Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Хотела быть королевой детских центров, но внезапно лишилась бизнеса
Анжелика открыла детскую игровую в ТЦ в 2020 году. Бизнес окупился и вышел на стабильную прибыль. «Клиенты нас обожали, а выручка росла», — вспоминает предприниматель. А потом арендодатель сказал: «Меняй все или уходи». Анжелика выбрала уйти. Рассказываем ее историю.
Как я искала место для игровой
Идея детского центра появилась, когда я занималась своим первым бизнесом — фотостудией. Одна из локаций была с большим сухим бассейном, клиенты любили проводить там детские дни рождения. Я подумала, что детская игровая будет пользоваться более высоким спросом, чем фотостудия, и принесет мне больше денег.
Первую игровую я открыла в цоколе, потому что на аренду более дорогого помещения у меня не было денег, нужна была большая площадь за минимальную стоимость Но 90 «квадратов» в спальном районе не удовлетворяли мои амбиции, я хотела роста: большую игровую в торговом центром с прибылью кратно выше.
В ТЦ в центре города как раз освободилась большая площадь — оттуда съехал развлекательный центр. Я отправила арендодателю презентацию, в которой рассказала, что покупки в ТЦ часто делают мамы и, если ребенок будет капризничать, клиентка быстро уйдет, так что предложила решение — детскую игровую. Добавила фото моей первой игровой, добавила скриншоты из соцсетей и отзывы, чтобы показать, что у меня уже есть опыт и клиентская база.
Арендный отдел торгового центра предложил мне два помещения на выбор:
Я выбрала фудмаркет. Меня подкупило, что пространство новое, проект амбициозный и на слуху. Пока люди будут проводить время на фудмаркете, им точно понадобится куда-то пристроить ребенка, а альтернатив поблизости нет.
Убедила инвестора вложиться в проект
Открытие обошлось в 3 млн руб.: 90% вложений — ремонт и строительство игровой, остальные 10% — оборудование, зарплата и аренда. Чтобы найти деньги, я решилась продать действующий бизнес, взяла кредит и привлекла в проект инвестора. Им стал мой поставщик из Крыма, производитель шариков для сухого бассейна. Я пришла к нему с готовым предложением по аренде, сразу рассказала о своих амбициях: несколько точек, а потом франшиза — я хотела быть королевой детских игровых центров. Поставщику понравился мой настрой, мы ударили по рукам и начали работать над открытием первой игровой.
Мой партнер предложил название для детского центра — «Кото-Мото». Я в нейминге не сильна, поэтому легко согласилась, и, как оказалось, не зря. Название запоминалось, а маленькие дети легко его выговаривали.
На начальном этапе аренда помещения стоила 30 тыс. руб. в месяц, но постепенно нам ее повысили до 90 тыс. руб. в месяц.
Заморозила деньги в стройке и готовилась попрошайничать
В конце января 2020 года появились сообщения о первых заболевших ковидом в России. 18 февраля я впервые попала на площадку строящегося фудмаркета, а 25 марта объявили о первой нерабочей неделе. Нужно было вкладываться в строительство, но было непонятно, сможем ли мы открыться и когда. Арендодатель, в свою очередь, требовал строиться вместе с рестораторами или разрывать договор аренды.
Читайте также:
«Первых клиентов принимали параллельно с ремонтом»
По факту решение сводилось к тому, чтобы согласиться вложить деньги сейчас без возможности быстро начать зарабатывать. И я на это решилась, мы начали строительство.
Фудмаркет открылся 29 августа 2020 года, а уже 6 ноября его закрыли по требованию Роспотребнадзора. Это был кошмар.
На открытие бизнеса я брала кредит в размере 500 тыс. руб., заработанных денег хватало, только чтобы вносить платежи. Я уже представляла, как попрошайничаю возле вокзала с протянутой рукой и надписью на картонке: «Помогите, вложила все свои деньги в бизнес и прогорела». Пришлось искать план Б. Тогда активно рос онлайн-бизнес, и я устроилась обычным менеджером по продажам в онлайн-школу. С тех пор я развивала бизнес параллельно с работой.
Открыли игровую и запустили новые филиалы
В июне 2021 года мы наконец открыли детскую игровую в тестовом режиме. Снова пришлось вкладывать деньги, на этот раз в наем сотрудников. 24 августа открылся фудмаркет.
Читайте также:
Наука, животные, сказки: как зарабатывать на детском досуге
Детский центр начал зарабатывать, но все средства мы вкладывали в развитие — например, докупали новые игрушки. Дела шли хорошо, быстро стало понятно, что надо запускать новые точки, чтобы больше заработать. Мы изначально хотели несколько филиалов с возможностью запуска франшизы в будущем.
В 2022 году я открыла еще одну точку в другом краснодарском торговом центре, а потом два филиала открыл мой партнер в Крыму, потому что там было производство. Кроме того, Крым — туристическое место с большим потенциалом развития. В открытие новых точек вкладывали кредитные средства и деньги из оборота.
Все это время я продолжала работать в продажах, стала руководителем отдела и ставила рекорды по выручке в онлайн-школе.
Арендодатель выносил мозг и поставил ультиматум
Сначала все шло гладко: мы росли в цифрах, я работала над продажами в детском центре, продумывала услуги, работала над сервисом и повышала средний чек. Рейтинг наших игровых стабильно был на уровне 4,9−5 звезд на всех геосервисах.
Сложности возникали только при общении с арендодателем фудмаркета. Это единственный наш арендодатель, который контролировал выручку и маркетинг каждого своего арендатора. Это официально было прописано в договоре, но место было настолько привлекательным, что мы согласились на все условия.
Нам регулярно выдвигали новые требования: зайти в кросс-маркетинг с ресторанами, купить рекламные площади в ТЦ, раздать бесплатные купоны на посещение на какой-то праздник. Я все смиренно терпела и выполняла все требования до одного прекрасного момента.
В марте 2023 года меня вызвал к себе директор фудмаркета и заявил: «Я хочу, чтобы вы немного сменили концепцию своего детского центра». Они хотели, чтобы мы закрыли свою детскую игровую, которая только начала окупать свои вложения, и открыли совершенно новую игровую с новым оборудованием. Эти изменения стоили бы несколько миллионов рублей. Предложение появилось, потому что в городе открылся конкурент фудмаркета, с другими ресторанами и игровой комнатой, поэтому фудмаркету теперь тоже срочно требовались обновления, иначе выручка будет падать. Мое терпение лопнуло. Все переделывать я была не готова. Я впервые отказала арендодателю: «Вас волнует выручка? А если мы увеличим ее вдвое, вы нас оставите в покое?» Мне ответили, что да. «Хорошо, будет у вас увеличение выручки», — сказала я и вышла из офиса арендного отдела.
Повысила выручку в два раза, но это не помогло
Я стала активно работать над продажами и маркетингом. Мы устраивали акции, наши промоутеры на ходулях гуляли по территории ТЦ и приглашали всех в детскую игровую. Мы проводили анимационные программы — это такие праздники для детей в игровой.
Читайте также:
Подборка грантов для бизнеса, связанного с детьми
Сильнее всего на увеличение выручки повлияло то, что мы подняли цены. Раньше пытались держать стоимость билета ниже рынка, и в итоге не зарабатывали столько, сколько могли бы. Посещение на весь день у нас раньше стоило 600 руб., а стало 1000 руб.
Мы убрали из услуг детского центра поминутную оплату пребывания ребенка. Многие родители заходили на фудмаркет, чтобы выпить кофе и пойти дальше, и они приводили детей на 10 минут. Родители были благодарны, но эта услуга сильно роняла нам средний чек.
Выручка выросла в два раза — с 900 тыс. до 1,8 млн руб. Довольная своей работой, я подготовила объемный отчет и пошла с ним к администратору арендного отдела. Но она прервала меня: «Вы, конечно, молодцы. Мне очень жаль это говорить, но мне сегодня пришло письмо от директора, что мы с вами разрываем договор». Не сдержали слово. Мы увеличили выручку, а администрация даже не дождалась результатов и решила расторгнуть договор. Нам дали 60 дней, чтобы доработать и освободить помещение. По договору они имели право поставить такие условия, как сказал нам юрист.
Я решила выйти из бизнеса
Площадь, которую мы арендовали, приглянулась предпринимателям из другого города. Они пришли с новой концепцией в арендный отдел, напугали администрацию сильным конкурентом и предложили решение — их новая игровая. Для меня это стало точкой невозврата.
Я поняла для себя, что онлайн-бизнес, которым я занималась параллельно с офлайн-бизнесом, намного безопаснее. В 2023 году я уже ушла из онлайн-школы, так что открыла свое консалтинговое агентство, которое занимается построением продаж в малом бизнесе. В то время как в офлайн-бизнесе я постоянно боролась за свою точку, воевала с арендодателем, была в мыле, вкладывала огромные деньги, чтобы открыть очередной детский центр, онлайн-бизнес был для меня оазисом спокойствия и стабильности.
С площадки на фудмаркете мы съехали, а оставшиеся три игровые я продала партнеру. Это был непростой разговор, потому что по факту весь этот бизнес держался на мне. Партнер не был счастлив и рад, но выкупил мою долю, и мы разошлись спокойно.
Я сделала для себя несколько выводов по итогам:
Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов