На сайт банка

Бережливое производство придумали на заводе Тойота в середине прошлого века, а сегодня эту идею внедряют компании по всему миру: Кока-Кола, Форд, Сони, Макдоналдс. В России по принципу бережливого производства работает, к примеру, группа Газ, которая смогла увеличить производительность на двадцать процентов.

Суть бережливого производства в том, чтобы производить товары и услуги без дефектов и простоев. Фирмы, которые работают по принципу бережливого производства, тратят меньше времени и денег на транспортировку, ожидание, исправление ошибок.

Бережливое производство подходит предприятиям и компаниям, которые работают в медицине, торговле, логистике, образовании и строительстве, — всем, у кого есть сотрудники, клиенты и оборудование.

Наш герой работает в Рязанской областной больнице. Он рассказал, как они начали внедрять бережливое производство три года назад и что из этого получилось.

Эксперт — Александр Горелов, начальник отдела качества и врач-хирург Рязанской областной клинической больницы. Записалa Наталья Болдырева.

Мы хотим считаться хорошей больницей

Мы начали внедрять бережливое производство в 2018 году, когда в больницу пришел новый главврач. Он поездил по разным странам, посмотрел, как организуют медицинскую помощь там, и решил внедрить принципы у нас. Основная идея — устранить всё, что мешает работе и обслуживанию клиентов.

Мы хотели, чтобы больница котировалась в стране и считалась среди пациентов и врачей хорошей, — поэтому нам нужно было улучшить процесс работы, а концепция бережливого производства подходила нам.

Мы начали с самой больницы, а затем подключили и поликлинику, потому что все пациенты сначала проходят через поликлинику, она считается первичным звеном и очень важна. Сейчас к нам присоединяют еще одну поликлинику, межрайонную и городскую больницы — так мы начали внедрять и тиражировать наш опыт в других местах. Вот что мы сделали.

Начали с генеральной уборки

Мы начали с рабочих мест всех сотрудников, от главврача до завхоза. Когда на рабочем месте бардак, в самой работе тоже не будет порядка. Вот что сделали:

  • убрали всё лишнее со столов;
  • упорядочили документы, чтобы были рядом, но не валялись по всему кабинету;
  • сделали перестановку и поменяли мебель и технику;
  • провели ревизию и убрали из кабинетов всё лишнее;
  • подписали, где и что лежит в столах и ящиках;
  • стали поддерживать постоянный порядок.

Еще мы сделали, чтобы во всех кабинетах были одинаковые условия работы: — если одного сотрудника нет, пришел другой на его место, сел и начал работать. Не надо что-то переносить, тратить время и ресурсы, а тем более тратить время пациента. Конечно, в больнице есть нюансы — у каждого врача свои пациенты, разные болезни, — но в целом помогает.

Может показаться, что всё это мелочи, которые мало влияют на больницу в целом, но это не так. Когда вокруг порядок, врач тратит меньше времени на поиски медицинской карты или бланков, а больше времени уделяет пациенту.

Стали следить за запасами

Мы стали отслеживать запасы бланков и медикаментов, чтобы не было таких ситуаций, когда это всё срочно нужно, а в наличии нет. Например, мы знаем, что одной стопки бланков хватит на две недели, поэтому ставим сигнальную карту ближе к концу стопки. Сигнальной картой может быть обычный цветной стикер.

Когда сотрудник доходит до сигнальной карты, он понимает: бланков осталось на три дня, нужно принести новые. Без сигнальной карты часто казалось, что бланков еще много, а на сколько дней точно — никто не знал, а потом, опа, бланков нет, а пациент сидит.

Еще мы выровняли нагрузку между врачами и медсестрами, которые работают в одном кабинете. Раньше было как: сначала врач занимается пациентом, медсестра сидит и ждет, потом наоборот. В итоге терялось время, которое можно потратить на пациента, а не на ожидание.

Мы перераспределили обязанности так, чтобы врачи и медсестры работали одновременно. Теперь пациентов обслуживаем быстрее, а время приема уходит непосредственно на человека, а не на ожидание или организационные моменты.

Избавились от хождения по кабинетам

Самое замечательное, что удалось сделать — избавиться от хождения между кабинетами. Например, если пациенту нужно лекарство по льготному рецепту, он должен был сначала выписать его, потом в другом кабинете получить бланк, в третьем поставить печать и снова вернуться в первый кабинет. Пациенты возмущались: сколько можно ходить туда-сюда.

Теперь этого нет: выписать льготное лекарство можно в одном кабинете. Так легче сотрудникам — меньше людей втянуты в процесс и тратят на это время, лучше и пациентам.

Изначально я относился к нововведениям скептически и не понимал, зачем нам это нужно. А потом поставил себя на место пациента, который пришел к врачу, и понял, что сам бы не хотел ходить по кабинетам туда-сюда, ждать, пока врач найдет мою карточку или медсестра — бланк на рецепт.

Не поддержали все идеи

Сейчас бережливое производство внедряют во всех больницах страны — это инициатива Минздрава. Они сформулировали базовые критерии, на которые должны ориентироваться все — речь о том, чтобы сделать медпомощь доступнее и качественнее, ввести единые стандарты обслуживания, улучшить состояние и оснащенность больниц.

Но некоторые принципы, которые Минздрав хочет внедрить, просто не работают. Например, не меньше 50% пациентов должны записываться через интернет, а из них не меньше 80% нужно принять точно по времени талона. Это всё замечательно, но выполнимо только в крупных городах.

Некоторые принципы, которые Минздрав хочет внедрить, просто не работают

Представьте, районная больница, куда приезжают люди из отдаленных деревень. В райцентр автобус ходит раз в день, а то и раз в несколько дней — многие из пассажиров едут как раз к врачу.

Эти люди приходят в поликлинику в один момент, а через три часа автобус едет обратно, а другого автобуса не будет. У многих в деревне нет компьютера и тем более интернета, это часто пожилые люди. Вопрос: как врачам принять их точно по времени талона и обеспечить запись через интернет. А требования едины для всех медучреждений страны.

Вот еще пример. Допустим, человек выехал в поликлинику заранее, думал, что будет пробка, но не попал. Врач в это время сидит без пациентов — казалось бы, можно принять человека и отпустить пораньше его. Но по этому принципу так делать нельзя: врач должен ждать времени приема, а человек — сидеть перед кабинетом.

Но сидеть, кстати, тоже нельзя: один из принципов гласит, что нужно избавляться от стульев перед кабинетами, чтобы не провоцировать создание очереди.

Рады первым итогам

Первое время пациенты и сотрудники были недовольны — говорили, зачем вы это делаете, мы не хотим так работать. Были и те, кто восприняли новость нормально, но без воодушевления.

Но со временем люди привыкли, прониклись и сказали: «Да, в этом есть смысл». Сейчас больше половины сотрудников считают работу по бережливому производству нормой. Пациенты со временем также стали говорить, что очереди уменьшились, в целом больница и поликлиника работают лучше.

Если вы хотите внедрить бережливое производство у себя, из-под палки это делать не стоит. У нас сработал личный пример главврача: несколько человек поддержали инициативу, а потом заразили ею других людей, так это и пошло.

Еще какие-то статьи
Все отрасли Прибыль, выручка, доход. Не перепутаете?
Прибыль, выручка, доход. Не перепутаете?
9 февраля
10 мин
История Я не хочу, но участвую в «черной пятнице»
Я не хочу, но участвую в «черной пятнице»
Селлер — о наболевшем: почему распродажи — это не манна небесная
16 ноября 2023
14 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Как устроен рынок крафтовых сыроварен
Рынок

Как устроен рынок крафтовых сыроварен

Сколько стоит ошибка сыровара при отборе молока и как туризм влияет на продажи сыра
Прибыль, выручка, доход. Не перепутаете?
Интерактив

Прибыль, выручка, доход. Не перепутаете?

Как выйти из невыгодной распродажи на маркетплейсе
Советы

Как выйти из невыгодной распродажи на маркетплейсе

Следить за продажами, медленно повышать цену, запускать рекламу
Новые требования к хостинг-провайдерам, проверки пивоваров и ужесточение контроля за взысканием долгов
Дайджест

Новые требования к хостинг-провайдерам, проверки пивоваров и ужесточение контроля за взысканием долгов

Сможете ли вы вести бизнес в 2024 году?
Интерактив

Сможете ли вы вести бизнес в 2024 году?

Пять ситуаций, когда бизнес может снизить административный штраф
Советы

Пять ситуаций, когда бизнес может снизить административный штраф

Или избежать его вовсе
Как устроен рынок крафтовых сыроварен
Рынок

Как устроен рынок крафтовых сыроварен

Сколько стоит ошибка сыровара при отборе молока и как туризм влияет на продажи сыра

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.