Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Бизнесы, которые спасают одежду от попадания на свалки
Этим летом в медиа обсуждали предложение властей запретить россиянам выбрасывать одежду в обычные мусорные баки. Пока судьба этой инициативы не решена, мы пообщались с тремя предпринимателями, которые давно спасают выброшенные вещи: собирают их, сортируют и отправляют в магазины, нуждающимся, отдают или продают в переработку.
Узнали, как они организовали бизнес, что думают о социальном предпринимательстве и в чем черпают мотивацию для работы. А еще взяли комментарий у фонда «Второе дыхание», который курирует такие проекты.
Ольга Шигаева, соосновательница секонд-хенда «Добромаркет» (Владимир)
Как появился бизнес. Пять лет назад на одной конференции я познакомилась с будущим бизнес-партнером — Екатериной Громыко. Она поделилась со мной идеей стартапа, связанного с переработкой одежды. В тот момент я задумалась, что в моем шкафу много ненужных вещей: я то худею, то поправляюсь, то езжу в офис со строгим дресс-кодом, то ухожу в декрет, и стиль одежды меняется. Проблема, которую затронула Екатерина, задела за живое, ведь все мои лишние вещи, вероятно, пошли бы на выброс. В итоге мы с Екатериной сейчас вместе спасаем одежду от попадания на мусорный полигон.
Как бизнес работает. Сейчас у нас два проекта — «Сдать вещи просто» и «Добромаркет». Первый занимается сбором и распределением вещей, которые идут на благотворительность или на переработку. Второй — продает то, что еще может послужить людям.
Все начинается с контейнеров: в них люди оставляют ненужные вещи. У нас более 200 контейнеров в разных регионах: Москве, Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Нижнем Новгороде и Владимире.
Важно, чтобы одежда попадала в отдельные контейнеры. Текстиль хорошо впитывает запахи и жидкости — если он оказывается в горе бытового мусора, использовать его уже нельзя.
В этих же регионах есть по одному секонд-хенду, где можно купить хорошую одежду, пригодную для использования. А еще у проекта во Владимире есть два центра выдачи вещей с большим складом сортировки.
В центрах мы выдаем одежду тем, кто нуждается в социальной защите: малообеспеченным людям, многодетным семьям, пенсионерам, инвалидам, погорельцам, беженцам и переселенцам. Получить бесплатную помощь можно, предъявив документ, подтверждающий принадлежность к одной из категорий. Но у нас есть ограничения: мы выдаем не более 15 вещей в месяц на каждого члена семьи.
Наш проект сотрудничает с некоммерческими организациями (НКО), которые курируют пункты временного размещения беженцев. Нередко мы выезжаем в регионы с гуманитарной помощью для малоимущих. Недавно были в Лужском психоневрологическом диспансере в Ленинградской области — по запросу передали туда часть собранных вещей.
для бизнеса в Модульбанке
Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов
Есть ли статус социального предпринимателя. Структура нашей компании гибридная: есть НКО и ИП, который занимается продажами.
Мы осознанно сделали выбор в пользу НКО, а не социального предпринимательства, потому что некоммерческие объединения могут получить больше поддержки. Им доступны областные и президентские гранты, помощь фондов. НКО могут подаваться на гранты не один, а несколько раз в год и получить в сумме несколько миллионов рублей. А соцпредприниматели могут претендовать в среднем на 500 тыс. руб., и их отчетность сложнее, чем у НКО.
Как бизнес развивается. Когда несколько лет назад появилась стажировка от фонда «Второе дыхание», я ее прошла. Этот фонд помогает разным организациям в России запустить сбор и переработку ненужных вещей.
Стажировка оказалась полезной, ведь бывает так: приходишь в бизнес в розовых очках и со временем понимаешь, что все совсем не радужно. На тебя валится гора одежды, и ты не знаешь, что делать. В этот момент важно посмотреть, как работают коллеги, и перенять их опыт.
Теперь я стала наставником для экологичных бизнесов и по своим наблюдениям могу сказать, что открытие такого проекта идет намного быстрее, если есть поддержка. Предприниматели могут приехать в существующие компании и увидеть, как там все устроено: как принимают и распределяют вещи, как ведет дела бухгалтерия, как работает продвижение.
Читайте также:
Экологичный бизнес: что можно производить из вторсырья
Что касается будущего, то у нас есть мечта — ноль текстильных отходов на мусорных полигонах. Мы понимаем, что этого трудно достичь, но, возможно, к этой мечте нас приблизит развитие в стране инфраструктуры по сбору одежды. К этому мы и стремимся.
Анастасия Новикова, основательница секонд-хенда «Круговорот» и апсайкл-бренда UPS (Красноярск)
Как появился бизнес. В 2020 году я прошла курсы экотренера Романа Саблина «Зеленый драйвер» по экологизации бизнеса и курс по социальному проектированию. База, которую я там получила, помогла мне понять, как устроена сфера работы с одеждой, и дала много полезных контактов на будущее. Свой социально-экологический проект я открыла в том же 2020-м — это секонд-хенд «Круговорот». А полтора года назад появился апсайкл-бренд одежды UPS.
В «Круговороте» мы собираем вещи в контейнеры (их в Красноярске шесть), а после продаем или отдаем на благотворительность. В апсайкл-мастерской создаем новую одежду из старой.
Все вещи, которые попадают к нам, ненужные. Получается, это мусор, который мы спасаем от попадания на свалки и которому дарим вторую жизнь.
Как бизнес работает. Сейчас мы управляем благотворительной частью проекта совместно с Красным Крестом. В какой-то момент мы поняли, что вещей слишком много, нам одним не справиться, и предложили сотрудничество этой известной организации.
Самое прибыльное направление — продажа вещей в секонд-хенде, или ресейл. Туда мы отправляем все хорошие вещи, которые рано отдавать в переработку или использовать как материал для новых моделей.
Каждые две недели мы устраиваем распродажи «Все по 100 рублей». В этот день к нам приходят многодетные семьи, пенсионеры и студенты — они ждут эту акцию и уносят вещи пакетами.
Еще проект зарабатывает на подготовке ветоши к переработке. Мы сортируем ее и передаем тем, кто занимается ею в промышленных масштабах. Они платят за каждый полученный килограмм.
Если говорить о самом перспективном направлении, то это апсайклинг-мастерская и бренд одежды UPS. Мы кроим и перешиваем старые джинсы, рубашки, пиджаки. Новые модели продаем в своем магазине «Круговорот» и в московских — RigRaiser Lavka и Charity Shop, а также онлайн в соцсетях. Дополнительно делаем сувениры и аксессуары.
У нас на 95% безотходное производство: только обрезки, кусочки и швы уходят на выброс. По максимуму используем ткань и фурнитуру, только иногда по запросу докупаем подклад или молнии.
Есть ли статус социального предпринимателя. По документам я не социальный предприниматель, но считаю себя таковым. Знаю, что мой бизнес помогает людям избавиться от ненужного максимально экологично.
Как бизнес развивается. Не все в нашем проекте было гладко. Сначала мы продавали в ресейле мало одежды, но потом изменили работу. Во-первых, переехали, так как на прошлом месте был небольшой трафик. Во-вторых, точно определили свою целевую аудиторию — люди, которые придерживаются экологичного образа жизни. Спустя время продажи пошли.
С апсайкл-брендом похожая история: мы понимаем, что приносить деньги он начнет примерно через три года после старта — надо подождать еще полтора года.
Субсидии от государства я не получаю, но участвую в грантовых проектах. В прошлом году удалось получить поддержку, а в этом — нет.
Улучшать работу проекта мне помогает общение с такими же предпринимателями, как я, из Москвы и Санкт-Петербурга, с производителями и дизайнерами одежды. Мы проводили аудит компаний друг друга, при котором находили уникальные торговые предложения, пути выхода на новые рынки и учились работать с целевой аудиторией. Хочется развиваться и работать не только в регионе, но и на всю страну.
Бесплатная бухгалтерия, перевод до 250 тыс. руб. на личную карту без комиссии и бесплатные платежки контрагентам
Светлана Первенецкая, основательница благотворительного магазина «Вторник» (Иркутск)
Как появился бизнес. Мой проект начался с желания делать что-то хорошее для себя и избавиться от ненужного: после переезда из Якутии в Иркутск я обнаружила много коробок с вещами, к которым не прикасалась год. Это был повод задуматься о потреблении. Я поделилась размышлениями в соцсетях и получила много откликов от людей, которых тоже беспокоил переизбыток вещей, но что с этим делать, они не знали: выбрасывать неэкологично, а продавать тяжело.
Мне пришла в голову мысль, что нужно открыть благотворительный магазин, где можно будет отдавать ненужное и получать то, в чем есть необходимость.
Я написала заявку на грант в фонд Global Greengrants Fund, так как он был единственным, куда можно было податься от физлица, и выиграла 3 тыс. долларов.
Сумма была небольшой, но ее хватило на то, чтобы заказать и установить четыре контейнера в сетевых супермаркетах «Слата» (нам позволили сделать это бесплатно), открыть первый магазин и три месяца платить аренду и зарплату продавцу (выгрузкой товара занимался муж, поэтому на старте ограничились только одним наемным работником).
Как бизнес работает. Сейчас у нас 44 брендированных контейнера, из которых мы получаем вещи. При этом мы оформляем их в соответствии со стилистикой места, где они располагаются. Например, в En+ (российский производитель алюминия и электроэнергии. — Прим. ред.) и Сбере они выглядят по-разному. Оставить ненужную одежду в них может кто угодно, главное требование — чтобы они были чистыми и были упакованы в пакет.
У вещей, попадающих к нам, два пути. Первый — переработка, если вещи не годятся для носки. Мы стараемся спасти как можно больше текстиля от гниения на мусорных полигонах. При этом, чтобы уменьшить углеродный след, мы не отправляем вещи в Москву, а перерабатываем все в ближайшем центре — в Новосибирске.
Второй путь — вторичное использование покупателями или благополучателями. Например, мы работаем с центрами социального обслуживания населения. Мы получаем от них заявку на определенный тип одежды, собираем ее и передаем в центр, а его сотрудники самостоятельно распределяют вещи между нуждающимися. А еще мы отдаем некоторые вещи в приюты для животных для утепления клеток и вольеров.
Но иногда люди обращаются к нам напрямую, чаще всего — те, чье имущество уничтожил пожар, или многодетные семьи. Мы также собираем одежду по размерам и передаем им.
Нашему бизнесу в декабре исполнится семь лет. За это время мы собрали 1,2 млн кг одежды. Примерно 75% вещей мы передаем в благотворительные организации, 20% идут на переработку, а 5% поступают на продажу в магазин «Вторник».
Читайте также:
«Мы запускаем интерьерный бренд с помощью гранта»
Есть ли статус социального предпринимателя. Миссию своей компании — экологичность и благотворительность — я подтверждаю статусом социального предпринимателя. Однако он не дает особых привилегий: нам не компенсируют арендную плату, не снижают налоги (у меня стандартная ставка — 6%). Все меры поддержки, которыми я могу воспользоваться, есть и у малых и средних предпринимателей.
Как развивается бизнес. Я зарегистрировала благотворительный фонд, от которого мы можем подаваться на гранты Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ). Дело в том, что некоммерческим организациям проще участвовать в тендерах и грантовых конкурсах, чем соцпредпринимателям.
Например, мы получали поддержку от Фонда президентских грантов — «Помощь в глубинке — помощь, которую ждут», он про работу в отдаленных населенных пунктах. На полученные деньги мы организовали гуманитарную помощь, которую возили в районы Иркутской области и организовывали на местах выдачу вещей.
Для того чтобы успешно развиваться, мы сотрудничаем с другими организациями — передаем и получаем опыт. Например, я и наш директор по развитию проходили стажировки в фонде «Второе дыхание». Второй раз я участвовала там уже в качестве эксперта. Вместе с этим фондом мы реализовывали проект, где предприниматели и НКО помогали нуждающимся людям.
Даниил Жданов, медиакоординатор фонда «Второе дыхание», — о популярности экологического бизнеса
Фонд «Второе дыхание» — российская НКО, занимающаяся сбором, сортировкой, перераспределением и переработкой подержанной одежды
С 2018 года мы проводим бизнес-стажировки, на которых делимся своим опытом. За пять лет эту программу прошли около 160 проектов из 50 регионов России. При этом из Москвы и Санкт-Петербурга было только 16 проектов. Активнее всего на обучение приезжают из Челябинской и Воронежской областей и Красноярского края, а также с Дальнего Востока.
Мы рассказываем предпринимателям, как выстроить работающую систему, показываем принципы работы сортировочного центра, секонд-хендов и основных отделов компании. В последние годы резкого роста спроса на обучение мы не заметили, но экологических проектов становится больше, и это заслуга в том числе нашей просветительской деятельности.
Интерес бизнеса к экологии положительно влияет и на экономику: люди сдают больше вещей, ситуация на рынке переработки становится стабильнее. В таких условиях развиваться намного проще. Об этом говорит и статистика: за 2022 год количество принятых нами вещей выросло на 9%. А за лето 2023 года мы отправили на благотворительность примерно 27% вещей, около 31% — в секонд-хенды и 30% — в ветошь.
При этом регионы стараются быть менее зависимыми от Москвы и открывают перерабатывающие центры ближе к себе. Это влияет как на сокращение углеродного следа, так и на развитие инфраструктуры переработки. Государство тоже включается в эту тему, выдвигает инициативы по раздельному сбору вещей и мусора, выделяет гранты.
Мы уверены, что такая тенденция сохранится и все больше людей начнут интересоваться темой экологии и переработки. Бизнесы уже активно подключаются, и это хороший знак.
Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов