Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Клиенты нам отвечают: «Сейчас не до массажа. Вы видели новости?»
За последние две недели реальность, в том числе экономическая, сильно изменилась. Рубль упал, цены растут, зарубежные бренды уходят из страны, власти запретили предпринимателям выводить валюту за рубеж и вводят другие меры. Мы спросили у пяти представителей малого бизнеса, что они об этом думают. А еще узнали у психолога, как при такой нестабильности мыслить здраво.
Наталья Дмитренко
основательница парикмахерского салона «Ножницы и кисточки», Москва:
Читайте также:
Интервью с хозяйкой салона красоты, где делают цветные окрашивания волос
Мы закупали краску для волос у поставщиков из Италии, Англии, Германии и Испании, и все они объявили о повышении цен на 20-30%. А еще предупредили, что в ближайшее время новых поставок не будет. Поэтому владельцы салонов красоты бросились скупать то, что осталось на складах, — и мы тоже.
Сейчас важно купить краску по прежней цене, чтобы стоимость услуг для клиентов оставалась прежней как можно дольше. Ведь цена краски — это одна из двух составляющих стоимости окрашивания. Вторая — это работа мастера, ее цену мы не будем поднимать.
Я планирую проанализировать все бизнес-процессы, посмотреть, какие расходы можно сократить. Например, попробую поговорить с арендодателем о снижении арендной платы.
Конечно, мне приходится справляться со злостью и обидой. Но паниковать нельзя, потому что от меня многое зависит, в том числе благополучие моих сотрудников. Их зарплаты я точно не стану сокращать, но вопрос в том, что они смогут купить на эти деньги в ближайшем будущем?
Сейчас для предпринимателей, на мой взгляд, важны самообладание и честность. Я рассказываю команде о том, что делаю и что планирую делать. И ребята поддерживают меня: к примеру, предложили отсрочить зарплаты, чтобы салон смог закупить больше краски.
Пока я лишилась только одной сотрудницы: девушка переехала из России в Грузию вместе с мужем. Но я уезжать не собираюсь. В конце концов, наш бизнес достаточно востребованный: волосы у людей будут расти в любых обстоятельствах, а значит, клиенты у нас будут. Но надо входить и в их положение: они тоже сейчас уязвимы.
Светлана Аникина
директор спа-салона InBali Luxury SPA, Москва:
Читайте также:
Как устроен российский рынок спа-услуг
Спа-процедуры и массаж — это элементы роскоши, и мы уже видим, как падает спрос на них и вместе с тем уменьшается выручка.
Но самая большая проблема — это то, что контракты наших балийских массажистов привязаны к курсу доллара. Через полмесяца мне нужно заплатить каждому из них по $ 800: когда-то общая сумма укладывалась в 100 тыс. руб., а теперь это почти 200 тыс. Такого дополнительного расхода я не ожидала и, скорее всего, не смогу его покрыть. Буду договариваться с сотрудниками о каком-то фиксированном курсе и выплатах в рублевом эквиваленте.
Мастера много значат для нашего бизнеса. Если они решат покинуть Россию, придется делать ребрендинг или вообще начинать что-то новое с нуля.
Масла и косметические средства нам поставляли из Таиланда, а теперь неясно, как делать закупки. Российские производители масел тоже, как ни крути, использовали импортное сырье, и оно подорожало.
Пока нынешнее положение все же не такое ужасное, как первая волна ковида. Тогда салоны совсем не работали, а зарплаты, налоги и за аренду надо было платить. Но этот кризис может затянуться, и последствия могут быть губительны для бизнеса: если у людей не будет денег даже на еду, то о спа-процедурах и говорить нечего.
Сейчас мы хотя бы можем звонить клиентам и приглашать к себе. Правда, некоторые из них реагируют агрессивно: «Теперь не до спа-процедур и массажей. Вы видели новости?» А я пока не знаю, как продолжать работу и при этом не выглядеть торгашом, который думает только о своей выгоде. Мы стараемся делать упор на то, что всем сейчас нужно спокойствие: очевидно, что нас ждут большие перемены, а справиться с ними можно, если у тебя здоровая психика и тело.
Ксения Бирюкова
совладелица Sisters cafe, Москва:
На второй и третий дни после объявления о начале военной операции посещаемость кафе упала на 70%, сейчас наблюдаем минус 10-15% от обычной заполненности.
Мы уже составили антикризисный план: посчитали свои издержки и затраты при выручке на 50% меньше. Еще прикинем, что будем делать, если выручка снизится на 70%. Некоторые направления работы придется переформатировать — например, проект доставки, который еще не окупился.
У иностранных поставщиков мы закупали алкоголь и около 15% продуктов. Теперь будем заменять их отечественными: вместо импортного пива уже предлагаем российское. Кажется, наценка на продукты пока небольшая, но, думаю, поставщики просто стараются нас не пугать и будут повышать цены постепенно. Зато уже сейчас они просят предоплату: соответственно, нужно больше денег, чтобы закупить все необходимое для кухни.
Мы начали отслеживать, какие блюда заказывают часто, а какие — не очень. Непопулярные будем убирать из меню.
После отключения рекламы в Google и Facebook выходим в новые каналы маркетинга: к примеру, Телеграм, ВКонтакте, где раньше нас не было.
На прошлой неделе сократили число людей, работающих вместе в одну смену. Скорее всего, одного-двух из 25 сотрудников придется уволить. Но мы планировали нанимать специалистов других профилей для дальнейшей работы, поэтому численность команды в итоге останется прежней.
Мне, как и всем предпринимателям, полезно было бы узнать, как сейчас не поддаваться панике из-за новостей. Ведь кризис, как мы уже поняли по опыту пандемии, — это не только сложности, но и возможности. Время закрывать неуспешные проекты и развивать новые — отвечающие ситуации.
Александр Ковальский
сооснователь бренда украшений ручной работы «Слонвиш», Смоленск:
До февраля у нас был подробный план, как экспортировать украшения в Европу: мы заключили соглашения с иностранными партнерами и маркетплейсами ASOS, Zalando. Теперь план нужно корректировать — экспорт стал в два раза дороже, а маркетплейсы отозвали свои решения. Российские торговые площадки очень осторожно транслируют новую политику работы, и мы не понимаем, на что можем рассчитывать.
Цены на товары мы пока не повышаем, но сдерживать их сложно. Радует, что интерес к российским украшениям в Европе все еще сохраняется.
Я сужу об этом по письмам европейских и американских партнеров: они поддержали нас, сказали, что пытаются решить сложности с денежными переводами. Здорово, что они понимают разницу между людьми и государством.
Важно подбадривать сотрудников и поставщиков. Мы сообщили им, что продолжаем работу, и они могут рассчитывать на заказы и деньги. У нас пять сотрудников, и каждому предложили оплатить консультации психолога при необходимости. Мы с супругой давно поняли, что у предпринимателя должно быть три проверенных человека: бухгалтер, юрист и психолог.
Один кризис в пандемию мы уже прошли: помню, тогда я за один день оформил шесть кредитных карт. Сейчас не так страшно. Но как предприниматель я чувствую обиду за свое дело. Меры поддержки могут не успеть дойти до всех ИП — и те закроют бизнес. Возможно, в ближайшие пять, а то и десять лет предпринимательство будет непопулярным занятием. Слишком много рисков.
Ирина Михайловская
совладелица глэмпинга Boho Camp, Ленинградская область:
Читайте также:
Как устроен рынок глэмпингов в России
Мы пока не чувствуем кризиса как такового в своей сфере. Выезд из страны ограничен, значит, люди будут отдыхать за городом так или иначе. Мы с командой не паникуем и ждем гостей летом. В планах улучшить глэмпинг, поэтому придется повысить цены, ведь расходы на хозтовары и продукты вырастут. Плюс хочется поднять зарплаты сотрудникам.
Так как Booking.com и Airbnb ушли из России, будем размещаться на других площадках для онлайн-бронирования: «Авито», «Суточно.ру», 101Hotels.com, OneTwoTrip, «Броневик», «Островок.ру».
Мы планируем воспользоваться субсидиями от государства: попасть под какую-нибудь программу по улучшению внутреннего туризма было бы кстати. Работаем над этим.
Советы психолога
Алексей Покотилов, психолог, гештальт-терапевт платформы «Ясно»:
Сейчас на предпринимателей ложится как минимум тройная эмоциональная нагрузка: они переживают за себя и свою семью, за бизнес и сотрудников. Поэтому важно поддерживать себя.
Во-первых, признавать свои чувства — особенно такие сложные, как, например, страх или бессилие — и разделять их с кем-то. Не оставаться в одиночестве.
Во-вторых, важно понять, что психике нужно время, чтобы адаптироваться к изменениям. Несколько дней или недель вы можете чувствовать себя непривычно: меньше сил, больше тревоги, растерянность, нежелание что-то пробовать. Но постепенно способность думать и ориентироваться в ситуации вернется.
В ситуации избыточной неопределенности может расти склонность к панике. Есть несколько способов поддерживать свою устойчивость в эти моменты.
1. Больше взаимодействовать с физической реальностью: дышать, осматриваться, иногда менять обстановку, обнимать близкихи т. п. Любым способом напоминать себе и своему телу о том, что мир на месте и вы живы.
2. Отделять факты от своих фантазий. Спрашивать себя: какова реальность? Что я знаю на самом деле? Почему я так думаю?
3. Быть более гибкими в планировании и принятии решений. Каждый день поступают какие-то новые вводные, реальность перестраивается — держаться за привычное бесполезно. Добавляйте к своим рассуждениям слова «сегодня», «сейчас». Например, «Какая обстановка сегодня?», «Какие решения уместны сейчас?»
В-третьих, провести ревизию своего «жизненного фундамента». Если думать, что в жизни есть только одна опора (например, бизнес), то этого может не хватить. В ситуации нестабильности важно вспоминать о том, что есть и другие опоры: к примеру, семья или навыки выживания в кризис.
В-четвертых, стоит помнить, что подходы в стиле «Все плохо» или «Это конец» парализуют, мешают адаптации. Не стоит игнорировать возможности, которые все еще остаются, а также новые, которые появляются сейчас.