Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Нашей таверне нужна была деревянная посуда, и мы открыли мастерскую
В 2018 году калужанин Александр Абрамов вместе с двумя партнерами начали третий общий бизнес — изготовление деревянной посуды для ресторанов. Несмотря на предпринимательский опыт, в новом направлении они столкнулись с новыми трудностями.
Как родилась идея
В 2015 году я, мой троюродный брат Сергей и друг Вячеслав открыли «Кузню» — единственную в Калуге таверну с крафтовым пивом. Мы сделали ее в духе фэнтезийного Средневековья. Тематику выбрали единодушно: каждый из нас любил «Властелина колец», «Ведьмака», «Сагу о копье».
Спустя четыре года в таверне, кроме напитков, появилась своя кухня. Мы задумались о том, как подавать блюда. На наш взгляд, к средневековой стилистике ближе посуда из дерева. И мы стали искать подходящие варианты в интернете.
Читайте также:
Как мы зарабатываем на письмах Деда Мороза
Деревянная тарелка 20х20 см стоила в среднем 2,5 тыс. руб. Мы попробовали сделать похожую на станке, который нам одолжили знакомые. Все получилось, и тогда мы решили запустить свое производство посуды из дерева. Этому благоприятствовали три обстоятельства.
Во-первых, до предпринимательства я пять лет проработал в крупной компании «Силовые машины» (производит оборудование для энергетических станций, — прим. ред.), и у меня был опыт организации производства.
Во-вторых, у нас уже были связи в общепите, а значит, мы могли делать посуду не только для себя, но и предлагать другим заведениям. В-третьих, я понял, что мастерская поможет нам диверсифицировать бизнес.
Что такое диверсификация? Если объяснять на нашем примере, то это равномерное распределение рисков и доходов на несколько общих бизнесов. Если один терпит убытки — скажем, наступает пандемия и таверна не может принимать посетителей, — то их компенсирует прибыль других бизнесов.
Кроме «Кузни» у нас была юридическая компания «Лояр». С открытием мастерской мы распределили управление бизнесами так: Вячеслав стал курировать «Кузню», Сергей по образованию юрист, поэтому взял на себя «Лояр», а я — новую мастерскую. Ее дела я веду как ИП. При этом стратегически важные вопросы во всех бизнесах решаем вместе.
Мы установили месячную сумму, равную для всех учредителей, которую каждый должен заработать для себя. А прибыль сверх того распределяем поровну. Если кто-то не дотянул до установленной суммы, его зарплата компенсируется за счет партнеров по принципу сообщающихся сосудов.
Когда запускалась мастерская, на оборудование мы скинулись вместе — каждый из своих накоплений. Вот что нам понадобилось на старте.
Как мы стартовали
Первое, что мы купили для мастерской, — фрезерно-гравировальный станок с ЧПУ (числовым программным управлением, — прим. ред.). Он стоил нам 150 тыс. руб. Выбирали его по обзорам и отзывам в интернете.
Читайте также:
Баня на колесах — хобби, которое приносит мне до 60 000 рублей в месяц
Как он работает: на компьютере проектируешь чертеж, переводишь его в координаты машинного кода, по которым будет двигаться фреза (режущий инструмент. — прим. ред.). Например, на столько-то миллиметров вниз, на столько-то влево. И благодаря набору таких команд — их может быть несколько тысяч строк — из дерева вырезается нужное изделие.
Помещение, которое мы арендовали для мастерской в первый год, обходилось нам в 8 тыс. руб. в месяц за 15 кв. м. Расходники: дуб от московского поставщика (от 50 тыс. руб. за куб. м), масло для обработки дерева — в сумме в месяц на это нужно около 70 тыс. руб.
Мы решили продолжать в мастерской тематику фэнтези и назвали ее «Мастерской Древень». Древень — это ожившее дерево. В произведениях Дж. Р. Р. Толкина древней называли энтами.
Названия для деревянных изделий стали придумывать с помощью эльфийского словаря. Например, если делаем полку для вина, ищем в словаре, как на эльфийском будет «вино».
5 сложностей, с которыми мы столкнулись на старте
В первый год мастерская не приносила денег. Я делал посуду только для «Кузни» — учился работать с деревом по урокам на YouTube. Потом стал брать первые заказы: делал все, что просили, чтобы составить портфолио. И, конечно, вначале были просчеты.
Мы нашли новое помещение — 100 кв. м за 20 тыс. руб. в месяц. Оно на окраине, в промышленном районе, поэтому цена невысокая. В центре Калуги такая же площадь стоит около 100 тыс. руб.
Стружкоотсос за 30 тыс. руб. купили на свои деньги, а пилу за 300 тыс. руб. взяли в кредит по ставке 2% годовых — воспользовались льготой для малого бизнеса, пострадавшего от пандемии. Затраты на фуганок и рейсмус частично покрыли за счет региональной субсидии: в Калужской области есть программа, по которой бизнесу могут возместить до 70% затрат на открытие. Нам возместили примерно 100 тыс. руб. Это меньше 70%, но все равно неплохая поддержка.
А бывало, что не учитывали особенностей дерева. Допустим, склеивали доску толщиной 50 мм, рассчитывая сделать из нее две тарелки по 20 мм. А когда начинали пилить, доска выгибалась, и красивой выходила только одна тарелка. В итоге тратили на заказ больше материалов и времени.
Но все-таки благодаря опыту «Кузни» мы избежали многих ошибок, когда готовили помещение к работе. Когда открывали таверну, сами занимались ремонтом и даже мебель делали сами. Если бы доверили это профессионалам, открылись бы быстрее. Поэтому, чтобы сделать электрику в мастерской, я пригласил специалиста. Сэкономил время и силы.
Как работаем сейчас
Сейчас вместе со мной в мастерской работают три человека. Мы платим им от 30 до 35 тыс. руб. в месяц — это средняя зарплата по рынку.
Я стараюсь выстраивать рабочие процессы по принципу бережливого производства. Этим занимался и в «Силовых машинах».
Суть бережливого производства в том, что в нем постоянно уменьшаются разного рода потери. Например, простаивание станка или время сотрудника, которое он тратит на лишние перемещения по мастерской. Рабочее место должно быть так продумано, чтобы он совершал минимум лишних действий. Toyota — пример производителя, который придерживается этого принципа.
Как мы придумываем дизайн посуды?
1. Заказчики сами присылают нам фото или наброски того, что хотят получить. В основном наш каталог изделий формируют они. Иногда получаются необычные вещи, например, тарелка в виде плота.
2. Варианты иногда придумывает Вячеслав, он же разработал стилистику и «Кузни», и «Лояра», и мастерской, оформил для них сайты, соцсети.
3. Подсматриваем тренды в соцсетях.
Читайте также:
Я продавал до 3 тонн пива в месяц, но все равно закрылся
В месяц мы получали максимум 10 заказов. При этом средний чек заказа — 20 тыс. руб. Цены устанавливаем, отталкиваясь от рыночных. Например, когда делаем деревянный соусник, смотрим, сколько стоит металлический, стеклянный. Прикидываем, за сколько мы купили бы такой соусник в свой бар. Каким бы крутым он ни был, за 3 тыс. руб. его вряд ли возьмут. Но возьмут, допустим, за 300 руб. Вот и выстраиваем производство так, чтобы соусник обходился нам в меньшую сумму.
Мы редко делаем единичные заказы. Сделать 30 тарелок для ресторана интереснее для нас, ведь затраты на проектирование одной тарелки и 30 одинаковые.
Выручаем навскидку 300 тыс. руб. Вся выручка сейчас идет на развитие мастерской. Самый дорогой заказ у нас был на 500 тыс. руб. — делали посуду и ящики для ресторанов Copper в Калининграде.
Кто наши клиенты и как мы их находим
Мы не ориентируемся на региональный рынок — у нас мало заказов из Калуги. Зато обращаются заведения из Москвы, Калининграда, Саратова, Сочи, Ростова-на-Дону.
Один из крупных заказов нам приходил из Тулы от сети пивных ресторанов Salden’s Taphouse. Мы как-то обедали в одном из заведений сети и познакомились с шеф-поваром Павлом Мельгуновым. А спустя время начались переговоры о заказе. Сейчас мы делаем посуду для Salden’s Taphouse по франшизе.
Большинство клиентов приходят из инстаграма. Для него заказываем таргетированную рекламу у подрядчика. Сейчас на маркетинг у нас небольшой бюджет — около 1 тыс. руб. в сутки.
В октябре мы решили поучаствовать в конкурсе Яндекса «Говорю по опыту». Главным призом был бюджет на рекламу товара на маркетплейсе. Подумали, что если выиграем, то перестроим работу мастерской под конвейерное производство.
Для участия нужно было рассказать о своем предпринимательском опыте и дать совет себе в прошлом. Победителя выбирало жюри. Мы не выиграли, потому что у нас не было готового каталога изделий для работы на маркетплейсе. Ведь наша мастерская выполняет индивидуальные заказы. Зато с помощью конкурса мы смогли заявить о себе другим предпринимателям — возможно, нашим будущим клиентам.
Что планируем делать дальше
Пока мы вкладываем в мастерскую больше, чем выручаем из нее. Нам нужно еще оборудование, чтобы работать быстрее. Например, планируем в ближайший год купить станок побольше. Еще хотим сделать в мастерской идеальную вентиляцию. По моим подсчетам, проект окупится и начнет приносить чистую прибыль лет через пять.
Короче
Начало:
2018 год
Аренда помещения для мастерской:
20 тыс. руб. в месяц
Фрезерно-гравировальный станок с ЧПУ Jat:
150 тыс. руб.
Прочее оборудование (фуговально-рейсмусовый станок, пила, стружкоотсос):
500 тыс. руб.
Расходные материалы (дерево, масло, канцтовары):
70 тыс. руб. в месяц
Себестоимость одной деревянной тарелки:
от 500 до 1500 руб.
Средний чек заказа:
20 тыс. руб.
Сотрудники:
трое
Их зарплата:
30-35 тыс. в месяц