Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Рассчитать юнит-экономику при выходе на Wildberries
В работе с маркетплейсами действуют свои правила. Например, на Wildberries нужно учитывать стоимость логистики, хранения на складе и маркетинговые акции площадки. Рассказываем, как и зачем рассчитывать юнит-экономику.
Что такое юнит-экономика
Юнит-экономика — это расчет того, сколько бизнес зарабатывает с одного юнита. Юнит — это то, на чем строится бизнес, что приносит предпринимателю доход. В случае с продажами на маркетплейсе юнит — это единица товара, а экономика показывает, сколько предприниматель заработает с его продажи.
Зачем ее рассчитывать? Для того, чтобы понимать и регулировать свое ценообразование и не продавать на маркетплейсе в убыток. Мы рассмотрим расчет юнит-экономики на Wildberries, но его можно применять и для других маркетплейсов, только в расчете будут участвовать коэффициенты соответствующей площадки.
Ценообразование на Wildberries динамическое: оно зависит от различных параметров, которые постоянно меняются. Поэтому важно ежедневно отслеживать динамику продаж по отчетам, следить за новостями маркетплейса, мониторить конкурентов.
«Как заработать на маркетплейсах»
В 10 коротких письмах рассказываем, как работать на четырех площадках: Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет и AliExpress.
Что закладывать в юнит-экономику
Три базовые величины, которые всегда будут влиять на юнит-экономику, — это процент комиссии Wildberries, стоимость логистики (транспортировки заказанного товара до покупателя) и хранения товара на складе. Эти параметры зависят от категории товара и есть у всех, кто зарегистрирован на портале поставщика. Раздел личного кабинета на портале так и называется — «Комиссии, логистика и хранение по категориям товаров»:
В этой таблице можно ввести название товара, который планируете продавать, и увидеть все параметры по нему: процент комиссии маркетплейса, стоимость логистики до покупателя и стоимость хранения на складе. Платной приемки на складах Wildberries сейчас нет, но если она появится, то нужно будет учитывать и ее. Также в расчете следует учитывать модель продаж — со своего склада (FBS) или со склада Wildberries (FBO).
Дополнительно в цену товара нужно закладывать:
Стоимость логистики от покупателя продавец оплачивает в том случае, если клиент заказал несколько товаров, получил их в пункте выдачи заказов или курьером, все примерил, а забрал и оплатил только часть. Например, из четырех ваших футболок он оставил себе две: остальные две поедут назад на склад Wildberries. За эти перемещения маркетплейс и возьмет по 33 руб. с каждой футболки.
А еще при примерке клиентом какая-то часть товара может потеряться или испортиться. Например, сломалась застежка или у сережки потерялся замочек. Это Wildberries считает браком, снимает товар с реализации и утилизирует его. Стоимость утилизации — 33 руб. за одну единицу, выплачивает ее тоже продавец. Это прописано в договоре-оферте.
Кроме того, иногда товар может потеряться на складе, особенно если он мелкий. Wildberries, как и другие маркетплейсы, не компенсирует потери, но и не делает вид, что он не при делах. Товар ищут на складе, могут делать это долго, но в конечном итоге находят — хотя пройти может от месяца до полугода.
Еще нередки случаи расхождения при приемке товара. Предприниматель привозит его на склад и отгружает за считанные минуты, но фактически товар принимается и пересчитывается на складе дольше — до 20 рабочих дней. Во время пересчитывания что-то может пойти не так: например, сотрудник отвлекся и просканировал один товар дважды. В результате получается лишний товар, так называемый «пересорт».
Когда вы видите негативные отзывы о товаре на маркетплейсе вроде таких: «Привезли не то», «Я заказывала другое» — это могут быть последствия ошибок из-за человеческого фактора при приемке. Перепутать могут цвет или размер и даже один товар с другим. Риски путаницы на складе и утери нужно учитывать, но больше этому подвержены товары маленького размера.
Маркетинговые акции Wildberries тоже нужно закладывать в цену. Периодически на площадке проходят акции, о которых продавцы получают оповещения. Если ваш магазин участвует в акции, то маркетплейс снижает на них комиссию, например, на 5%. Если не участвует, то комиссия на период акции будет повышенной — например, на 10%. Нужно быть готовым к тому, что во время акций придется снизить стоимость товара на 15-20%, а то и на все 50%.
Читайте: Как начать продавать на Wildberries
Пример расчета юнит-экономики
Важно: это пример расчета для понимания, как работает юнит-экономика и что в нее нужно включать, а не готовые цифры, которые гарантированно сработают для вашего бизнеса.
Итак, мы планируем продавать на Wildberries мужские и женские спортивные футболки. Модель продаж — FBO, со склада маркетплейса.
Затем ищем в таблице «Комиссии, логистика и хранение» футболки, оттуда получаем:
Умножаем предполагаемую цену на 0,15, получаем: 1200 x 0,15 = 180 (комиссия в руб.).
Далее считаем среднюю стоимость логистики за 1 единицу товара. Нам понадобятся для этого процент выкупа в категории «Одежда» на Wildberries, стоимость логистики от покупателя и данные из предыдущего списка.
Сейчас процент выкупа в одежде — 30. Это означает, что 30 из 100 товаров в категории «Одежда» покупатели забирают себе. Эти данные непостоянны и неизвестны достоверно — узнать можно только из открытых источников: поспрашивать у знакомых, спросить у гугла.
Стоимость логистики от клиента всегда равна 33 руб.
Теперь считаем по формуле:
(A + (100-B) / 100 x С) / (1- (100-B) / 100)
где:
Получаем:
(40 + (100-30) / 100 x 33) / (1- (100-30) / 100) = 210,33
210,33 руб. — это средняя стоимость логистики одной футболки.
То же самое с табличкой:
Процент выкупа
Логистика до покупателя, ₽
Логистика от покупателя, ₽
Средняя стоимость логистики 1 шт, ₽
30
40
33
210,33
В категории «Одежда» 30%
Вкладка «Комиссии, логистика и хранение» на портале
Всегда 33
Теперь посчитаем стоимость хранения одной единицы товара на складе за два месяца: 0,07 x 60 дней = 4,20 руб.
Считаем в среднем за два месяца, поскольку за это время уже будут продажи и вы сможете пересмотреть свою модель в зависимости от новых данных.
Теперь складываем все полученные результаты по формуле: стоимость логистики одной футболки + стоимость хранения за два месяца + комиссия Wildberries + себестоимость.
Получаем 210,33 + 4,20 + 180 + 400 = 794,53 руб. Это стоимость футболки после учета всех расходов на WB — плановая цена, ниже которой нельзя продавать, иными словами — точка безубыточности. Если продавать футболку за 1200 руб., то прибыль с одной штуки составит 1200 — 794,53 = 405,47 руб.
Дополнительно нужно заложить 3-5% от предполагаемой цены товара на утилизацию и утери и две-три стоимости после учета всех расходов на Wildberries на маркетинговые акции. На какие именно цифры ориентироваться, станет понятнее со временем после выхода на площадку.
Считаем: 794,53 + 794,53*2 + 1200*0,05 = 2 443,59. В итоге получим стоимость футболки — 2 443,59 руб.
То же в табличке:
Товар
Футболка спортивная
Себестоимость, ₽
400
Предполагаемая цена, ₽
1 200
Комиссия WB, % (смотрим в «Комиссии, логистика и хранение по категориям товаров»)
15% или 0,15
Комиссия WB, ₽
1200*0,15 = 180
Стоимость логистики до клиента, ₽
40
Средняя стоимость логистики за 1 шт. с учетом процента выкупа, ₽
(40 + (100-30) / 100 x 33) / (1- (100-30) / 100) = 210,33
Стоимость хранения за 1 день, ₽
0,07
Стоимость хранения за 2 месяца, ₽
4,20
Стоимость приемки, ₽
0
Процент за утерю, %
5% или 0,05
Процент за утерю, ₽
1200*0,05 = 60
Цена после учета расходов на логистику и комиссию площадки, ₽
210,33 + 4,20 + 180 + 400 = 794,53
Сумма на маркетинговые акции площадки, ₽
794,53*2 = 1589,06
Стоимость с учетом акций и утери, ₽
794,53 + 794,53*2 + 1200*0,05 = 2 443,59
Минимальная прибыль при планируемой в начале стоимости, ₽
1200 — 794,53 = 405,47
Прибыль после вычета расходов на Wildberries, ₽
2443,59 — 794,53 = 1 649,06
Полученная прибыль означает, что даже с учетом акций Wildberries мы будем торговать в плюс, но это не реальная прибыль, которая получится после продажи. Мы сделали расчет, чтобы понять, сходится наша экономика или нет, и для этого брали среднюю по рынку (плановую) цену для вычисления комиссии Wildberries. После этого нужно не забыть посчитать комиссию Wildberries по новой цене — по которой собираемся поставлять этот товар на маркетплейс. Для получившейся итоговой цены комиссия составит 2443,59*0,15 = 366,54 руб.
Читайте: Продавцы о Wildberries: акции, ошибки в отчетах и сложности с техподдержкой
«Во время акций вся прибыль съедалась скидками Wildberries»
Павел Радионов, основатель бренда детской одежды FAVOLA
Я занимаюсь производством и продажей детской одежды под брендом FAVOLA. На Wildberries вышел с этим брендом в конце 2019 года.
В начале 2019 года я пробовал выходить под другим брендом — R&B collection, и с ним произошла проблема. Мы рассчитывали на ту же схему работы, что с оптовыми компаниями: делали небольшую наценку, добавляли 10-15% на предоставление скидки и всё. Но на маркетплейсе это не работает.
Получилось, что при любой акции на площадке вся наша заложенная маржа и скидка моментально съедалась скидками Wildberries и мы работали на грани рентабельности. Любые незапланированные затраты, перерасходы, брак сразу же уводили нас в минус. Несмотря на хороший оборот, на выходе мы получали очень мало чистой прибыли — это была работа ради работы.
Так продолжалось почти год. Помимо ошибок с ценообразованием мы неправильно подошли к обновлению и поддержанию актуального ассортимента. Тогда я решил полностью сменить стратегию работы на маркетплейсе. Создал новый бренд одежды, по опыту продаж выбрал наиболее продаваемые позиции, добавил привлекательную упаковку и сделал качественные фотографии. Значительно увеличил цены, добавил 50% на скидки и повторно запустился на Wildberries. В этом варианте ситуация уже была совсем иной — теперь мы действительно зарабатываем.
Эта ошибка типична для начинающих предпринимателей. Они начинают работать с маркетплейсом так же, как до этого работали офлайн с оптовиками. Набивают шишки и решают, что на Wildberries заработать нельзя. На самом деле заработать можно, но для этого надо полностью пересмотреть свои подходы к работе.
«Модульбанк» и маркетплейсы
Специально для селлеров маркетплейсов в «Модульбанке» есть выгодные опции по работе с выручкой: переводу на карту физлица, снятию наличных и валюте. Например, в зависимости от тарифа можно бесплатно переводить на карту физлица до 1 млн или вообще без ограничений. Также банк предлагает селлерам Маркет Карту — карту физлица, с ней можно переводить прибыль парой кликов, тратить средства с карты на личные цели, переводить деньги за рубеж или переводить деньги по СБП. Лимиты на бесплатный вывод средств по Маркет Карте от 250 тыс. руб. и до 3 млн в зависимости от тарифа.
Еще у банка есть услуги специально для селлеров:
Вы можете выбрать одну или несколько услуг или обратиться за выведением товара на маркетплейс под ключ.
Выводите прибыль на личную карту
без лимитов и комиссий