i
×

Издание для бизнеса.

Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.

Меньше хайпа, больше пользы!

Зачем компании выпускают акции

Какие преимущества компания получает от выпуска акций на бирже и почему этот инструмент подходит не всем
27 октября
682
22
0

Акция — это ценная бумага, которая закрепляет за ее владельцем долю компании. Когда инвестор покупает акции, он становится совладельцем бизнеса и получает право на часть прибыли компании в виде дивидендов. А при пакете акций от 10% стоимости уставного капитала инвестор может влиять на принятие решений в компании.

Акции компаний размещаются на фондовых биржах, такое размещение называется листингом, а первичный выход компании на биржу — ай-пи-о, IPO. Иногда компании выходят на биржу повторно — это называется эс-пи-о, SPO. В статье говорим о первичном выходе и разбираемся, зачем компании выпускают акции и делают незнакомцев с биржи совладельцами бизнеса.

Эксперт — Светлана Беляева, эксперт по финансам и инвестициям, партнер консалтинговой компании «Результант». Записалa Светлана Дучак, редактор.

Получить финансирование, оценить бизнес или выйти из него

Есть три мотива, по которым компании выходят на фондовый рынок:

  • привлечение финансирования для развития и масштабирования бизнеса;
  • рыночная оценка бизнеса;
  • возможность для основателей или инвесторов продать свою долю бизнеса по рыночной цене.

Получить финансирование. Компания выходит на биржу и предлагает частным инвесторам купить ее акции. Например, выставляет 50%-ную долю в виде 5 млн акций, каждая из которых продается по 100 рублей. Если все акции компании купят, она получит 500 млн рублей и сможет потратить эти деньги на развитие бизнеса, например выход на новые рынки, исследования или покупку оборудования.

Оценить бизнес. Стоимость всех акций компании, которые вращаются на бирже, называется рыночной капитализацией компании. Она показывает, во сколько рынок оценивает компанию на основе сделок с акциями.

Рыночная капитализация не всегда совпадает с реальным положением дел в компании. Иногда инвесторы дают оценку на основе ожиданий, например, когда предполагают, что в будущем компания начнет приносить прибыль, или наоборот, манипулируют рынком, чтобы снизить стоимость акций. Тогда оценка компании может быть завышенной или заниженной.

Но в любом случае рыночная капитализация показывает, за сколько можно продать долю в компании точнее, чем другие способы, например оценка экспертом или расчет по доходам.

Выйти из бизнеса. Выпуск акций дает инвесторам и собственникам бизнеса возможность продать свою долю и выйти из бизнеса. Например, инвестор на этапе идеи вложил в стартап 10 млн рублей в обмен на 40% доли, через два года компания начала приносить стабильную прибыль, и инвестор захотел выйти из бизнеса. Он может найти другого инвестора, чтобы продать ему долю целиком, или выйти на биржу и продать свои 40% небольшими частями, акциями большому количеству инвесторов.

Но не каждая компания может выпустить акции, а только та, что соответствует требованиям биржи.

Нужно соответствовать требованиям биржи и провести пиар-кампанию

Компания может выпускать акции на любой бирже, например на Гонконгской или Московской фондовой бирже. Привязки к местоположению компании нет. Но у каждой биржи есть требования к эмитентам — так называются компании, которые выпускают акции.

Требования бирж отличаются, дальше будем рассказывать на примере Московской фондовой биржи.

На Московской бирже есть три уровня листинга:

  • третий уровень — бумаги низкой надежности. Для их выпуска компании достаточно соответствовать требованиям закона, подготовить проект выпуска акций и раскрыть информацию — это значит, что нужно публиковать финансовые отчеты в открытом доступе;
  • второй уровень — бумаги средней надежности. Добавляются требования к количеству акций, сроку существования компании — не меньше 13 месяцев — и корпоративному управлению;
  • первый уровень — бумаги с высокой надежностью. Добавляется еще больше требований к сроку существования компании и корпоративному управлению.

Требования для первого и второго уровней листинга на сайте Московской фондовой биржи

Полные требования к эмитентам и корпоративному управлению есть на сайте биржи. Для примера сравним несколько требований для листинга первого и второго уровней.

