На сайт банка

Статья обновлена 7 декабря 2021 года.

Иногда договоры доставляют больше хлопот, чем сама работа: каждый надо составить, согласовать, исправить, отправить курьером, слепить скан с печатью, обменяться оригиналами. Поэтому сегодня мы представляем договор-счет-акт — простой договор на одну страницу.

Договор-счет-акт делает все сразу: описывает условия сотрудничества, подтверждает прием заказа и говорит, сколько денег платить. Если вы индивидуальный предприниматель или компания и хотите упростить бумажную работу, эта статья для вас.

Эксперты — Владимир Беляев, юрист, руководитель Центра управления законом, и Роман Стрункин, юрист. Записалa Тоня Сергеева, шеф-редактор.

На примере

Договор-счет-акт занимает страницу. Если вы дизайнер, вот так может выглядеть ваш договор:

Кому подходит

Использовать договор-счет-акт может любой предприниматель или компания. В законе ограничений нет.

Шаблон договора

Договор-счет-акт помогает быстрее получить деньги. Не надо ждать, пока юрист клиента подготовит договор, а потом тратить время на то, чтобы в нем разобраться. Составить договор занимает полчаса, выставлять счет не надо, подписывать акт у клиента тоже.

Договор подходит для простых сделок, которые не надо подробно описывать. Используйте договор-счет-акт, если:

  • нет особых требований к клиенту. Например, согласовывать макеты по сложному графику и в несколько этапов, выезжать на строительную площадку, закупать учебники для сотрудников;
  • не используете персональные данные покупателей, лицензии с кучей ограничений, техническое задание на сорок страниц — все, что требует подготовки отдельных документов и дополнительного согласования.

Договор не подойдет, если есть риск, что клиент по-своему интерпретирует условия сделки. Представьте, вы фотограф, и клиент заказал фотосессию сотрудников и их детей. Чтобы вы сделали свою работу, клиент должен сделать свою — собрать участников в студии. Возможно, клиент решит, что сбором занимаетесь вы, а не он, и никого не соберет. Если такой риск есть, составляйте подробный договор, где пропишете, кто, что и когда делает. Так надежней.

Договор-счет-акт не подходит для специализированных сделок, например, на поставку энергии, бурение недр, продажу лекарств или финансовых услуг ― это большие сделки, в которых нужно тщательно согласовать много условий

Обязательные условия

По закону вы вправе заключить договор письменно и устно, но есть ограничения. Письменный договор обязателен, если клиент — компания или он вам платит больше 10 тыс. руб. Если меньше, подойдет устный договор.

Первая часть ГК, статья № 434

Как вы оформите договор, закону не важно. Составляйте его на одном листе или на десяти, называйте разделы договора своими словами или вообще составляйте без разделов. Требований к оформлению договора-счета-акта тоже нет.

Зато есть требования к тому, что писать в документе.

Существенные условия. Главное в договоре — существенные условия. Без них он недействителен.

Вторая часть ГК

Единого списка существенных условий для всех договоров нет. Список зависит от сути договора, или, на языке юристов, предмета договора. Если продаете товар, существенные условия смотрите в требованиях к договору купли-продажи, если сдаете помещения — к аренде. Требования к условиям описывает вторая часть Гражданского кодекса.

Чаще всего существенные условия — это кто что покупает, сколько платит, когда получает результат и в каком виде.

Дата на договоре. Дату писать обязательно, потому что дата помогает избегать неопределенности. Например, по договору срок оплаты — десять дней со дня подписания договора. Если даты на договоре нет, клиент вправе задержать оплату под предлогом, что он не знал, когда надо было подписать договор.

Стоимость. Правило такое: показать клиенту, из чего складывается цена заказа и сколько надо платить в итоге. Если готовите три макета, пишите цену за один макет и за три. Продаете уроки английского — указывайте стоимость одного часа и всего курса.

Еще понадобится НДС. Клиент должен увидеть, вы продаете услугу с НДС или без. Если с НДС, то сколько платить — 10% или 20%, и какая цена с учетом налога. Если продаете без НДС, так об этом и напишите:

В стоимость услуг не входит налог на добавленную стоимость, так как исполнитель применяет упрощенную систему налогообложения.

Способ оплаты. Достаточно написать, что вы принимаете безналичную оплату. Реквизиты для платежа и так есть в конце документа.

Срок оплаты. Без срока платежа клиент не поймет, когда отправить деньги, поэтому о сроке надо писать. Если работаете по предоплате, зафиксируйте условие в договоре. Оплату можно привязать к конкретной дате или к факту подписания договора:

Клиент оплачивает половину стоимости в день подписания договора, а остальное — в последний день оказания услуг.

Клиент оплачивает 100% стоимости не позже, чем через пять дней после подписания договора.

Если берете деньги после готовности заказа, напишите об этом:

Клиент оплачивает услуги до 30 декабря 2021 года.

Клиент оплачивает услуги в последний день их оказания.

Клиент оплачивает услуги не позже, чем через пять дней после их оказания.

Сдача-приемка. Обычно клиент подписывает акт, есть акт — нет претензий. Но акт — это дополнительная морока: подписать самим, добиться от клиента подписи, отправить сканы, обменяться оригиналами.

Чтобы не возиться с актом, напишите в договоре, в какой момент клиент принимает услугу. Если работаете по постоплате, подойдет фраза: «Оплата подтверждает качество услуг».

Если берете предоплату, придется подумать над формулировкой. Принцип такой: написать, что клиент платит до начала работы, но у него есть время прислать замечания.

К примеру, дизайнер готовит макет буклета с 15 ноября, планирует сдать через месяц. Он дает клиенту пять дней на замечания:

Клиент оплачивает 100% стоимости в день подписания договора. Если клиент не прислал письменные возражения по качеству буклета до 20 декабря 2021 года, услуги считаются оказанными качественно и своевременно.

С такой фразой дизайнер и клиент под защитой. Клиент заплатил вперед, но вправе потребовать деньги назад, если дизайнер уедет на дачу, там загуляет и забудет о заказе. А дизайнеру не надо выбивать у клиента оплату и бегать за подписью на акте.

Полные реквизиты. Сведения в договоре нужны, чтобы точно определить клиента и исполнителя, поэтому включайте в договор информацию о себе и клиенте. Для индивидуального предпринимателя — ОГРН и ИНН, для компании — название, ИНН, КПП. Для всех — адрес, электронную почту и реквизиты счета.

Подпись. Договор подписывайте сами и передавайте на подпись клиенту. Если не подписать, сделка недействительна.

Если нет времени на подпись и у вас простая услуга, вам подойдет оферта. Оферту вживую подписывать не надо, клиенту достаточно оплатить покупку и поставить галочку на сайте «Согласен с офертой».

Возможно, клиент не будет сам подписывать договор, а попросит подчиненного: коммерческого директора, главного маркетолога или юриста. В этом случае попросите показать доверенность. Ваша задача — убедиться, что подчиненный вправе подписать договор с вами и договор с такой подписью законен.

В доверенности есть условия: какие договоры можно подписывать по доверенности. Чаще всего в качестве условий — тип договора, например, закупка товара, реклама, сдача в помещения в аренду или сумма договора — договор до 10 тыс. руб., 100 тыс. или 1 млн руб. Убедитесь, что условия доверенности совпадают с вашим договором.

Что еще добавить в договор

Есть еще условия для договора. По закону писать их необязательно, но они помогут избежать проблем.

Согласование по электронной почте. Оставьте себе возможность передоговориться об условиях сделки. Для этого есть два варианта. Первый — это составить дополнительное соглашение. По сути, вы готовите еще один документ, подписываете его сами и передаете клиенту.

Второй — узаконить согласование по электронной почте. Это быстрее и проще. Для этого напишите:

Переписка по электронной почте имеет силу простой электронной подписи и равнозначна бумажным документам с личными подписями сторон.

Если клиент заказывал буклет на шестнадцать разворотов, подписал договор, а потом устно попросил сделать на восемь за те же деньги, попросите написать об этом по электронной почте. Тогда условия сделки меняются и это законно. Клиент не сократит оплату вдвое под предлогом, что вы сделали меньше, чем надо по договору.

Возможность говорить о заказе. Договоритесь с клиентом, что положите заказ в портфолио. Если вы дизайнер, подойдет формулировка: «Исполнитель вправе опубликовать информацию о клиенте и макет буклета на сайте www. diz-zavod.ru для рекламы своих услуг».

Как решать конфликты. Пропишите в договоре, что клиенту делать, если он недоволен работой. Подойдет фраза: «Досудебный порядок урегулирования спора обязателен в течение 10 дней». Количество дней выбирайте любое: это срок, когда клиент обязан попробовать решить вопрос миром.

Где пройдет суд. Город зависит от клиента. Если работаете с физлицами, город для суда выбирает клиент. Если с индивидуальными предпринимателями или компаниями, суд будет там, где договоритесь с клиентом.

Есть два варианта: прописать, что суд пройдет по месту нахождения истца или ответчика, или выбрать конкретный город. По закону вы вправе выбрать любой город, но дешевле судиться там, где работаете. Если работаете в Москве, напишите: «Подсудность неразрешенных споров — Арбитражный суд г. Москвы».

Размер ущерба. Решите, сколько готовы платить, если клиент подаст в суд и выиграет дело. Если сумму не указать, клиент вправе потребовать выплатить материальный ущерб, упущенную выгоду и моральный ущерб.

Вот история о случайной ошибке. Программист подключил форму для оплаты на сайте, но в форму закралась ошибка, и из-за нее полностью слетела страница заказов. Программист починил страницу за полчаса, но клиент разозлился и выставил штраф на полмиллиона. Чтобы вам так не рисковать, фиксируйте сумму ущерба.

По закону вы вправе указать любую сумму, но лучше ограничиться стоимостью заказа. Так клиент не потребует возместить упущенную выгоду или моральный ущерб, и это хорошо, потому что такой ущерб больше стоимости заказа. Если программист из нашего примера взял за заказ 10 тыс. руб., его штраф за ошибку — 10 тыс. руб., а не полмиллиона, как хочет клиент.

Чтобы клиент согласился на ваши условия, пропишите для него такое же возмещение — не больше оплаты за заказ. Для договора подойдет фраза: «Ответственность заказчика и исполнителя ограничена стоимостью договора».

Номер договора. Требований к номеру договора нет. Если договоров меньше двенадцати за год, ставьте номер месяца, когда подписали договоры, и год. Так проще вести бухучет. Например: договор за март — «Договор № 03-21».

Город рядом с датой. Город писать необязательно, но это требования делового обычая. Пишите город, где вы работаете.

Еще какие-то статьи
Маркетплейсы Какие товары продавать новичку на маркетплейсе
Какие товары продавать новичку на маркетплейсе
15 мая
3 мин
Все отрасли Что добавить в летнее меню кофейни?
Что добавить в летнее меню кофейни?
Опыт сети кофеен Simple Coffee
15 мая
13 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Как малому бизнесу получить кредитные каникулы
Инструкция

Как малому бизнесу получить кредитные каникулы

9 вопросов юристу
Что добавить в летнее меню кофейни?
Советы

Что добавить в летнее меню кофейни?

Опыт сети кофеен Simple Coffee
Какие товары продавать новичку на маркетплейсе
Советы

Какие товары продавать новичку на маркетплейсе

Программа поддержки мам-предпринимателей, эксперимент по маркировке безалкогольных напитков и горячие обеды для школьников
Дайджест

Программа поддержки мам-предпринимателей, эксперимент по маркировке безалкогольных напитков и горячие обеды для школьников

Что такое номинальный счет и зачем он нужен предпринимателю
Советы

Что такое номинальный счет и зачем он нужен предпринимателю

Мы открыли кофейню в закрытом городе
История

Мы открыли кофейню в закрытом городе

История предпринимателей, которые продвигают культуру спешелти-кофе в Снежинске
Как малому бизнесу получить кредитные каникулы
Инструкция

Как малому бизнесу получить кредитные каникулы

9 вопросов юристу
Полезные ссылки:
работник опоздал работодатель предъявил ему много претензий как можно использовать мусор проверка контрагента на благонадежность по инн озон менеджер по работе с поставщиками незаконное использование логотипа признаки необычных сделок франшиза выгодно или нет выгодна ли франшиза наименование контрагента вызов на комиссию в налоговую инспекцию по заработной плате паушальная сумма командировка работника выгодно ли открывать магазин разливного пива где купить крипто ключ для егаис условия простой неисключительной лицензии брачный контракт в простой письменной форме ключ простой электронной подписи простой кассовый аппарат для ип счета и акты счет фактура при работе без ндс программы для выставления счетов и актов односторонний акт возврата помещения как читать акт сверки с налоговой выставить счет и акт онлайн арендодатель не выставляет акты за аренду акт проверки мчс по пожарной безопасности акт приема передачи приза победителю образец условия усн для ип условия рекламной акции условия франчайзинга условия прохождения испытательного срока
Актуальное

Когда сотрудникам нужен медосмотр

Понятно, что медосмотр проходят все, кто работает с людьми или едой. И совсем неожиданно, что он нужен тем, кто печатает на компьютере, но это так.
23 ноября 2018
18992
3

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж! Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.