Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Маркетплейсы, проверки бизнеса и штрафы за рекламу: самое важное с ПМЭФ-2025 для малого и среднего бизнеса
На Петербургском международном экономическом форуме в этом году много говорили про малый и средний бизнес обсуждали развитие маркетплейсов, снижение бюрократических барьеров, расширение мер поддержки для компаний и предпринимателей, а также создание новых возможностей для роста и международного сотрудничества.
Главные заявления и изменения собрали в нашей подборке.
На Петербургском международном экономическом форуме в этом году много говорили о малом и среднем бизнесе, обсуждали развитие маркетплейсов, снижение бюрократических барьеров, расширение мер поддержки для компаний и предпринимателей, а также создание новых возможностей для роста и международного сотрудничества.
О роли МСП в экономике
Компании малого и среднего предпринимательства (МСП) занимают уже 21,7% в экономике России, сказал вице-премьер РФ Александр Новак. За последний год этот показатель вырос на 0,5% и стал рекордным.
Малый бизнес быстрее и лучше других адаптируется к условиям неопределенности. По подсчетам Корпорации МСП, в нем заняты более 29 млн человек, что соответствует 40% трудоспособного населения России.
«Можете себе представить <...>, а как вообще выживают малые предприниматели, те работодатели, которые дают или создают 20-30 рабочих мест? Это вообще большей частью все герои, потому что тянут свое дело в условиях, где предпринимательский труд не всегда обществом воспринимается и оценивается, берут на себя вот такую большую ответственность, особенно в сложных исторических условиях, когда и работу дают, и зарплату платят».
Цифры от WB: окупаемость и портрет селлера
Основатель Wildberries и глава объединенной компании Wildberries & Russ Татьяна Ким рассказала, что никогда не называла свою площадку маркетплейсом и вместо этого термина правильнее использовать определение «цифровые платформы». Их она назвала надежными партнерами государства в решении задач глобального уровня, в том числе касающихся развития МСП.
Читайте также: a
Как ИП работать на маркетплейсах в 2025 году
На площадке сейчас торгуют более 1 миллиона продавцов, 85% которых — это субъекты МСП. Совокупный доход резидентов за год вырос на 44%.
«Но это вовсе не значит, что они как начали быть МСП, так дальше и продолжают. Мы видим естественный переход от малого бизнеса к среднему, от среднего — к крупному».
По данным исследования RWB, 30% селлеров, которые начали работать с площадкой, вышли на окупаемость в первые 3 месяца, более 60% — в течение полугода. Также Ким отметила, что 52% опрошенных предпринимателей сами занимаются производством продукции и в основном на платформе торгуют женщины.
«Портрет нашего продавца — это женщина (больше 55%) в возрасте от 26 до 45 лет (таких у нас 75%) и с высшим образованием (более 70%)».
Вклад маркетплейсов в развитие малого бизнеса
Минэкономразвития запускает с цифровыми платформами совместные проекты, направленные на рост и развитие МСП. Результатами одного из таких проектов — «Платформы роста» от RWB — поделилась его руководитель Юлия Полетаева. Вот основное:
О партнерстве с Минэком рассказали и в «Авито» — и объяснили, почему сервис не планирует обзаводиться своими пунктами выдачи заказов и логистической службой. Если коротко, то классическая модель классифайда их не подразумевает.
Читайте также:
Депутаты решили снизить будущие штрафы для маркетплейсов и предоставить селлерам налоговую амнистию
«Давайте честно, логистическую инфраструктуру создать, склады и пункты выдачи — это безумно большие инвестиции. При этом на рынке уже существует довольно большое количество бизнеса, который это делает, делает хорошо и качественно».
Вложения площадок в развитие МСП — это не благотворительность, а осознанная необходимость, пояснила заместитель Министра экономического развития Татьяна Илюшникова. По ее словам, крупные цифровые платформы поняли, что сами больше не могут расти за счет «перепродажников», поэтому вкладываются во взращивание «производственников».
В прошлом году 38 тысяч субъектов МСП перешли из одной категории в другую. Это на треть больше, чем годом ранее, рассказал генеральный директор «Корпорации «МСП» Александр Исаевич.
Поддержка российских брендов
Российские предприниматели за прошлый год зарегистрировали почти 77 тысяч новых брендов, что на 12% больше, чем годом ранее. Путин пообещал поддержку новым российским брендам, весомую долю среди которых занимает малый и средний бизнес. Он, по словам президента, особенно нуждается в продвижении и выходе на новые рынки, чему способствуют торговые площадки.
Чтобы российские маркетплейсы и дальше развивались, составляя конкуренцию международным гигантам, президент попросил Госдуму ускорить принятие законопроекта о платформенной экономике.
Документ регулирует работу крупных онлайн-площадок, защищает права продавцов и покупателей, запрещает платформам менять правила без предупреждения и помогает быстро решать споры. Правительство внесет его в парламент в ближайшие дни.
Читайте также:
Маркетплейсы начали предупреждать продавцов о рисках дробления бизнеса
Обсуждению инициативы посвятили отдельную сессию, на которой первый заместитель главы Минэка Максим Колесников сказал, что законопроект упорядочивает «добросовестные практики, которые и так есть» — в частности, информирование селлеров о возможных нарушениях. Сейчас маркетплейсы делают это в рамках эксперимента с ФНС.
Про рекламу
С 1 сентября вступает в силу закон, запрещающий размещение рекламы на запрещенных площадках. Сооснователь Ассоциации блогеров и агентств Петро Шекшеев спросил у замглавы Роскомнадзора Владимира Логунова, нужно ли будет удалять старую рекламу, размещенную до начала действия новых правил. Ответ — да, если человек или компания не хочет получить штраф.
«Реклама есть в интернете? Есть. Она распространена на запрещенном ресурсе? Она распространяется, то есть это продолжительное время и после 1 сентября. Соответственно, либо она отмаркирована, то есть признана рекламой, и за это полагается штраф, потому что размещать на подобных ресурсах с 1 сентября запрещено будет рекламу, либо она не отмаркирована и полагается штраф за немаркировку»
Читайте также:
10 вопросов про новый закон о рекламе на запрещенных площадках
На подробные расспросы не хватило времени, но замруководителя ФАС Адиля Вяселева подсказала, что ответ на вопрос, чем реклама отличается от информации, можно найти на сайте (или в соцсетях) ФАС.
«Сейчас ожидаем выход постановления правительства, которое обозначит критерии отнесения информации к рекламе, расположенной на отдельных ресурсах. Постановление внесет еще большую ясность, прежде всего для регуляторов, и даст понимание, чем руководствоваться».
Про франшизы
Средний возраст франшиз на российском рынке вырос за последний год с 5,8 до 6,5 года. Это говорит о зрелости рынка и «о том, что он развивается не только количественно, но и качественно», считает основатель основатель каталога Franshiza.ru Нина Семина.
По данным сервиса, на начало 2025 года в стране действует 3 860 франшиз. Тройку лидеров формируют услуги бизнесу и населению (52%), общественное питание (29%) и непродуктовая розничная торговля (11%). 17% действующих франшиз насчитывают более 100 точек.
Рынок франчайзинга растет на 15-20% в год и ему не нужно новое регулирование, высказал мнение глава комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству Александр Демин. Текущих норм Гражданского кодекса достаточно.
Про лицензии и прокурорские проверки
Генпрокурор РФ Игорь Краснов предложил пересмотреть виды деятельности, требующие обязательных лицензий: там, где работают альтернативные механизмы контроля, такие как сертификация, технический аудит и саморегулирование, специальные разрешения должны быть отменены.
Глава ведомства рассказал о снижении регулярной и административной нагрузки на бизнес. Так, в 2025 году прокуратура уже пресекла попытки необоснованного контроля в отношении более 100 тыс. компаний. Из 137 тыс. проверок были утверждены 36 тыс., что в 12 раз меньше, чем в 2019 году.
После вмешательства прокуратуры перед бизнесом были погашены задолженности по контрактам на сумму 23,5 млрд рублей. В рамках защиты прав предпринимателей 10 тысяч нарушителей привлекли к административной ответственности, а 180 материалов легли в основу 150 уголовных дел.
Что нужно для развития, по мнению самого бизнеса
Президент «Опоры России» Александр Калинин поделился результатами опроса малого бизнеса о том, что ему нужно, чтобы продолжать расти. Большинство участников назвали обеспечение доступа к финансированию. Причем речь не обязательно о кредитах, но еще и о неразвитости акционерного и венчурного рынков.
На второе место бизнес поставил улучшение ситуации с дефицитом кадров и их качеством, а еще проблему образования.
«У нас качество образования предпринимателей низкое. Нужны новые образовательные стандарты».
Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов