Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
«Мы решили не паниковать, а сплотиться и выжить»
Валентина Константинова, владелица отеля «Сказка», решила воспользоваться кризисом и не просто сохранить отель, а сделать его лучше. А еще помогает фондам — размещает в отеле людей, которые оказались в трудной жизненной ситуации.
Гостиница опустела за три дня
Наш отель находится в Измайловском Кремле, внутри каменного замка с огромным количеством балконов и башен. У нас пять этажей и тридцать номеров разных категорий.
До карантина мы жили в стабильной загрузке девяносто два процента — так было на протяжении последних полутора лет, с 28-29 марта загрузка стала нулевая. Было удивительное ощущение, когда отель всегда был полный, а тут абсолютно пустой, у нас не осталось ни одного гостя.
Я арендую это здание со второго по пятый этажи, на первом этаже мастерские и магазины. Часть здания на втором этаже сдала индийскому кафе «Маха Рикша». У них начались проблемы еще в начале марта: исчезли клиенты. Хозяйка кафе Айгуль пришла ко мне в тот же день, когда опустела гостиница, и сказала, что съезжает, потому что нет денег заплатить аренду за март.
Тогда мы решили, что не будем паниковать, а придумаем решение, что можно сделать вместе. Сначала было важно не закрыться, потому что у меня контракты, а у Айгуль ответственность перед людьми. Нельзя привезти поваров из Индии, а потом сказать: «Я закрываюсь, и идите не знаю куда». Решили выживать вместе.
Работники отеля пришли и сказали, что уходят
Мы думали, что карантин будет на десять — пятнадцать дней, потом его продлили, потом опять продлили. Все деньги, что у меня были, я заплатила за аренду и расплатилась с работниками. Аренду я всегда плачу вовремя, это принципиально. Заплатила аренду за март, и сейчас у меня нет оборотных средств.
Когда расплатилась с работниками, они мне сказали, что понимают ситуацию, поэтому решили уйти. Сказали, что готовы вернуться, когда ситуация наладится. Я их не увольняла, они сами ушли — три администратора, две горничные и управляющая. Это была удивительная ситуация, так как я не знала откуда взять деньги, чтобы заплатить следующую зарплату. Получается, они поступили очень достойно и помогли тем, что сняли с меня обязательства по их зарплате.
Перестроили процессы
Мы стали продвигать доставку индийской кухни в Москве и Подмосковье. Айгуль снимала жилье поварам, и чтобы сэкономить на аренде, мы переселили их из съемных квартир в нашу гостиницу.
Дальше попросили друзей и знакомых помочь нам с продвижением: рассказать о нас своим знакомым, поделиться информацией о кафе и гостинице в соцсетях. Пошли заказы, выручки хватает на закупку продуктов, упаковку для еды и на оплату коммуналки.
Чтобы заработать на аренду, нам нужно увеличить объем доставки в два раза, но у нас пока нет ресурсов. Мы рады, что зарабатываем на коммуналку, потому что это переложенный на нас расход — 150 тысяч в месяц.
С арендодателем обсуждаем, как нам оформить дополнительное соглашение к договору аренды. Мы договариваемся о скидке на период карантина и постепенного снятия карантинных мер. Арендодатель понимает: если мы закроемся, он долго не сможет сдать отель в аренду, а я хоть какую-то часть смогу платить сейчас, остальное выплачу со временем.
Еду доставляем бесплатно, даже в Подмосковье
Средний чек заказа — 1500 рублей, а доставка по Москве бесплатная, она входит в стоимость еды. Мы не экономим на продуктах, потому что наша задача — сделать настолько качественно, чтобы люди повторно обращались. Поэтому мы не используем томатную пасту, только свежие овощи. Это дороже, но нам важны вкус и качество еды, которую продаем.
Доставка составляет 35-40% от выручки — это много, потому что мы доставляем еду по всей Москве и ближнему Подмосковью. Еще одна крупная часть расходов — упаковка, потому что индийская еда специфическая в подаче. Каждый соус, каждый дополнительный ингредиент надо упаковывать отдельно. На упаковку одного заказа тратим 120-150 рублей.
Из-за высоких издержек с заказа остается 10-15% — это прекрасно, потому что выручка больше нуля. 70% клиентов заказывают еду повторно, потому что делаем вкусную еду высокого качества.
Решили селить в гостиницу тех, кто нуждается в жилье
Поскольку гостиница пустует, мы решили заселять туда тех, кто нуждается в жилье. Я написала в фонды, у кого есть подопечные в трудной ситуации. Сейчас у нас живут женщины, пострадавшие от домашнего насилия, из фонда «Китеж» и «Гражданское содействие».
С каждым фондом у нас договор на заселение, как в командировке, в котором указано, что тридцать дней проживания стоит сто рублей. Это требование закона о командировочных, а в условиях пандемии можно заселять только тех, кто в командировке.
Все номера мы обрабатываем согласно распоряжению Минздрава и Роспотребнадзора. Новые требования не особенно отличаются от того, что мы обычно делали. Мы добавили разметки на полу и выдали маски всему персоналу. Пространство отеля обрабатываем рециркулятором.
На территории Измайловского Кремля у нас своя деревня арендаторов
Ситуация отчаянная, но не совсем. Мы должны переориентироваться и начинать работать по-другому, создавать новый продукт. Наш замок находится на территории города, который построили в неорусском стиле тридцать лет назад. Рядом с нами находится пруд, усадьба Измайлово и самый большой блошиный рынок в Европе. И в такой атмосфере хочется сделать интересное место, поэтому сейчас постепенно улучшаю отель, делаю его интереснее для гостя, чтобы это было не просто место проживания, а впечатление. Половину номеров уже сделали интересными: собрали старинную мебель, жостовские подносы, деревенские зеркала, азиатские вазы.
Мы здесь такая деревня из предпринимателей внутри Измайловского кремля. Flacon X, наша управляющая компания, собрала необычных арендаторов: шоу-румы, дом моды, необычную еду, студии с мастер-классами. Мы все друг друга знаем по имени, ходим в гости, делимся опытом и помогаем. Например, человек с рынка приходит и говорит: «У меня сегодня не было выручки, можно я переночую и завтра заплачу». Когда у продавцов или мастеров есть деньги, они покупают по десять чашек кофе в день. А в другой день смотришь: январь, холодно, продавец стоит на улице, продаж нет — приглашаю к нам и угощаю кофе бесплатно. Здесь это нормально, потому что арендуют и торгуют человек сто. Я могу всегда попросить обогреватель или шуруповерт.
С помощью соседей с блошиного рынка мы собираем интересные аксессуары и мебель в отель. Реставрируем, красим и делаем необычные номера, чтобы по окончании карантина к нам приезжали люди и погружались в отель-сказку. Еще находим вещи в разных фондах, общаемся с мастерами.
Хочется, чтобы путешественник получал дополнительные эмоции. Мне кажется, сейчас это очень важно, потому что будет огромное количество заведений, которые продают номера дешево, чтобы выжить. И огромное количество супердорогих заведений, которые люди не смогут себе позволить. Тогда они будут выбирать нас и получать, может быть, не такой сервис, как в пяти- или шестизвездочных отелях, зато получат впечатление.