Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Как оформить сотрудника в общепит
Эта статья для владельцев кафе, кофеен и ресторанов. Рассказываем, как разобраться с медосмотрами и что учесть в трудовом договоре
Мы уже писали, как нанять сотрудника в ИП и какой договор заключить с курьером. Теперь — как оформить работника в ресторан, кофейню или фургончик с шаурмой. Главная особенность — медосмотр и оформление медкнижки. В остальном все похоже.
Кому нужны медосмотр и медкнижка
Работники общепита должны раз в год проходить медосмотр и оформлять медицинскую книжку. Медкнижка — это документ, куда записывают результаты медосмотров и где отмечают противопоказания к некоторым видам работы.
О личной медицинской книжке — приказ Минздрава
О медицинских осмотрах — приказ Минздрава
Сложность с тем, кому вообще нужна книжка. Медосмотры и книжку регулируют два приказа Минздрава. В них нет перечня должностей, для которых обязательна медкнижка, только описания сфер и учреждений. Вот что говорится про общепит:
По перечню нельзя точно сказать, нужна ли медкнижка, например, маркетологу ресторана, который проводит съемки на кухне и за баром: он не работает с пищевыми продуктами напрямую, но имеет к ним доступ.
Читайте также:
Как купить работающую кофейню и не пожалеть
Другое дело — медосмотры. Про бухгалтеров в кафе закон ничего не говорит, но по судебным делам можно сделать вывод, что вообще все, кто работает в общепите, должны проходить медосмотры.
Госинспекция труда оштрафовала компанию, которая занимается оптовой торговлей машинами и оборудованием в Мурманске. Инспектор обнаружил, что региональный менеджер, специалист и начальник отдела логистики не прошли медосмотр.
Компания обратилась в районный и областной суды, но проиграла. Верховный суд также посчитал штраф обоснованным. По ст. 213 Трудового кодекса сотрудники в организациях пищевой промышленности, общественного питания и торговли обязаны проходить медицинские осмотры.
Компания пыталась доказать, что речь идет только о сотрудниках, которые напрямую работают с продуктами питания. Суд не согласился: проходить медосмотр должны все без исключения работники.
Компания заплатила штраф 120 тыс. руб.
Судебное дело
Мы советуем делать так: оформлять медкнижки всем, кто работает в общепите.
С 1 сентября 2023 года медкнижки оформляют в виде электронного документа. При этом до 1 сентября 2024 года можно выдавать новые и вести ранее выданные книжки на бумаге.
Есть кафе и рестораны, которые не оформляют медкнижки официантам — особенно студентам и подросткам. Они приходят подзаработать на каникулах, редко остаются работать в штате, поэтому владельцы экономят на медосмотрах. Если в ресторан придет проверка Роспотребнадзора, она будет смотреть медкнижки. За их отсутствие санкции такие:
О штрафах за работу без медкнижек — ст. 6.3 Административного кодекса
О проверках Роспотребнадзора — статья «Медкнижки: оформление и ответственность»
Из всех санитарных нарушений 80% — это нарушения, связанные с медицинскими книжками. Роспотребнадзор по Москве регулярно проверяет пекарни, рестораны, школы, кофейни и магазины, поэтому лучше заранее позаботиться о медкнижках.
Кроме того, административный штраф — это не самое страшное. Если посетители кафе серьезно заболеют из-за инфекции повара или мойщика посуды, может дойти до уголовного дела.
Можно ли нанимать несовершеннолетних
Подростки от 14 до 17 лет могут работать в общепите при трех условиях:
Юридическая поддержка вашего бизнеса по подписке. Безлимитные консультации, составление договоров, досудебных претензий, защита интересов в суде. От 12 490 рублей в месяц
Вот выдержка из постановления правительства о том, какую работу не могут выполнять несовершеннолетние в кафе и ресторанах:
Зато несовершеннолетний может работать официантом, SMM-специалистом, уборщиком, помощником на кухне, промоутером у входа или озеленителем территории.
Шаг 1. Оформить медкнижку
Медкомиссию и книжку должен оплачивать сам работодатель. Для этого он заключает договор с одним из учреждений:
Частные клиники в Москве, которые могут выдавать медкнижки
Услуги частных клиник могут стоить дороже, но в них всех врачей можно обойти за один день. Главное — чтобы частная компания заключила договор с центром гигиены и эпидемиологии (они работают во всех регионах). Без него выдавать медкнижки нельзя.
Оформление медкнижки занимает до пяти дней. Сделать все анализы за один день невозможно, поэтому если клиника обещает такие сроки — значит, она выдает поддельные книжки.
Чтобы отправить сотрудника на медосмотр, работодатель выдает ему направление. В нем указываются реквизиты:
Вот как может выглядеть направление:
Образец направления на медицинский осмотр
С этим направлением сотрудник приходит в клинику, сдает анализы и проходит врачей. Работники общепита проходят дерматовенеролога, оториноларинголога, стоматолога и инфекциониста. Медучреждение формирует заключения врачей в виде электронных документов и передает их в Единую государственную систему в сфере здравоохранения.
После медосмотра работник слушает лекции о санитарных требованиях и сдает тест. Если сдал — ему оформляют медкнижку.
Чтобы проверить, есть ли у сотрудника медицинская книжка, посмотрите сведения в Едином реестре медицинских книжек.
Шаг 2. Заключить трудовой договор
Договор в общепите ничем не отличается от обычного трудового договора. В нем так же прописывают условия работы: зарплату, график, должность, особенности труда. Обязательно должны быть существенные условия:
Читайте также:
Что такое IT-решение для кофеен от CafeStore
Бармены, официанты, повара и бариста обычно работают 2/2 или 3/3. Такой график называется скользящим. Мы написали отдельно большую статью, как такой составить и что для этого нужно. Вот главное, что нужно знать:
Еще в трудовом договоре могут быть пункты, которые четко определяют обязанности сотрудника. Например, вот обязанности повара:
Бланк трудового договора с поваром — на сайте «Гарант»
Обязанности повара обычно зависят от квалификации: у шеф-повара это может быть приготовление сложных блюд и составление меню, а у младшего повара — отваривание картофеля и курицы на бульон.
Бланк договора о материальной ответственности — на сайте «КонсультантПлюс»
Дополнительно можно оформить договор о материальной ответственности, в котором прописывают, кто отвечает за ценное имущество. Заключить такое соглашение работодатель имеет право только с сотрудником, чья должность входит специальный перечень. Например, договор о полной материальной ответственности можно подписать с кассиром; договор о полной коллективной материальной ответственности — с барменами и официантами, если они ведут расчеты с гостями. Это должно подтверждаться условиями трудового договора, должностной инструкцией, другими документами, в которых закреплены обязанности сотрудника.
Перечень должностей для заключения договора о материальной ответственности
Шаг 3. Оформить приказ и внести данные в электронную трудовую книжку
Остались формальности: выпустить приказ о приеме на работу и заполнить трудовую книжку.
Скачать бланк приказа о приеме на работу — на сайте «КонсультантПлюс»
Приказ о приеме на работу. Для него уже есть утвержденная форма, выглядеть он будет так:
Электронная трудовая книжка. Если работник до конца 2020 года не подал заявление о переводе на электронную трудовую книжку, работодатель продолжает вести его бумажную трудовую.
Для работников, которые в 2023 году принимаются на работу впервые, нужно оформить только электронную трудовую книжку, бумажную нельзя.
Главное — не забывайте, что не позднее следующего рабочего дня с даты издания приказа о приеме на работу надо представить форму ЕФС-1 в Социальный фонд России независимо о того, какую трудовую книжку вы ведете сотруднику. Вот как выглядит фрагмент этого отчета:
Юридическая поддержка вашего бизнеса по подписке. Безлимитные консультации, составление договоров, досудебных претензий, защита интересов в суде. От 12 490 рублей в месяц
Короче
Какие документы нужны
Медкнижка
Трудовой договор
Приказ о приеме на работу
Электронная трудовая книжка
Где оформить медкнижку
Государственная поликлиника
Частная клиника с разрешением от центра гигиены и эпидемиологии
Частный центр, который специализируется на оформлении медкнижек для юрлиц
Центр гигиены и эпидемиологии
90 дней
На столько могут закрыть кафе или ресторан за отсутствие медкнижек у сотрудников
Сейчас читают:
Как оформить испытательный срок
Что нельзя рекламировать
Как отсудить домен
Как оформить испытательный срок
На самом деле, мы не знаем точно, что сейчас читают. Это приемчик такой. Донт аск.