Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Как оформить сотрудника в общепит
Эта статья для владельцев кафе, кофеен и ресторанов. Рассказываем, как разобраться с медосмотрами и что учесть в трудовом договоре
Мы уже писали, как нанять сотрудника в ИП и какой договор заключить с курьером. Теперь — как оформить работника в ресторан, кофейню или фургончик с шаурмой. Главная особенность — медосмотр и оформление медкнижки. В остальном все похоже.
Кому нужны медосмотр и медкнижка
Работники общепита должны раз в год проходить медосмотр и оформлять медицинскую книжку. Медкнижка — это документ, куда записывают результаты медосмотров и где отмечают противопоказания к некоторым видам работы.
О личной медицинской книжке — приказ Минздрава
О медицинских осмотрах — приказ Минздрава
Сложность с тем, кому вообще нужна книжка. Медосмотры и книжку регулируют два приказа Минздрава. В них нет перечня должностей, для которых обязательна медкнижка, только описания сфер и учреждений. Вот что говорится про общепит:
По перечню нельзя точно сказать, нужна ли медкнижка, например, маркетологу ресторана, который проводит съемки на кухне и за баром: он не работает с пищевыми продуктами напрямую, но имеет к ним доступ.
Читайте также:
Как купить работающую кофейню и не пожалеть
Другое дело — медосмотры. Про бухгалтеров в кафе закон ничего не говорит, но по судебным делам можно сделать вывод, что вообще все, кто работает в общепите, должны проходить медосмотры.
Госинспекция труда оштрафовала компанию, которая занимается оптовой торговлей машинами и оборудованием в Мурманске. Инспектор обнаружил, что региональный менеджер, специалист и начальник отдела логистики не прошли медосмотр.
Компания обратилась в районный и областной суды, но проиграла. Верховный суд также посчитал штраф обоснованным. По ст. 213 Трудового кодекса сотрудники в организациях пищевой промышленности, общественного питания и торговли обязаны проходить медицинские осмотры.
Компания пыталась доказать, что речь идет только о сотрудниках, которые напрямую работают с продуктами питания. Суд не согласился: проходить медосмотр должны все без исключения работники.
Компания заплатила штраф 120 тыс. руб.
Судебное дело
Мы советуем делать так: оформлять медкнижки всем, кто работает в общепите.
С 1 сентября 2023 года медкнижки оформляют в виде электронного документа. При этом до 1 сентября 2024 года можно выдавать новые и вести ранее выданные книжки на бумаге.
Есть кафе и рестораны, которые не оформляют медкнижки официантам — особенно студентам и подросткам. Они приходят подзаработать на каникулах, редко остаются работать в штате, поэтому владельцы экономят на медосмотрах. Если в ресторан придет проверка Роспотребнадзора, она будет смотреть медкнижки. За их отсутствие санкции такие:
О штрафах за работу без медкнижек — ст. 6.3 Административного кодекса
О проверках Роспотребнадзора — статья «Медкнижки: оформление и ответственность»
Из всех санитарных нарушений 80% — это нарушения, связанные с медицинскими книжками. Роспотребнадзор по Москве регулярно проверяет пекарни, рестораны, школы, кофейни и магазины, поэтому лучше заранее позаботиться о медкнижках.
Кроме того, административный штраф — это не самое страшное. Если посетители кафе серьезно заболеют из-за инфекции повара или мойщика посуды, может дойти до уголовного дела.
Можно ли нанимать несовершеннолетних
Подростки от 14 до 17 лет могут работать в общепите при трех условиях:
Юридическая поддержка вашего бизнеса по подписке. Безлимитные консультации, составление договоров, досудебных претензий, защита интересов в суде. От 12 490 рублей в месяц
Вот выдержка из постановления правительства о том, какую работу не могут выполнять несовершеннолетние в кафе и ресторанах:
Зато несовершеннолетний может работать официантом, SMM-специалистом, уборщиком, помощником на кухне, промоутером у входа или озеленителем территории.
Шаг 1. Оформить медкнижку
Медкомиссию и книжку должен оплачивать сам работодатель. Для этого он заключает договор с одним из учреждений:
Частные клиники в Москве, которые могут выдавать медкнижки
Услуги частных клиник могут стоить дороже, но в них всех врачей можно обойти за один день. Главное — чтобы частная компания заключила договор с центром гигиены и эпидемиологии (они работают во всех регионах). Без него выдавать медкнижки нельзя.
Оформление медкнижки занимает до пяти дней. Сделать все анализы за один день невозможно, поэтому если клиника обещает такие сроки — значит, она выдает поддельные книжки.
Чтобы отправить сотрудника на медосмотр, работодатель выдает ему направление. В нем указываются реквизиты:
Вот как может выглядеть направление:
Образец направления на медицинский осмотр
С этим направлением сотрудник приходит в клинику, сдает анализы и проходит врачей. Работники общепита проходят дерматовенеролога, оториноларинголога, стоматолога и инфекциониста. Медучреждение формирует заключения врачей в виде электронных документов и передает их в Единую государственную систему в сфере здравоохранения.
После медосмотра работник слушает лекции о санитарных требованиях и сдает тест. Если сдал — ему оформляют медкнижку.
Чтобы проверить, есть ли у сотрудника медицинская книжка, посмотрите сведения в Едином реестре медицинских книжек.
Шаг 2. Заключить трудовой договор
Договор в общепите ничем не отличается от обычного трудового договора. В нем так же прописывают условия работы: зарплату, график, должность, особенности труда. Обязательно должны быть существенные условия:
Читайте также:
Что такое IT-решение для кофеен от CafeStore
Бармены, официанты, повара и бариста обычно работают 2/2 или 3/3. Такой график называется скользящим. Мы написали отдельно большую статью, как такой составить и что для этого нужно. Вот главное, что нужно знать:
Еще в трудовом договоре могут быть пункты, которые четко определяют обязанности сотрудника. Например, вот обязанности повара:
Бланк трудового договора с поваром — на сайте «Гарант»
Обязанности повара обычно зависят от квалификации: у шеф-повара это может быть приготовление сложных блюд и составление меню, а у младшего повара — отваривание картофеля и курицы на бульон.
Бланк договора о материальной ответственности — на сайте «КонсультантПлюс»
Дополнительно можно оформить договор о материальной ответственности, в котором прописывают, кто отвечает за ценное имущество. Заключить такое соглашение работодатель имеет право только с сотрудником, чья должность входит специальный перечень. Например, договор о полной материальной ответственности можно подписать с кассиром; договор о полной коллективной материальной ответственности — с барменами и официантами, если они ведут расчеты с гостями. Это должно подтверждаться условиями трудового договора, должностной инструкцией, другими документами, в которых закреплены обязанности сотрудника.
Перечень должностей для заключения договора о материальной ответственности
Шаг 3. Оформить приказ и внести данные в электронную трудовую книжку
Остались формальности: выпустить приказ о приеме на работу и заполнить трудовую книжку.
Скачать бланк приказа о приеме на работу — на сайте «КонсультантПлюс»
Приказ о приеме на работу. Для него уже есть утвержденная форма, выглядеть он будет так:
Электронная трудовая книжка. Если работник до конца 2020 года не подал заявление о переводе на электронную трудовую книжку, работодатель продолжает вести его бумажную трудовую.
Для работников, которые в 2023 году принимаются на работу впервые, нужно оформить только электронную трудовую книжку, бумажную нельзя.
Главное — не забывайте, что не позднее следующего рабочего дня с даты издания приказа о приеме на работу надо представить форму ЕФС-1 в Социальный фонд России независимо о того, какую трудовую книжку вы ведете сотруднику. Вот как выглядит фрагмент этого отчета:
Юридическая поддержка вашего бизнеса по подписке. Безлимитные консультации, составление договоров, досудебных претензий, защита интересов в суде. От 12 490 рублей в месяц
Короче
Какие документы нужны
Медкнижка
Трудовой договор
Приказ о приеме на работу
Электронная трудовая книжка
Где оформить медкнижку
Государственная поликлиника
Частная клиника с разрешением от центра гигиены и эпидемиологии
Частный центр, который специализируется на оформлении медкнижек для юрлиц
Центр гигиены и эпидемиологии
90 дней
На столько могут закрыть кафе или ресторан за отсутствие медкнижек у сотрудников
Сейчас читают:
Как оформить испытательный срок
Арендодатель не возвращает обеспечительный платеж
Договор услуг, опасный штрафами
Как оформить испытательный срок
На самом деле, мы не знаем точно, что сейчас читают. Это приемчик такой. Донт аск.