Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Финансовая подушка для бизнеса в 2025 году: на чем сэкономить и куда вложиться
Финансовая подушка помогает покрыть непредвиденные расходы, инвестировать в развитие, защититься от сезонности в бизнесе. И особенно важна она становится в такие времена, как сейчас, когда налоги и сборы растут, а рынок под угрозой кризиса. Рассказываем, как накопить на подушку и что учесть и на что опираться.
Сколько денег заложить в финансовую подушку
Читайте также:
Как накопить подушку безопасности
Размер накоплений и то, как быстро их придется собирать, складывается из трех факторов — постоянных расходов бизнеса, наиболее вероятных рисков и срока покрытия подушкой.
С первым пунктом все понятно: тут нужно понять, из чего будут откладываться деньги. Для этого важно собрать все постоянные расходы — — зарплата, аренда, кредиты, содержание имущества, налоги и взносыи т. д. , а затем понять, что и как можно сократить, оптимизировать. Со вторым тоже несложно: здесь оцениваются наиболее вероятные риски, которые могут выбить бизнес из колеи — — например, сезонное падение продаж, и сумму на покрытие проблемы.
Со сроком формирования финансовой подушки дела гораздо сложнее, тут влияют много факторов.
Как надо: события последних лет — пандемия, резкие скачки курса валют, высокая ключевая ставка, перестройка каналов логистики — показали, что лучший срок формирования «финансовой подушки» — минимум полгода для любого предприятия. Именно столько времени требуется, чтобы сгладить последствия нестабильности и не терять прибыль из-за непредвиденных расходов.
Как в реальности: не каждый бизнес может позволить себе накопить столько денег за короткий срок. Поэтому обращайте внимание на другие важные параметры.
Сфера деятельности и специфика бизнеса
Для сезонного бизнеса, когда основные продажи приходятся на определенные месяцы года, финансовая подушка должна быть минимум 4-6 месяцев. Например, под это подпадает туризм или продажи сезонного товара (летом — велосипеды, зимой — горнолыжные товары). Для бизнеса с разовыми продажами или проектами, когда предпринимателям приходится постоянно искать новых клиентов и нет постоянного денежного потока, подушка безопасности также должна покрывать 4-6 месяцев.
Для бизнеса со стабильным притоком денег финансовый резерв можно создать и на меньший срок — 1-3 месяца. Такой бизнес живет за счет регулярных поступлений от постоянных клиентов, и нет необходимости каждый месяц напрягать отдел продаж, чтобы привлекать новых клиентов. Например, это относится к консалтинговому, бухгалтерскому бизнесу с постоянной абонентской платой или бизнесу по предоставлению онлайн-сервисов, платных подписок на медиаи т. д.
Длина операционного и финансового цикла
В бизнесе с длительным операционным и финансовым циклом — например, производство, строительство — финансовую подушку нужно формировать минимум на 4-6 месяцев. Тот же срок подходит, если предприниматель работает с клиентами по постоплате, есть много задержек от контрагентов, нерегулярные платежи.
А когда речь идет о быстром операционном цикле в бизнесах по типу «купил — продал», например, в торговле на маркетплейсах или в розничной офлайн-торговле, финансовую подушку можно делать на 1-3 месяца.
Рентабельность бизнеса
Если компания работает в сфере, где рентабельность по чистой прибыли очень низкая (в пределах 5-15%), то должна формировать резерв минимум на полгода, потому что любое неверное управленческое решение может привести к потере прибыли и угрозе банкротства. Если рентабельность по чистой прибыли выше 20% и бизнес чувствует себя устойчиво — можно выбрать срок формирования резерва 2-3 месяца.
«Например, если компания получает прибыль всего 10% от выручки, то нужно увеличивать свою финансовую подушку безопасности, потому что при высокой инфляции расходы растут, а прибыльность падает. Как следствие, бизнес рискует уйти в убытки и даже банкротство из-за любого неправильного управленческого решения, если у него нет финансового резерва, способного компенсировать потери».
Как оптимизировать расходы
Например, постоянные расходы груминг-салона «Котофей» — 200 000 руб. в месяц. Из них сократить можно 15-20 тыс. руб. В случае падения продаж или другой кризисной ситуации финансовая подушка должна покрыть расходы хотя бы на два-три месяца вперед. Получается, собрать надо 400-600 тыс. руб. Одной оптимизацией расходов для этого явно не обойтись, по 20 тыс. руб. в месяц откладывать придется долго. Как сократить срок и что оптимизировать?
Оптимизация затрат — это не просто снижение закупок или сокращение персонала, это поиск мер для снижения издержек без ущерба для эффективности работы и качества продукции или услуг. Существуют разные способы оптимизации, и вот основные из них.
Пересмотр контрактов
Задача — проанализировать все действующие контракты с поставщиками, подрядчиками и арендодателями. Кроме того, время отказаться отсервисов и функций, которыми не пользуетесь.
Например, если справочно-информационной системой «КонсультантПлюс» пользуются только три работника, лицензия на 50 рабочих мест явно не нужна. Попытайтесь пересмотреть условия или найти более выгодные предложения.
Оптимизация производства
Используйте инструменты бережливого производства, чтобы минимизировать потери и повысить эффективность. Например, компания по производству конфет «Сластена» упаковывает их в коробки и коррексы. Коррекс — эта такая подложка из мягкого пластика с гнездами под конфеты. Если компания сократит расстояние между гнездами коррекса, например, с 3 см до 0,5 см, она сможет укладывать конфеты плотнее. На производство коробки и подложки уйдет меньше картона и пластика, а в машину для транспортировки поместится больше упаковок конфет. А если использовать тару, сборка которой устроена так, что при неправильной сборке коробка не закроется, то брака будет меньше.
Аутсорсинг и аутстаффинг
За счет передачи клининга, бухгалтерии, кадрового делопроизводства, курьерских функций внешним исполнителям можно сэкономить на бумаге, картриджах, инвентаре, страховых взносах.
Например, Модульбухгалтерия заменит штатного бухгалтера бизнесу на УСН «Доходы минус расходы» за 7 000 руб. в месяц, а приходящий бухгалтер будет стоить от 10 000 руб.
Считаем за вас налоги и взносы, готовим отчеты, компенсируем штрафы. Занимайтесь бизнесом, а не бумагами!
Автоматизация процессов
Совсем необязательно увольнять сотрудников, задача в том, чтобы сэкономить время. Пример — установка программ для тех операций, которые прозябают в старом-добром экселе: например, общение с клиентами можно перевести в «Битрикс24» или другую СRM-систему. Правда, есть нюанс: автоматизировать процессы нужно так, чтобы в итоге не оказалось, что платные версии программ обходятся вам дороже, чем труд нужного специалиста.
Использование облачных сервисов
Часть бизнес-процессов можно перевести в облако для повышения гибкости и снижения затрат. Так получится экономить на аренде, организации рабочих мест, зарплате, если нанимать дистанционных работников из отдаленных регионов.
Участие в государственных программах
Изучите, какие меры государственной поддержки действуют для вашей сферы на федеральном и региональном уровнях: гранты, субсидии, пониженные налоги. Если бизнес подходит под госпрограмму, он сможет получить от государства невозвратные деньги на покрытие части расходов.
Например, аккредитованные IT-компании платят страховые взносы 7,6% вместо 30%. А молодые предприниматели могут получить грант до 1 млн руб. на бизнес-цели.
Страхование
Здесь речь о том, чтобы застраховать все возможные риски: гибель или порчу имущества от пожара и других чрезвычайных ситуаций, гражданскую ответственность, прерывание бизнеса и другие. Застрахованный бизнес получает компенсацию, если риск стал фактом. Эти деньги помогут покрыть расходы, не вынимая деньги из оборота. Например, страховка груза стоимостью компенсирует ущерб, если во время перевозки товар был испорчен или поврежден.
Где найти дополнительные источники дохода
Для ответа на этот вопрос анализируются нынешние доходы бизнеса и источники их поступления.
Каналы сбыта. Какие каналы продаж использует бизнес? Возможно, стоит развивать онлайн-торговлю через маркетплейсы или собственный интернет-магазин. Иногда есть возможность выхода на новые региональные и/или зарубежные рынки.
Расширение ассортимента. Предложите новые продукты или услуги, которые могут быть востребованы на рынке, или адаптируйте текущий ассортимент к новым условиям.
Банковские инструменты. «Крутите» деньгами. Используйте кредитные бизнес-карты с льготным периодом, краткосрочные и среднесрочные депозиты.
«Используйте все возможности кредитных или заемных инструментов. Например, если заем можно получить под 15% годовых, а депозит — под 20%, берите заем. Часть его используйте в операционной деятельности, а часть переложите в депозит».
