Если задавать на собеседовании шаблонные вопросы вроде «Почему вы выбрали нашу компанию?», «По какой причине ушли с прошлого места работы?» или «Кем видите себя через пять лет?», можно получить такие же шаблонные ответы. В статье разбираемся, что спрашивать, чтобы получить честные ответы.
Вопросы при массовом и точечном подборе будут отличаться
Какие вопросы задавать на собеседовании, зависит от типа подбора: при массовом и точечном подборе они будут отличаться.
Массовый подбор — это подбор специалистов низкого уровня квалификации в большом количестве, например кассиров, курьеров, водителей, продавцов-консультантов. При отсутствии этих специалистов компания теряет деньги: например, если в супермаркете не хватает кассиров, часть покупателей будут ходить в соседний, чтобы не стоять в очереди, а супермаркет — терять деньги.
При массовом подборе важно расширить воронку: сделать так, чтобы как можно людей откликались на вакансию и приходили на собеседование. Обычно воронка в массовом подборе выглядит так:
10 человек пригласили на собеседование;
3 из 10 пришли на собеседование;
2 из 3 начали обучение;
1 прошел обучение и вышел на работу.
И тот один, что вышел на работу, в среднем остается в компании на 3-12 месяцев. Поэтому массовый подбор не предполагает глубинной оценки кандидата: на собеседовании проводят оценку, но по минимальным критериям и базовым компетенциям.
Точечный подбор — наем специалистов, среднего и высшего менеджмента. Здесь кандидата нужно тщательно оценить, чтобы снизить риски компании. Если компания наймет не того сотрудника, потеряет деньги на его подбор, обучение и недополучит прибыль.
Воронка привлечения кандидатов здесь тоже отличается: примерно 99% дойдут до собеседования, а те, что не дойдут, позвонят и предупредят. Но из всех кандидатов нужно будет выбрать одного, который максимально подойдет компании.
При точечном подборе важно понять четыре вещи:
- каким опытом и навыками обладает кандидат;
- какие у него личные компетенции и качества;
- какова его мотивация, что им движет;
- соответствует ли он культуре компании.
Цель такого подбора — найти подходящего специалиста и трудоустроить его в компанию на долгий срок. И всё, о чём мы будем говорить дальше, относится именно к точечному подбору.
Нужно задать вопросы по трем блокам
Чтобы получить ответы, из которых можно будет понять, подходит кандидат компании или нет, на собеседовании нужно задать вопросы по трем блокам:
- профессиональный опыт и компетенции — выясняем, есть ли у кандидата нужные для наших задач навыки и знания;
- личные компетенции — оцениваем личные качества, например, усидчивость и внимательность для бухгалтера, коммуникабельность и ориентированность на результат для менеджера по продажам;
- мотивация — узнаем, что движет кандидатом, какие у него ведущие мотивы, например деньги, признание или комфорт.
Затем нужно сопоставить ответы кандидата с культурой компании. Например, если для кандидата важна творческая свобода, а мы бюрократизированная корпорация, ему у нас будет некомфортно, и, скорее всего, он быстро уволится.
Дальше подробнее разберем, какие именно вопросы задавать.
Вопросы для проверки опыта, навыков и личных компетенций
Об опыте и навыках нужно задавать открытые вопросы: не спрашивать, умеет ли кандидат работать в экселе, а просить рассказать, что именно и как приходилось делать в экселе.
С закрытыми вопросами кандидату проще соврать. Например, сказать, что да, работал в экселе. И такой вопрос не помогает проверить, действительно ли это так. А через открытые вопросы по деталям и конкретике, которую дает кандидат, уже будет понятно, работал ли он в этой программе на самом деле.
Закрытый вопрос
Рекламу во Вконтакте умеете настраивать?
С экселем работаете?
Значит, менеджером по продажам три года работали?
Открытый вопрос
Расскажите, какую рекламу настраивали?
Какие задачи решали с помощью экселя?
А расскажите, какой продукт продавали?
Чтобы понять, как именно работал кандидат, чего достиг и оценить заодно его личные компетенции, нужно уточнять детали:
Как именно работали?
Какие задачи решали?
С какими сложностями сталкивались?
Почему выбрали этот инструмент для решения задачи?
Что делали, чтобы решить эту задачу?
Какой результат получили?
Как анализировали результаты?
Вопросы о сложностях и результатах также помогут выяснить, анализирует ли кандидат успешный опыт и ошибки, перекладывает ли он ответственность за результаты на случай, коллег, руководство или берет на себя.
Для проверки опыта лучше задавать как можно больше конкретных вопросов, например, у менеджера по продажа стоит спросить:
Какой была клиентская база?
А средний чек?
Какой объем продаж?
Как искали клиентов?
Каким был цикл продажи?
Эти вопросы помогут понять контекст и соотнести нашу сферу с той, в которой работал кандидат. И в тоже время проверить, что он действительно работал: хороший продажник легко ориентируется в цифрах.
Если важно узнать, умеет ли кандидат планировать, можно спросить, какие инструменты он использует для планирования и как планирует рабочий день.
У руководителя спросить, сколько человек было в подчинении, как их нанимал, на что обращал внимание при найме, как увольнял, как контролировал.
Проверка кейсами
Еще один способ проверки кандидата — кейсы. Берем рабочую ситуацию и предлагаем кандидату ее решить, например такую:
Звонит злой клиент и требует вернуть деньги и забрать товар, потому что он недоволен качеством поставки. Что будете делать?
Или такую:
Один из ваших сотрудников всё время опаздывает на встречи с клиентами. Что будете делать?
И слушаем, как кандидат предложит решить ситуацию.
Проективные вопросы
Проективные вопросы — это те, что направлены на людей в целом, а не на кандидата. Например:
Как думаете, почему одни люди постоянно опаздывают, а другие нет?
Зачем люди ходят на работу?
Почему одни часто меняют работу, а другие нет?
Отвечая на проективные вопросы, кандидат, как правило, говорит о себе.
К примеру, мы можем узнать, перекладывает ли кандидат ответственность, если спросим, почему люди постоянно опаздывают на работу.
Перекладывает ответственность
Люди опаздывают, потому что в Москве пробки постоянно
Не перекладывает
Наверное, недостаточно четко планируют свой день
Но, конечно, нельзя судить по одному вопросу — получится некорректный результат. Нужно задавать несколько похожих вопросов, чтобы проанализировать разные ответы кандидата.
Вопросы для выявления мотивации
Мотивация — это то, ради чего человек ходит на работу и вообще что-то делает. Один из способов оценить мотивацию — проанализировать предыдущие места работы, причины увольнения и узнать, что кандидату там нравилось, а что нет.
Но вопрос «Почему вы ушли с прошлой работы?» вряд ли тут поможет — обычно у кандидата есть заготовленный ответ. Поэтому нужно получить не первый ответ кандидата, а несколько следующих. В этом помогут уточняющие вопросы:
— Почему вы ушли с прошлой работы?
— Там была низкая зарплата.
— А если бы вам повысили зарплату, вы бы остались?
Здесь обычно уже начинают проявляться истинные мотивы, например:
— А если бы вам повысили зарплату, вы бы остались?
— Ой, вряд ли!
— А почему?
— Дело еще в том, что мне не очень нравились задачи: было много рутины.
Тут же можно спросить, подходил ли кандидат к работодателю с разговором о повышении зарплаты — так мы увидим, как он себя ведет, может ли обсуждать проблемы и говорить о том, что его не устраивает.
Если кандидат говорит, что остался бы при повышении зарплаты, тоже спрашиваем, почему. Обычно люди начинают перечислять остальные плюсы компании, которые для них имеют значение.
Еще можно спросить:
Вы уже поработали в разных компаниях, где вам понравилось больше всего?
Почему понравилось именно там?
По каким критериям ищете работу?
Если бы вам предложили работу рядом с домом с зарплатой в 35 000 рублей и работу, до которой нужно добираться час, но с зарплатой в 40 000 рублей, что бы вы выбрали?
Ответы на вопросы о том, что нравилось на прошлой работе, тоже будут показательными — через них можно узнать, почему кандидат работал долго в тех или иных компаниях.
Стоит избегать неэффективных вопросов
Вопросы на собеседованиях можно разделить на эффективные и неэффективные. Эффективные дают компании информацию о кандидате, раскрывают его опыт и компетенции. А неэффективные раздражают, ставят человека в тупик и не дают информации.
Разберем несколько популярных, но неэффективных вопросов.
«Кем вы видите себя через пять лет?» — заезженный вопрос, на который кандидат ответит заготовкой. Ответ будет социально одобряемым и таким, какой хотел бы услышать работодатель. Лучше заменить на другие вопросы, например спросить, какие у кандидата планы на ближайшее время, какие есть цели — так мы узнаем, планирует ли он свою жизнь и карьеру.
«Почему вы выбрали нашу компанию» — неуместный вопрос, потому что кандидат еще не выбрал работодателя, а лишь пришел на собеседование. Он, как и компания, пока еще выбирает.
«С каким животным вы себя ассоциируете» — вопрос скорее поставит кандидата в тупик, а компании не даст информации.
«Продайте мне эту ручку» — клише, которое кандидаты не любят. Если всё же хочется проверить навыки менеджера по продажам, лучше узнать, с каким продуктом он работал, как строил переговоры и попросить провести презентацию именно этого продукта.
Стрессовые вопросы. Часто вопросы, которые ставят кандидата в тупик, почему-то считают проверкой на стрессоустойчивость. Это иллюзия. Такие вопросы лишь закрывают кандидата и оставляют у него негативное впечатление от компании. К тому же, редко где действительно нужна такая стрессоустойчивость.
Если хочется проверить стрессоустойчивость кандидата, лучше не задавать странные вопросы, а вести интервью в быстром темпе — это тоже элемент стресса.
И, конечно, политические и религиозные вопросы категорически запрещены, потому что не имеют отношения к работе.
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.