На сайт банка

Эта статья для владельцев кафе, кофеен и ресторанов. Рассказываем, как разобраться с медосмотрами и что учесть в трудовом договоре

Мы уже писали, как нанять сотрудника в ИП и какой договор заключить с курьером. Теперь — как оформить работника в ресторан, кофейню или фургончик с шаурмой. Главная особенность — медосмотр и оформление медкнижки. В остальном все похоже.

Эксперты — Ольга Шикун, основатель сервиса «Кадровый помощник», и Татьяна Макаева, частнопрактикующий юрист. Записали Наталья Болдырева и Евдокия Шеламова, редактор.

Кому нужны медосмотр и медкнижка

Работники общепита должны раз в год проходить медосмотр и оформлять медицинскую книжку. Медкнижка — это документ, куда записывают результаты медосмотров и где отмечают противопоказания к некоторым видам работы.

О личной медицинской книжке — приказ Минздрава

О медицинских осмотрах — приказ Минздрава

Сложность с тем, кому вообще нужна книжка. Медосмотры и книжку регулируют два приказа Минздрава. В них нет перечня должностей, для которых обязательна медкнижка, только описания сфер и учреждений. Вот что говорится про общепит:

В этом списке не указаны должности, но можно сделать вывод, что медкнижку обязаны иметь все, кто готовит, хранит, перевозит и продает еду и напитки

По перечню нельзя точно сказать, нужна ли медкнижка, например, маркетологу ресторана, который проводит съемки на кухне и за баром: он не работает с пищевыми продуктами напрямую, но имеет к ним доступ.

Другое дело — медосмотры. Про бухгалтеров в кафе закон ничего не говорит, но по судебным делам можно сделать вывод, что вообще все, кто работает в общепите, должны проходить медосмотры.

Госинспекция труда оштрафовала компанию, которая занимается оптовой торговлей машинами и оборудованием в Мурманске. Инспектор обнаружил, что региональный менеджер, специалист и начальник отдела логистики не прошли медосмотр.

Компания обратилась в районный и областной суды, но проиграла. Верховный суд также посчитал штраф обоснованным. По ст. 213 Трудового кодекса сотрудники в организациях пищевой промышленности, общественного питания и торговли обязаны проходить медицинские осмотры.

Компания пыталась доказать, что речь идет только о сотрудниках, которые напрямую работают с продуктами питания. Суд не согласился: проходить медосмотр должны все без исключения работники.

Компания заплатила штраф 120 тыс. руб.

Судебное дело

Мы советуем делать так: оформлять медкнижки всем, кто работает в общепите.

С 1 сентября 2023 года медкнижки оформляют в виде электронного документа. При этом до 1 сентября 2024 года можно выдавать новые и вести ранее выданные книжки на бумаге.

Есть кафе и рестораны, которые не оформляют медкнижки официантам — особенно студентам и подросткам. Они приходят подзаработать на каникулах, редко остаются работать в штате, поэтому владельцы экономят на медосмотрах. Если в ресторан придет проверка Роспотребнадзора, она будет смотреть медкнижки. За их отсутствие санкции такие:

  • для должностных лиц — штраф от 500 до 1000 руб.;
  • для ИП и должностных лиц — штраф от 500 до 1000 руб. или приостановление работы на срок до трех месяцев;
  • для юрлиц — штраф от 10 до 20 тыс. руб. или приостановление работы на срок до трех месяцев.

О штрафах за работу без медкнижек — ст. 6.3 Административного кодекса

О проверках Роспотребнадзора — статья «Медкнижки: оформление и ответственность»

Из всех санитарных нарушений 80% — это нарушения, связанные с медицинскими книжками. Роспотребнадзор по Москве регулярно проверяет пекарни, рестораны, школы, кофейни и магазины, поэтому лучше заранее позаботиться о медкнижках.

Кроме того, административный штраф — это не самое страшное. Если посетители кафе серьезно заболеют из-за инфекции повара или мойщика посуды, может дойти до уголовного дела.

Можно ли нанимать несовершеннолетних

Подростки от 14 до 17 лет могут работать в общепите при трех условиях:

  • В заведении нет алкоголя. Единственное исключение — спиртное в закрытых бутылках, но это не закон, а мнение юристов. Если кафе продает алкоголь, лучше перестраховаться и не брать на работу подростков.
  • Смена длится 4−7 часов. Для несовершеннолетних есть ограничение по рабочему времени. В 14 лет можно работать четыре часа, в 15 — пять часов, а в 16 и 17 — семь.
  • Подростка наняли на безопасную работу. Есть список работ, которые запрещены для несовершеннолетних, в нем больше двух тысяч профессий.
Модульюрист

Юридическая поддержка вашего бизнеса по подписке. Безлимитные консультации, составление договоров, досудебных претензий, защита интересов в суде. От 12 490 рублей в месяц

Вот выдержка из постановления правительства о том, какую работу не могут выполнять несовершеннолетние в кафе и ресторанах:

В списке — много профессий из пищевой промышленности. Подросток не сможет делать тесто для пиццы, лепить пирожки, обжаривать кофе и «сепарировать биомассу», что бы это ни значило

Зато несовершеннолетний может работать официантом, SMM-специалистом, уборщиком, помощником на кухне, промоутером у входа или озеленителем территории.

Шаг 1. Оформить медкнижку

Медкомиссию и книжку должен оплачивать сам работодатель. Для этого он заключает договор с одним из учреждений:

  • государственной поликлиникой;
  • частной клиникой;
  • частным центром, который специализируется на оформлении медкнижек для юрлиц;
  • центром гигиены и эпидемиологии.

Услуги частных клиник могут стоить дороже, но в них всех врачей можно обойти за один день. Главное — чтобы частная компания заключила договор с центром гигиены и эпидемиологии (они работают во всех регионах). Без него выдавать медкнижки нельзя.

Оформление медкнижки занимает до пяти дней. Сделать все анализы за один день невозможно, поэтому если клиника обещает такие сроки — значит, она выдает поддельные книжки.

Чтобы отправить сотрудника на медосмотр, работодатель выдает ему направление. В нем указываются реквизиты:

  • название компании, форма собственности и вид деятельности по ОКВЭД;
  • название медучреждения, с которым заключен договор, его регистрационные и контактные данные;
  • тип медосмотра;
  • ФИО сотрудника и дата его рождения;
  • наименование подразделения работодателя, в котором будет работать сотрудник;
  • название должности, вида работы, профессии;
  • вредные для здоровья факторы на производстве.

Вот как может выглядеть направление:

С этим направлением сотрудник приходит в клинику, сдает анализы и проходит врачей. Работники общепита проходят дерматовенеролога, оториноларинголога, стоматолога и инфекциониста. Медучреждение формирует заключения врачей в виде электронных документов и передает их в Единую государственную систему в сфере здравоохранения.

После медосмотра работник слушает лекции о санитарных требованиях и сдает тест. Если сдал — ему оформляют медкнижку.

Чтобы проверить, есть ли у сотрудника медицинская книжка, посмотрите сведения в Едином реестре медицинских книжек.

Шаг 2. Заключить трудовой договор

Договор в общепите ничем не отличается от обычного трудового договора. В нем так же прописывают условия работы: зарплату, график, должность, особенности труда. Обязательно должны быть существенные условия:

  • место работы;
  • трудовая функция работника;
  • условия оплаты труда;
  • режим рабочего времени и времени отдыха;
  • условия труда на рабочем месте;
  • гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда.

Бармены, официанты, повара и бариста обычно работают 2/2 или 3/3. Такой график называется скользящим. Мы написали отдельно большую статью, как такой составить и что для этого нужно. Вот главное, что нужно знать:

  • График, по которому будет работать сотрудник, указывают в трудовом договоре (например, 2/2, 3/3).
  • График нужно составлять заранее на неделю или месяц и знакомить с ним сотрудников под подпись.
  • При скользящем графике ведется суммированный учет рабочего времени — работодатель выбирает период и считает в нем рабочие часы.

Еще в трудовом договоре могут быть пункты, которые четко определяют обязанности сотрудника. Например, вот обязанности повара:

  • приготовление первых, вторых блюд, десертов и кулинарных изделий по индивидуальным заказам;
  • составление меню и заготовка продуктов;
  • обучение младшего персонала;
  • соблюдение санитарных норм.

Обязанности повара обычно зависят от квалификации: у шеф-повара это может быть приготовление сложных блюд и составление меню, а у младшего повара — отваривание картофеля и курицы на бульон.

Бланк договора о материальной ответственности — на сайте «КонсультантПлюс»

Дополнительно можно оформить договор о материальной ответственности, в котором прописывают, кто отвечает за ценное имущество. Заключить такое соглашение работодатель имеет право только с сотрудником, чья должность входит специальный перечень. Например, договор о полной материальной ответственности можно подписать с кассиром; договор о полной коллективной материальной ответственности — с барменами и официантами, если они ведут расчеты с гостями. Это должно подтверждаться условиями трудового договора, должностной инструкцией, другими документами, в которых закреплены обязанности сотрудника.

Шаг 3. Оформить приказ и внести данные в электронную трудовую книжку

Остались формальности: выпустить приказ о приеме на работу и заполнить трудовую книжку.

Скачать бланк приказа о приеме на работу — на сайте «КонсультантПлюс»

Приказ о приеме на работу. Для него уже есть утвержденная форма, выглядеть он будет так:

Электронная трудовая книжка. Если работник до конца 2020 года не подал заявление о переводе на электронную трудовую книжку, работодатель продолжает вести его бумажную трудовую.

Для работников, которые в 2023 году принимаются на работу впервые, нужно оформить только электронную трудовую книжку, бумажную нельзя.

Главное — не забывайте, что не позднее следующего рабочего дня с даты издания приказа о приеме на работу надо представить форму ЕФС-1 в Социальный фонд России независимо о того, какую трудовую книжку вы ведете сотруднику. Вот как выглядит фрагмент этого отчета:

Модульюрист

Юридическая поддержка вашего бизнеса по подписке. Безлимитные консультации, составление договоров, досудебных претензий, защита интересов в суде. От 12 490 рублей в месяц

Узнать больше
Еще какие-то статьи
Все отрасли Госдума приняла законопроект об упрощенном выходе из ООО
Госдума приняла законопроект об упрощенном выходе из ООО
25 июня
6 мин
Советы Как заработать на субаренде коммерческой недвижимости
Как заработать на субаренде коммерческой недвижимости
26 июня
3 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Кофе с характером: зачем нужны авторские напитки в меню
Советы

Кофе с характером: зачем нужны авторские напитки в меню

Это просто модно или эффективно?
Готовый бизнес-план для рекламного агентства
Бизнес-планы

Готовый бизнес-план для рекламного агентства

Основано на опыте трех предпринимателей
Маркетплейсы, проверки бизнеса и штрафы за рекламу: самое важное с ПМЭФ-2025 для малого и среднего бизнеса
Рынок

Маркетплейсы, проверки бизнеса и штрафы за рекламу: самое важное с ПМЭФ-2025 для малого и среднего бизнеса

Что нельзя продавать ИП в 2025 году
Советы

Что нельзя продавать ИП в 2025 году

Почему и какие за это штрафы
Сотрудник уволился и забрал базу клиентов компании. Что делать?
Советы

Сотрудник уволился и забрал базу клиентов компании. Что делать?

И можно ли наказать вора
Трудовая инспекция — на пороге. Проверьте, готов ли ваш бизнес к проверке
Тесты

Трудовая инспекция — на пороге. Проверьте, готов ли ваш бизнес к проверке

Как ничего не пропустить
Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.