Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
«Людям нужно где-то хранить вещи, поэтому спрос на склады будет всегда»
Мы давно не рассказывали истории предпринимателей-оптимистов, которые, несмотря на глобальные экономические сложности, продолжают успешно работать. Один из таких людей — Расим Исаев. Он сдает в аренду склады для хранения вещей, выправляет вмятины на автомобилях и моет двигатели аквабластингом.
Как я решил сдавать в аренду склады из морских контейнеров
Я, кажется, еще в детстве решил, что буду предпринимателем. Помню, когда у меня спрашивали, сколько будет 50 плюс 50, отвечал: «Рубль». Мне хотелось открыть что-то, чего нет в моем городе, — это моя причуда по сегодняшний день, хоть у меня уже три собственных дела.
Так вот, два года назад я смотрел ролики на YouTube и увидел, что в Москве и Петербурге несколько предпринимателей переоборудовали морские контейнеры под склады. В них можно хранить разный балконный хлам: велосипеды, лыжи, санки, искусственные новогодние елки. Я сразу понял, что в Калуге такая услуга тоже будет востребована, причем обычными людьми, не бизнесами.
Я ввел в поисковик «аренда гаражей Калуга» и убедился, что на правом берегу Оки всего пара предложений, да еще и с бешеным ценником.
Ока делит наш город на два берега. На левом гаражей тьма-тьмущая — можно арендовать любой за копейки. А правобережье только застраивается: там много двухэтажек без балконов, а старых кооперативов, у которых можно взять гараж в аренду, нет. Я ввел в поисковик «аренда гаражей Калуга» и убедился, что на правом берегу всего пара предложений, да еще и с бешеным ценником. Значит, можно и нужно действовать.
Как я протестировал свою идею
Хоть я и был уверен на 100%, что бизнес взлетит, решил идею проверить. Купил на «Авито» два морских контейнера на 20 футов (6 х 2,4 х 2,6 м) по 80 тыс. руб. — и это с учетом доставки. В Москве они стоят около 100 тыс. руб., а чтобы их доставить, нужно доплатить еще 10-20 тыс. руб. за каждый. Но тогда мне повезло: я нашел фирму, которая дешево привезла такие контейнеры из Казахстана. Мне оставалось только нанять подъемный кран и выгрузить их. Так, к сожалению, было лишь с первыми двумя контейнерами, потом я покупал их дороже.
Землю тоже нашел удачно. У знакомого был участок, на котором он в будущем планировал построить дом. Мы договорились, что я на полгода размещу там контейнеры — ради эксперимента. Вокруг участка стояли коттеджи, забора не было. Просто кусок земли в нужном месте — на правобережье.
Бесплатная бухгалтерия, перевод до 250 тыс. руб. на личную карту без комиссии и бесплатные платежки контрагентам
Один контейнер я поделил на четыре небольшие секции — 2,5 х 1,5 м, а второй сдавал полностью. Вскоре для обоих контейнеров нашлись арендаторы, а звонки продолжали поступать. Так я понял, что пора покупать свою землю и расширяться.
Сколько я вложил в склады и за сколько их сдаю
Целый месяц я присматривался к участку в 13 соток. Отличное расположение: первая линия у кольцевой дороги, конечная остановка автобуса, вокруг коттеджный поселок. Земля стоила 1,2 млн руб., но удалось сторговаться с продавцом до 900 тыс. руб. Оформление всех документов, установка забора с откатными воротами — это еще 1 млн руб. Восемь новых контейнеров с доставкой обошлись в 1,5 млн руб. Итого примерно 3,5 млн руб.
Часть контейнеров разделены на четыре секции, часть — на две, и еще несколько сдаю целиком.
Важно сказать, что разделение одного большого контейнера на четыре ячейки — это тоже затраты. Например, одна рольставня вместо двери стоит 16 тыс. руб. Четыре штуки — уже 64 тыс. руб. Внутренние перегородки из профлиста — около 10 тыс. руб. Часть контейнеров разделены на четыре секции, часть — на две, и еще несколько сдаю целиком.
Сейчас у меня заняты 90% секций. Месячная аренда одной маленькой секции сначала стоила 2 тыс. руб., а сейчас — 2,5 тыс. руб. Секцию в половину контейнера сдаю за 3,5 тыс. руб., а контейнер целиком — за 5 тыс. руб.
Кроме того, я смекнул, что самую видную часть участка можно сдать в аренду какому-нибудь бизнесу, и дал объявление. Буквально через пару дней нашелся владелец московской шиномонтажной сети, готовый арендовать под шиномонтаж место площадью в один контейнер за 10 тыс. руб.
Кто мои клиенты и как они меня находят
Читайте также:
«Набрал группу детей в свой садик — и несколько лет клиентов можно не искать»
Этот бизнес хорош еще и тем, что после стартовых приготовлений — установки забора по периметру, подготовки удобного насыпного подъезда — он не требует пристального внимания. Разве что зимой нужно чистить снег.
Рекламу я не покупаю, потому что изначально сделал ставку на то, чего на правобережье больше никто не предлагал.
Например, мне звонят и спрашивают, есть ли свободные ячейки. Я говорю, куда нужно подъехать и какую рольставню открыть, чтобы посмотреть место. Если клиента все устраивает, он переводит деньги, устанавливает на рольставню свой замок и пользуется ячейкой. Мне присутствовать лично на сделке необязательно.
Чаще всего люди находят меня на «Авито». Рекламу я не покупаю, потому что изначально сделал ставку на то, чего на правобережье больше никто не предлагал. Калужанин, живущий на правом берегу Оки, вводит в поиск «аренда гаража» (хранение обычно ассоциируется именно с гаражами) и в числе первых видит мое объявление.
Земля позволяет разместить 40 контейнеров и зарабатывать гораздо больше — к этому я стремлюсь.
Как я уже сказал, 90% клиентов — это семейные люди, которые хотят сэкономить место в квартире. Или, допустим, человек переезжает, и ему нужно оставить где-то на хранение мебель. Единицы арендуют ячейки для бизнесовых нужд: например, один предприниматель занимается памятниками и снял целый контейнер, чтобы хранить их.
С 10 контейнеров я выручаю около 80 тыс. руб. в месяц. Но земля позволяет разместить 40 контейнеров и зарабатывать гораздо больше — к этому я стремлюсь.
Кстати, деньги для старта я взял частично в кредит, а частично — из прибыли от двух других бизнесов, связанных с автомобилями, — аквабластинга и выправления вмятин без покраски. О них мне тоже есть что рассказать.
Как я занялся мойкой двигателей
Читайте также:
7 подкастов для предпринимателей
В 2017 году я подсмотрел на YouTube другую бизнес-идею — ультразвуковую очистку автомобильных двигателей. Когда нужно двигатель починить, в автосервисах его, как правило, разбирают и промывают в солярке или в специальных растворах.
Ультразвуковая мойка — это решение современное, пять лет назад такого в нашем городе еще не было. Я почувствовал, что на нее будет спрос, купил оборудование и только потом узнал, что к нему нужна еще и первичная мойка, которая очищает деталь от грубой грязи. После этого ультразвук с помощью специальной химии отмывает масляные загрязнения. Но он не убирает ржавчину. Безупречной чистоты можно добиться благодаря аквабластингу. Пришлось докупить и это оборудование.
Аквабластинг — это технология очистки двигателей смесью воды с абразивом в специальной камере. После него деталь блестит как новая. Этой услугой обычно пользуются не частные клиенты, а автосервисы.
Сегодня три такие мойки стоят около 3 млн руб., а зарабатывать на них можно до 200 тыс. руб. в месяц.
Как я начал свой первый успешный бизнес, который работает до сих пор
Еще раньше, 13 лет назад, я жил в Иркутской области. Отслужив в армии, думал, чем заняться. Как-то раз мне позвонил сослуживец из Читы. Он работал в автосервисе и рассказал, что когда у машины есть вмятина, но краска не повреждена, начальник вызывает мастера, который эту вмятину за пару часов выпрямляет так, будто ничего и не было. Я в тот же день решил, что освою это дело.
Обучиться можно было в Москве, а для старта бизнеса на тот момент требовалось 200 тыс. руб. Я продал свою машину Toyota Corolla и поехал учиться в столицу. Там узнал, как вмятина вручную поэтапно выдавливается изнутри специальными крючками и вытягивается с помощью минилифтера (внешней присоски).
После курсов я еще долгое время ездил в сервисы к опытным мастерам, с которыми познакомился на курсах, и наблюдал за их работой. Хотел понять, почему у меня не получается так идеально, как у них. Потом я услышал, что из 10 обучившихся это дело бросают чуть ли не семеро — такой труд хоть и хорошо оплачивается (в месяц можно получать 250 тыс. руб. при хорошей занятости), но требует терпения. Я готов был возиться с этим, разбираться в своих ошибках.
Не каждую вмятину можно выправить таким способом. Например, автомобили после ДТП вряд ли удастся восстановить беспокрасочным ремонтом.
Стоимость услуги зависит от характера повреждения — может быть 500 руб., а может и 50 тыс. руб. Клиенты иногда рассказывают интересные истории, как эти вмятины образовались.
Например, машина стояла на улице, мимо шла нетрезвая компания, один товарищ споткнулся, ударился головой о крыло и помял его. Другой клиент ремонтировал сигнализацию в сервисе. Его попросили постучать по машине, чтобы проверить, работает ли она. Он постучал — тишина, еще постучал — опять тишина, в третий раз ударил — продавил корпус.
Вся прелесть двух моих бизнесов — выправления вмятин и мойки двигателей — в том, что для них не нужны большие помещения. Достаточно обычного одноместного гаража у дороги. Пока я жил в Иркутске, арендовал его, а когда переехал в Калугу, купил собственный за 100 тыс. руб. Эту стоимость отбил примерно за полгода. Сегодня такой гараж из-за выгодного расположения будет стоить от 400 тыс. руб.
Как изменился спрос за последнее время
В основном я работаю один во всех трех бизнесах, но у меня есть помощник, который выручает, когда заказов на выправление очень много. Хотя в последние месяцы это редкость. Очевидно, доходы людей в последние месяцы стали меньше. Если раньше владельца автомобиля смущала небольшая вмятина и он спешил от нее избавиться, то сейчас человек предпочтет сэкономить и смириться с повреждением. На мойке запчастей такая тенденция тоже ощущается.
А вот хранить где-то вещи людям нужно будет всегда, поэтому спрос на склады не упадет. И я собираюсь делать упор на этот бизнес.