Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Чашка кофе подорожает на 30%: как поставщики зерна, обжарщики и кафе будут выживать в кризис
С конца февраля российские обжарщики кофе повысили цены для оптовых покупателей в среднем на 30%. Непонятно, как рынок будет меняться дальше: дорожает молоко в Tetra Pak и стаканчики для напитков с собой, привычные партнеры уходят. Мы задали несколько вопросов обжарщикам и руководителям кофеен, чтобы разобраться в будущем отрасли.
Кофейные зерна в страну завозят из стран Бразилии, Колумбии, Уругвая и других стран, которые на Россию санкции не накладывали. Почему растет цена на кофе?
Наши эксперты называли несколько причин.
1. Цены на сырье были высокими и до 24 февраля.
Обжарщики кофе делают из зеленых кофейных зерен пригодные к варке, а потом продают его кофейням
Зеленый кофе продается на специальных биржах — как акции или золото. И результаты торгов — один из факторов ценообразования. Прайс на этих биржах уже с прошлого года серьезно вырос — из-за засухи и неурожая в Бразилии (а это главный экспортер зерен в Россию) и из-за пандемии.
Жанна Мамеднепесова (Hochu Coffee): «Еще полгода назад кофейный мир столкнулся с кризисом цен на бирже. В недалеком прошлом мы платили 110-130 центов за фунт. А стали — 240. Контракты мы заключали заранее, и поставки по старым ценам у нас были запланированы до мая-июня. Но после введения санкций экспортеры отменили многие контракты на Россию, и нам пришлось экстренно докупать кофе уже по текущим ценам».
2. Рубль падает — и падает непредсказуемо.
Кофе покупают через биржу — и только в долларах. А ЦБ каждое утро выдает новый курс.
Роман Хомченко (Roasting Brew): «Прайс для оптовых клиентов меняется постоянно. Если раньше мы держали цены на полгода или на год, то сейчас — на неделю вперед. И даже это сделать сложно».
3. Нарушается логистика поставок.
Крупные европейские перевозчики отказываются доставлять кофе в Россию. Так поступила, например, крупная датская компания Maersk. Но даже если грузы от других посредников доезжают до самых крупных «кофейных» портов, компаниям проще их развернуть за свой счет. Кофе для Roasting Brew, недавно доставленный в питерский порт, вернулся обратно в Европу.
Роман Хомченко объясняет: западные посредники боятся, что не смогут получить оплату (долларовыми операциями в России сейчас занимаются несколько не самых крупных банков), боятся попасть под санкции в своих странах.
Сейчас самый дешевый путь доставки — забрать зерно из европейского порта и завезти на машине через страны Прибалтики. Если такую возможность закроют, то кофе придется везти через Китай, Турцию или Казахстан.
Светлана Гуггенбюль называет такой вариант очень дорогостоящим, но возможным, а Роман Хомченко — почти фантастическим. По словам опрошенных экспертов, такая логистика приведет к еще большему росту цен и даже возможному дефициту кофе в России.
4. Цена на нефть в Европе растет.
Нефть — это бензин, в том числе и для кораблей. Стоимость фрахта растет, а вместе с ним и цена на конечный продукт.
С кофе все плохо, а что насчет молока и стаканчиков?
Читайте также:
«Поход в хороший ресторан снова станет торжественным событием, как в советские времена»
1. Качественный картон для стаканчиков — значит зарубежный.
Сеть кофеен Hochu Coffee Жанны Мамеднепесова закупает картонные стаканчики для напитков у отечественного производителя. «Цена за единицу уже выросла на 40%. Производитель говорит, что дальше будет еще дороже. Дело не только в курсе доллара. Местные производства закупают финский картон, а финны, в свою очередь, — российские энергоресурсы. Поэтому взлетают цены на сырье», — рассказывает Жанна.
В России сложно найти прочный отечественный картон для хороших стаканчиков (так, например, пишет в своем телеграм-канале основатель сети кофеен Skuratov Coffee Виктор Скуратов). Андрей Шубин (FINCH) уверен, что можно найти экологичный выход: больше пить кофе в помещении и пользоваться своей многоразовой посудой при заказе кофе на вынос.
2. Молоко в упаковках Tetra Pak дорожает, а может и вовсе исчезнуть с рынка.
Жанна Мамеднепесова считает, что сейчас одна из основных проблем кофеен — молоко в тетрапаках.«Стоимость уже выросла на 20%, и, по заявлениям производителя, она не конечная. Многие заводы уже заявили, что может быть дефицит. Письма об изменении цен я получаю сейчас постоянно», — делится владелица кофеен Hochu Coffee.
Стоимость упаковки выросла на 20% — и, по заявлениям производителя, это не конечная цифра. В ближайшее время упаковка может стать дефицитной.
Андрей Шубин (FINCH) опасается, что если компания покинет рынок, то продукция подорожает еще сильнее. «Аналогов у нас нет, поэтому, чтобы быстро решить проблему, молоко начнут разливать в стекло. Ну вот мы и «приплыли». Упаковка Tetra Pak стоит 5 руб., стекло — 20-30 руб.».
А еще цены на молоко растут из-за ключевой ставки по кредитам, обслуживания и ремонта оборудования на заводах.
А спрос не упадет?
Читайте также:
Клиенты нам отвечают: «Сейчас не до массажа. Вы видели новости?»
1. Кофе — не очень эластичный товар.
По словам Романа Хомченко (Roasting Brew), люди все равно будут пить кофе. Возможно, худшего качества, возможно, реже — но будут. Роман прогнозирует падение спроса максимум на 30%.
Светлана Гуггенбюль сравнивает спрос на напиток с сигаретами или порнографией: человек может ужаться даже в самых необходимых расходах, но свою любимую привычку сохранит.
2. Пока спрос на зерна только растет, а на чашку кофе — не падает.
Роман Хомченко говорит, что обжарщики кофе сейчас работают на пределе загрузки. Многие клиенты боятся подорожания и дефицита, и у Roasting Brew — панический спрос. Запас кофе у них — на 2-3 месяца (примерно столько нужно ждать следующих поставок).
Владельцы кофеен и кафе тоже не говорят о падении спроса.
И что теперь делать: поднимать цены или покупать более дешевые сорта кофе?
1. Конечно, цены будут расти.
И обжарщики, и владельцы кофеен говорят о подорожании разных видов зерен — от 20% до 40%. И это только на сегодняшний день.
Жанна Мамеднепесова прогнозирует такой же рост цен и на конечную продукцию в своей сети кофеен.
2. Нужно стараться искать отечественные аналоги — всему, что возможно.
А вот использовать более дешевые сорта кофе бизнес пока не готов.
У всех одна стратегия — стараться сдерживать прайс, искать отечественные и более дешевые аналоги тех же стаканчиков и побочных ингредиентов, сужать ассортимент.
По словам Светланы Гуггенбюль, большую часть рынка и до конца февраля занимали робуста и недорогие бразильские сорта кофе. Пока изменений в заказах она не видит.
Конечно, о масштабировании бизнеса и открытии новых кофеен говорить сложно — несмотря на то, что сейчас для бизнеса наступает сезон.
Когда рынок стабилизируется?
Когда наладится новая логистика, установится четкий курс доллара, а политическая ситуация станет более предсказуемой.
У обжарщиков горизонт планирования сильно сузился — с нескольких месяцев до недели. Некоторые кафе уже поднимают стоимость чашки кофе, некоторые только планируют, пользуясь запасами с прошлых поставок.
Правительство помогает кофейному бизнесу?
1. Пока нет.
Государственные меры поддержки (кредитные каникулы и отсутствие проверок для малого бизнеса) Жанна Мамеднепесова называет неэффективными: «Кредитные каникулы — это откладывание пожара на завтра». Обязательства выплачивать все равно придется — пускай и через полгода. А что будет с бизнесом через время, предсказать сложно.
Помочь могли бы льготная ставка, субсидирование, уменьшение налоговой нагрузки.
2. Но надежда есть.
Роман Хомченко говорит, что менеджеры кофейного бизнеса продолжают лоббировать интересы по льготным кредитам. Возможно, в ближайшее время их удастся получить. Сейчас многие западные компании работают с российским рынком только по полной предоплате — и это сильно бьет по бизнесу.
Бесплатная бухгалтерия, перевод до 250 тыс. руб. на личную карту без комиссии и бесплатные платежки контрагентам