На сайт банка

Светлана — ИП, занимается изготовлением игрушек на заказ. Сейчас она готовит рекламу на разные площадки сразу на несколько месяцев вперед и интересуется: «Слышала, что теперь за размещение рекламы в запрещенных соцсетях и на других подобных площадках вводят штрафы. Но "запрещенки" много — как проверить, нет ли среди нее тех площадок, что мне нужны?»

Отвечаем.

Эксперт — Светлана Кузеванова, медиаюрист, автор телеграм-канала «Кузеванова рассказывает». Записалa Валентина Тарасова.

О каком запрете идет речь

С 1 сентября 2025 года за размещение рекламы на запрещенных площадках предпринимателей ждут штрафы. Госдума одобрила законопроект, по которому наказать могут как юридические, так и физические лица, в том числе и ИП. Сейчас законопроект на рассмотрении в Совете Федерации, но шансов, что его не одобрят и не подпишет президент, мало.

О том, что такой закон в разработке, депутаты говорили давно, но только сейчас добрались до конечной версии запрета. Дело в том, что часть рекламодателей и рекламораспространителей обходит уже существующие в России запреты на размещение рекламы на площадках иностранных агентов с помощью VPN. Новый закон наказывает и за это: в случае нарушений штраф заплатит и сам иностранный агент, и бизнес, который опубликовал у него рекламу. Отличительная черта нового закона — общая ответственность для всех участников цепочки.

Штраф за нарушение запрета составит от 100 до 500 тыс. руб., если это компании, ИП и должностные лица заплатят от 4 до 20 тыс. руб., а физлица — от 2 до 2,5 тыс. руб.

Пример

ООО «Млечный путь» несколько месяцев подряд размещает рекламу на площадке местного СМИ, которое все это время находится в статусе иностранного агента. По новому закону РКН может отследить это нарушение, и тогда ООО будет грозить штраф до 500 тыс. руб. То же наказание ждет и иностранного агента.

Модульюрист

Юридическая поддержка вашего бизнеса по подписке. Безлимитные консультации, составление договоров, досудебных претензий, защита интересов в суде. От 12 490 рублей в месяц

Какие площадки для рекламы в интернете запрещены

Главная сложность нового закона (пока законопроекта) состоит в том, что площадок, подпадающих под понятие «запрещенные», в интернете очень много (а точнее, много реестров разных категорий таких площадок).

Вот общее описание всех вариантов «запрещенки» согласно закону:

  • нежелательные организации;
  • экстремистские организации;
  • террористические организации;
  • любые ресурсы, доступ к которым ограничен по законодательству.

Последний пункт тут самый сложный, потому что такого рода организациями / площадками может быть вообще что угодно. Например, сайт, который закрыли по решению суда и РКН, или площадка, доступ к которой ограничила прокуратура. Обычно вычислить этот факт довольно легко: на сайте размещается специальное оповещение.

Текст оповещения пользователей в случае блокировки сайта

Вот несколько видов интернет-ресурсов, к которым блокируются доступы в нашей стране.

Социальные сети и мессенджеры. Facebook и Instagram заблокированы в 2022 году как экстремистские ресурсы (принадлежат Meta, экстремистской организации, запрещенной в РФ). LinkedIn заблокирован с 2016 года за несоблюдение закона о персональных данных (позже разблокирован, но с ограничениями).

Оппозиционные СМИ и правозащитные ресурсы. В большинстве случаев заблокированы, потому что признаны иноагентами или экстремистскими организациями.

Пиратский контент. Например, Rutracker.org: периодически блокируется за распространение нелицензионного контента.

Сайты, пропагандирующие «нетрадиционные отношения», блокируются по закону о запрете соответствующей пропаганды.

VPN-сервисы и анонимайзеры. Например, Psiphon, Betternet, TurboVPN блокируются за обход ограничений.

Еще одна сложность заключается в том, что для нового закона нужно различать заблокированные ресурсы и ресурсы с ограниченным доступом. Например, на официальном уровне никто не блокировал YouTube: постановлений или оповещений об этом не было. Но при этом доступ к видеохостингу затруднен на территории всей страны.

Где искать запрещенные площадки

Из-за большого количества категорий «запрещенки» каждую площадку для рекламы бизнесу придется проверять сразу по всем реестрам. Механизм работы такой: в окно поиска вбивается адрес сайта или наименование организации, после чего система показывает, есть ли такие в списке. Некоторые реестры — закрытые: сейчас таким является, например, реестр экстремистов и террористов. Но законодательство постоянно меняется и те перечни, которые сейчас представлены в открытом виде, могут в любой момент тоже стать закрытыми. В любом случае нужно уметь пользоваться поиском.

Реестр экстремистов и террористов. Его ведет Росфинмониторинг. Так выглядит окно поиска:

Реестр иностранных агентов. Ведет Минюст. Проверить, есть ли организация или владелец интернет-площадки в списке иноагентов, можно в этом реестре. Искать здесь по полному наименованию организации или ФИО ИП. Что важно: реестр обновляется с завидной регулярностью (в основном по пятницам каждой недели). Кроме того, организации и физлица оттуда периодически исключают, так что проверку нужно проводить часто.

Реестр нежелательных организаций. Ведет, опять же, Минюст. Механика проверки в реестре нежелательных организаций та же: реестр открытый, но для проверки нужно наименование организации — владельца интернет-площадки.

Реестр общественных объединений-экстремистов. Наконец, площадка, на которой бизнес будет размещать рекламу, вряд ли окажется в реестре общественных и религиозных объединений-экстремистов, но знать о нем все равно нужно и проверять периодически тоже.

На этом официальные перечни заканчиваются и дальше сайты нужно проверять уже по факту захода на их страницы. Что важно: убедиться, что при проверке у вас не включен VPN.

Догадаться, что с сайтом что-то не так, могут помочь такие пометки на его странице:

«ДОСТУП ОГРАНИЧЕН
Основание: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ.
Решение: Реестр запрещенных сайтов № [номер].
Причина: Распространение информации, запрещенной на территории РФ.
Подробнее: eais.rkn.gov.ru»

«Этот сайт недоступен на территории РФ
Сайт [название] внесен в Единый реестр запрещенных сайтов.
Основание: Решение Роскомнадзора от [дата] № [номер].
Причина: Экстремистские материалы (ст. 15.3 ФЗ-149)»

Причиной блокировки могут быть и более «приземленные» нарушения — например, закона об авторском праве. Тогда появится такое оповещение:

«Ресурс заблокирован
Причина: Нарушение авторских прав (ст. 15.2 ФЗ-149).
Обратиться за разблокировкой: [ссылка на форму]».

Открыть счет для бизнеса в Модульбанке

Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов

Открыть счет бесплатно
Еще какие-то статьи
Законы Минпромторг планирует сократить списки параллельного импорта
Минпромторг планирует сократить списки параллельного импорта
17 апреля
13 мин
Советы Как создать франшизу барбершопов и сколько можно на ней заработать
Как создать франшизу барбершопов и сколько можно на ней заработать
Разбираем пошагово, с чего начать
25 апреля
1 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Свежие статьи:
Подборка грантов для бизнеса, связанного с детьми
Рынок
Подборка грантов для бизнеса, связанного с детьми
Тест об авторском праве: что вы знаете о товарных знаках и брендах?
Интерактив
Тест об авторском праве: что вы знаете о товарных знаках и брендах?
10 вопросов про новый закон о рекламе на запрещенных площадках
Советы
10 вопросов про новый закон о рекламе на запрещенных площадках
Грозит ли штраф за блог в Instagram* и при чем тут иностранные агенты
«В несезон проели все деньги и начали ссориться». Как устроен сезонный прокат снаряжения — глазами его владельца
Интервью
«В несезон проели все деньги и начали ссориться». Как устроен сезонный прокат снаряжения — глазами его владельца
Как живет прокатный бизнес и как устроена конкуренция
Готовый бизнес-план для независимого книжного магазина
Бизнес-план
Готовый бизнес-план для независимого книжного магазина
Рассказываем, сколько денег нужно, чтобы открыть независимый книжный в регионе, на примере книжных магазинов в Екатеринбурге и Ростове-на-Дону.
Островок в ТЦ, кофепойнт, кофейня: какие форматы бывают и что выбрать в 2025 году
Советы
Островок в ТЦ, кофепойнт, кофейня: какие форматы бывают и что выбрать в 2025 году
Предприниматели — о плюсах и минусах разных форматов кофейного бизнеса
Топчик
Подборка грантов для бизнеса, связанного с детьми
Рынок

Подборка грантов для бизнеса, связанного с детьми

Тест об авторском праве: что вы знаете о товарных знаках и брендах?
Интерактив

Тест об авторском праве: что вы знаете о товарных знаках и брендах?

10 вопросов про новый закон о рекламе на запрещенных площадках
Советы

10 вопросов про новый закон о рекламе на запрещенных площадках

Грозит ли штраф за блог в Instagram* и при чем тут иностранные агенты
«В несезон проели все деньги и начали ссориться». Как устроен сезонный прокат снаряжения — глазами его владельца
Интервью

«В несезон проели все деньги и начали ссориться». Как устроен сезонный прокат снаряжения — глазами его владельца

Как живет прокатный бизнес и как устроена конкуренция
Готовый бизнес-план для независимого книжного магазина
Бизнес-план

Готовый бизнес-план для независимого книжного магазина

Рассказываем, сколько денег нужно, чтобы открыть независимый книжный в регионе, на примере книжных магазинов в Екатеринбурге и Ростове-на-Дону.
Островок в ТЦ, кофепойнт, кофейня: какие форматы бывают и что выбрать в 2025 году
Советы

Островок в ТЦ, кофепойнт, кофейня: какие форматы бывают и что выбрать в 2025 году

Предприниматели — о плюсах и минусах разных форматов кофейного бизнеса
Как ничего не пропустить
Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.