Бизнес, который может перевести сотрудников на удаленку и зарабатывать из дома, сделал это и без нас. Теперь о том, как быть всем остальным.
Треть бизнеса не знает, что делать
В конце марта Мейл-групп и Деливери-клаб провели совместное исследование кафе, ресторанов и шаурмячных — это полторы тысячи случайных рестораторов и тех, кто пользуется услугами доставки Деливери.
Исследователи узнали, что за последнюю неделю марта обороты заведений упали на 45%. Треть рестораторов считают, что в этих условиях смогут продержаться месяц, а на полгода рассчитывают два процента.
Если заведения будут закрыты и дальше:
- 23% готовятся к полной заморозке бизнеса;
- 9% будут закрываться;
- 27% не знают, что с ними будет, и еще не решили, как поступать.
В кризис сложно прогнозировать, что будет завтра и какие решения окажутся верными. Некоторые предприниматели предпочитают всеми силами сохранить бизнес в докризисном виде: с прежними рабочим местами, оборотами, объемами закупок. Кто-то сразу же распускает сотрудников, расторгает договоры с партнерами и владельцами помещений.
Если не знаете, что делать, возможно, вам помогут эти шаги.
Шаг 1. Посчитать расходы
Чтобы понять, сколько денег потребуется на время кризиса, нужно посчитать расходы, как будто выручки нет совсем.
Возьмем компанию с оборотом в 500 000 рублей и тремя сотрудниками. В обычное время она тратит 250 000 рублей:
аренда офиса — 80 000;
зарплаты — 100 000;
уборка офиса и электроэнергия — 5000;
программа «Консультант-плюс» — 12 000;
налоги по упрощенке 6% и взносы с зарплат — 73 000.
Давайте посмотрим, какие расходы можно убрать, если компания ничего не зарабатывает:
выручки нет, поэтому платит только взносы — 43 000;
офис закрыт, не нужно платить за уборку и электричество — 0.
Всего получается 235 000 рублей. Значит, чтобы выжить в течение трех месяцев, потребуется 705 000 рублей — их можно взять из запасов, кредита или заема. Если появится какая-то прибыль, прибавьте сумму налога.
Чтобы пережить кризис, надо все решения принимать из предположения, что компания ничего не зарабатывает. И можно понять, стоит ли повременить с оплатой налогов или брать кредит.
Шаг 2. Договориться снизить аренду
Не нужно звонить или вести переписку на Фейсбуке, лучше сразу отправить официальное письмо. Например, вот такое:
Чтобы воспользоваться образцом, создайте копию, отредактируйте и скачайте на компьютер. Письмо ориентировано на компании в Москве, но подходит для всех регионов. По опыту, полной отмены аренды добиться сложно, но реально снизить ежемесячный платеж на 40%—60%.
В аренде может быть не только офис, но и дорогая техника, машина, кофеварочный аппарат — нужно отказаться от всего.
Рекламная пауза Сэкономить на банке
Стоит пересмотреть тариф на банковское обслуживание — возможно, при снижении оборотов подойдет тариф подешевле.
Модульбанк ввел новый тариф без абонентской платы «Ничего лишнего».
Это работает так: компания открывает счет, на него приходят деньги, а компания платит небольшой процент от общей суммы. Если деньги не приходят, компания ничего не платит, но счет остается за ней. Например, в марте компания получила сто тысяч рублей, заплатила 0,75%, или 750 рублей. В апреле компания ничего не заработала — заплатила ноль рублей.
Плата берется только с входящих денег, а все переводы и снятия уже включены в эту сумму, отдельно платить не надо.
А еще нет лимитов на переводы, никаких ограничений и мелкого текста под звездочкой. ИП может сколько угодно переводить деньги на карты физлиц. Подключить тариф могут новые клиенты и те, кто уже с Модульбанком.
Шаг 3. Сократить сотрудников или зарплаты
Если у компании нет выручки и запасов денег, не стоит пытаться сохранить все рабочие места и прежние доходы работников. Это благородно, но через месяц компания закроется, и людей придется сокращать. При сокращении компания должна выплатить три оклада, а денег уже не будет — поэтому нужно просчитывать сами зарплаты сотрудников, а еще закладывать бюджет на сокращение, если оно потребуется.
Есть несколько вариантов:
- платить оклад без премий и надбавок — если есть деньги;
- перевести на сокращенную рабочую неделю и уменьшить зарплату;
- предоставить отпуск за счет работника;
- отправить на больничный;
- уволить.
Иногда сокращенная рабочая неделя или выплата чистых окладов не помогают. Если компания понимает, что не вытягивает, надо увольнять сотрудников, пока на само увольнение есть деньги. Только не делать молча, а объяснить, что это вынужденная мера, и, если затем они захотят вернуться, их примут обратно.
На фоне кризиса крупные банки стали предлагать кредиты под 0% на выплату зарплат. Они подходят не всем, вот что важно запомнить:
- кредит придется отдавать, а на восстановление бизнеса уйдет один—два года. Денег не будет, и кредит только ухудшит положение;
- с зарплат нужно платить страховые взносы. Государство снизило ставку до 15% на выплату свыше МРОТ, но брать их придется из компании, а это могут быть последние деньги.
Еще эти кредиты не дают всем, а только компаниям, которые по мнению государства пострадали больше всего. Это сферы общественного питания, туризма, транспорта, развлечений и бытовых услуг. Список определяется по основному ОКВЭДу — если компания работает в одной из этих сфер, но есть путаница в ОКВЭДах, деньги не дадут.
Шаг 4. Перейти на упрощенку
Предпринимателям, которые работают на патенте и вмененке, можно подать уведомление о прекращении работы на спецрежиме. Это касается той сферы бизнеса, которая сейчас несет убытки, и тот же патент перестал быть для них выгодным.
Предприниматель владеет тремя торговыми точками в Москве, работает по патенту, за который платит 3,6 млн рублей в год, или 300 000 рублей в месяц. Две недели его точки закрыты и не приносят прибыль. Если предприниматель перейдет на упрощенку, ему не нужно платить налог, на патенте же он отдаст 150 000 рублей. Сколько еще торговые точки не будут приносить прибыль, неизвестно, а платить за патент придется.
В условиях кризиса лучше перейти на упрощенку и платить налог с дохода, чтобы не отдавать деньги за то, на чём не получается заработать.
Уведомление о прекращении подают в налоговую, а оплата будет считаться за прошедшее время. Например, если подать заявление первого марта, налоговая посчитает за время с января по март. Если не подать, придется платить дальше.
Когда прибыль начнет расти, можно вернуться на тот же патент — для этого снова подают уведомление и через десять дней начинают работать как раньше.
Шаг 5. Получить отсрочку по тендерам
По закону компания не может отказаться от обязательств по госзакупкам или тендерам, но может получить отсрочку. Чтобы это сделать, нужно написать заказчику письмо в свободной форме и попросить время — пока не закончится пандемия коронавируса. Пандемия признана форс-мажором — об этом писал Минфин, и в письме нужно ссылаться на это.
Когда форс-мажор закончится, нужно написать еще одно письмо — о том, что компания готова выполнить обязательства.
Похожая история и если работаете по внешнеэкономическим сделкам. На сайте Торгово-промышленной палаты можно сделать заявку с просьбой засвидетельствовать обстоятельства непреодолимой силы.
Шаг 6. Закрыться
Если предприниматель понимает, что дела идут плохо, не стоит вливать последние деньги на надежду, нужно закрываться.
Неважно, ИП или ООО, с сотрудниками или без: компанию стоит закрыть, а когда ситуация в стране и экономике станет лучше, открыть снова.
Регистрация новой компании займет два—три дня, при этом на это останутся какие-то деньги. Предприниматель вновь создаст рабочие места, и сотрудники, если захотят, вернутся на работу.
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.