Дебиторская задолженность. Следите за задолженностью клиентов. Проводите работу по взысканию: претензионные письма, исковые заявления. Разработайте систему, при которой риски неплатежей будут минимальными. Например, предусмотрите в договорах пункт о штрафных санкциях за нарушение сроков оплаты.
Продажа имущества. Часто на складах копится выведенное из работы оборудование или неподходящие материалы. Продайте то, что не используете и вряд ли будете использовать в бизнесе.
Отсрочки платежей. Как расчетов с поставщиками и подрядчиками, так и с бюджетом по налогам. Платите налоги в последний момент, а до момента платежа используйте деньги в обороте.
«Со всеми поставщиками и подрядчиками активно пересматриваем договоры в сторону увеличения отсрочки платежей и рассрочек. Многие на это идут ради сохранения плотных и долгосрочных отношений. А эти отсрочки мы используем для депозитного дохода».
Что дальше
Когда расходы посчитаны, проанализированы и оптимизированы, дополнительные источники дохода найдены — время начать формировать подушку, то есть откладывать деньги в резервный фонд. Установите график регулярных пополнений фонда.
Ведите платежный календарь. Он поможет контролировать все доходы и расходы, их соотношение, избегать кассовых разрывов и будет наглядно демонстрировать, когда высвободившиеся деньги можно направить на формирование финансовой подушки безопасности.
Пример расчета
Пример расчета финансовой подушки выглядит так.
Постоянные расходы цеха по производству одноразовых масок «По глазки» 465,6 тыс. руб. Они состоят из:
Переменные расходы — 384,8 тыс. руб.
Большая часть доходов — это оптовые отгрузки на 1 млн руб., немного приносят маркетплейсы — 100 тыс. руб. Итого: цех за месяц приносит чистую прибыль 280 тыс. руб.
Шаблон платежноо календаря
Занесем доходы и расходы в платежный календарь. Поступления — по срокам оплаты по условиям договоров, а выплаты — по срокам расчета с персоналом, поставщиками материалов и услуг и перечисления налогов.
Если один из оптовых покупателей откажется от закупки масок, доходы цеха упадут и нечем будет рассчитываться с работниками и поставщиками. Для этого нужно создать резерв на 3 месяца — 3 х 465,6 тыс. руб. В расчет берем только постоянные затраты. Итого нужно 1 396,8 тыс. руб.
В конце каждого месяца компания будет 140 тыс. руб. переводить на отдельный счет для формирования подушки безопасности. Итого на сбор резерва уйдет 10 месяцев.
Чтобы собрать деньги быстрее, компания разместит деньги на депозите и будет переводить в резерв проценты по депозиту. Тогда через 9 месяцев накоплений и выплат процентов по депозиту в подушке безопасности будет 1 512 тыс. руб.
Еще дополнительный доход принесут проценты по ночным и краткосрочным вкладам. Например, 10 января на счет компании поступили 300 тыс. руб. Из них 264,2 тыс. руб. будут лежать до 17 января включительно и только 18 января пойдут в расход. За размещение 260 тыс. на депозите на 7 дней под 17% годовых компания заработает 847 руб. Если договориться с поставщиками об отсрочке платежей за поставку материалов, то эти деньги также можно класть на краткосрочные депозиты и вынимать перед самым сроком оплаты. Если 2-3 раза в месяц так прокручивать деньги, за год можно заработать 30-40 тыс. В итоге финансовую подушку получится собрать еще быстрее.
Где хранить финансовую подушку
Храните финансовый резерв в разных местах и различными способами. Выбирайте наиболее ликвидные инструменты, чтобы при необходимости деньги легко можно было вывести. Сейф — хорошо, но хранящиеся в нем деньги будут обесцениваться. Используйте банковские депозиты: они застрахованы, а ставки достигают 20% годовых.
«Финансовая подушка безопасности формируется из чистой прибыли. И, если говорить о малом и среднем бизнесе, то собственник бизнеса может выводить прибыль в виде дивидендов с уплатой налогов и хранить резервы как физическое лицо, так как физлицам доступен больший набор инструментов для хранения денег: валюта, депозиты с более гибкими условиями, облигации, ПИФы. Главное — помнить, что эти деньги — финансовая подушка безопасности бизнеса и не предназначены для личных трат. А когда возникнет необходимость, их можно внести на расчетный счет компании как беспроцентный заем».
Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов