Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
«Сныть и лебеда будут в тренде». Как устроен рынок микрозелени
Бизнес на микрозелени хорош тем, что стартовать можно с минимальными вложениями, а на продукт есть спрос, так как в тренде здоровый образ жизни и правильное питание. Мы спросили трех владельцев ферм, без какого оборудования зелень погибнет, какие документы нужны для работы и кому фермеры продают свою продукцию.
Не у всех получается запускать и развивать бизнес с микрозеленью успешно. Историю одного из неудачных случаев мы рассказали здесь.
Что такое микрозелень
Микрозелень — это молодые ростки овощных культур и трав. Урожай собирают через несколько дней после посева, когда на стеблях появились первые листочки. Производителей микрозелени называют сити-фермерами, потому что они выращивают зелень не на обычных грядках, а в помещениях, размещая саженцы в несколько ярусов на стеллажах.
Читайте также:
Мы выращиваем овощи и зелень прямо в баре
Тренд на выращивание микрозелени как бизнес зародился в США, а в России его пик пришелся на пандемийный 2020 год, когда ввели самоизоляцию.
«Тогда рынок был переполнен. У многих было ощущение, что микрозелень — это золотая жила. Сегодня остались только самые сильные — те, кто действительно умеет зарабатывать».
Олеся Харисова,основатель гастрофермы Le Rediska
По словам Олеси Харисовой, основательницы гастрофермы Le Rediska, рынок микрозелени делит средний бизнес. Агрохолдингам микрозелень неинтересна из-за низкой маржинальности.
Самая популярная у покупателей микрозелень — это горошек, подсолнух, редис, горчица, руккола, базилик. Ее выращивают все опрошенные нами производители. Гастроферма Le Rediska кроме этого продает кольраби, кресс-салат, взрослые салаты и соусы. Ферма «Е-да» выращивает 27 культур, включая взрослые салаты и съедобные цветы, «Благодатная ферма» — 17 культур.
Как выращивают микрозелень
Микрозелень как бизнес — непростая отрасль, в ней нужно знать и понимать много нюансов. Например, для выращивания такой зелени используют субстрат, то есть смесь из природных компонентов и их заменителей.
Вот самые популярные субстраты.
Основной способ выращивания микрозелени — гидропоника: растения получают питание из раствора, окружающего корни. Этот способ требует применения субстратов, но можно обойтись и без них.
Для микрозелени важно постоянно поддерживать влажность не выше 50%, температуру от 19 °C до 21 °C, хорошую вентиляцию, достаточное освещение. Еще нужна минимальная обработка антибактериальным раствором. Если условия не соблюдать, появится плесень или заведутся насекомые — и урожай погибнет.
Микрозелень вырастает за 1−3 недели. Сначала субстрат насыщают питательным составом, потом сажают семена и убирают в темное место для прорастания. Когда стебли достигают высоты 1−2 см, ростки выставляют на свет и периодически поливают. Выросшую зелень срезают или отправляют клиенту в том же боксе, в котором она росла.
Это базовая технология, которая будет отличаться в зависимости от культуры. Например, некоторые растения сразу выставляют на свет.
«Сложность не в том, чтобы вырастить микрозелень: любой сможет посадить и вырастить пару лотков на подоконнике. Сложно обеспечить большой объем, так как у всех растений разный срок вегетации. Нужно рассчитать работу так, чтобы к моменту поставки микрозелень выросла, но не переросла. К тому же всегда есть риск, что семена не взойдут или растение погибнет. Нужно постоянно контролировать микроклимат».
Олеся Харисова,основатель гастрофермы Le Rediska
Где покупать семена
Для выращивания микрозелени фермеры рекомендуют покупать специальные семена, потому что семена для получения зрелых плодов обрабатывают инсектицидами. Для потребителя такие фрукты и овощи не вредны, а вот употреблять в пищу микрозелень, семена которой были обработаны, опасно.
Опрошенные сити-фермеры используют семена из Германии, Италии, Испании и России. Покупают не напрямую у производителей, а у мелкооптовых поставщиков.
