На сайт банка

С 1 ноября 2024 года блогеры, предприниматели и компании с аудиторией в соцсетях больше 10 тыс. подписчиков обязаны сообщать информацию о себе в Роскомнадзор. Спросили у экспертов, что сейчас известно про новые правила.

Эксперты — Светлана Кузеванова, медиаюрист, автор телеграм-канала «Кузеванова рассказывает», и Ольга Гесс, digital-маркетолог, блогер. Записалa Юлия Корнева.

Что случилось

Еще 8 августа этого года президент подписал закон, по которому все блогеры, у которых число подписчиков в соцсетях перевалило за 10 тысяч, должны будут попадать в специальный реестр, чтобы без проблем получать доходы от рекламы и финансироваться. Кроме того, как утверждали власти при принятии закона, новая мера нужна, чтобы заставить крупные каналы в соцсетях выйти из тени и деанонимизироваться.

Уже с 1 ноября 2024 года соцсети обязаны помечать страницы блогеров из реестра знаком «А+» и публиковать на их страницах ссылку с текстом «Включена Роскомнадзором в перечень персональных страниц», которая будет вести на реестр.

При этом с 1 января 2025 года соцсети будут блокировать страницы блогеров, которые не прошли верификацию, если того потребует Роскомнадзор.

Кого и каких соцсетей касается новый закон

Отправлять данные о себе обязали не только блогеров-физлиц, но еще и ИП и юрлица, чья основная деятельность не связана с распространением информации. Например, если булочная или магазин одежды ведут аккаунт во «ВКонтакте», где рассказывают о новинках и скидках, и у них более 10 тыс. подписчиков, им тоже нужно регистрироваться в реестре.

Пример

ИП Дубровский открыл небольшую пекарню, для которой завел YouTube-канал, где пекари делятся своими буднями, снимают эфиры при выпекании новых булочек и дают лайфхаки для хозяек — например, как сделать тесто особенно пышным. За пару лет канал набрал большие охваты — сейчас там 10 523 подписчика. ИП Дубровскому придется регистрировать канал в Роскомнадзоре.

Списка соцсетей, на которые будут распространяться новые правила, в законе нет. Роскомнадзор уже ведет реестр соцсетей: сейчас в него входят 15 сервисов, включая Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассники», YouTube, Rutube, X (Twitter), TikTok, «Дзен» и «Пикабу». В марте 2022 года из реестра исключили Facebook* и Instagram* — после того, как головная компания Meta* была признана экстремистской организацией, а сами соцсети заблокировали.

«Еще в августе я обратилась в Роскомнадзор с запросом, будет ли нужно регистрировать мою страницу в Facebook*, на которой у меня 11 тыс. подписчиков, и получила отрицательный ответ. Удивительно, что при этом маркировка рекламы в запрещенных соцсетях нужна. Получается, что как блогер буду подавать информацию только о своей странице во “ВКонтакте”, где у меня больше 10 тыс. подписчиков.

В целом нововведение оцениваю положительно, потому что паблики и блогеры оказывают влияние не меньше, чем СМИ. С другой стороны, считаю закон недоработанным, так как количество подписчиков не показатель популярности, куда важнее охваты и вовлеченность».

Ольга Гесс,
блогер

* Meta признана в России экстремистской организацией, ее продукты — Facebook и Instagram — запрещены в России.

Ответ Роскомнадзора, который получила Ольга Гесс
Открыть счет
для бизнеса в Модульбанке

Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов

Как попасть в реестр

Чтобы попасть в реестр, блогеры обязаны предоставить в Роскомнадзор:

  • название страницы в соцсети и ссылку на нее;
  • ФИО, телефон и электронную почту (для физлиц);
  • ФИО ИП или наименование юрлица (для юрлиц и ИП);
  • ОГРН или ОГРНИП (для юрлиц и ИП);
  • ФИО представителя и его контакты (для юрлиц);
  • ФИО администратора (или администраторов, если их несколько);
  • контакты администраторов (телефон и электронная почта).

В сентябре Роскомнадзор уже публиковал перечень необходимых сведений. Тогда в их числе был IP-адрес, с которого ведется блог. Позже сообщение удалили, ведомство объяснило публикацию технической ошибкой, а в новом списке нет пункта об IP-адресе.

Данные о себе блогеры обязаны подать в течение 10 рабочих дней с момента, когда количество подписчиков превысило 10 тысяч.

«Блогерам, у которых уже больше 10 тыс. подписчиков, подавать данные нужно с 1 ноября 2024 года. Сроков в неделю или месяц не установлено. Но с 1 января будут действовать ограничения для тех, кого нет в реестре, поэтому рекомендуется подать заявку на включение до этого срока».

Светлана Кузеванова,
медиаюрист

Как отправить информацию в Роскомнадзор

Перед подачей заявки надо зарегистрироваться в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Подать информацию в реестр можно двумя способами:

  • через «Госуслуги»;
  • на сайте Роскомнадзора.

После подачи заявки ее номер нужно разместить в описании аккаунта в соцсети в течение трех рабочих дней.

За семь дней Роскомнадзор обещает проверить присланную информацию, а также то, не нарушает ли заявитель действующие законы. Срок проверки могут продлить, если ведомство захочет уточнить данные или получить подтверждающие их документы.

После проверки пришлют уведомление о включении в перечень и уникальную ссылку, при переходе по которой откроется страница блога в реестре. По ней любой пользователь может узнать, числится ли блог в реестре.

Если сведения, поданные в реестр, изменились (например, если автор блога сменил фамилию или у него поменялся номер телефона), об этом тоже надо сообщать в Роскомнадзор в течение 10 дней с даты таких изменений.

Может ли Роскомнадзор удалить блогера из реестра

ООО «Рождественские огни» долгое время развивало свой блог в Telegram, там набралось 12 тыс. подписчиков. Компания переориентировалась на развитие сайта, соцсетями больше не занимается. Что делать, если количество подписчиков после регистрации в реестре станет меньше 10 тысяч?

Блогера (или юрлицо, ИП) исключат из реестра в следующих случаях:

«У участников рынка много вопросов касательно цифры в 10 тыс. подписчиков, ведь количество подписчиков может колебаться: сегодня 10 001, а завтра 9900. Непонятно, как будет работать реестр с этим. Каждый раз исключаться из реестра и снова подаваться не очень удобно».

Светлана Кузеванова,
медиаюрист

Что будет, если не подать сведения

Закон вводит ограничения как для блогеров, не попавших в реестр, так и для остальных пользователей соцсетей. Эти запреты вступят в силу 1 января 2025 года:

  • блогерам, не состоящим в реестре, нельзя просить донаты;
  • всем пользователям нельзя размещать рекламу на страницах без верификации;
  • всем пользователям нельзя распространять посты со страниц не из реестра.

Впрочем, здесь пока много неясностей и мало официальных разъяснений.

«Не совсем понятно, что будут считать дальнейшим распространением информации.

Понятное дело, репосты. Но будет ли распространением информации считаться размещение ссылок на пост, цитаты и скриншоты? В законе нет также внятного механизма привлечения к ответственности. Если есть запрет, должны быть и последствия для тех, кто этот запрет нарушает».

Светлана Кузеванова,
медиаюрист

С 1 января 2025 года за несоблюдение требований Роскомнадзор может обратиться к соцсети с требованием заблокировать страницу.

«Думаю, от нововведения в первую очередь пострадают добросовестные предприниматели и блогеры из-за несоблюдения формальностей и не до конца отлаженной процедуры. Потому что те, кто ведет телеграм-каналы анонимно (на них и направлен закон), не выйдут из тени и не подчинятся новым требованиям».

Светлана Кузеванова,
медиаюрист

Открыть счет для бизнеса в Модульбанке

Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов

Открыть счет бесплатно
Еще какие-то статьи
Законы Из-за оборотных штрафов бизнес изменит работу с персональными данными
Из-за оборотных штрафов бизнес изменит работу с персональными данными
15 мая
5 мин
Советы Можно ли раздавать листовки на улицах?
Можно ли раздавать листовки на улицах?
14 мая
2 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Дизайн-студия из Тюмени: «Мы беремся за один проект из десяти, стоим дорого, спорим, но к нам возвращается каждый третий клиент»
Интервью

Дизайн-студия из Тюмени: «Мы беремся за один проект из десяти, стоим дорого, спорим, но к нам возвращается каждый третий клиент»

Поговорили с Евгением Лепёхиным о том, как зарабатывать дизайном в Сибири
Подборка грантов для IT-бизнеса
Рынок

Подборка грантов для IT-бизнеса

Илья Чех, производство протезов «Моторика»
Биография

Илья Чех, производство протезов «Моторика»

Тест. Переживет ли ваш ресторан визит Роспотребнадзора?
Интерактив

Тест. Переживет ли ваш ресторан визит Роспотребнадзора?

Про горы за деньги, точки с кофе навынос и лучшие идеи бизнеса для детского досуга
Рынок

Про горы за деньги, точки с кофе навынос и лучшие идеи бизнеса для детского досуга

Самые читаемые статьи «Дела» в апреле
Что ждет бизнес в мае 2025 года
Дайджест

Что ждет бизнес в мае 2025 года

Как ничего не пропустить
Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.