Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Куда жаловаться на налоговую
В жизни каждого предпринимателя возникает момент, когда нужно бороться с налоговой. И тогда нужно доказать, что инспектор ФНС не прав, а предприниматель — очень даже. Главное, что следует знать: разборки с налоговой — это долго. Рассказываем, куда можно пожаловаться.
А что вообще может случиться?
Налоговая проводит выездные и камеральные проверки. При выездных приезжают в офис, просматривают отчетность, беседуют с сотрудниками, осматривают помещение. Иногда приглашают в инспекцию, если, например, ИП работает из дома. Камеральная проверка проходит в налоговой.
По результатам проверок инспекторы могут доначислить налоги или пени за просрочку, взыскать штраф. Это законно, но можно попробовать оспорить решение, если предприниматель считает, что он прав. Еще инспекторы могут ошибиться не только в ходе проверки — например, начислить налог, хотя предприниматель его уже заплатил. Или, например, нарушить процедуру проверки.
Можно ли сразу подать в суд, а не обращаться в налоговую?
П. 2 ст. 138 Налогового кодекса — об обязательном досудебном порядке обжалования
Если налоговая начислила штраф, не факт, что она же отменит это решение. Но сразу пойти в суд нельзя. Сначала нужно попробовать решить проблему в досудебном порядке. Этого требует закон. Если пойти в суд в обход налоговой, то арбитражный суд вернет заявление предпринимателю.
С чего начинаем?
Подача возражения по акту проверки на сайте Федеральной налоговой службы
Первый вариант — письменные возражения. Их нужно подавать в ту инспекцию, которая проводила проверку.
Вообще проверка проходит так.
П. 3 ст. 100 НК РФ — что должно быть в акте проверки
Письменные возражения подаются на акт проверки. Так предприниматель объясняет налоговой, почему он не платил налоги или не подавал декларацию. Возражения можно отправить по почте или принести в налоговую — лучше лично в двух экземплярах: инспектор отдаст один экземпляр с отметкой о принятии, и можно быть уверенным, что возражения не потеряются.
Что делать, если не успели подать возражения?
Образец апелляционной жалобы на сайте ФНС
Если ИП или компания не успели подать возражения, налоговая выносит решение. Пока оно не вступило в силу, можно подать апелляционную жалобу. Если она сработает, не придется платить штрафы или доплачивать налоги.
Для составления апелляционной жалобы есть месяц после вынесения судом решения. Если предприниматель уже писал возражения, то можно взять их за основу для апелляции.
Есть такой момент: жалобу подают в вышестоящую налоговую, но через ту инспекцию, на которую жалуется предприниматель. Важно: обжаловать можно как действие, так и бездействие налогового органа. Например, если вам вовремя не вернули ошибочно списанные взносы — это бездействие.
Выглядит это вот так:
В большинстве случаев именно управление ФНС России по вашему региону будет вышестоящим органом, куда нужно подавать жалобу на инспекцию. Если вы не можете определить, куда подавать претензию, обратитесь в инспекцию, которая вынесла спорное решение.
Есть несколько вариантов, как можно отправить жалобу: в письменной форме лично, с помощью почты, в электронной форме или через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. Инспекция, с которой вы спорите, в течение трех рабочих дней соберет материалы, которые у нее есть по этому вопросу, и вместе с вашей жалобой передаст их в вышестоящий орган.
Сроки рассмотрения апелляционной жалобы по общему правилу — месяц со дня ее получения. При подаче дополнительных документов срок исчисляется с момента, когда их получит вышестоящий налоговый орган.
Я и срок апелляции пропустил. Все пропало?
Если предприниматель не успел подать апелляционную жалобу — можно подать обычную. На это есть год. Правда, решение все равно придется выполнить: если выписали штраф, нужно его сначала заплатить, а уже потом оспаривать.
Написать жалобу на сайте ФНС
Если пропустили и этот период, то вы можете подать жалобу вместе с ходатайством о восстановлении срока. Укажите причины, в силу которых срок был пропущен, и приложите подтверждающие документы.
В вышестоящей налоговой жалобу рассмотрят, если посчитают причину пропуска уважительной. Иначе вам откажут. При этом конкретного перечня уважительных причин нет — все зависит от определенных обстоятельств. Например, для ИП это может быть лист о нетрудоспособности по болезни, а для организации — чрезвычайные ситуации, допустим пожар или наводнение.
Если налоговая не сочла причину пропуска уважительной, путь в суд будет закрыт. Тем не менее, попытаться восстановить срок все же стоит. УФНС может удовлетворить ваше ходатайство и рассмотреть жалобу. В таком случае у вас будет возможность для обжалования решения в суде.
Сервис «Узнать о жалобе» на сайте ФНС
Чтобы выяснить, как дела с жалобой, можно позвонить в ту налоговую, куда ее подавали, назвать ИНН и дату подачи и узнать статус. Или воспользоваться сервисом «Узнать о жалобе».
Считаем за вас налоги и взносы, готовим отчеты, компенсируем штрафы. Занимайтесь бизнесом, а не бумагами!