Издание для бизнеса.
Меньше хайпа, больше пользы!

Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.

Проект Модульбанка

Написать в редакцию: editors@modulbank.ru

Проект ведут — Yellow Yeti

Дизайн — Интуиция

Веб-разработка — Кортекс

«В жизни не стал бы делать сайт такому придурку»

«В жизни не стал бы делать сайт такому придурку»

Глава веб-студии о том, как сложно бывает выбить деньги из заказчиков
10 сентября
1528
1
1

Это две истории о том, каково работать с заказчиками, если ты — веб-студия. Компания нашего героя занимается разработкой сайтов, приложений и их продвижением. Клиенты со всей России попадаются очень разные. Делимся парой колоритных случаев и ставим дисклеймер: если вы — на другой стороне баррикад и вам есть что рассказать о своей работе с веб-дизайнерами, присылайте свои истории на нашу почту editors@modulbank.ru.

Эксперт — Андрей Черноусов, студия Webtronics, Москва. Записалa Тамара Лапкина.

История первая: сайт для спортивной госшколы

Однажды нам прилетел заказ на создание сайта для государственной спортивной школы. Госорганизациям обычно все равно, какой будет дизайн, — главное, чтобы лучше старого, а это сделать легко. До заказчика достучаться было очень трудно: мы ждали ответы на запросы по несколько дней, и даже общий чат с тремя-четырьмя сотрудниками не помогал, потому что все переводили вопросы друг на друга.

Мы договорились об оплате 30 на 70% — сначала аванс, а остальное по завершении работы. Когда сайт был сдан, клиенты затихли: либо не отвечали, либо обещали кого-то «пнуть», но ничего не происходило. Говорили, что хотят доработать мелкие детали, но так и не смогли сформулировать задачи.

В итоге мы выставили счет за сделанную работу. Клиенты засуетились, но их активности снова хватило на два-три дня, они не смогли сформулировать свои «хотелки» и опять пропали.

Тогда мы решили просто отключить им сайт, написали им про это в общем чате и поставили заглушку: «Из-за неуплаты нам такой-то организацией сайт временно отключен. Надеемся, что скоро эта проблема будет решена».

16 августа в 19:23 мы отключили сайт, а 18 августа в 15:00 получили оплату.

По договору срок оплаты был до 15 июня, деньги пришли сильно позже. Кстати, аванс они тоже заплатили только спустя три недели после того, как мы выставили счет. Финальную оплату, получается, затянули на месяц.

После сдачи сайта мы ждали деньги около месяца

Мы написали в чате после получения денег, что готовы доработать все, что нужно, но никто нам с тех пор так и не ответил. Не понимаю, как это работает. Позже у меня даже появилась мысль, что это и не отключение сайта сработало, а их бюрократическая машина: деньги отправили, но они пришли только через две недели.

В суд, если бы они не заплатили, мы, скорее всего, не пошли бы, потому что сумма была не такая уж большая. А в целом с госорганизациями имеет смысл работать, если вы готовы, что оплату придется ждать долго. Они никуда не спешат, делая все в последний день.

История вторая: приложение для «сибирского пацанчика»

Мы начали заниматься разработкой мобильных приложений с того, что зарегистрировались на тендерной площадке Workspace.ru. Веб-студия может создать страницу, презентовать свои услуги и участвовать в различных тендерах. Мы подавали много заявок и получили свой заказ.

Клиент из Сибири захотел сделать мобильное приложение. Техзадание звучало так:

«Сделайте один экран, куда человек зайдет, прочитает, кто мы такие, и зарегистрируется».

Мы назвали смешную цену и начали работать. Затем заказчику понадобился еще и сайт. Сделали лендинг на Tilda, а он не заплатил. Сказал, что до этого заказал чушь, а теперь нужно реально хорошее приложение, и выкатил большое ТЗ. Мы договорились, что предыдущую работу он оплатит в рамках нового задания.

Посчитали стоимость — получилось 1,2 млн рублей. Сначала клиент покрыл нас матом. Он оказался таким «пацанчиком» из 90-х, у которого через слово был мат. Но если опустить ненормативную лексику, то он сказал, что пойдет на Workspace и найдет другого исполнителя. Через три недели вернулся с вопросом: «Сколько там, говорите?»

Мы только начали направление мобильной разработки, подали много заявок на тендеры, а подписанных договоров не получили: это был наш единственный проект на тот момент. Мне нужно было удерживать сотрудников, поэтому я решил, что надо браться за заказ. Мы договорились с клиентом на кабальные условия — 600 тыс. руб. за два месяца разработки.

Заказчик не читал ТЗ, не читал договор, а правки прислал в 72 голосовых сообщениях. Помню, как я потратил три часа, чтобы выписать все его замечания по проекту.

После мобильного приложения он заказал его веб-версию, которая дублировала весь функционал. Мы добавили 150 тыс. к счету, и это нигде не было оговорено. Мы переделали договор, но он предложил просто перевести деньги на карту.

Помню, как я потратил три часа, чтобы выписать все его замечания по проекту

За все время заказчик заплатил 350 тыс. руб. и остался нам должен еще 400 тыс. Первые две недели я просто спрашивал, когда ждать оплаты. Затем написал жестко: «Если не оплатишь, мы отключим приложение», и получил в ответ сто голосовых сообщений. Там были, например, такие: «Я тебя знаю, найду, где ты, сломаю тебе ноги», «Давай встретимся в Москве, я там буду на следующей неделе, чайку попьем». Так и было: сначала про ноги, а потом про чай. Если бы у меня были деньги на зарплаты сотрудникам, я бы в жизни не стал работать с таким придурком. Но брать их было неоткуда.

В итоге я написал: «Извини, был неправ, даю тебе время до понедельника. Все-таки ты оплатил половину, поэтому мы отключим не все приложение, оно будет работать наполовину». Он ответил: «Я вас, Андрей, предупреждаю, что если вы хоть на час отключите приложение, будете тоже работать наполовину».

Он ответил: «Я вас, Андрей, предупреждаю, что если вы хоть на час отключите приложение, будете работать наполовину»

Я попросил клиента объяснить по-человечески, в чем проблема — собирается ли он платить или изначально хотел обмануть? Есть ли у него вообще деньги?

«Пацанчик» рассказал, что он строитель, ему стыдно не платить, но он сам ждет денег за проект и тем временем хотел бы внести еще кое-какие правки. Я ответил, чтобы приходил после оплаты, и его последним сообщением было: «Все понял, собираю».

В строительных компаниях есть такая практика: они делают проект, нанимают субподрядчиков-строителей, оплачивают часть заказа — от 20 до 50%, а остальное платят после сдачи работы. Оставшихся процентов люди добиваются через суды годами. Может, он решил действовать с нами так же?

Пойдем ли в мы суд? Для этого есть все данные заказчика и фотография договора. Но по суду оплаты придется ждать много месяцев, а деньги нужны сейчас. Я уверен, что они у клиента есть, потому что за строительные объекты он берет десятки миллионов.

P. S. Прямо перед публикацией статьи заказчик позвонил и сказал, что подписывает договор, после которого у него будут деньги и он заплатит. И даже назвал конкретную дату.

А теперь — несколько советов от Андрея для тех, кто хочет открыть свою веб-студию (или уже открыл).

  1. Не работайте с м***ками. Комментарии излишни.
  2. Ищите общий язык с людьми. Это непросто, но правда важно — пробовать разные подходы к заказчикам и находить нужные слова, чтобы добиваться своих целей и отстаивать свою правоту. Заодно отращивайте дзен.
  3. Не кладите все яйца в одну корзину. Если вы делаете ставку на одного заказчика, то можете в критический момент остаться без денег (и не заплатить вовремя своим сотрудникам). Если чувствуете, что важный заказчик ведет себя странно, срочно ищите дополнительный заработок.
  4. Будьте финансово грамотны и все время считайте деньги. Пока мой сибирский визави не платил, я прикинул, кто из клиентов может мне выдать аванс, поговорил с ним и смог заткнуть дыру, выплатить всем зарплаты вовремя. Параллельно не переставал искать и нашел новых клиентов (см. п.3).
  5. Стройте уважительные и доверительные отношения со своей командой. Тогда в случае форс-мажора сотрудники смогут отнестись к вам с пониманием. У меня была ситуация, когда две компании были должны мне в общем полтора миллиона. Я задерживал зарплату на три-десять дней три месяца подряд, но команда стойко выдержала это и никто не ушел.
И такое бывает

Арендодатель не дает съехать из-за ремонта

Арендодатель потребовал у съемщика девятьсот тысяч рублей за просрочку аренды. По документам съемщик не съехал, а продолжал снимать помещение и не платил, вот и накопилась просрочка. Причина просрочки — в ремонте: арендодатель не отпускал съемщика, пока тот не сделает ремонт.
10 июля 2018
21428
40
7

Как ничего не пропустить

Подпишитесь в соцсетях

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах. Шутим, но не слишком смешно.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Момент...
Готово!
Проверьте почту, пожалуйста
Не получилось отправить :-|

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях — ну что ж! Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.