Требование биржи
Первый уровень листинга
Второй

Независимые директора в совете

Не меньше ⅕ совета директоров и не меньше трех человек

Не меньше двух

Нужно сформировать комитет по вознаграждениям совета директоров, исполнительного органа и корпоративного секретаря

Да

Нет

Документ, определяющий дивидендную политику

Да

Да

Наличие политики в области внутреннего аудита

Да

Да

Если компания отвечает требованиям биржи, ей нужно подготовить документы для выпуска акций:

  • анкету ценной бумаги;
  • уведомление о начале размещения;
  • текст условий размещения;
  • доверенность уполномоченного лица, например генерального директора;
  • уведомление о цене бумаги;
  • зарегистрированный отчет об итогах выпуска.

Кроме требований и документов компания должна:

  • провести аудит финансовой отчетности. Аудит нужно заказывать у компании из большой аудиторской четверки;
  • быть прозрачной — компания не должна использовать серые схемы;
  • заказать у консалтинговой фирмы план стратегического развития — план показывает инвесторам, во что они вкладываются и есть ли шанс на этом заработать.

Еще понадобится провести пиар-кампанию, чтобы привлечь внимание покупателей к своим акциям. Это позволит продать их по более высокой цене, а значит, больше заработать.

Если компания убыточна, платит зарплату в конвертах и пытается уйти от налогов, если у нее плохая репутация и нет денег на аудит, консалтинг и пиар-кампанию, выпустить акции не получится.

Размещением акций занимаются агенты

Обычно для выпуска акций нанимают агента, который занимается подготовкой документов, компании, процедурой размещения и взаимодействует с биржей. Агент — это не частное лицо, а другая компания, например банк или финансовая организация.

Процесс выпуска акций трудоемкий и может обойтись компании в миллионы рублей или долларов. Компания нанимает агента, запускает пиар-кампанию и платит бирже за размещение акций. Например, у Московской фондовой биржи тарифы такие:

Листинг акций компании — от 50 000 до 260 000 рублей, вознаграждение за поддержание акций на бирже — от 120 000 до 1 550 000 рублей в год, тарифы Московской фондовой биржи

Стоимость выпуска акций зависит от целей компании. Например, если хочется выйти на зарубежный фондовый рынок, стоимость размещения с учетом расходов на посредников, услуги биржи и пиар-кампании может доходить до 10 млн долларов.

Выход на биржу в России будет стоить дешевле, но всё равно придется оплачивать продвижение: инвесторы должны увидеть, что есть такая компания, и их нужно убедить купить ее акции.

Для продвижения компании могут устраивать роуд-шоу — это серия встреч с потенциальными инвесторами и аналитиками в разных городах и странах. Чем больше стран в списке и масштабнее мероприятия для инвесторов, тем больше денег придется потратить.

Пиар-кампанию проводят после подготовки и согласования размещения с биржей, но до выпуска акций. Для компании важно так провести подготовку, чтобы на бирже было как можно больше желающих купить ее акции. Потому что компания получает прибыль только с первого размещения.

«Матроскин и Ко» выпустили 500 000 акций по первоначальной оценке в 100 рублей. На торгах инвесторы оценили одну акцию в 1000 рублей, компания заработала на выпуске 500 000 000 рублей. И всё.

Если через месяц акции вырастут в цене в три раза, компания на этом не заработает. Но заработают те инвесторы, что купили акции по 1000 рублей.

Выпуск акций в России обходится дешевле, потому что на рынке меньше компаний, которые предлагают свои акции. На Московской бирже размещаются 262 российские компании, и, когда новая компания выходит на биржу, это становится новостью.

Группа компаний «Самолет» выходит на Московскую фондовую биржу. Брокер в своем приложении размещает новость на главной странице и предлагает инвесторам заранее оставлять заявки на покупку акций

На бирже Гонконга или США появление акций российской компании без масштабной пиар-поддержки прошло бы незамеченным.

Инвесторы вне биржи, кредиты и облигации — альтернатива акциям

Если цель компании — получить финансирование, у нее есть альтернатива акциям: инвесторы вне биржи, кредиты, займы и облигации.

Инвесторы вне биржи. Компания может привлечь инвесторов вне биржи, их называют частными. Это могут быть физические лица, другие компании или инвестиционные фонды.

Частные инвесторы вкладывают в компании деньги в обмен на долю. Инвесторы предъявляют к компаниям не такие жесткие требования, как биржи. Например, инвестор может финансировать убыточную компанию, если она интересна ему как бренд или он смотрит на нее не с точки зрения прибыли, а оценивает активы или базу клиентов.

Но частного инвестора непросто найти: людей, которые готовы финансировать бизнес, не так много. И обычно инвесторы вне биржи покупают большие пакеты акций, а значит, становятся полноправными совладельцами и могут влиять на процессы в компании.

Еще одна проблема с инвесторами вне биржи — оценка компании. Допустим, компания нашла одного инвестора, он оценил долю в 50 млн рублей, компания согласилась, потому что не было выбора. А на бирже, возможно, за эту же долю заплатили бы 70 млн рублей.

Плюсы
Минусы

Нет жестких требований к компании

Количество инвесторов вне биржи ограничено

Может финансировать убыточную компанию

Может влиять на процессы, и есть угроза потери компании

Не нужно становится публичной компанией и раскрывать финансовую отчетность

Необъективная оценка стоимости компании

Кредиты банков или займы частных лиц. Главный минус кредитов и займов в том, что их нужно возвращать. Поэтому долговая нагрузка на компанию ограничивается неким лимитом: компания не может брать больше, чем способна вернуть. И, скорее всего, потребуется залог.

Еще займы нужно обслуживать: платить проценты каждый месяц или раз в квартал, а в конце срока вернуть тело долга.

Плюсы
Минусы

Нет риска потерять управление компанией

Не нужно тратиться на подготовку и пиар-кампанию, как в случае с акциями

Понадобится залог

Кредиты и займы нужно обслуживать — регулярно платить проценты

Облигации. Облигации — это долговые расписки, которые подтверждают, что одна сторона дала деньги в долг другой. При этом облигации могут быть частными — между Василием и компанией — и публичными, теми, что обращаются на фондовой бирже.

Облигации накладывают на компанию обязательства: компания должна выплачивать купонный доход и в конце срока погасить облигацию — выплатить тело долга.

Плюсы
Минусы

Доступ к большому количеству инвесторов

Облигации нужно обслуживать — регулярно выплачивать купонный доход

Не нужен залог

Долг по облигациям нужно возвращать

Процент ниже, чем в банке

У бирж есть требования к размещению облигаций

С акциями проще в плане долговой нагрузки: их не нужно обслуживать, компания сама принимает решение, платить дивиденды или нет, не нужен залог, и нет обязательства выкупать акции обратно. Но есть другие риски.

Чем рискует компания, когда выпускает акции

С выпуском акций и компании появляются риски и ограничения:

  • неудачное размещение: компания может рассчитывать на продажу акций по 1000 рублей, а продать за 500 рублей;
  • делистинг и принудительный выкуп акций — если компания убыточна или нарушает требования биржи, ее акции могут удалить с биржи — это называется делистингом, и компании придется выкупать те акции, что уже на руках у инвесторов. Принудительный выкуп акций может разорить бизнес;
  • раскрытие информации: компания обязана публиковать финансовые отчеты, а при принятии решений ориентироваться на стратегический план. Конкуренты получают возможность следить за показателями, сделками, долгами компании и использовать эту информацию в своих целях;
  • публичность: действия компании влияют на стоимость ее акций. В том числе влияют скандалы, слухи и события из жизни владельцев бизнеса;
  • потеря управления — если у одного инвестора окажется 10% акций, он сможет накладывать вето на решения совета директоров;
  • прозрачность: компания больше не может платить зарплату в конвертах или пытаться уйти от налогов с помощью серых схем.

Выпуск акций — это инструмент, который дает возможность привлечь большие объемы финансирования и объективно оценить компанию, а инвесторам и владельцам — выйти из бизнеса, но подходит этот инструмент не всем.

Войти через
А теперь — комментарии! Хотели бы выпустить акции своей компании? Почему?
Актуальное

Когда сотрудникам нужен медосмотр

Понятно, что медосмотр проходят все, кто работает с людьми или едой. И совсем неожиданно, что он нужен тем, кто печатает на компьютере, но это так.
23 ноября 2018
8404
18
2
Свежак

Зачем нужны профсоюзы в 2020 году

Чем профсоюзы помогают работникам и могут ли влиять на бизнес
30 ноября
105
5
0

Как ничего не пропустить

Подпишитесь в соцсетях

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах. Шутим, но не слишком смешно.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Момент...
Готово!
Проверьте почту, пожалуйста
Не получилось отправить :-|

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях — ну что ж! Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.