Наш герой Николай Сфотостока продает редкие модели обогревателей для частных домов. У него эксклюзивные контракты с лучшими европейскими брендами и интернет-магазин с доставкой по России. Он точно знает, что успех бизнеса не зависит от уровня клиентского сервиса, и даже наоборот: если не давать клиентам чувствовать себя главными, бизнес будет приносить больше денег.
Я — монополист
У меня интернет-магазин с обогревателями и тепловыми пушками для частных домов. Я монополист — заключил контракты на эксклюзивные поставки с лучшими европейскими брендами. Некоторые пушки и обогреватели можно купить только у меня.
Работаю по всей России: есть курьерская доставка по Москве и доставка в пункты самовывоза в 1117 городах страны.
Чтобы добиться эксклюзивных контрактов, наладить поставки, столь обширную сеть доставки и сделать лучший сервис для клиентов, я много работал. Первые пять лет — по 12 часов в день без выходных и отпуска. Приходилось пропускать утренники дочери в детском саду и игнорировать потребности жены в общении и любви. Но потом я забил на клиентский сервис и начал жить нормально.
Тратил на клиентов по 50 000 ₽ в месяц
До 2019 года я топил за клиентский сервис. Считал, что главное в бизнесе — довольные и счастливые клиенты. Каждый день лично общался с клиентами, помогал с выбором, в срочном порядке заказывал нужные позиции в Европе: приходилось дергать поставщиков, напоминать о себе, тратиться на международный роуминг.
Каждому клиенту рассылал письма и смс с информацией о движении заказа: заказ получен, поступил на склад, отправлен в ваш город, заказ прибыл, оцените качество заказа. И периодически еще звонил, чтобы понять, всё ли понравилось и что можно улучшить.
Если у клиентов было малейшее недовольство, я отправлял подарки, например термокружки или пледы, и пытался перестроить процессы в компании.
В итоге я жил на работе, постоянно стрессовал, а по вечерам выглядел так:
К тому же тратил на счастье клиентов немало денег:
Расход
Сумма в месяц
Смс-уведомления
5000 ₽
Подарки недовольным
30 000 ₽
Оплата работы оператора за обзвоны с оценкой качества
10 000 ₽
Международный роуминг для заказа нужных моделей из Европы
5000 ₽
В январе 2020 года я выгорел: лежал на кровати, ел пиццу, пил пиво и пересматривал «Секс в большом городе». От одной мысли о работе меня начинало тошнить, а отношения с женой совсем разладились.
После двух недель лежания понял, что мой подход к клиентам, может, и делает их довольными, но убивает меня, и нужно что-то менять.
Клиенты будут недовольны всегда и всем
В момент выгорания я сел и начал записывать свои мысли, среди них были такие:
- клиенты будут недовольны всегда и всем;
- невозможно угодить каждому;
- я не для того пахал, чтобы ублажать клиентов;
- задача бизнеса — приносить мне деньги, а не дарить счастье незнакомцам, я не Ферреро-роше в конце концов;
- я вообще-то монополист, и, если кому-то что-то не нравится, могут сидеть без обогревателя или заказать китайский ширпотреб;
- мой бизнес — мои правила;
- не для того я ушел из найма, чтобы слушать крики недовольных мужиков.
С 2020 года я решил работать для себя, а не для клиентов: сократил расходы, перестал слать смс и стал бросать трубку, если клиент недоволен.
Сократил расходы на клиентский сервис. Я перестал дарить подарки, звонить для оценки качества и суетиться, чтобы заказать нужную модель обогревателя в Европе. Что есть в наличии — выбирайте; чего нет, того нет.
Иногда устраиваю акции, но не для счастья клиентов, а чтобы больше и быстрее заработать. С этого момента прибыль компании выросла на 30%, а я бросил бухать и наладил отношения с женой и дочкой.
Прибыль компании выросла на 30%, а я бросил бухать и наладил отношения с женой и дочкой
Перестал слать смс с информацией о заказе. Когда я слал смс, люди всё равно звонили и спрашивали, где их заказ. Поэтому я решил не тратиться на смс: кому надо, сами позвонят и всё спросят.
Чтобы не нагружать оператора, подключил автоответчик: человек вводит номер заказа, а бот ему отвечает, что с этим заказом происходит. В итоге вместо 5000 рублей на смски трачу 1000 рублей на автоответчик. И сплю спокойнее.
Бросаю трубку, если клиент недоволен. Я по прежнему иногда отвечаю на звонки, но, если клиент недоволен, начинает возмущаться или орать, просто кладу трубку: мне мои нервы дороже, чем удовлетворенность какого-то неизвестного скандалиста.
При этом заметил, что людей это дрессирует: те, кто звонил поорать с пеной у рта, перезванивают и общаются вежливо, после того, как я бросаю трубку. Выбора-то у них нет: нужные обогреватели можно купить только у меня. А те, кто отваливаются, мне и не нужны. Лучше я потрачу время на поиск новых поставщиков, анализ продаж или заполнение налоговой декларации.
Мне вообще стало лень ввязываться в какие-то разборки. Бывает, клиент звонит и спрашивает, почему на сайте товар в наличии, но на самом деле нет, я говорю: «Потому что» — и кладу трубку. И так жить хорошо стало, вы не представляете.
Я думаю, что клиентский сервис — это социальный конструкт, который придумали клиенты, чтобы получать плюшки компаний и садиться на шею. Если все компании уйдут от этой модели, клиенты никуда не денутся: у них не будет выбора, а бизнес начнет приносить больше денег.
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.