«Бывают перебои в поставках: сорта нет в наличии, а он нам срочно нужен. Тогда ищем других поставщиков, бывало даже, что занимали у конкурентов. Стараемся иметь запас семян, потому что обычно нет времени ждать доставку по 5−10 дней».
Владислав Сон,владелец фермы «Е-Да»
в Волгоградской области
На семенах фермеры советуют не экономить: испорченные или некачественные могут не взойти или заразить паразитами соседние растения.
Сколько стоит открыть сити-ферму
Сити-фермеры начинают с выращивания зелени дома или в гараже для себя, друзей и знакомых и по мере роста расширяют производство. Стартовать, таким образом, можно с бюджетом до 100 тыс. руб. В эту сумму входят минимальный ремонт, стеллажи, субстрат, семена, фитолампы.
Владелица Le Rediska Олеся Харисова открыла бизнес в Ханты-Мансийске в 2020 году. Сначала оборудовала под сити-ферму одну из комнат в квартире, вложив 60 тыс. руб. Потом производство получило поддержку Центра занятости в размере 220 тыс. руб., тогда ферма переехала в гараж, чуть позже — в помещение на цокольном этаже. В 2023 году Олеся Харисова выиграла конкурс «Акселератор технологических стартапов» фонда «Сколково» и получила грант в размере 2 млн руб. Сейчас ферма переезжает в отдельное здание на 200 кв. м, чтобы расширить производство.
Владислав Сон начал выращивать микрозелень дома в Волжском в 2021 году. Когда клиентов стало больше, нашел инвестора, арендовал и оборудовал помещение площадью 100 кв. м, чтобы удовлетворить растущий спрос. Объем вложений он оценивает в 2,3 млн руб. Вот на что пошли инвестиции:
Антон Алехин открыл «Благодатную ферму» в Москве в 2023 году. Вложил около 70 тыс. руб. Купил стеллаж за 25 тыс. руб., еще 25 тыс. руб. ушло на установку для выращивания съедобных цветов, 20 тыс. руб. — на семена, расходники и упаковку. Сначала выращивал микрозелень дома, позднее арендовал помещение площадью 26 кв. м и купил первый стеллаж, на это потратил еще 100 тыс. руб. В помещении планирует разместить восемь стеллажей в ближайшие три-четыре месяца.
для бизнеса в Модульбанке
Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов
Какие документы нужны для фермы микрозелени
Требований к производству микрозелени немного. Вот что нужно сделать до старта.
Зарегистрировать ИП или ООО
Самый простой вариант — ИП с применением налога на профессиональный доход или упрощенной системы налогообложения (УСН). Владислав Сон и Антон Алехин, например, зарегистрированы как ИП. Основательница гастрофермы Le Rediska Олеся Харисова тоже начинала как ИП, но для получения гранта потребовалось зарегистрировать ООО. Работает фирма по УСН «Доходы минус расходы».
Оформить технические условия производства и декларацию о соответствии
На микрозелень оформляется декларация о соответствии техническому регламенту Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции». Предварительно предприниматель готовит технические условия производства — документ с требованиями, которые должны соблюдаться при производстве. Сделать его можно самостоятельно или нанять для этого специалиста.
Реестр аккредитованных органов сертификации
Чтобы получить декларацию, фермеры отправляют образцы микрозелени в один из аккредитованных центров по сертификации, где продукция проходит испытания, которые подтверждают, что она безопасна. Стоит услуга около 30 тыс. руб.
Зарегистрировать торговый знак
Это необязательный пункт, но если торговый знак не зарегистрировать, его может использовать любой. Чтобы зарегистрировать торговый знак, нужно подать заявку в Роспатент и пройти экспертизу, которая докажет, что знак уникальный. Пошлина за регистрацию — от 31 тыс. руб.
Какова себестоимость микрозелени
Le Rediska производит 700 единиц салатных наборов зелени в месяц. Маржинальность продукции — от 22 до 60%. Также недавно фирма запустила производство соусов и заправок для салатов, пока объем выпуска небольшой — 1200 единиц продукции в год. Оборот за 2023 год — 1,25 млн руб.
«В производстве микрозелени есть сезонность. Категорию “ультрафреш” охотнее берут с конца февраля по начало мая. Следующий пик продаж приходится на позднюю осень и начало декабря. Летом продаж мало, потому что люди предпочитают сезонные фрукты и овощи, которых в магазинах в избытке».
Олеся Харисова,основатель гастрофермы Le Rediska
Городская ферма «Е-да» сейчас производит 3000 боксов микрозелени в месяц. Масса бокса зависит от растения и составляет от 50 до 120 граммов. По словам Владислава Сона, себестоимость производства одного бокса горошка — 40 руб. В эту сумму входят семена, субстрат, электричество и аренда помещения, сами боксы и другие расходники. Продается такой горошек по 130 руб. за бокс. В зависимости от сезона оборот фермы «Е-да» — 400−450 тыс. руб. в месяц.
«Благодатная ферма» выращивает 120 боксов зелени в месяц. В себестоимость производства одного бокса горошка входят:
Итого — 20,63 руб.
Опрошенные фермы работают без большого штата. У Le Rediska один сотрудник, «Е-да» иногда нанимает временных помощников, Антон Алехин из «Благодатной фермы» работает один. Маркетинг, бухгалтерию, дизайн предприниматели отдают на аутсорс или занимаются этим сами.
Кому сити-фермеры продают микрозелень
У сити-фермеров три основные категории клиентов: домохозяйства, HoReCa (гостиницы и рестораны) и мелкая розница.
Гастроферма Le Rediska поставляет свою продукцию в семь розничных магазинов и четыре ресторана. В заведениях общепита больше востребованы взрослые салаты, на них приходится 60% поставок, а остальное — на микрозелень. По словам Олеси Харисовой, общепит мог бы заказывать и больше, но пока Le Rediska не может обеспечить больший объем.
«Одной микрозеленью сыт не будешь или, как говорят, “микрозелень — микроденьги”. Поэтому запустили еще и производство заправок, которые хотим поставлять в сетевые магазины».
Олеся Харисова,основатель гастрофермы Le Rediska
У сити-фермы «Е-да» 80% покупателей — рестораны, остальные 20% — физлица. У фермы есть доставка, в том числе до квартиры. С ресторанами «Е-да» работает на условиях отсрочки платежа на две недели. С магазинами Владислав Сон сотрудничать пока не собирается: нужен большой объем, отсрочка платежа дольше, есть штрафные санкции.
«Благодатная ферма» работает с ресторанами русской и итальянской кухни и кейтеринговыми компаниями.
Что ждет производителей микрозелени в 2024 году
Фермеры считают, что у них появляются дополнительные возможности в связи с уходом из России иностранных производителей. Но есть и опасения, что из-за санкций станет сложнее закупать семена.
В то же время Антон Алехин ожидает тренд на русские травы и цветы.
«В последнее время стала популярна кислица, рестораны уже ее охотно покупают. Бораго, сныть, лебеда, перилла тоже будут в тренде. Ну, по крайней мере в Москве, где обычная микрозелень многим уже приелась».
Антон Алехин,основатель «Благодатной фермы»
Олеся Харисова из Le Rediska планирует увеличить объем производства и начать поставлять микрозелень, зелень и салатные заправки в торговые сети, уже есть предварительные договоренности с «Магнитом» и «Лентой». По ее мнению, больше перспектив у соусов и заправок, так как это продукт переработки с более высокой маржинальностью.
В планах у Владислава Сона открыть филиал фермы в Волгограде, чтобы охватить больше местных рестораторов. Антон Алехин хочет нарастить клиентскую базу и увеличить объемы производства.
Короче
2020 год
пик тренда на выращивание микрозелени как бизнес в России
Субстраты для выращивания микрозелени:
агровата:
джут;
кокос;
вермикулит
1−3 недели
срок выращивания микрозелени
100 тыс. руб.
стартовый капитал для открытия фермы микрозелени
20−40 руб.
себестоимость одного бокса горошка (в розницу он продается по цене 130 руб.)
Три категории клиентов сити-фермеров:
домохозяйства;
HoReCa (гостиницы и рестораны);
мелкая розница
Считаем за вас налоги и взносы, готовим отчеты, компенсируем штрафы. Занимайтесь бизнесом, а не бумагами!