i
×

Издание для бизнеса.

Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.

Меньше хайпа, больше пользы!

Как оценивать ликвидность компании

Ликвидность показывает, как быстро компания может расплатиться с партнерами и выстоит ли в случае проблем

23 сентября
556
0
1

Продолжаем рубрику о бизнес-показателях простым языком. В прошлых статьях разобрались:

Что такое EBITDА

Как считать балансовую прибыль

Что такое рентабельность компании

Эксперт — Мария Алексеева, бухгалтер. Записалa Наталья Болдырева, редактор.

Что такое ликвидность

Ликвидность — это способность быстро превратить имущество в деньги без потери в рыночной цене. И чем быстрее это можно сделать, тем более ликвидным считается это имущество. Например, валюта считается высоколиквидной ценностью, а старый гараж можно продавать год и в итоге отдать за копейки — его ликвидность будет низкой.

Для компаний ликвидность — возможность быстро отдать текущие долги с помощью имущества, его называют активами. Если активов больше, чем долгов, компания ликвидна. Если активов меньше, всё плохо: кредиторы будут требовать деньги, а платить нечем — так и до банкротства недалеко.

У ООО «Пончик» на расчетном счете 15 000 рублей, но еще есть запасы качественной муки, которую легко продать за 100 000 рублей. Это активы «Пончика».

«Пончик» должен срочно расплатиться с поставщиками — долг составляет 85 000 рублей. Для этого он может снять деньги со счета, продать часть муки за 70 000 рублей и оставить немного сырья для производства пончиков.

Активов компании больше, чем долгов, поэтому компания считается платежеспособной. А вот если бы муки не было, а долги выросли до 300 000 рублей, «Пончика» могли бы признать банкротом.

Активы — это всё имущество компании, их два вида:

  • оборотные активы. Это деньги, выданные займы, вклады, сырье, товары, также краткосрочная дебиторская задолженность — деньги, которые вам должны, но вот-вот отдадут;
  • внеоборотные активы. Это недвижимость, инвестиции, патенты. А еще деловая репутация — она влияет на стоимость бизнеса в целом. Отдельно репутацию продать нельзя, но она является частью компании и влияет на ее оценку.

Чем быстрее что-то из этого можно перевести в деньги, тем лучше. По скорости превращения в деньги активы бывают:

  • высоколиквидными — мгновенно или очень быстро превращаются в деньги. Это акции, облигации, валюты, сами деньги и краткосрочные вложения вроде вклада в банке на месяц;
  • среднеликвидные — вещи, за которые можно получить деньги в течение ближайших недель. Например, товары, сырье со склада, а еще краткосрочная дебиторская задолженность;
  • медленно ликвидные — деньги, которые сразу не получить, но всё же деньги — долги, которые вернут через несколько месяцев, годовой вклад;
  • трудно ликвидные — это имущество из внеоборотных активов, например недвижимость. Чтобы ее продать и получить деньги, нужно время, а цена может оказаться ниже рыночной.

Зачем нужна ликвидность

Ликвидность оценивают, чтобы понять, насколько компания надежна и платежеспособна. Вот случаи, когда ликвидность точно пригодится:

  • при инвестировании денег и покупке акций. Если купить акции неликвидной компании, можно потерять деньги: компания обанкротится, а ее акции ничего не будут стоить;
  • при выборе партнеров. Ликвидность поможет понять, платежеспособна ли другая компания. Если ликвидность будет низкой, поставлять товар, оказывать услуги без предоплаты и открывать общий бизнес рискованно;
  • в работе с партнерами и банками. Здесь наоборот: если у вас высоколиквидный бизнес, можно рассчитывать на поставки без предоплаты, отсрочки платежей и выгодные кредиты, ведь вашу ликвидность также будут проверять.
Запросить бухгалтерский баланс — с помощью сервиса Росстата

Чтобы оценить ликвидность другой компании, нужен ее бухгалтерский баланс. По закону бухгалтерская отчетность — открытая информация, поэтому посмотреть баланс может кто угодно.

Если сравнить, сколько есть активов, а сколько обязательств — их называют пассивами, — можно понять, что происходит в компании, как быстро она может заплатить по счетам и стоит ли работать с ней. Общее правило такое: оборотных активов должно быть больше или на уровне с пассивами.

