Пандемия и социальные ограничения внесли изменения в уровень жизни россиян, но понемногу всё возвращается в прежнее русло. Узнали, на что тратили деньги в сентябре и сравнили с данными за 2019 год.
Тратят так же, как и до карантина
Во период самоизоляции каждый житель России в среднем сократил расходы на четыре тысячи рублей. Люди экономили на путешествиях, развлечениях и отдыхе, но в сентябре спрос на большинство товаров и услуг вернулся на докарантинный уровень.
По данным на 29 сентября россияне потребляют в обычном режиме — на 76 баллов из 100. Максимальный балл соответствует тратам 30 декабря 2019-го — это пиковый день продаж прошлого года.
Если сравнивать с сентябрем 2019 года, уровень расходов россиян снизился на 2,4%, а обороты бизнеса — на 9,8%.
Россияне стали чуть больше тратить на продовольственные товары — рост на 2,2%, и на непродовольственные — рост на 1,4%. А на услугах экономят — падение на 14% по сравнению с прошлым годом.
Цветы в школу
Спрос на цветы 1 сентября 2020 года — данные Сбериндекс
Пиковый день продаж букетов в этом году выпал на 31 августа, но 1 сентября родители тоже тратились на цветы.
Средний чек на цветы в этот день оказался на 12% ниже, чем в обычные дни — 798 рублей. Вот регионы с самыми дорогими и самыми дешевыми букетами:
- Камчатский край — 1383 рублей;
- Магаданская область — 1369 рублей;
- Москва — 1343 рублей.
- Псковская область — 526 рублей;
- Курганская область — 518 рублей;
- Кировская область — 508 рублей.
В целом объем расходов на цветы в сентябре на 0,6% выше, чем в 2019 году.
Кафе и доставка еды
Оперативная оценка динамики потребительских расходов — данные Сбериндекса
В сентябре всё еще мало тратили на еду вне дома: по сравнению с этим же периодом в 2019 году отрасль просела на 23,7%. Но если смотреть динамику за весь год, окажется, что россияне стали есть в кафе и ресторанах чаще, чем летом.
Чеки на онлайн-заказы еды выросли на 20% по сравнению с первым кварталом 2020 года.
Пиво в магазинах у дома
Кажется, что пиковый сезон продаж пива приходится на летние месяцы, но в этом году всё пошло не так. В июне — августе пивные ларьки у дома увеличили продажи на 124,4% по сравнению с тем же периодом в 2019 году, а в сентябре — на 153%.
Алкогольные магазины возле дома вообще стали более популярным каналом продажи пива. В 2019 году пивные напитки в них покупали около 20% россиян, а в 2020-м — уже 43,6%. В минимаркетах продажи алкоголя снизились: на них приходится 35,3% общих продаж.
Здоровое питание и натуральные продукты
За лето 2020 года спрос на здоровое питание в России вырос в три раза по сравнению с прошлым годом и продолжает расти. Россияне покупают свежие овощи и фрукты, растительное молоко, бобовые и суперфуды, например семена чиа и кунжут.
По данным Вайлдберис, самый большой рост показали такие продукты:
- чечевица — рост больше чем в 180 раз к 2019 году;
- булгур и фасоль — в 70 раз;
- овес — в 62 раза;
- растительное молоко — в 46 раз;
- орехи — в 24 раза;
- ростки пшеницы и сушеные ягоды — в 15 раз;
- сухофрукты, травяные сборы, морские водоросли, гранола и сублимированные ягоды — в 11 раз;
- каши быстрого приготовления, гранола, спирулина и пищевые семена — в 8 раз;
- киноа — в 5 раз;
- заменители сахара — в 4,5 раза;
- злаковые батончики и клетчатка — в 3,5 раза.
По данным Озона, продажи продуктов здорового питания за летние месяцы увеличились втрое к прошлому году, и в сентябре этот рост продолжился: например, растительное молоко стали покупать в 4,5 раза чаще, чем в прошлом году. А кокосовое молоко стало самым покупаемым товаром среди продуктов повседневного спроса.
В X5 Retail Group отметили интерес покупателей к веганской, органической и функциональной еде, без глютена и без сахара.
Маски, антисептики и очистители воздуха
В сентябре на 37% выросли продажи масок и на 47% — перчаток. Вайлдберис и Озон говорят о росте выше 100% по сравнению с августом. Возможно, это связано с тем, что школьники и студенты пошли учиться и им понадобились новые наборы защитных средств.
Продажи антисептиков упали на 17%. Скорее всего, потому что диспенсеры с дезинфицирующими средствами установили почти во всех общественных местах.
В в 2,5-4,5 раза вырос спрос на рециркуляторы воздуха, пульсоксиметры и ингаляторы. Чаще всего их покупают в Москве и Санкт-Петербурге.
Отечественные автомобили
Продажи Автоваза на российском рынке выросли на 6,1% в сентябре 2020 года по сравнению с показателем прошлого года. У нас нет никаких предположений, почему.
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.