На сайт банка

Капучино на сосновых шишках, кокосовый хоткрим с малиной, сырный раф с тыквенной крошкой — какие названия только не встретишь в меню современных кофеен. Простая ли это дань моде или эффективный инструмент в условиях высокой конкуренции? Разбираемся в нюансах разработки авторских напитков.

Эксперты — Мария Гущина, владелица кофейни «На_Кофеине» в Муроме, Сергей Синягин, создатель кофейни Capital of Siberia в Новосибирске, и Андрей Огнихин, шеф-бариста «Между нами булочками» и Com Panis. Записалa Валентина Родионова.

Когда кофейне пора переходить к авторским напиткам

Авторский напиток — визитная карточка кофейни. В нем важна не только уникальная вкусовая компонента, но и способ подачи, внешний вид. Авторский напиток может запустить цепную реакцию сарафанного радио, а также сделать кофейню популярной в соцсетях. Тогда гости будут приходить снова и снова.

Авторские напитки повышают средний чек кофеен, поскольку эти позиции стоят дороже.

Так выглядит авторский напиток в кофейне «На_Кофеине»

Однако некоторые эксперты полагают, что не стоит слишком торопиться с введением необычных рецептур в меню. Например, если кофейня только открылась, лучше выждать какое-то время, прежде чем приступать к разработке.

Фото из соцсетей Capital of Siberia

Прежде чем экспериментировать с картой напитков, следует выстроить основные бизнес-процессы в заведении. Должен быть сформирован штат бариста, а классическое меню должно работать без сбоев. Нужно изучить постоянных гостей, понять, какие у них вкусы и какие сочетания спровоцируют их интерес. Наконец, немаловажно изучить позиции конкурентов, чтобы не повторяться.

Андрей Огнихин

«Классно, когда к разработке авторских напитков подходят с идеей. То есть сначала есть какая-то мысль, крутишь ее в голове, как кубик Рубика, а потом свой замысел обволакиваешь разными оттенками вкусов. Начинаем с идеи, а не с конкретного продукта. Как яркий пример прошлого года, на всероссийском чемпионате среди кофеен Russian Coffee Cup победил напиток “Колумбийский бедняк”. Его создатели оттолкнулись от концепции zero waste — сокращения объема отходов, производимых человеком. У колумбийцев есть своего рода “безотходный” напиток тепача — ферментированный настой из засахаренных плодов манго или ананаса (похож на наш квас или сладкое слабоалкогольное пиво). Именно тепача легла в основу напитка-победителя».

Андрей Огнихин, шеф-бариста бистро Com Panis и «Между нами булочками»

Но такой путь создания напитков подойдет только опытным бариста. Если владелец бизнеса решил заняться этим с нуля, то, возможно, стоит обратиться к курсам по миксологии, отправить на обучение своих сотрудников или же воспользоваться услугами «приглашенной звезды» — технолога с именем, который имеет в своем резюме успешный опыт запуска авторских напитков.

Мария Гущина

«Потребность в создании новых напитков возникла естественно, ведь наша кофейня расположена в небольшом городе, где большинство гостей уже давно стали постоянными. Каждый из них успел попробовать все позиции из нашего меню, и, чтобы удержать их интерес, мы вместе начали экспериментировать с необычными сочетаниями сиропов для кофе. Два очевидных плюса: оправданный повышенный ценник благодаря эксклюзивности и уникальность напитка, которая раз за разом будет возвращать гостя обратно».

Мария Гущина, владелица кофейни «На_Кофеине»

Совет по расширению: добавляйте один-два напитка в сезон, а не сразу десять. И лучше уберите старое, чтобы освободить место для новинки, — иначе меню станет перегруженным. Важно также возвращать напитки-хиты по запросу гостей. Так вы покажете, что цените их мнение.

Бариста за работой в Capital of Siberia
Обеспечение
вашего бизнеса
с CafeStore

Экономьте до 40% на закупках кофе, кофейного оборудования и сопутствующих товаров

Некоторые эксперты полагают, что современные кофейни не мыслимы без авторских напитков, и поэтому они должны появляться в меню с момента открытия заведения. Именно на них и стоит делать основной упор, чтобы стать уникальным на фоне других заведений, приобрести своих постоянных гостей.

Сергей Синягин

«Оптимально, если авторские напитки составляют до 50 процентов от общего меню напитков. Но порой эта цифра может составлять и 80−90 процентов всего меню. Главное, чтобы гость мог из названия (описания) напитка понять, что ему предлагают».

Сергей Синягин, создатель кофейни Capital of Siberia

Какие виды авторских напитков для кофеен существуют

Авторский кофе

  • Латте с добавлением необычных сиропов (розмариновый, лавандовый мед, соленая карамель), безалкогольных экстрактов, специй, сиропов и прочих топингов.
  • Холодные кофейные напитки: эспрессо-тоник, айс-латте, бамбл-кофе, фраппе, холодный фильтр-кофе с фруктами или ягодами.
  • Классические кофейные напитки с добавлением сыра, халвы, ореховых паст, мороженого или протеина.
  • Флэт-уайт или фильтр-кофе с цитрусовыми или ягодными нотами.
Авторский напиток в кофейне «На_Кофеине»

Авторский чай

  • Напитки на основе классических сортов чая или чайных сборов с добавлением пряностей, меда, фруктов, ягод и ароматных трав (чай масала, имбирный, облепиховый микс).
  • Холодные чайные коктейли с фруктовыми пюре, сиропами, лимонадами, шариками тапиоки или джус-боллами.
  • Матча и чай улун с добавлением сливок, ванили, обычного или альтернативного молока.

Сезонные и тематические напитки

  • Летние лимонады, зимние глинтвейны и согревающие кофейные напитки с корицей, кардамоном, бадьяном, осенние тыквенные латте.
  • Праздничные напитки, приуроченные к 14 февраля, 8 марта, Новому году, Хеллоуину или какому-то локальному городскому празднику, событию.
Атмосфера тематических напитков в Capital of Siberia

Миксологи рекомендуют составлять авторские напитки с опорой на три элемента:

  • на базу (один из классических кофейных напитков, какао, чай, матча);
  • на дополнения (мед, сироп, специи, алкоголь, ягоды, фруктовые пюре);
  • на технику — это уже относится к способу смешивания самого напитка, который рождает текстуру и аромат (газирование, вспенивание, экстракция холодом).
Мария Гущина

«Вкусовые предпочтения посетителей я мысленно разделила на три категории: ценители крепких напитков, сладкоежки и те, кто предпочитает баланс между сладостью и крепостью. При изобретении новых сочетаний стараюсь угодить каждому из представителей этих категорий».

Мария Гущина, владелица кофейни «На_Кофеине»

Каждый напиток должен быть технологически воспроизводим. Для этого обучите бариста, подготовьте четкие техкарты.

Какова себестоимость авторского напитка

Чтобы узнать этот показатель, необходимо подсчитать все граммы, а не просто использованную крупную тару. Так, например, два грамма корицы — это два рубля, а не просто «щепотка».

Если напиток требует одноразовой упаковки, съедобных украшений или необычной посуды, то эти расходы тоже следует учесть при формировании итоговой цены напитка. Не стоит забывать про скрытые траты на дегустации, издержки при тестировании новых авторских напитков, обучение персонала.

Андрей Огнихин

«Цену напитка рассчитывают по такой схеме: себестоимость умножаем на 4 или 5. Таким образом, получаем фудкост 20−25%. И от этого можем отталкиваться для окончательной цены в меню. Вы всегда должны помнить, что напитки в первую очередь должны зарабатывать. Кроме того, смотрим, насколько тяжело дается его создание. Например, у нас в заведении одно украшение на напиток делается 9 часов, не включая сам напиток. Здесь наценка будет чуть выше, чем наценка у напитка с гарнишем из мармелада, который делается пару часов. Рекомендую заниматься крафтом и все заготовки делать самим. Так себестоимость будет ниже, а уникальность напитка выше».

Андрей Огнихин, шеф-бариста бистро Com Panis и «Между нами булочками»

Как продвигать новый напиток даже без бюджета

Авторский напиток является настоящей контент-машиной для соцсетей. Можно не просто делать фото и видео приготовления напитков, но и придумывать легенду о нем, которую потом может повторить бариста на кассе. Вместо скучного «Латте с медом и розмарином» — «Утро в Провансе» или «Пряный рассвет». Это вызывает эмоцию и интригу.

Мария Гущина

«Фишка лично от меня: если классические напитки прописаны простым текстом в меню, то новые будут сопровождаться яркой фотографией и вкусным описанием. На таком очевидном контрасте крайне трудно не заметить появившиеся новинки. Классику при этом все равно продолжают заказывать».

Мария Гущина, владелица кофейни «На_Кофеине»

Можно создавать напитки совместно с локальными брендами: пекарнями, флористами, декораторами, — а затем делать кросс-промоушен. Это взаимовыгодное сотрудничество, которое привлечет внимание новой аудитории.

Еще один способ привлечь внимание — вводить в меню лимитированные серии, то есть ограниченные выпуски напитка, раз в неделю или месяц, которые создадут ощущение дефицита.

После запуска напитка следите за его ключевыми метриками: количеством продаж в день/неделю, средним чеком с этим напитком, отзывами в соцсетях и на кассе.

С какими трудностями можно столкнуться

Основная сложность в авторских напитках — добиться повторяемости вкуса. Особенно если ингредиенты ручной работы. Кроме того, важно учитывать сезонность ингредиентов. Зимой, например, не всегда можно найти свежую мяту или клубнику с тем же букетом вкуса, что и летом.

Важно учитывать затраты на разработку. Ошибки в тестировании новых вкусовых сочетаний могут быть дорогими.

Расширять ассортимент авторских напитков следует по мере спроса гостей и возможностей самого заведения. Не стоит делать авторские напитки просто ради количества. Необходимо следить за их маржинальностью и отзывами посетителей. Один работающий авторский напиток лучше десяти «мертвых» в меню.

Клиенты в Capital of Siberia

Постскриптум. Можно ли защитить рецепт от копирования?

Юридический патент на рецепт — это почти невозможно и очень затратно, особенно в сегменте HoReCa, поскольку рецепт не отвечает критерию «изобретательского уровня» (одно из требований к патентоспособности изобретения).

Сергей Синягин

«Думаю, это почти лишено смысла. Уследить за этим почти невозможно, а сил и средств на регистрацию уйдет куда больше. Лучше фокусироваться на бренде, истории, названии и визуальном стиле».

Сергей Синягин, создатель кофейни Capital of Siberia

Если все-таки хочется защитить авторский напиток от копирования, то в этом случае можно поступить так:

  • Зарегистрировать фирменное название как товарный знак. Например, «Викинг на привале» — оригинальное название напитка. Чтобы зарегистрировать его как товарный знак, нужно подать заявление в Роспатент, там проведут экспертизу и, если заявка будет одобрена, выдадут свидетельство о регистрации.
  • Защитить технологическую карту как коммерческую тайну. Для этого следует издать приказ о введении режима коммерческой тайны на предприятии, после этого определить, кто будет иметь доступ к техкарте, и ввести учет этих лиц, установив ответственность за разглашение.

Обеспечение вашего бизнеса с CafeStore

Экономьте до 40% на закупках кофе, кофейного оборудования и сопутствующих товаров

Узнать
Еще какие-то статьи
Кофе Биржевые цены на кофе падают из-за хорошей погоды в Бразилии
Биржевые цены на кофе падают из-за хорошей погоды в Бразилии
26 июня
6 мин
Советы Как заработать на субаренде коммерческой недвижимости
Как заработать на субаренде коммерческой недвижимости
26 июня
2 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Кофе с характером: зачем нужны авторские напитки в меню
Советы

Кофе с характером: зачем нужны авторские напитки в меню

Это просто модно или эффективно?
Готовый бизнес-план для рекламного агентства
Бизнес-планы

Готовый бизнес-план для рекламного агентства

Основано на опыте трех предпринимателей
Маркетплейсы, проверки бизнеса и штрафы за рекламу: самое важное с ПМЭФ-2025 для малого и среднего бизнеса
Рынок

Маркетплейсы, проверки бизнеса и штрафы за рекламу: самое важное с ПМЭФ-2025 для малого и среднего бизнеса

Что нельзя продавать ИП в 2025 году
Советы

Что нельзя продавать ИП в 2025 году

Почему и какие за это штрафы
Сотрудник уволился и забрал базу клиентов компании. Что делать?
Советы

Сотрудник уволился и забрал базу клиентов компании. Что делать?

И можно ли наказать вора
Трудовая инспекция — на пороге. Проверьте, готов ли ваш бизнес к проверке
Тесты

Трудовая инспекция — на пороге. Проверьте, готов ли ваш бизнес к проверке

Как ничего не пропустить
Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.