Андрей владеет сыроварней в пригороде. Он знает свои доходы и расходы, но плохо знаком с понятиями из теории экономики вроде рентабельности или ликвидности. Но наступает момент, когда к Андрею приходит крупная молочная ферма и предлагает сотрудничать: они Андрею молоко и закваску, а он им уникальные русские сыры.

Вот тогда Андрею и пригодится ликвидность. Ферма захочет убедиться в его платежеспособности, а Андрей сможет подготовиться — увеличить активы и избавиться от долгов.

Еще Андрей сможет оценить платежеспособность партнера по балансу. У фермы активов на миллион рублей, а долгов на 500 000 рублей. Значит, всё хорошо, можно работать.

Ликвидность определяют с помощью коэффициентов: абсолютной ликвидности, срочной и текущей. Например, наш герой Андрей считал текущую ликвидность. Мы же разберемся во всех трех коэффициентах: что это и как считать.

Абсолютная ликвидность

Абсолютная ликвидность показывает, сколько текущих долгов можно покрыть только за счет денег компании и краткосрочных вложений.

Вот формула расчета коэффициента абсолютной ликвидности:

Абсолютная ликвидность = остаток на счете + краткосрочные вложения разделить на краткосрочные обязательства.

Теперь на примере:

На счете компании есть 400 000 рублей, еще партнер должен на днях вернуть 100 000 рублей займа. Срочно нужно оплатить поставщикам 1 000 000 рублей.

400 000 + 100 000 / 1 000 000 = 0,5.

Нормальным значением коэффициента абсолютной ликвидности считается от 0,2 до 0,5. Компания с таким показателем может оплатить до половины долгов, как только это потребуется. Если показатель ниже, компания не сможет быстро оплатить даже часть долгов.

Срочная ликвидность

Срочная ликвидность помогает понять, как быстро компания может перевести все самые доступные активы в деньги, чтобы решить возникшие проблемы.

Формула срочной ликвидности такая же как для абсолютной ликвидности, только еще учитывают дебиторскую задолженность:

Срочная ликвидность = остаток на счете + краткосрочные вложения + краткосрочная дебиторская задолженность разделить на краткосрочные обязательства.

На примере так:

На счете компании есть 400 000 рублей, скоро вернут 100 000 рублей займа и 100 000 рублей по дебиторке. Поставщикам всё еще должны 1 000 000 рублей.

400 000 + 100 000 + 100 000 / 1 000 000 = 0,6.

Нормальным значением для коэффициента срочной ликвидности будет от 0,7 до 1. С таким показателем компания может оплатить все долги, как только это будет нужно. Если показатель выше, значит, у компании всё хорошо, ниже — нужно наращивать активы.

Текущая ликвидность

Текущая ликвидность показывает, может ли компания погасить долги всеми оборотными активами, без продажи имущества.

Формула расчет коэффициента текущей ликвидности:

Текущая ликвидность = оборотные активы разделить на текущие обязательства.

На примере будет так:

У компании есть деньги на счете, краткосрочные займы и вклады, дебиторская задолженность — всего 800 000 рублей активов. Срочно нужно оплатить поставщикам 1 000 000 рублей.

800 000 / 1 000 000 = 0,8.

Нормальное значение коэффициента текущей ликвидности — от 1,5 до 2,5. У нас вышло 0,8: компания не может вовремя платить по счетам. Нужно увеличивать оборотные активы и снижать задолженности. Иначе придется уже распродавать имущество.

Свежак

Как устроен российский рынок спа-услуг

Сколько денег нужно, чтобы открыть спа-салон в Москве, правда ли тайские массажисты не понимают русский язык и зачем клиентам дают одноразовые трусы
6 декабря
141
12
0
В закладки на всякий случай

Что делать, если затопило магазин

В магазине — потоп: вода на полу, вещах и даже на кухне для продавцов. Оказывается, у салона над магазином прорвало трубу. Чтобы положение стало чуть лучше, рассказываем, как получить деньги на восстановление магазина.
30 августа 2018
3628
37
8

Как ничего не пропустить

Подпишитесь в соцсетях

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах. Шутим, но не слишком смешно.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Момент...
Готово!
Проверьте почту, пожалуйста

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях — ну что ж! Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.