На сайт банка

Треть предпринимателей конфликтуют с бизнес-партнером уже в первый год существования общего дела. Ошибка в выборе партнера может закончиться потерей бизнеса, если после разлада компаньон уведет за собой клиентов и сотрудников. Рассказываем, какими качествами должен обладать бизнес-партнер, где его искать и о чем договориться на старте.

Эксперты — Анна Вендик, руководитель сети детских садов «Гнездо», Элизабет Мстиславич-Радюк, генеральный директор и совладелица московского сенсорного интерактивного Музея темноты, Роман Саулин, основатель сервиса хранения Qeepl, и Елена Мингова, основатель и руководитель франшизы детских садов «Космо Кидс». Записалa Юлия Корнева.

Убедитесь, что вам это действительно нужно

Пускать в бизнес постороннего человека — риск. Многие предприниматели развиваются в одиночку, и это нормально. Убедитесь, что у вас есть веская причина искать компаньона.

Обычно потребность в партнере возникает, если предпринимателю не хватает компетенций или финансов, а идеи для развития есть. Еще компаньонов ищут, чтобы снизить риски и разделить ответственность. Но один и тот же запрос можно решить и привлечением партнера, и другими способами. Например, если не хватает компетенций, можно нанять специалиста с опытом и навыками в штат на зарплату или купить консультацию.

«Я предпочитаю договариваться с партнерами о выплате дивидендов, а не о совместном управлении. Партнеров можно вырастить внутри компании. Такой подход позволяет сохранять контроль за принятием решений, но при этом мотивирует команду на участие в росте компании».

Элизабет Мстиславич, генеральный директор и совладелица московского сенсорного интерактивного Музея темноты
Открыть счет
для бизнеса в Модульбанке

Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов

Сформулируйте критерии выбора

Подумайте, какой человек вам нужен, ведь вам предстоит проводить с ним немало времени. Составьте список требований.

Мы спросили у предпринимателей, и вот на что они предложили ориентироваться.

Общие ценности и цели

Позволяют двигаться в одном направлении, избегая конфликтов и разногласий. Если один партнер ориентирован на качество, а другой — только на быструю прибыль, это разрушит бизнес.

Компетенции и опыт

Если оба компаньона мыслят и действуют одинаково, то один из них лишний. Ищите того, кто дополняет ваши сильные стороны. Обычно один отвечает за стратегию, другой — за операционку, или один — за продукт, другой — за продажи.

Надежность и репутация

Проверьте прошлые проекты, запросите отзывы от коллег или клиентов. Убедитесь, что партнер не принесет в бизнес дополнительные риски.

Личностная совместимость

Партнерство строится на отношениях. Если вам некомфортно общаться на старте, дальше будет только сложнее.

Само собой, потенциальный партнер должен обладать базовыми для предпринимателя качествами: быть оптимистичным, вовлеченным, энергичным и целеустремленным (добавьте свое).

«У меня был неудачный опыт: я выбрала двух партнеров, которые изначально заходили во франчайзинговую сеть, чтобы открыть собственные детские сады. Они воспользовались нашей помощью и технологиями, а перед открытием сменили вывеску. По сути, мы вложили ресурсы в чужую сеть. Теперь я более тщательно оцениваю кандидатов, задаю вопросы о целях и ценностях. Еще я поняла, что надо выбирать партнеров, которые не только хотят заработать, но их в первую очередь интересует развитие и воспитание детей. С такими партнерами у нас все получится».

Елена Мингова, основатель и руководитель франшизы детских садов «Космо Кидс»

Найдите подходящего человека

Возможно, ваш будущий партнер уже рядом — в вашем окружении. Можно искать кандидата среди своих знакомых, например:

  • вырастить из команды. Проверенные сотрудники со временем могут стать соучредителями или получить долю в бизнесе. Это люди, которые знают компанию изнутри и разделяют ее ценности;
  • присмотреться к членам семьи, друзьям, коллегам, клиентам. Между вами уже есть доверие, а это важно для совместного дела.

Не бойтесь искать партнеров среди незнакомых людей. Бизнес-среда позволяет получить много информации о человеке еще до начала сотрудничества. Найти компаньона можно через:

  • бизнес-сообщества и клубы;
  • профессиональные конференции, форумы, курсы;
  • ассоциации и отраслевые сообщества;
  • онлайн-платформы и соцсети.

Помните о золотом правиле: «Хорошо, когда партнер друг, но лучше, когда друг становится партнером». Если вступаете в партнерство с ранее незнакомым человеком, убедитесь в его репутации и опыте. Пообщайтесь с его бывшими коллегами, проверьте соцсети, отсутствие долгов и юридическую чистоту через специальные порталы.

«В моем случае партнерство возникло с самого начала — мы основали бизнес вместе с человеком, которого я встретил благодаря общей знакомой. Мы разные по характеру, подходу и зонам ответственности, и это стало ключом к успешному сотрудничеству: обязанности четко разделили, каждый занят своим делом и полностью доверяет другому».

Роман Саулин, основатель сервиса хранения Qeepl

Обсудите условия на старте

На этапе переговоров задайте важные вопросы, чтобы избежать проблем в будущем. Ответы и реакция человека дадут понять, насколько он готов к открытому партнерству.

Проговорите цели и мотивацию. Например, один может быть ориентирован на быстрый доход, а другой — на долгосрочное развитие: такой подход не сработает. Спросите:

  • Зачем тебе этот проект?
  • Как ты видишь развитие бизнеса через пять лет?
  • Что ты готов вложить?
  • Готов ли ты выйти из бизнеса, если наши цели изменятся?
  • Кто и за что будет отвечать в бизнесе?

Проанализируйте ценности. Обсудите, что для вас важно в работе: качество, скорость, отношения с клиентами, стиль лидерства. Задайте себе и партнеру вопросы:

  • Что ты считаешь успехом?
  • Какие принципы никогда не нарушишь в работе?
  • Что для тебя неприемлемо в деловом партнерстве?

Смоделируйте работу над задачей. Прежде чем начинать партнерство, попробуйте вместе решить несколько рабочих вопросов. Это позволит понять, насколько совпадают ваш стиль общения, принятие решений и подходы к выполнению задач.

Обратите внимание на реакцию в стрессовых ситуациях. Вызовы неизбежны, и важно понимать, как человек справляется с ними. Например, как партнер реагирует на критику, ошибки, срочные изменения. Узнайте, как будете решать конфликты, если они возникнут.

Обсудите отношение к финансам. Узнайте, как человек относится к расходам, инвестициям и рискам. Совпадает ли ваша финансовая стратегия? Как будет распределяться прибыль?

Проверьте репутацию. Поговорите с бывшими коллегами, партнерами или сотрудниками. Узнайте, как человек вел себя в других проектах, прошерстите соцсети и сервисы проверки контрагентов — например, Rusprofile, Контур. Фокус.

Используйте тесты. Если есть возможность, проведите тесты на профессиональную совместимость (например, MBTI или DISC), чтобы понять, как ваши рабочие стили дополняют друг друга.

И наконец

Заключите корпоративный договор с юристом — это ваш инструмент защиты бизнеса от рисков. В договоре пропишите:

  • условия входа и выхода из бизнеса каждого из партнеров;
  • распределение прибыли и убытков;
  • сценарии на случай кризисов и конфликтов.

Не начинайте партнерство на устных договоренностях. Любой успешный бизнес требует четких рамок и правил.

Открыть счет для бизнеса в Модульбанке

Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов

Открыть счет бесплатно
Еще какие-то статьи
Мотивация Какими были предприниматели в 2024 году
Какими были предприниматели в 2024 году
Спойлер: настоящими супергероями!
31 декабря 2024
2 мин
Инструкция Внесли поправки в уголовную статью об уклонении от уплаты таможенных платежей
Внесли поправки в уголовную статью об уклонении от уплаты таможенных платежей
2 мая 2024
9 мин
Подписаться в Телеграме
Перейти на канал
Подпишитесь на нас в Телеграме
Топчик
Что ждет бизнес в 2025 году
Дайджест

Что ждет бизнес в 2025 году

Какими были предприниматели в 2024 году
Рынок

Какими были предприниматели в 2024 году

Спойлер: настоящими супергероями!
Великий Гэтсби, 90-е и цирковое шоу. Сколько бизнес потратил на корпоративы в 2024 году
Рынок

Великий Гэтсби, 90-е и цирковое шоу. Сколько бизнес потратил на корпоративы в 2024 году

Пока шумят последние новогодние вечеринки, мы узнали, кому и какие из них были по карману
Кокон и подушка-обнимушка: как зарабатывать на товарах для сна
Рынок

Кокон и подушка-обнимушка: как зарабатывать на товарах для сна

Подборка российских бизнесов, которые продают не только одеяла и матрасы
Предпроверочный анализ или выездная проверка? К кому приедут налоговики в 2025 году
Советы

Предпроверочный анализ или выездная проверка? К кому приедут налоговики в 2025 году

Узнали у налогового адвоката, как работает контроль и будет ли он усиливаться
Маркировка товаров в 2025 году: гид по новым правилам
Советы

Маркировка товаров в 2025 году: гид по новым правилам

Рассказываем, кому из предпринимателей предстоит включиться в систему
В закладки

Удаляем негативные отзывы

«Хамоватые продавцы», «Вечно опаздывают», «Мошенники», — негативные отзывы могут появиться о любой компании. Хорошая новость: от них можно избавиться
25 мая 2018
25854
16

Как ничего не пропустить

Подпишитесь
в соцсетях

Публикуем ссылку на статью,
как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях —
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.