Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Что сейчас чувствуют владельцы ювелирных мастерских
Золото, серебро и драгоценные камни можно купить и внутри страны. Но цены на сырье, расходники и оборудование растут, а покупательский спрос (особенно на недорогие изделия) падает. Недавно Госдума приняла закон об отмене упрощенной системы налогообложения для ювелиров с 2023 года, что значительно повысит налоговое давление. Разбирались, смогут ли мастера выжить в новой реальности.
Мы поговорили с ювелирами, которые работают одни или с помощниками. Мини-предприятий в отрасли очень много. О таких компаниях люди чаще всего узнают через соцсети или по сарафанному радио. И проблемы у них похожие.
Рост цен на металлы, камни и оборудование
Евгения Наумова, ювелир бренда Eva Naumova. Средняя стоимость изделия — 20+ тыс. руб.:
Я занимаюсь только украшениями на заказ, и поэтому запасов материалов не делаю. В начале кризиса был такой момент: человек выбрал украшение по одной цене, а золото резко подскочило. И я понимаю, что за обещанные деньги я изделие продать просто не могу. Пришлось связываться с клиентом и менять ценник постфактум. Хорошо, что люди все понимают.
В прошлом месяце цены на металлы поднялись на 40-50% (грамм золота в 585 пробе стоил примерно 2800 руб., в начале марта дошел до 4500 руб.). Сейчас он ближе к 3500 руб. — дороже, но не настолько.
Анастасия Сергачева, ювелир бренда Sergacheva Jewerly. Средняя стоимость изделия — 3-5 тыс. руб.:
В марте у меня был заказ на золотое кольцо с бриллиантом, а цены выросли в два раза. Я еле вышла в ноль относительно той цены, которую платил заказчик.
Раньше я заказывала камни самостоятельно на eBay, теперь уже не могу. В питерских магазинах на камни цены поднялись примерно на 30%.
По-настоящему бесплатный тариф для бизнеса!
Расходники сейчас стали дороже, но я пока пользуюсь тем, что осталось. А еще в России вообще нет своего ювелирного оборудования, все везут из Европы. В магазинах везде цены зачеркнуты, написано: «Узнавайте на кассе». Благо, мне пока ничего не нужно.
Анна, совладелица небольшой ювелирной мастерской. Средняя стоимость изделия — 3 тыс. руб.:
Цены взлетели в два-три раза вообще на все. Мы закупаем камни, обработанные в Индии и Китае. Они косвенно зависят от доллара, плюс усложняется логистика, и все ужасно дорожает.
Для сравнения, если раньше я брала один опал за 300 руб., то сейчас он стоит около 1 тыс. руб. То же касается и заготовок: например, мы покупаем готовые английские замочки и цепочки. На них цены тоже выросли в три раза. Раньше замочки были по 300-400 руб., теперь они стоят 900-1000 руб.
Недавно у нас сломалась бормашина. Сначала мы думали купить новую. Обычная китайская бормашина стоила 5 тыс. руб., а сейчас уже 9 тыс. руб. В итоге мы старую бормашину починили. Закупились всем, чем могли, чтобы переждать волну повышения цен.
Спрос
Евгения Наумова:
У меня небольшие обороты, и люди в основном с деньгами. Резких перемен с точки зрения заказов и спроса я пока не чувствую. Если человек влюбляется в изделие, то берет, даже если цена повысилась.
Люди знают, что золото — это стабильная единица и в случае чего украшения можно продать. Пусть дешевле, но можно. Единственное, несколько моих клиентов улетели из страны, и мы сейчас решаем, как делать переводы.
Конечно, неизвестно, что будет через полгода: если люди будут постепенно беднеть, будут ли они покупать дизайнерские изделия? Хотя сейчас многие крупные зарубежные бренды ушли с рынка. Может, теперь люди посмотрят в сторону российских дизайнеров.
Анастасия Сергачева:
За последние полтора месяца у меня даже немного выросли продажи. Было много пар, которые заказывали обручальные кольца и вместе уезжали за границу. Но в последнюю неделю этот колечный ажиотаж спал, и непонятно, что будет дальше, как держать спрос.
Анна:
Спрос действительно падает. Многие боятся, что денег не будет. Мы работаем по системе 50 на 50: 50% суммы клиенты переводят в момент заказа, 50 — когда изделие уже готово.
Читайте также:
«Поход в хороший ресторан снова станет торжественным событием, как в советские времена»
Теперь нас часто просят подождать с деньгами — например, до зарплаты или придержать кольцо. Еще мы не можем работать с клиентками с Украины, потому что до них изделия просто не дойдут. Деньги мы им вернуть тоже не можем. По согласованию мы решили отправить их на благотворительность.
Посмотрим, что будет дальше. В пандемию спрос тоже сильно упал, зато потом, наоборот, поднялся выше прежнего: люди хотят сделать что-то для себя, себя порадовать. Украшения как раз подходят для этой цели.
Продвижение
Для небольших мастерских Instagram** — главная площадка продвижения. Теперь размещать рекламу там нельзя.
Евгения Наумова:
Я уже давно в ювелирном деле, бренд существует с 2012 года. Новые клиенты ко мне чаще всего приходят через сарафанное радио.
Но моя главная соцсеть — Instagram**, и периодически я заказывала там таргетированную рекламу, особенно перед праздниками. Даже если я все-таки буду создавать паблик во «ВКонтакте», это будет не то.
Свой аккаунт я развивала десять лет, невозможно все взять и перенести. Наверное, придется учиться, но Instagram** оставлять не хочется. Все там так или иначе, обходными путями.
Анастасия Сергачева:
Я еще не нашла альтернативу Instagram**. Во «ВКонтакте» аудитория немножко другая. Я, конечно, попробовала там запускать небольшую рекламу. Советуюсь со знакомыми, у которых маленький бизнес, но пока никакого выхода не придумано.
Анна:
У нас в Instagram** 11 тыс. подписчиков, и это основное место, где я вообще реализовывала наши товары, получала заказы. Его запрет — просто кошмар для нас, страшный сон.
** Соцсеть Instagram принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской организацией и деятельность которой запрещена в России.
Мы уже перешли на другие платформы: ведем одновременно телеграм, «ВКонтакте» и Instagram**. Я с радостью выкладывала бы ролики и в тик-токе, но этот способ продвижения нам тоже больше недоступен.
Тяжело. «ВКонтакте» — довольно недружелюбная платформа в плане продвижения. В телеграме тоже сложно продвигаться, неудобно вести блог.
Введение системы ГИИС
У ювелиров еще с прошлого года есть большая проблема — введение системы ГИИС. Она предполагает обязательную маркировку и контроль за производством всех ювелирных изделий.
Анастасия Сергачева:
Из-за того, что теперь надо обязательно использовать ГИИС ДМДК (Государственную интегрированную информационную систему в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них), в январе-феврале я вообще не брала заказы на золото. Сейчас потихоньку начинаю. Страшно, потому что материал дорогой, а ошибка может стоить больших денег.
Суть системы в том, что государство должно контролировать весь путь драгоценных металлов: от поставщика к покупателю. Ювелиры каждые 3-5 дней должны отправлять отчетность буквально за каждый грамм, в том числе и серебра. Если у меня кусочек под стол завалился, о нем тоже должна знать система ГИИС.
Если я делаю кольцо из золота 585 пробы, то должна пересчитать его в чистый металл 999 пробы: поставишь не там запятую — и ты завалил отчетность. И беда в том, что исправить ничего нельзя.
Читайте также:
Как поставщики зерна, обжарщики и кафе будут выживать в кризис
Мы в коалиции ювелиров просим контролирующие органы вывести из-под контроля хотя бы серебро — так делают во многих странах, и ничего. Пока нас не слышат.
Мне кажется, с такими законами я скоро буду вынуждена действительно переходить на другие материалы или переносить производство. Я 8 лет создавала свое дело, работала в белую, и оказалось, что это никому не нужно. На фоне всех этих заявлений по поддержке малого бизнеса они просто убивают мелких предпринимателей в целой отрасли.
Анна:
* Мы не регистрируем изделия в системе ГИИС: просто не можем себе позволить нанять отдельного сотрудника для того, чтобы вести отчетность, а сами не успеваем.
Про штрафы за отсутствие маркировки на Гаранте
Не знаю, что будем делать дальше с отчетами. Таких маленьких мастерских, как наша, очень много, и мы переживаем, что нас ждут штрафы и санкции (с 1 марта 2023 года оборот немаркированных металлов и изделий запретят полностью, штраф для ИП 80-100 тыс. руб., юрлиц 120-140 тыс. руб. — прим. Дела Модульбанка).
Изменение в налогах
Про отмену УСН для ювелиров на Гаранте
С начала 2023 года ювелиров должны будут перейти с упрощенной системы налогообложения на общую. Мастера и продавцы будут платить 20% налог на прибыль, 20% НДС и до 2,2% на недвижимость, земельный участок и транспорт.
Евгения Наумова:
Я пока на себе это не испробовала и не разобралась. Закон вступит в силу только с 2023 года.
Сильно повысится налог, и, получается, хотят именно малый бизнес прижать. Ничего хорошего, конечно, но увидим.
Анна
И сейчас непросто следовать всем законам, а как мы будем работать с вступлением поправки в силу, я просто не знаю. Это все очень давит.
Анастасия Сергачева:
Я понимаю, что я точно такую систему налогообложения не потяну для себя, потому что у меня маленькое предприятие. Я работаю вдвоем с помощницей.
Поправка уже принята, но на ее фоне многие ювелиры объединились. Мы писали коллективные, личные обращения, в том числе в Минфин — там несколько тысяч подписей.
Пока что реакции нет: либо нас посылают в другие инстанции, либо довольно хамским образом рекомендуют заняться бижутерией. На мой взгляд, 80-90% ювелирки умрет после введения общей системы налогообложения. Уйдет весь малый бизнес, останутся только крупные производители.
Бесплатная бухгалтерия, перевод до 250 тыс. руб. на личную карту без комиссии и бесплатные платежки контрагентам