Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Как рекламировать пивной бар
Статья обновлена 7 декабря 2022 года.
Мало открыть пивной бар, нужно еще придумать, как рассказать о нем клиентам, когда в законе столько ограничений для рекламы алкоголя.
Еще о пивных барах:
Документы, чтобы открыть пивной бар
Проверки пивных баров
Как подключиться к ЕГАИС
Реклама алкоголя запрещена на телевидении и в интернете
Товары, которые нельзя рекламировать, — ст. 7 ФЗ «О рекламе»
Реклама пивного бара приравнивается к рекламе пива, если в ней упоминается пиво. Например, реклама бара «Пивко» — это реклама пива, а бара «Пенные напитки» — нет.
Алкоголь крепостью до 5%, в том числе пиво, можно рекламировать, но с ограничениями. Их два: содержание рекламы и место ее размещения.
Реклама алкоголя и баров запрещена:
Ограничения для рекламы алкоголя — ст. 21 ФЗ «О рекламе»
Например, пиво крепостью 4,5% можно рекламировать на десятой странице журнала, а вино 7,5% — нет.
Рекламу пива можно размещать в печатных СМИ, кроме первой и последней полос и обложки, в местах продаж*, например внутри бара, в закрытых группах в социальных сетях, куда модератор принимает только совершеннолетних, и в интернете за пределами России. Об этом рассказываем в следующем разделе.
Теперь об ограничениях рекламы алкоголя по содержанию. Реклама пива не должна:
Ограничения по содержанию действуют в любом месте. То есть даже на рекламе внутри алкомаркета нельзя рядом с пивом изображать людей и животных или писать о его полезных свойствах.
Вот пример нарушения сразу по двум критериям:
Магазин разместил рекламу алкоголя в журнале «Красное&Белое», где содержались:
А затем все эти журналы промоутеры разнесли по почтовым ящикам в рядом стоящие дома. По ст. 14.3 Кодекса об административных правонарушениях владельцу магазина грозил штраф от 100 до 500 тыс. руб., но УФАС по Марий Эл приняло решение оштрафовать его всего на 100 тысяч. Суд пояснил, что реклама алкоголя крепостью выше 5% в журнале магазина разрешена, но только в стенах торговой точки. Бросать такие журналы в почтовые ящики жилых домов запрещено. А вот указание на то, что пиво «охлаждает летом», — нарушение само по себе, так писать нельзя даже внутри магазина или бара.
Решение суда
Ст. 21 ФЗ «О рекламе»: российские вина можно рекламировать с ограничениями
* Как написано выше, алкоголь крепостью выше 5% можно рекламировать только внутри торговой точки, в том числе в дегустационных залах. Но есть и исключения. Некоторые виды вина (обычное, крепленое, игристое), произведенного на территории России или ЕЭС из выращенного в России или ЕЭС винограда, можно рекламировать:
Читайте также:
Я продавал до 3 тонн пива в месяц, но все равно закрылся
А вот зарубежный алкоголь остается рекламировать только в магазине, баре или на официальном сайте производителя.
В любой рекламе алкоголя должно быть предупреждение: «Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью». Где реклама размещается, при этом неважно.
Предупреждению о вреде алкоголя отводится не меньше 10% рекламы. Вот так, например, выглядит предупреждение в рекламе шампанского в журнале:
Но все же есть способы рекламировать пиво и бар так, чтобы не нарушить закон. Среди них группы в социальных сетях, реклама безалкогольного пива и распаковка крафта на ютубе.
Способ 1. Реклама пивного бара в социальных сетях
Социальные сети — часть интернета, а реклама алкоголя в интернете запрещена. При этом бар может завести свою группу в соцсети и в ней рекламировать товары, объявлять о дегустациях и публиковать видео о новых сортах пива. Группа — это площадка бара, а не реклама.
Но группу бара не получится продвигать через таргетированную рекламу в социальной сети.
Рекламу сообщества пивного бара в соцсети запустить не получится, но никто не запрещает публиковать картинки о пиве и получать вирусный охват:
В теории группа пивного бара должна быть закрытой, с модерацией заявок — в такие модераторы разрешают вступать только с 18 лет, но на практике группа «Красного и белого» — открытая, в нее может вступить любой человек. В названии группы есть пометка «18+», но это не защищает несовершеннолетних от информации об алкоголе.
Лучше сделать группу закрытой, чтобы администрация соцсети ее точно не заблокировала.
Способ 2. Реклама безалкогольного пива для продвижения бренда
Антимонопольная служба о рекламе безалкогольного пива — письмо от15.06.2016 г.
Антимонопольная служба в своем письме говорит: напиток считается алкоголем, если в нем больше 0,5% этилового спирта. Если содержание спирта меньше, это не алкоголь, а значит, ограничения закона «О рекламе» на напиток не распространяются.
Безалкогольное пиво рекламируют не для продажи, а для повышения узнаваемости бренда. Но если бар рекламирует безалкогольное пиво, оно должно быть в ассортименте бара.
Запрет на использование образов людей и животных на рекламу безалкогольного пива не распространяется, как и другие правила ст. 21 Закона «О рекламе». Например, в рекламе «Волковской пивоварни» говорится, что их безалкогольное пиво утоляет жажду и восстанавливает силы. Как мы писали выше, про алкоголь такое писать нельзя, зато про безалкогольное пиво — можно.
А вот если компания решила рекламировать безалкогольное пиво под своим брендом, но не производит его, чтобы не тратить деньги, то антимонопольная служба может признать рекламу недостоверной, и компанию оштрафуют. Поэтому для рекламы безалкогольного пива придется его выпускать. В законе нет условий по объему продукции: можно изготовить хоть 100 бутылок на всю Россию.
Способ 3. Обзоры баров или распаковка пива блогерами
Закон не запрещает блогерам делать обзоры пивных баров или напитков. Блогер покупает пиво в трех-четырех барах или у пивоварен и проводит сравнение либо посещает несколько баров и снимает выпуск об этом.
Для зрителя обзор пива блогером — объективное сравнение, но кто на самом деле оплачивает такие обзоры, неизвестно.
Читайте также:
Что нельзя рекламировать
Нельзя указать в договоре с блогером, что бар оплачивает рекламу, потому что реклама алкоголя в интернете запрещена. Написать можно так: «оплата услуг по оценочному суждению и сравнению ассортимента нескольких пивных баров».
Но все равно нужно быть осторожным. Даже если соблюсти все правила, есть риск получить штраф. В первую очередь рискует сам блогер.
Например, в 2019 году ФАС нашла в видеоролике Ильи Варламова скрытую рекламу алкоголя и назначила ему штраф в размере 2 тыс. руб.
А вот в 2020 году на рекламе алкоголя попалась Анастасия Ивлеева. ФАС обязала ее удалить рекламу из ролика, иначе бы ей грозил штраф от 12 до 20 тыс. руб.
Способ 4. Интервью с владельцами баров
Интервью с владельцами баров не подпадают под определение рекламы, поэтому на них нет ограничений. С интервью или рассказами о том, как все устроено в баре, есть два варианта: владелец бара сотрудничает со СМИ, радиостанцией, телеканалом или пишет о баре сам.
На некоторых площадках компании могут заводить блоги и получать внимание аудитории (например, на vc.ru или «Пикабу»).
Читайте также:
Чего нельзя говорить о конкурентах
Есть городские интернет-издания, которые пишут о заведениях города. Например, в Краснодаре это «Краснодарская щука».
Способ 5. Спонсорство концертов
Спонсор оплачивает все или часть расходов организатора концерта, а взамен получает размещение своего бренда на сцене, стендах для фото, палатках или билетах.
О дегустациях пива — письмо ФАС
Можно устраивать дегустацию пива на концертах и фестивалях в рекламных целях, но только в стационарных торговых объектах, например в клубах с барной стойкой. В нерекламных целях дегустации проводятся без ограничений.
Рекламные цели — когда пивом угощают, чтобы неопределенный круг потребителей оценил вкус напитка и потом его купил. Нерекламные — когда нет цели продать напиток или продвинуть бренд. Например, рекламной цели не будет иметь дегустация на закрытой выставке крафтовых пивоварен для обмена опыта.
В обоих случаях нельзя предлагать пиво несовершеннолетним.
Способ 6. Интернет-реклама бара в других странах
Закон «О рекламе» действует только в России и не имеет силы по всей планете. Поэтому рекламировать бар в интернете можно в тех странах, где нет ограничений на рекламу алкоголя.
Допустим, условный бар «1702» находится в туристическом районе Санкт-Петербурга. Чтобы привлечь туристов, владелец бара размещает контекстную рекламу, например, в Германии: «Мы знаем, что вы едете в Питер, заходите к нам в бар. Купите 5 литров фирменного крафта — получите сырную тарелку в подарок».
Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов
Короче
Как рекламировать пивной бар:
в своих группах в соцсетях;
с помощью безалкогольного пива;
через обзоры у блогеров;
с помощью интервью с владельцами бара в СМИ;
спонсируя концерты и фестивали;
в контекстной рекламе в других странах.
В рекламе пивного бара не должно быть:
образов людей и животных;
осуждения трезвости;
утверждений, что алкоголь полезен, помогает утолить жажду, достичь успеха или хорошего настроения.
500 000 ₽
— максимальный штраф за нарушение правил рекламы алкоголя
Сейчас читают:
Договор услуг, опасный штрафами
Как получить вычет за онлайн-кассу
Кому ставить кассу в этом году и другие вопросы по 54-ФЗ
Договор услуг, опасный штрафами
На самом деле, мы не знаем точно, что сейчас читают. Это приемчик такой. Донт аск.