Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
10 вопросов про новый закон о рекламе на запрещенных площадках
Власти приняли новый закон, который грозит большими штрафами всем, кто размещает рекламу на запрещенных государством площадках. Под них попадают сайты и блоги экстремистов, террористов и иноагентов, а еще — и это больше всего напугало малый бизнес — заблокированные социальные сети, вроде Инстаграма* и Фейсбука*. Самые горящие вопросы об этом мы задали эксперту. Читайте, что получилось.
* Instagram и Facebook принадлежат Meta, признанной в РФ экстремистской организацией
Вопрос 1. Кто и как будет отслеживать запрещенку?
Итак, согласно новому закону, ограничения касаются именно рекламы в интернете. А она, как известно, с 2022 года должна маркироваться. Данные о каждом рекламном креативе передаются в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР), а за соблюдением правил маркировки следит Роскомнадзор. Но выносит предписания и назначает штрафы в случае отсутствия маркировки Федеральная антимонопольная служба — это ее полномочия.
Штрафы за нарушения при маркировке рекламы — ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Пример
ИП Ромашкин разместил рекламу своего бренда кроссовок на канале известного спортивного блогера. Менеджер блогера забыл о маркировке, не запросил у оператора рекламных данных (ОРД), не проставил токен erid и не указал сведения о рекламодателе. Если РКН обнаружит нарушение, то ФАС оштрафует блогера на сумму до 500 тыс. руб.
Читайте также:
Госдума окончательно запретила рекламу на заблокированных сайтах
Маркировка кажется логичным способом, чтобы отследить любые нарушения законодательства о рекламе. Если блогер из нашего примера исправится и нанесет пометку с маркировкой, то она попадет в ЕРИР. После этого Роскомнадзор сможет в любой момент отследить рекламу кроссовок Ромашкина и знать, что с ней происходит и на какой площадке она размещена. Но тут есть очевидный нюанс.
«Пока сложно сказать, как маркировка поможет властям отследить нарушения нового запрета в рекламе. Потому что если нарушители решатся что-то разместить, вряд ли они будут делать маркировку своей рекламы».
С другой стороны, в административных делах по маркировке есть уже наработанная практика, когда нарушителей находят по жалобам «неравнодушных» граждан и компаний-конкурентов. Она же, вероятнее всего, пойдет в дело и с вступлением в силу нового закона.
«Сомнений в том, что найдутся “бдительные” люди, которые будут отслеживать размещение рекламы на запрещенных площадках и сообщать об этом в органы, у меня лично нет. Потому что, когда была введена маркировка, очень охотно в первые же дни действия закона все писали жалобы и сообщали о фактах размещения рекламы в интернете без токенов и пометок о рекламе».
Вопрос 2. Надо ли будет удалять рекламу, которую разместили до принятия закона?
Новый закон уже подписал президент, но действовать он начнет только 1 сентября.
Это значит, что применяться все штрафы за его нарушения начнут не раньше вступления в силу и распространяться на рекламу, размещенную раньше этой даты, не будут. На этот счет есть ст. 54 Конституции РФ, по которой законы, которые устанавливают или ужесточают ответственность (а тут именно такой случай), обратной силы не имеют.
Пример
Сеть кофеен «Северная звезда» в июле 2025 года разместила рекламу у популярного блогера в Instagram (принадлежит Meta, организации, признанной экстремистской в России). Реклама оказалась успешной, блогер не стал ее удалять — но с 1 сентября размещаться на такой площадке запрещено. Штрафов в этом случае не будет ни для блогера, ни для сети кофеен. А вот если бизнес продлит контракт с блогером и захочет разместить новый ролик уже в октябре — за это последует штраф.
Вопрос 3. Какие будут штрафы?
Федеральный законот 07.04.2025 г. № 72-ФЗ
Мы уже довольно много сказали про то, кто будет отслеживать применение нового закона, но ни слова — о суммах штрафов. Итак, штраф за нарушение составит от 100 до 500 тыс. руб., если это компании, ИП и должностные лица заплатят от 4 до 20 тыс. руб., а физлица — от 2 до 2,5 тыс. руб.
Казалось бы, суммы для ИП небольшие. Но, во-первых, их могут в любой момент повысить, как это часто происходит с другими статьями наказаний. А во-вторых, отличительная черта нового закона — общая ответственность для всех участников цепочки. То есть платить штрафы будут не только те, кто разместил у себя рекламу (как в случае с отсутствием маркировки), но и те, кто рекламу подал.
Пример
ИП Ромашкин не разобрался с новыми запретами в рекламе и размещает рекламный пост все у того же спортивного блогера, на этот раз в его профиле в запрещенной соцсети. Если это произойдет после 1 сентября 2025 года, штраф до 20 тыс. руб. получат как сам разместивший пост блогер, так и ИП Ромашкин.
Вопрос 4. Под закон попадают ИП, ООО и физлица. А самозанятые?
По закону самозанятый (СМЗ) — это не индивидуальный предприниматель и не юридическое лицо. По сути, это физлицо с особым статусом. Но законодательство о рекламе распространяется и на физических лиц.
«Под новый закон попадают абсолютно все, даже обычные граждане, которые вообще не имеют никаких статусов, потому что рекламораспространителем или рекламодателем может быть абсолютно любой человек. И соответственно, если этот человек (в том числе СМЗ) решит разместить рекламу на запрещенных ресурсах вопреки новым правилам, его точно так же привлекут к ответственности, как и других участников цепочки».
Вопрос 5. Я могу продолжать рассказывать о своем бизнесе в запрещенной соцсети?
Если предприниматель рассказывает о своем бизнесе в своем же блоге — например, с помощью роликов, фотографий или инфографики, то продолжать вести этот блог можно. Штрафов за это не будет. Если такой ролик или другую рекламу размещает в своем аккаунте известный блогер или эксперт, ситуация уже другая.
Дело в том, что в первом случае вы информируете тех, кто подписан на ваш блог, о том, какие у вас есть товары или услуги, кому они подходят и так далее. Это информирование, а не реклама. А во втором случае вы закупили рекламу с ожидаемым получением конкретного дохода от размещения, и блогер рассказывает о вас за ваши же деньги.
Юридическая поддержка вашего бизнеса по подписке. Безлимитные консультации, составление договоров, досудебных претензий, защита интересов в суде. От 12 490 рублей в месяц
Вопрос 6. Какая разница между рекламой и информированием о своих услугах?
«Если мы говорим именно об информировании о своих услугах, на своих ресурсах, то это не реклама, а специальное исключение из понятия рекламы. Здесь цель — сообщить потребителю важную информацию, рассказать про свои товары, про услуги, про свою деятельность. Сложность возникает, если какой-то отдельный товар или какое-то скидочное предложение, акция, услуга выделяются среди прочей информации. Такое объявление в ФАС могут посчитать рекламой».
Иными словами, если все тот же ИП Ромашкин ведет свой блог в запрещенной соцсети и постит в нем будни своих мастеров, которые производят кроссовки, или рассказывает о том, каким красивым стал его магазин после ремонта, — за это штраф ему не прилетит (недавно ФАС делала карточки по теме). А вот если все посты блога за последние несколько дней рассказывают о грандиозной распродаже и призывают успеть купить конкретные кроссовки, у предпринимателя появляются риски получить штраф.
Вопрос 7. Как понять, что площадка запрещена?
Это одна из главных сложностей нового закона — понять, на какой площадке разместиться можно, а на какой нельзя. Понятно, что больше всего бизнес интересуют запрещенные соцсети, но, кроме них, есть и сразу несколько специальных реестров, куда занесены запрещенные сайты. Мы написали подробную инструкцию, где найти такие реестры и как ими пользоваться.
Читайте также:
Как проверить, не запрещена ли площадка по новому закону о рекламе?
Но вот что еще нужно помнить: некоторые сайты нужно проверять вручную, то есть зайти на них, чтобы понять, не заблокированы ли они и не ограничен ли к ним доступ. Тут очень важно заходить без VPN, потому что иначе сайт может быть доступен — и вы не узнаете об ограничениях.
«В законе говорится именно о ресурсах запрещенных организаций. Но что считать ресурсами, не до конца понятно. Ведь у организации может быть сайт, могут быть социальные сети, еще какие-то специальные проектные площадки. И вот тут я бы рекомендовала трактовать этот термин максимально широко — то есть принимать в расчет все, что найдете: и соцсети, и сайты, и специальные проекты».
Вопрос 8. YouTube тоже запрещен в России?
Заявление главы Минцифры про YouTube
YouTube официально замедляется операторами связи, но в отношении него нет принятого решения о блокировке. Поэтому на данный момент он не относится ни к одному из ресурсов запрещенных организаций.
Более того, по закону 2024 года блогеры-десятитысячники обязаны регистрировать через Роскомнадзор свои блоги в соцсетях — и YouTube есть в списке этих соцсетей. Так что размещать свою рекламу на этом видеохостинге можно.
Вопрос 9. Под запрет попадает любая реклама в интернете? Контекстная тоже?
«Под запрет по новому закону попадает любая реклама в интернете. Контекстная реклама и таргет — это инструменты онлайна с прямыми призывами купить, то есть они попадают под определение рекламы».
То есть когда наш ИП Ромашкин будет планировать рекламный бюджет, независимо от того, сам он будет размещать или через агентство, ему нужно заранее проверить, чтобы контекстная реклама не выплывала на запрещенных площадках. И даже если он запустит рекламную кампанию в августе, а закончится она в сентябре, охваты запрещенных площадок все равно будут считаться нарушением.
Вопрос 10. Если я разместил рекламу у организации, которая потом попала в список экстремистов, что мне грозит?
Ответить на этот вопрос пока сложно, потому что закон даже не вступил в силу, но есть теоретическая база законодательства. Как она будет соблюдаться и толковаться — пока неясно.
«Допустим, вы рекламируетесь на сайте организации, которую через время признали экстремистом или иностранным агентом. Все это происходит уже после 1 сентября. Получается, что удалять свой пост на сайте этой организации вы не должны и наказание никакое вам не грозит, потому что на момент, когда эту рекламу публиковали, организация экстремистом или иноагентом признана не была».
Юридическая поддержка вашего бизнеса по подписке. Безлимитные консультации, составление договоров, досудебных претензий, защита интересов в суде. От 12 490 рублей в месяц