Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Зачем блогерам-десятитысячникам регистрироваться в Роскомнадзоре и при чем тут бизнес
С 1 ноября 2024 года блогеры, предприниматели и компании с аудиторией в соцсетях больше 10 тыс. подписчиков обязаны сообщать информацию о себе в Роскомнадзор. Спросили у экспертов, что сейчас известно про новые правила.
Что случилось
Закон о новых правилах для блогеров
Еще 8 августа этого года президент подписал закон, по которому все блогеры, у которых число подписчиков в соцсетях перевалило за 10 тысяч, должны будут попадать в специальный реестр, чтобы без проблем получать доходы от рекламы и финансироваться. Кроме того, как утверждали власти при принятии закона, новая мера нужна, чтобы заставить крупные каналы в соцсетях выйти из тени и деанонимизироваться.
Уже с 1 ноября 2024 года соцсети обязаны помечать страницы блогеров из реестра знаком «А+» и публиковать на их страницах ссылку с текстом «Включена Роскомнадзором в перечень персональных страниц», которая будет вести на реестр.
При этом с 1 января 2025 года соцсети будут блокировать страницы блогеров, которые не прошли верификацию, если того потребует Роскомнадзор.
Кого и каких соцсетей касается новый закон
Отправлять данные о себе обязали не только блогеров-физлиц, но еще и ИП и юрлица, чья основная деятельность не связана с распространением информации. Например, если булочная или магазин одежды ведут аккаунт во «ВКонтакте», где рассказывают о новинках и скидках, и у них более 10 тыс. подписчиков, им тоже нужно регистрироваться в реестре.
Пример
ИП Дубровский открыл небольшую пекарню, для которой завел YouTube-канал, где пекари делятся своими буднями, снимают эфиры при выпекании новых булочек и дают лайфхаки для хозяек — например, как сделать тесто особенно пышным. За пару лет канал набрал большие охваты — сейчас там 10 523 подписчика. ИП Дубровскому придется регистрировать канал в Роскомнадзоре.
Списка соцсетей, на которые будут распространяться новые правила, в законе нет. Роскомнадзор уже ведет реестр соцсетей: сейчас в него входят 15 сервисов, включая Telegram, «ВКонтакте», «Одноклассники», YouTube, Rutube, X (Twitter), TikTok, «Дзен» и «Пикабу». В марте 2022 года из реестра исключили Facebook* и Instagram* — после того, как головная компания Meta* была признана экстремистской организацией, а сами соцсети заблокировали.
«Еще в августе я обратилась в Роскомнадзор с запросом, будет ли нужно регистрировать мою страницу в Facebook*, на которой у меня 11 тыс. подписчиков, и получила отрицательный ответ. Удивительно, что при этом маркировка рекламы в запрещенных соцсетях нужна. Получается, что как блогер буду подавать информацию только о своей странице во «ВКонтакте», где у меня больше 10 тыс. подписчиков.
Ольга Гесс,В целом нововведение оцениваю положительно, потому что паблики и блогеры оказывают влияние не меньше, чем СМИ. С другой стороны, считаю закон недоработанным, так как количество подписчиков не показатель популярности, куда важнее охваты и вовлеченность».
блогер
* Meta признана в России экстремистской организацией, ее продукты — Facebook и Instagram — запрещены в России.
Как попасть в реестр
Чтобы попасть в реестр, блогеры обязаны предоставить в Роскомнадзор:
В сентябре Роскомнадзор уже публиковал перечень необходимых сведений. Тогда в их числе был IP-адрес, с которого ведется блог. Позже сообщение удалили, ведомство объяснило публикацию технической ошибкой, а в новом списке нет пункта об IP-адресе.
Данные о себе блогеры обязаны подать в течение 10 рабочих дней с момента, когда количество подписчиков превысило 10 тысяч.
«Блогерам, у которых уже больше 10 тыс. подписчиков, подавать данные нужно с 1 ноября 2024 года. Сроков в неделю или месяц не установлено. Но с 1 января будут действовать ограничения для тех, кого нет в реестре, поэтому рекомендуется подать заявку на включение до этого срока».
Светлана Кузеванова,медиаюрист
Как отправить информацию в Роскомнадзор
Перед подачей заявки надо зарегистрироваться в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Подать информацию в реестр можно двумя способами:
После подачи заявки ее номер нужно разместить в описании аккаунта в соцсети в течение трех рабочих дней.
За семь дней Роскомнадзор обещает проверить присланную информацию, а также то, не нарушает ли заявитель действующие законы. Срок проверки могут продлить, если ведомство захочет уточнить данные или получить подтверждающие их документы.
После проверки пришлют уведомление о включении в перечень и уникальную ссылку, при переходе по которой откроется страница блога в реестре. По ней любой пользователь может узнать, числится ли блог в реестре.
Если сведения, поданные в реестр, изменились (например, если автор блога сменил фамилию или у него поменялся номер телефона), об этом тоже надо сообщать в Роскомнадзор в течение 10 дней с даты таких изменений.
Может ли Роскомнадзор удалить блогера из реестра
ООО «Рождественские огни» долгое время развивало свой блог в Telegram, там набралось 12 тыс. подписчиков. Компания переориентировалась на развитие сайта, соцсетями больше не занимается. Что делать, если количество подписчиков после регистрации в реестре станет меньше 10 тысяч?
Блогера (или юрлицо, ИП) исключат из реестра в следующих случаях:
«У участников рынка много вопросов касательно цифры в 10 тыс. подписчиков, ведь количество подписчиков может колебаться: сегодня 10 001, а завтра 9900. Непонятно, как будет работать реестр с этим. Каждый раз исключаться из реестра и снова подаваться не очень удобно».
Светлана Кузеванова,медиаюрист
Что будет, если не подать сведения
Закон вводит ограничения как для блогеров, не попавших в реестр, так и для остальных пользователей соцсетей. Эти запреты вступят в силу 1 января 2025 года:
Впрочем, здесь пока много неясностей и мало официальных разъяснений.
«Не совсем понятно, что будут считать дальнейшим распространением информации.
Светлана Кузеванова,Понятное дело, репосты. Но будет ли распространением информации считаться размещение ссылок на пост, цитаты и скриншоты? В законе нет также внятного механизма привлечения к ответственности. Если есть запрет, должны быть и последствия для тех, кто этот запрет нарушает».
медиаюрист
С 1 января 2025 года за несоблюдение требований Роскомнадзор может обратиться к соцсети с требованием заблокировать страницу.
«Думаю, от нововведения в первую очередь пострадают добросовестные предприниматели и блогеры из-за несоблюдения формальностей и не до конца отлаженной процедуры. Потому что те, кто ведет телеграм-каналы анонимно (на них и направлен закон), не выйдут из тени и не подчинятся новым требованиям».
Светлана Кузеванова,медиаюрист
Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов