Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Я продавал до 3 тонн пива в месяц, но все равно закрылся
Бывший владелец магазина-бара Beer Time из Ленинградской области о том, можно ли считать пиво сезонным продуктом и почему продовольственный поблизости — подспорье для пивного бизнеса.
Станислав Стриж из Гатчины вместе с партнером открыли магазин-бар разливного пива, который просуществовал почти четыре года. Он мог бы работать и дольше, если бы не пять ошибок и одно досадное обстоятельство.
Почему мы решили открыть пивной бар
Пик популярности разливного пива в Гатчине в 2015—2018 годах пришелся на мое увлечение флорболом. Флорбол — это хоккей с мячом в спортзале. Команда, в которой я играл, называлась Beer Team — как вы понимаете, не просто так. Иногда после тренировок мы отмечали результаты бокалом разливного. Тогда-то я и распробовал его.
В 2017 году я предложил своему приятелю Сергею, такому же ценителю пива, открыть пивной магазин. Я занимался обслуживанием интернет-оборудования, а Сергей — продажей спортивного инвентаря. Он уже был зарегистрирован как ИП, и мы могли работать по его документам.
Идея была в том, чтобы продавать вкусное, но недорогое пиво. На тот момент сетевых магазинов вроде «Красное и белое» в городе не было, но была местная сеть «Пивград». Мы ориентировались на нее, только старались сделать цены пониже.
Мы рассчитывали, что в первую очередь к нам будут заходить друзья по флорболу. Само название магазина — Beer Time — отсылало к нашей команде. Весной 2017 года мы начали работу.
Мы удачно выбрали точку: спальный район, прямых конкурентов поблизости не было, рядом работал продуктовый магазин.
Прошло совсем немного времени, и приятели предложили нам вместо магазина открыть бар: «Будет, где смотреть спортивные трансляции». Мы оценили преимущество — возможность продавать пиво после 22 часов — и оформили бизнес как бар. Но по факту заведение стало чем-то средним между магазином и баром — такая попытка усидеть на двух стульях.
Читайте также:
Включаю музыку в баре. Как не нарушить закон?
Мы удачно выбрали точку: спальный район, прямых конкурентов поблизости не было, рядом работал продуктовый магазин «Народная семья». Люди забегали туда за продуктами, а к нам — за пивом.
Здание, как и магазин, принадлежало ООО «ТД Интерторг». Мы арендовали у него 30 кв. м. за 40 тыс. руб. в месяц. До нас там была аптека. Первое время, когда люди вместо нее находили нас, шутили, что теперь будут лечиться нашим «лекарством». А мы не возражали.
Сколько потратили на открытие
Перед открытием мы не делали ремонт. Интерьер преображался сам собой: друзья приносили эксклюзивные спортивные атрибуты. Стены украшали шарфами с логотипами разных команд и футболками популярных спортсменов. Например, у нас висела футболка игрока «Зенита» Александра Горшкова, в которой он получал чемпионские медали.
Но это все нарастало само собой в течение четырех лет работы заведения. А на старте мы больше озадачились установкой оборудования. Какое лучше, а какое хуже — узнавали из интернета.
Мы выяснили, что вместо охладителя, который охлаждает пиво, когда оно проходит по трубкам, лучше купить кулрум — большую холодильную камеру. Он дороже, но дольше сохраняет качество пива — пивные кеги (бочонки — ред.) все время хранятся при оптимальной температуре.
Краны для разливного пива брали в аренду у поставщиков. Это выгодно, потому что регулярная промывка и ремонт кранов делались за их счет.
Если использовать охладитель, то каждый день нужно проливать 300-400 мл пива, которое за ночь скисает в трубках. Допустим, вы продаете 20 сортов пива — представьте, сколько убытков будет за месяц. Можно, конечно, не сливать, но тогда вы разочаруете самых ранних покупателей.
Наш кулрум был примерно 2,5х4 м. Тогда он стоил 80 тыс. руб. Кроме него в помещении было два холодильника для снеков, барная стойка. Потом появился телевизор со спутниковой антенной, вешалки, стулья.
Краны для разливного пива брали в аренду у поставщиков. Это выгодно, потому что регулярная промывка и ремонт кранов делались за их счет. Но приходилось считаться с одним условием: из крана должно подаваться пиво того же поставщика.
На рекламу выделили около 20 тыс. руб.: напечатали листовки, установили табло с бегущей строкой, закупили подарочные бокалы, сделали скидочные карты.
Логотип для заведения нарисовал мой друг-дизайнер. Оплату он взял пивом.
Итого на запуск ушло около 600 тыс. руб. из наших личных накоплений.
Бесплатная бухгалтерия, перевод до 250 тыс. руб. на личную карту без комиссии и бесплатные платежки контрагентам
Когда начали окупаться
Сложно точно подсчитать, как скоро окупились вложения, потому что в первые месяцы мы еще что-то докупали: чайники, микроволновку, камеру видеонаблюдения, тревожную кнопку — на всякий случай.
Получали в месяц 110-115 тыс. руб., и они расходились на разные нужды. Двум продавцам, которые работали посменно, платили по 30 тыс. руб. Налоги тогда можно было платить по упрощенной системе — в зависимости от площади заведения. Хорошо, что акциза на пиво нет, — он только на крепкий алкоголь, который мы не продавали.
Ответственность, обязанности и выручку мы с Сергеем делили поровну. Он занимался бухгалтерией и закупкой товара, а я решал вопросы на месте.
Мы радовались, когда выходили в ноль — и так было весь 2017 год. Зато 2018-й стал успешнее. В день в Beer Time заходили по 50-60 покупателей, и чистая выручка была около 160 тыс. Случалось, что мы продавали до 3 тонн пива в месяц.
Читайте также:
Мы выращиваем овощи и зелень прямо в баре
Как правило, половина дневной выручки приходилась на период с 22 часов до полуночи.
Пиво мы закупали на огромных складах. Из 200 сортов выбирали около 20. По моим наблюдениям, лучше всего расходилось светлое пиво. Девушки обычно брали сидры. Мы часто экспериментировали — привозили что-то новое. Но не всегда делали удачный выбор.
Как-то раз закупили вкусный немецкий шпатен. Он был безумно дорогим по закупке, и даже с небольшой наценкой его брали плохо. В итоге оставшиеся 10 литров нам с Сергеем пришлось выпить вдвоем.
На пиво мы делали наценку от 80 до 100%. Это немного: обычно в барах она доходит до 400%.
Если закупочные цены на пиво до 2020 года поднимались редко, то на снеки — вяленую рыбу, икру, орехи — взлетали регулярно. Мы понимали, что при большой наценке их не будут покупать, поэтому старались не повышать их стоимость.
Считается, что пиво — это сезонный продукт и лучше его покупают летом. Мол, помогает остыть. Но мы работали в спальном районе, где всегда много людей, поэтому продажи зимой были не хуже, чем летом.
Тем не менее, не все в нашем бизнесе шло гладко. Были вещи, которые мы не предусмотрели.
Ошибка №1. Стоило открыться раньше. Например, еще в 2015 году, когда пивной бум нарастал. Тогда мы дольше прокатились бы на гребне этой волны и выручили бы из бизнеса больше денег. Поэтому советую: если заметили какой-то потребительский тренд в своем городе, не медлите с началом бизнеса.
Ошибка №2. Смешанный формат без разделения на зоны. Не всем клиентам нравилось, что заведение объединяет магазин и бар. Тех, кто смотрел трансляции, часто раздражали вбегающие и выбегающие люди. А покупателей смущали шумные болельщики. Теперь я знаю, что для смешанного формата нужна большая площадь и продуманное разделение на зоны.
Ошибка №3. Убыточная система скидок. Когда мы открывались, то сделали скидочные карты на 3, 5 и 10%. Последнюю клиент получал за крупную покупку. Так было в теории. Но из-за нашей душевной широты и недоглядки продавцов большинство посетителей получили ее просто так. В итоге снеки, на которые мы делали минимальную наценку, обладатели скидки в 10% получали по себестоимости, а то и дешевле.
Разумнее было бы вручать в подарок каждый десятый литр. Так клиенты получили бы ту же скидку в 10%, но для этого пришлось бы выпить 9 литров пива. И человек лишний раз пришел бы ко мне, а не к конкуренту, потому что ему осталось два литра до подарка.
Ошибка №4. Операционные просчеты. Их было много. Например, поставщики привозили пиво по пятницам. Если мы по ошибке заказывали меньше, чем продавали за неделю, то приходилось самим ездить на базу и докупать кеги. Или в самый неподходящий момент заканчивалась углекислота, которая гасит пену. Этого можно избежать, если не скупиться и покупать товар с запасом.
Ошибка №5. Выбор поставщиков. Иногда нам привозили пересорт: заказываешь одно, а приходит другое. Или вкус пива отличался от стандартного. Звонишь поставщику, а тот в ответ: «Чувак, это же разливное пиво. Так сварили». Но хуже всего, если привозили скисшее пиво. Приходилось дегустировать при приемке товара.
Почему закрылись
К 2020 году в Гатчине появились сетевые магазины: «Градусы», «Красное и белое». Рядом с нами открылся еще один магазин разливного пива. Из-за этого продажи упали на 10%.
Читайте также:
Владелец сервиса по ремонту техники
Но самый сильный удар обрушился на нас, когда закрылась «Народная семья». Сначала я обрадовался: «Теперь у клиентов не будет соблазна купить по соседству пиво в банке!» А люди стали ездить за продуктами в гипермаркет и покупать пиво там. Вот тогда продажи упали уже на 30%.
К декабрю 2020 года мы решили с Сергеем, что этот бизнес дал нам все, что мог дать, и закрыли Beer Time.
Когда в помещении, где раньше была «Народная семья», открылся другой продуктовый, мы понадеялись, что дела поправятся. Но скоро в целом здании, в том числе и на наших 30 кв. м., отключили электричество, а потом и вовсе арестовали за миллиардные долги ООО «ТД Интерторг».
В финале к декабрю 2020 года мы решили с Сергеем, что этот бизнес дал нам все, что мог дать, и закрыли Beer Time. Все это время мы не бросали свои основные работы. После закрытия я продолжил работать в местном интернет-провайдере. Интернет все-таки более стабилен, чем пивной бизнес.
Друзья жалуются, что им не хватает места, где можно смотреть матчи в хорошей компании. Хоть разливное пиво уже не так популярно, как пять лет назад, на небольшие тематические заведения спрос остается. И я рассчитываю однажды открыть спортбар.
Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов