На сайт банка

Анжелика открыла детскую игровую в ТЦ в 2020 году. Бизнес окупился и вышел на стабильную прибыль. «Клиенты нас обожали, а выручка росла», — вспоминает предприниматель. А потом арендодатель сказал: «Меняй все или уходи». Анжелика выбрала уйти. Рассказываем ее историю.

Эксперт — Анжелика Волкова, предприниматель, основатель консалтинговой компании RightUP. Записалa Юлия Корнева.

Как я искала место для игровой

Идея детского центра появилась, когда я занималась своим первым бизнесом — фотостудией. Одна из локаций была с большим сухим бассейном, клиенты любили проводить там детские дни рождения. Я подумала, что детская игровая будет пользоваться более высоким спросом, чем фотостудия, и принесет мне больше денег.

Первую игровую я открыла в цоколе, потому что на аренду более дорогого помещения у меня не было денег, нужна была большая площадь за минимальную стоимость Но 90 «квадратов» в спальном районе не удовлетворяли мои амбиции, я хотела роста: большую игровую в торговом центром с прибылью кратно выше.

В ТЦ в центре города как раз освободилась большая площадь — оттуда съехал развлекательный центр. Я отправила арендодателю презентацию, в которой рассказала, что покупки в ТЦ часто делают мамы и, если ребенок будет капризничать, клиентка быстро уйдет, так что предложила решение — детскую игровую. Добавила фото моей первой игровой, добавила скриншоты из соцсетей и отзывы, чтобы показать, что у меня уже есть опыт и клиентская база.

Арендный отдел торгового центра предложил мне два помещения на выбор:

  • 200 кв. м внутри торгового комплекса, который работает с 2003 года;
  • 150 кв. м в том же торговом комплексе, но на территории фудмаркета, который только запускался.
Помещение будущего детского центра

Я выбрала фудмаркет. Меня подкупило, что пространство новое, проект амбициозный и на слуху. Пока люди будут проводить время на фудмаркете, им точно понадобится куда-то пристроить ребенка, а альтернатив поблизости нет.

Убедила инвестора вложиться в проект

Открытие обошлось в 3 млн руб.: 90% вложений — ремонт и строительство игровой, остальные 10% — оборудование, зарплата и аренда. Чтобы найти деньги, я решилась продать действующий бизнес, взяла кредит и привлекла в проект инвестора. Им стал мой поставщик из Крыма, производитель шариков для сухого бассейна. Я пришла к нему с готовым предложением по аренде, сразу рассказала о своих амбициях: несколько точек, а потом франшиза — я хотела быть королевой детских игровых центров. Поставщику понравился мой настрой, мы ударили по рукам и начали работать над открытием первой игровой.

Обсуждаем с инвестором концепцию новой игровой

Мой партнер предложил название для детского центра — «Кото-Мото». Я в нейминге не сильна, поэтому легко согласилась, и, как оказалось, не зря. Название запоминалось, а маленькие дети легко его выговаривали.

На начальном этапе аренда помещения стоила 30 тыс. руб. в месяц, но постепенно нам ее повысили до 90 тыс. руб. в месяц.

Заморозила деньги в стройке и готовилась попрошайничать

В конце января 2020 года появились сообщения о первых заболевших ковидом в России. 18 февраля я впервые попала на площадку строящегося фудмаркета, а 25 марта объявили о первой нерабочей неделе. Нужно было вкладываться в строительство, но было непонятно, сможем ли мы открыться и когда. Арендодатель, в свою очередь, требовал строиться вместе с рестораторами или разрывать договор аренды.

По факту решение сводилось к тому, чтобы согласиться вложить деньги сейчас без возможности быстро начать зарабатывать. И я на это решилась, мы начали строительство.

Так мы готовились к открытию во время пандемии ковида
Так мы готовились к открытию во время пандемии ковида
Так мы готовились к открытию во время пандемии ковида

Фудмаркет открылся 29 августа 2020 года, а уже 6 ноября его закрыли по требованию Роспотребнадзора. Это был кошмар.

На открытие бизнеса я брала кредит в размере 500 тыс. руб., заработанных денег хватало, только чтобы вносить платежи. Я уже представляла, как попрошайничаю возле вокзала с протянутой рукой и надписью на картонке: «Помогите, вложила все свои деньги в бизнес и прогорела». Пришлось искать план Б. Тогда активно рос онлайн-бизнес, и я устроилась обычным менеджером по продажам в онлайн-школу. С тех пор я развивала бизнес параллельно с работой.

Открыли игровую и запустили новые филиалы

В июне 2021 года мы наконец открыли детскую игровую в тестовом режиме. Снова пришлось вкладывать деньги, на этот раз в наем сотрудников. 24 августа открылся фудмаркет.

Детский центр начал зарабатывать, но все средства мы вкладывали в развитие — например, докупали новые игрушки. Дела шли хорошо, быстро стало понятно, что надо запускать новые точки, чтобы больше заработать. Мы изначально хотели несколько филиалов с возможностью запуска франшизы в будущем.

Подготовка к открытию новых филиалов
Подготовка к открытию новых филиалов

В 2022 году я открыла еще одну точку в другом краснодарском торговом центре, а потом два филиала открыл мой партнер в Крыму, потому что там было производство. Кроме того, Крым — туристическое место с большим потенциалом развития. В открытие новых точек вкладывали кредитные средства и деньги из оборота.

Все это время я продолжала работать в продажах, стала руководителем отдела и ставила рекорды по выручке в онлайн-школе.

Арендодатель выносил мозг и поставил ультиматум

Сначала все шло гладко: мы росли в цифрах, я работала над продажами в детском центре, продумывала услуги, работала над сервисом и повышала средний чек. Рейтинг наших игровых стабильно был на уровне 4,9−5 звезд на всех геосервисах.

Сложности возникали только при общении с арендодателем фудмаркета. Это единственный наш арендодатель, который контролировал выручку и маркетинг каждого своего арендатора. Это официально было прописано в договоре, но место было настолько привлекательным, что мы согласились на все условия.

Нам регулярно выдвигали новые требования: зайти в кросс-маркетинг с ресторанами, купить рекламные площади в ТЦ, раздать бесплатные купоны на посещение на какой-то праздник. Я все смиренно терпела и выполняла все требования до одного прекрасного момента.

В марте 2023 года меня вызвал к себе директор фудмаркета и заявил: «Я хочу, чтобы вы немного сменили концепцию своего детского центра». Они хотели, чтобы мы закрыли свою детскую игровую, которая только начала окупать свои вложения, и открыли совершенно новую игровую с новым оборудованием. Эти изменения стоили бы несколько миллионов рублей. Предложение появилось, потому что в городе открылся конкурент фудмаркета, с другими ресторанами и игровой комнатой, поэтому фудмаркету теперь тоже срочно требовались обновления, иначе выручка будет падать. Мое терпение лопнуло. Все переделывать я была не готова. Я впервые отказала арендодателю: «Вас волнует выручка? А если мы увеличим ее вдвое, вы нас оставите в покое?» Мне ответили, что да. «Хорошо, будет у вас увеличение выручки», — сказала я и вышла из офиса арендного отдела.

Повысила выручку в два раза, но это не помогло

Я стала активно работать над продажами и маркетингом. Мы устраивали акции, наши промоутеры на ходулях гуляли по территории ТЦ и приглашали всех в детскую игровую. Мы проводили анимационные программы — это такие праздники для детей в игровой.

Сильнее всего на увеличение выручки повлияло то, что мы подняли цены. Раньше пытались держать стоимость билета ниже рынка, и в итоге не зарабатывали столько, сколько могли бы. Посещение на весь день у нас раньше стоило 600 руб., а стало 1000 руб.

Мы убрали из услуг детского центра поминутную оплату пребывания ребенка. Многие родители заходили на фудмаркет, чтобы выпить кофе и пойти дальше, и они приводили детей на 10 минут. Родители были благодарны, но эта услуга сильно роняла нам средний чек.

Выручка выросла в два раза — с 900 тыс. до 1,8 млн руб. Довольная своей работой, я подготовила объемный отчет и пошла с ним к администратору арендного отдела. Но она прервала меня: «Вы, конечно, молодцы. Мне очень жаль это говорить, но мне сегодня пришло письмо от директора, что мы с вами разрываем договор». Не сдержали слово. Мы увеличили выручку, а администрация даже не дождалась результатов и решила расторгнуть договор. Нам дали 60 дней, чтобы доработать и освободить помещение. По договору они имели право поставить такие условия, как сказал нам юрист.

Я решила выйти из бизнеса

Площадь, которую мы арендовали, приглянулась предпринимателям из другого города. Они пришли с новой концепцией в арендный отдел, напугали администрацию сильным конкурентом и предложили решение — их новая игровая. Для меня это стало точкой невозврата.

Я поняла для себя, что онлайн-бизнес, которым я занималась параллельно с офлайн-бизнесом, намного безопаснее. В 2023 году я уже ушла из онлайн-школы, так что открыла свое консалтинговое агентство, которое занимается построением продаж в малом бизнесе. В то время как в офлайн-бизнесе я постоянно боролась за свою точку, воевала с арендодателем, была в мыле, вкладывала огромные деньги, чтобы открыть очередной детский центр, онлайн-бизнес был для меня оазисом спокойствия и стабильности.

С площадки на фудмаркете мы съехали, а оставшиеся три игровые я продала партнеру. Это был непростой разговор, потому что по факту весь этот бизнес держался на мне. Партнер не был счастлив и рад, но выкупил мою долю, и мы разошлись спокойно.

Я сделала для себя несколько выводов по итогам:

  1. Бизнес должен системно зарабатывать. Часто предприниматели радуются, когда хотя бы немного вышли в плюс. Но бизнес должен приносить хорошие деньги, быть системным и востребованным, а не просто оригинальным. Поэтому для меня онлайн-бизнес выгоднее, чем игровые.
  2. Я недооценивала рынок. Если бы мы сразу подняли цены, мы могли бы заработать намного больше и, возможно, даже сохранили бы его.
  3. Предприниматель должен рисковать. Несмотря на все сложности, я все равно рада, что у меня был такой опыт, и повторила бы все снова, но теперь была бы увереннее в своих действиях.

Открыть счет для бизнеса в Модульбанке

Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов

Открыть счет бесплатно
Еще какие-то статьи
Продажи Предприниматели попросили власти не ограничивать скидки от маркетплейсов
Предприниматели попросили власти не ограничивать скидки от маркетплейсов
15 июля
9 мин
Истории «Первых клиентов принимали параллельно с ремонтом»
«Первых клиентов принимали параллельно с ремонтом»
История салона «Пляж ждет» из Перми, который запустили две сестры
25 марта
2 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Нужна ли ИП учетная политика?
Советы

Нужна ли ИП учетная политика?

И что будет, если ее нет
Подборка грантов для бизнеса на одежде в 2025 году
Рынок

Подборка грантов для бизнеса на одежде в 2025 году

Что делать, если сотрудник ушел в запой
Советы

Что делать, если сотрудник ушел в запой

Заголовок смешной, ситуация страшная
Озеленение балконов, лагеря для взрослых и аудиоквесты — необычные способы зарабатывать летом
Рынок

Озеленение балконов, лагеря для взрослых и аудиоквесты — необычные способы зарабатывать летом

Подборка нестандартных сезонных бизнесов
Наталья Брянцева, бренд ювелирных украшений Avgvst
Биографии

Наталья Брянцева, бренд ювелирных украшений Avgvst

Как сменить коды ОКВЭД
Советы

Как сменить коды ОКВЭД

Готовая инструкция, чтобы все сделать правильно
Как ничего не пропустить
Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.