д. ».
Юридическая поддержка вашего бизнеса по подписке. Безлимитные консультации, составление договоров, досудебных претензий, защита интересов в суде. От 12 490 рублей в месяц