Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Почему интернет-магазину нельзя работать без публичной оферты
Если предприниматель решил открыть интернет-магазин, ему никак не обойтись без публичной оферты на сайте. Это требование законодательства, и за ее отсутствие можно получить штраф до 40 тыс. руб.
Зачем при интернет-торговле нужна оферта
ИП Высоткин решил открыть интернет-магазин и торговать собственноручно изготовленной мебелью. При этом он не размещал на сайте никакую оферту. Один из покупателей остался недоволен услугами и решил написать жалобу на Высоткина, которого теперь оштрафует Роспотребнадзор. Можно ли было этого избежать?
Постановление Правительстваот 31.12.2020 № 2463
Да, если знать правила дистанционной торговли. В постановлении кабмина говорится, что при интернет-торговле продавец обязан дать возможность покупателю заранее ознакомиться с офертой. Причем важно, что оферта должна быть именно публичной, а не просто лежащей где-то среди документов продавца. Получается, что оферту в таком случае нужно разместить либо на сайте интернет-магазина, либо в мобильном приложении (а лучше и там, и там).
Читайте также:
Как составить коммерческое предложение
Почему оферта должна быть публичной? Дело в том, что между публичной и непубличной офертой есть тонкая разница. Оферта — это предложение, адресованное одному или нескольким конкретным лицам, которое содержит существенные условия договора. По умолчанию такой документ называют непубличной офертой. В свою очередь, публичная оферта — это предложение, адресованное неопределенному кругу лиц, заключить договор с любым, кто отзовется. Эта разница очень важна при торговле через интернет, потому что оформить заказ через сайт обычно может любой человек в любой момент времени, и продавец не контролирует этот процесс. А значит, об условиях сотрудничества покупатель должен узнать заранее.
«Пример публичной оферты в обычной торговле — это когда на витрине магазина выставлены товары с указанием цены и основных характеристик,т. е. условия одинаковы для всех, кто заходит в этот магазин. Непубличная оферта отличается персонализацией: например, когда продавец отправляет покупателю в личные сообщения предложение оказать ему услугу за определенную цену на индивидуальных условиях».
Правила составления оферты
Итак, публичная оферта обращается к неопределенному кругу лиц — то есть к любому покупателю. Поэтому в такой оферте нужно обязательно указать подробности — что именно, в каком качестве, количестве и за какую цену получит откликнувшийся на нее.
В оферту также включается точное описание товара, сроков изготовления или доставки, даже часов, когда клиент может обратиться. Это защищает продавца от недобросовестных покупателей и фиксирует права и обязанности сторон.
Пример
В оферте на сайте по изготовлению мыла ручной работы «Воздушная история» рассказано о самом мыле, компонентах, ароматизаторах и пр. Но не учитывается срок изготовления. Недобросовестный клиент, не получив желаемое сразу, решил это использовать, отправив жалобу в общество защиты прав потребителей и в суд. Ситуация грозит бренду, как минимум начислением законной неустойки (ст. 333 ГК РФ) за каждый день просрочки исполнения обязательства. Ведь по умолчанию считается, что товар клиент должен был получить сразу же после заказа.
Что говорит закон об акцепте — ст. 438 ГК РФ
Еще одна обязательная составляющая — это акцепт оферты. Так называется условие, при котором оферта считается принятой, то есть клиент полностью согласен заключить договор, произвести оплату. Обычно акцепт выражается в конкретных действиях, и очень часто это нажатие кнопки «Заказать» или «Оплатить товар».
Пример
Клиент зашел на сайт салона красоты «Багира» и выбирает нужную услугу — допустим, массаж спины. На сайте «Багиры» есть возможность как просто записаться к нужному мастеру, так и сразу оплатить услугу. И первый, и второй случай юристы «Багиры» прописали в оферте как вид акцепта — то есть согласия клиента с офертой по умолчанию. Это не делает, например, невозвратной оплату услуги, если специалист салона оказал ее некачественно, но зато защищает продавца в случае некоторых судебных споров.
Юридическая поддержка вашего бизнеса по подписке. Безлимитные консультации, составление договоров, досудебных претензий, защита интересов в суде. От 12 490 рублей в месяц
Однако есть нюанс: по закону клиент должен ознакомиться и принять условия оферты до оплаты. Это не значит, что акцептом оплата быть не может. Просто при размещении оферты нужно добавить на сайт или в мобильное приложение дополнительную галочку, которую клиент проставляет, когда прочитал оферту и намерен сделать заказ. Важно, чтобы без такой галочки нельзя было нажать кнопку «Заказать» или «Оплатить».
Пример формулировки акцепта может выглядеть так:
«Нажимая на кнопку, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности и условиями оферты».
Галочку, кнопку, ссылку обычно размещают:
Ссылку на оферту также можно указать:
Мы собрали в таблицу несколько примеров того, как выглядит акцепт на некоторых сайтах и приложениях.
https://www.wildberries.ru/
https://galaxystore.ru/about/oferta/
https://www.tsum.ru/terms/
https://posudamart.ru/about/pravila-ispolzovaniya-sajta-dlya-fizicheskix-lic/
Обязательные пункты в оферте
Для ИП и ООО неотъемлемые условия, которые должна содержать оферта, отличаются только одним — реквизитами. То есть ИП указывает фамилию, имя, отчество (при наличии), ОГРН ИП, адрес электронной почты и (или) номер телефона. А для ООО такие реквизиты — полное фирменное наименование, ОГРН, адрес и место нахождения, а также адрес электронной почты или номер телефона.
Далее в оферту включают следующие условия.
Категории покупателей
Например, бывает, что магазин сотрудничает только с юридическими лицами или только с физическими. Если сотрудничает со всеми покупателями — ничего указывать не нужно.
Параметры товара
Допускается указать не конкретный товар, а, например, товар из ассортимента интернет-магазина (наименование). Можно в момент согласия клиента допустить автоматическую вставку конкретного товара в шаблон оферты.
Общие условия покупки
Это раздел о стоимости, способе ее формирования, условиях доставки и оплаты, условиях скидок или акций, а также гарантийных обязательствах. Пункт о гарантиях нужно далее раскрыть подробней: отдельно прописать гарантии и условия возврата, обмена, возможные процедуры урегулирования споров в досудебном и судебном порядке.
Условия по персональным данным
Речь о политике конфиденциальности, правилах получения, хранения и обработки персональных данных.
Общие обязанности и условия изменения оферты
В оферте также нужно прописать для продавца и покупателя общие обязанности и ответственность сторон. И конечно, условия, при которых оферту можно изменить. Обычно это в любой момент может сделать продавец, и тогда в новой редакции она начинает действовать для новых клиентов. Но нельзя так поступить по умолчанию: условие нужно обязательно прописать в оферте.
Что грозит онлайн-магазину за отсутствие публичной оферты
Штрафы за отсутствие публичной оферты интернет-магазина — п. 1 ст. 14.5 КоАП РФ
Если у интернет-продавца оферты нет, за это можно получить штраф: для ИП — от 3 до 4 тыс. руб., а для юридических лиц — от 30 до 40 тыс. руб.
Но штраф — это далеко не все, что может случиться, если оферты нет или она неправильно составлена. В судебной практике есть примеры, когда продавцы проигрывали споры, связанные с офертой и ее условиями.
Так, в деле №33-19 286/2017 Ростовский областной суд признал оферту недействительной в связи с отсутствием в ней существенных условий. Суть оферты была в предложении продажи помещения, но продавец не указал в документе кадастровые номера помещения цеха, земельного участка, не перечислил оборудование, продающееся вместе с помещением. Продавец понес убытки по сделке.
В деле № 2-110/2024 Азнакаевского городского суда Республики Татарстан были признаны недействительными условия оферты о порядке предоставления независимой гарантии. Суд обосновал решение тем, что условия договора о независимой гарантии, которые не предусматривают возврат стоимости этой гарантии при досрочном расторжении договора, нарушают права потребителя. Покупатель-истец имел право отказаться от исполнения указанного договора до окончания срока его действия с возмещением расходов. В итоге суд обязал компанию вернуть покупателю средства за услугу, а также назначил штраф и компенсацию морального вреда.
Надо ли писать в рекламе «не является публичной офертой»
Часто в рекламе можно услышать фразу в самом конце ролика «не является публичной офертой». Или увидеть на баннере вроде такого:
Так вот, сама по себе эта фраза служит только для перестраховки продавца.
Если в рекламе сказано о скидках, акциях, цене, но нет конкретного указания товара — это не публичная оферта. Например, предложение от застройщика «квартиры по 10 миллионов рублей» — не оферта, там нет указания на конкретные квартиры. А вот объявление от сети баров «каждую пятницу второй коктейль «Санрайз» — бесплатно», это уже публичная оферта, так как есть указание конкретного товара, а также сведений о его стоимости.
«В рекламных объявлениях часто продавцы делают пометку «не является публичной офертой». Это обычно делается для того, чтобы у продавца была возможность внести изменения перед заключением договора — например, изменить цену. Однако такой дисклеймер не имеет смысла, если в предложении содержатся все существенные условия договора, а также выражено намерение лица, сделавшего предложение (оферента), считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение».
Соответственно, если в рекламе есть все признаки публичной оферты, но в конце будет фраза «не является публичной офертой» — эта фраза ничего не значит, суд, скорее всего, признает это публичной офертой. И наоборот: если реклама не содержит признаков публичной оферты и при этом включает указанную фразу, то наличие этой фразы ничего нового не сообщает, просто перестраховка.
Короче
Если предприниматель открывает онлайн-магазин, то ему не обойтись без публичной оферты: ее отсутствие грозит штрафом или убытками в случае судебных споров. Публичная оферта должна содержать все существенные условия договора, для заключения которого ее предлагают акцептовать. Акцептом в интернет-торговле, как правило, служит сама оплата товара, которую покупателю нужно подтвердить действиями в виде перехода по ссылке, ввода кода из sms или push-уведомления.
Юридическая поддержка вашего бизнеса по подписке. Безлимитные консультации, составление договоров, досудебных претензий, защита интересов в суде. От 12 490 рублей в месяц