На сайт банка

В 2002 году петербуржцы Андрей и Евгения создали семейную мастерскую. Андрей вручную изготавливает авторские предметы интерьера, люстры и бра, а Евгения — директор мастерской, отвечает за организационные моменты и рекламу. Узнали, кто их клиенты и почему художникам важно рассказывать о себе, чтобы хорошо зарабатывать.

Эксперты — Андрей Месарев, владелец художественной мастерской, и Евгения Месарева, владелица художественной мастерской. Записалa Мария Лебедева.

Как появилась мастерская

Евгения: Андрей — художник, он окончил факультет арт-экспертизы Института культуры в Санкт-Петербурге и получил специальность искусствоведа. А я по образованию маркетолог, окончила ФИНЭК.

До 2002 года Андрей работал в разных проектах: писал картины, делал скульптуры, расписывал стены. Со временем у него накопилось много собственных идей, и он стал создавать оригинальные изделия из стекла, металла, мрамора и дерева. Потом ему начали поступать индивидуальные заказы: например, на люстры, карнизы, каминные наборы. Так появилась полноценная мастерская, которая стала нашим семейным бизнесом.

Андрей организует производство, он — душа мастерской. А я взяла на себя юридические и коммерческие вопросы, продвижение и рекламу в соцсетях.

Сейчас у мастерской два направления — работа на заказ и над авторскими коллекциями (их мы тоже продаем).

Работа Андрея — кофейный стол «Пантера». Столешница из черного мрамора, а ножки из латуни.

Что собой представляет художественная работа

Андрей: Я работаю во многих стилях: барокко, ампир, модерн. Авторские изделия чаще всего создаю в духе ар-деко — он наиболее современный, впитал в себя разные стили, поэтому с ним легко экспериментировать.

Лампа-скульптура «Сирена» в стиле ар-деко. Она сделана вручную из бронзы с бирюзовой патиной, мрамора и стекла. Цена — от 150 тыс. руб.

Если говорить о техниках, то их множество: я люблю и рисовать, и лепить, и ковать, и плавить. Вот несколько интересных:

  • Фьюзинг — это когда разноцветные кусочки стекол сплавляют вместе при температуре до 1000 °C. Получаются блестящие панно, внешне напоминающие витраж.
  • Моллирование — стекло нагревают в тоннельной печи при 600-700 °C и придают ему любую мыслимую форму.
  • Патина — это окисление металла специальными веществами ради необычного цвета. Например, меди и бронзе можно придать зеленовато-коричневый оттенок, латуни — от бирюзового до черного.
Люстра из розового стекла и латуни с бирюзовой патиной.

Кто покупает искусство

Евгения: Есть три вида заказчиков.

  • Первый — это архитекторы и дизайнеры, которые оформляют дома, квартиры или, к примеру, рестораны своих клиентов. Они, как правило, приходят с эскизами, и мы воплощаем то, что спроектировано. Это может быть заказ на десять люстр и пять бра, или на десяток латунных ручек для окон, или на фурнитуру для ванной.
  • Второй вид — частные лица, желающие купить эксклюзивную вещь для своего дома, — чтобы ни у кого не было ничего похожего. Это дорогие изделия: одна вещь может создаваться целый год и стоить 3 млн руб. Понятно, что такие покупки позволить себе могут люди с большим достатком.
Дверная ручка «Гончая» из латуни.
  • Третий вид — это госзаказ на реконструкцию или реставрацию исторических предметов, интерьеров. Мы не работаем с госзаказами напрямую, потому что для этого нужна дорогая лицензия. Она окупается, только если постоянно заниматься госзаказами, а мы делаем ставку на частных клиентов.

Но к нам могут обратиться компании, которые специализируются на исторических объектах: они участвуют в тендерах, выигрывают их, и если в процессе реконструкции им нужна помощь такого мастера, как Андрей, они могут сделать заказ.

Какая ошибка мешала бизнесу развиваться вначале

Евгения: В первые годы мы почему-то не проявляли инициативы, работали на входящем потоке: есть запрос — есть реализация. А могли бы сами предлагать свои услуги клиентам, презентовать авторские изделия, как многие другие мастера. Но нам не хватало веры в себя.

Это было откровение: художественными работами можно заинтересовать, а не ждать, когда клиент сам выйдет на тебя.

Как-то я села и решила, что буду звонить архитекторам и рассказывать им о нашей мастерской. Составила список контактов, позвонила по первому номеру — это была петербургская компания, которая занималась интерьерами общественных пространств. Помню, жутко волновалась. Руководитель ответил, что можно приехать в офис, показать портфолио. Андрей поехал и сразу же взял заказ. Это было откровение: художественными работами можно заинтересовать, а не ждать, когда клиент сам выйдет на тебя.

Как организована работа мастерской

Андрей: Вместе с партнером мы арендуем помещение на улице Салова в Петербурге — это промышленный оазис недалеко от Лиговского проспекта. На территории есть производители материалов, с которыми я работаю, и можно быстро купить все необходимое, не заказывая доставку.

Андрей Месарев в мастерской.

Например, латунь стоит от 800 до 1300 руб. за 1 кг — зависит от того, в каком виде мы ее покупаем. Она бывает в виде чушки (слитка — прим. ред.), в листовом виде, в трубах — этот вид самый дорогой. Цены на сталь примерно в десять раз ниже латуни.

Площадь мастерской — около 400 кв. м., месячная аренда обходится примерно в 70 тыс. руб., включая коммунальные услуги. Мастерская расходует много электроэнергии, когда мы работаем с печами: плавим металл, стекло.

Так выглядят эскизы будущих предметов интерьера.

Мастера часто объединяют силы и помогают друг другу в проектах. Со мной постоянно работают около пяти человек: это кузнецы, литейщики, чеканщики. Чем сложнее заказ, тем больше людей я привлекаю — может и до 15 человек дойти. Однажды мне заказали фурнитуру из латуни — а это множество разных деталей, и чтобы успеть изготовить их в срок, нужно было распределить заказ на несколько мастеров за долю от выручки.

Евгения: Мы были бы рады, если бы к нам на практику приходили ученики художественных училищ и вузов: художники по металлу, скульпторы, живописцы. Мы всегда готовы их принять и обучить.

Так в мастерской Андрея Месарева отливают металл нужной формы.

Андрей: К нам часто приходят с такими проектами, которые с первого взгляда не знаешь, как реализовать. Тогда, помимо стандартных инструментов — скажем, кузнечных клещей, — приходится использовать особые, созданные под конкретную задачу. Я делаю их сам, потому что, во-первых, это дешевле, а, во-вторых, производители не всегда понимают, что именно у них просят.

Недавно нас попросили изготовить большое панно из стекла. Для него я создал специальную печь, чтобы получить стекло нужного размера. Если заказывать такую на стороне, ее цена может доходить до 1 млн руб.

Евгения: Творческий человек найдет способ обеспечить себя инструментами, не влезая в кредиты. Иначе такой бизнес будет невыгодным.

Инструменты, которыми создаются художественные изделия — чеканы и бормашина.

Почему непросто продвигать такую мастерскую

Евгения: Бывает сложно получить фотографии изделий от клиентов. Они часто просят не называть своих имен и не фотографировать вещь в интерьерах дома. Сначала в нашем Instagram* были только фото из мастерской, а там рабочая пыльная обстановка. Но без хороших фото реклама малоэффективна.

Я стала возить изделия Андрея в фотостудию и снимать их там перед тем, как отдать клиенту.

Я сама настраиваю таргетированную рекламу и в этом, как Андрей в своем деле, использую творческий подход, который позволяет получить больше пользы при минимуме вложений. Пробовала Яндекс.Директ, но он приносил мало заказов, поэтому я сосредоточилась на соцсетях. Когда Instagram* запретили, перешла во ВКонтакте и теперь развиваю там группу.

Как события в мире влияют на спрос на искусство

Андрей: Этой весной цены на металл подскочили, но сейчас постепенно стабилизируются. Скорее всего, в ближайшее время мы не сможем заказывать стекло у американских, немецких и английских поставщиков, но, думаю, найдем выход.

У меня сейчас по пять заказов в месяц, но сложных. До осени новые не принимаю — передаю коллегам под свою гарантию.

Евгения: В 2013 году наш годовой оборот доходил до 20 млн руб. У людей был пик благосостояния, поэтому мастерская принимала много заказов. Потом был трехлетний спад, и затем все стало налаживаться. Пандемия, кстати, нас тоже коснулась: на два месяца работа приостановилась, потому что люди сидели по домам и проекты заморозились.

За 20 лет мы пережили не один кризис. Опыт говорит, что спрос на искусство может падать, но он не исчезает. Всегда есть кто-то, кто готов покупать красивые изделия.

Кредит от 0%
для бизнеса на маркетплейсах

Получите до 10 млн ₽ без визита в отделение

Узнать
Еще какие-то статьи
Маркетплейсы На «Авито» повысили комиссию за доставку товаров для частных продавцов
На «Авито» повысили комиссию за доставку товаров для частных продавцов
19 апреля
11 мин
Интервью «Мы продаем не просто мед, а опыт владения ульем»
«Мы продаем не просто мед, а опыт владения ульем»
История онлайн-сервиса «Пчелошеринг»
28 февраля
2 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Повышение МРОТ в 2024 году: что учесть работодателям
Советы

Повышение МРОТ в 2024 году: что учесть работодателям

Рассказываем, как избежать проблем с налоговой и трудовой инспекцией
Как установить приложение Модульбанка
Инструкция

Как установить приложение Модульбанка

Понятная инструкция без воды
Ювелирам вернули налоговые спецрежимы, ограничения при продаже алкоголя и СБП для бизнеса
Дайджест

Ювелирам вернули налоговые спецрежимы, ограничения при продаже алкоголя и СБП для бизнеса

Как снизить риск налоговых проверок бизнеса в 2024 году
Советы

Как снизить риск налоговых проверок бизнеса в 2024 году

Становимся белыми и пушистыми для ФНС
Как самозанятому запустить онлайн-курс по закону
Советы

Как самозанятому запустить онлайн-курс по закону

Инструкция, как начать преподавать без статуса ИП и лицензии и не нарваться на штрафы
Все, что нужно знать об учредителе ООО
Инструкция

Все, что нужно знать об учредителе ООО

Кто имеет право быть учредителем, что можно и нельзя делать
Повышение МРОТ в 2024 году: что учесть работодателям
Советы

Повышение МРОТ в 2024 году: что учесть работодателям

Рассказываем, как избежать проблем с налоговой и трудовой инспекцией
Полезные ссылки:
главная цель управленческого учета усн расходы на связь рабочие часы в месяце займ под залог любой недвижимости срочно арбитраж трафика email рассылка политика рекламы вконтакте цвет банковского светофора корзина прожиточного минимума открытие музейной комнаты белый арбитраж трафика обратная франшиза усн 15 растаможка мебели розыгрыш скидки рентабельность 20 мотивирующие подарки кбк с доходов свыше 300 000 руб срок хранения накладных мир кэшбэк 10 процентов фрукты с доставкой на дом бизнес подарочные боксы сдэк маркет каталог рабочие часы в неделю фулфилмент контакты рабочие часы в месяц фулфилмент доставка оплата swift оплата по терминалу в магазине ашан контакты закупщиков франшиза кофеен каталог растаможить товар авторские светильники возврат подушки в магазин бизнес идеи ландшафтного дизайна скопировали элементы сайта светильники авторские работы продажа цветов москва купить франшизу кофе с собой в москве создать магазин на алиэкспресс из россии

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.