Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Что такое дебиторская задолженность и почему ее нужно контролировать
Дебиторская задолженность (или дебиторка) — это то, что бизнесу должны другие. Долгом могут быть не только деньги, но и товары, услуги. Важно вести учет дебиторки, иначе ее избыток в бухгалтерском балансе может привести к разорению компании. Рассказываем, как этого избежать.
Кто может быть дебитором
Компания «Зернократия» поставила кофейне «Латтенянка» партию кофейного зерна с отсроченным платежом. С того момента, как кофейня получила зерно, и до его оплаты между ней и поставщиком образовалась дебиторская задолженность. В этой ситуации «Латтенянка» — дебитор, то есть должник, а поставщик «Зернократия», давший в долг, — кредитор.
Дебитором может быть не только тот, кто покупает в долг, — вот другие примеры.
Поставщик. Если бы «Латтенянка» заплатила вперед компании «Зернократия» за поставку зерна, то поставщик по отношению к ней стал бы дебитором — он был бы обязан отгрузить ей товар на сумму аванса.
Заемщик. Когда одна компания выдает другой заем, то его сумма — это дебиторская задолженность заемщика, которую он обязан погасить до истечения срока займа.
Сотрудник. Допустим, «Зернократия» по ошибке перевела своему менеджеру сумму больше, чем указано в договоре. В этом случае переплата — это дебиторка, которая будет висеть, пока сотрудник не вернет деньги или пока бухгалтерия не вычтет эту сумму из следующей зарплаты сотрудника.
Госорганы. Все та же «Зернократия» отчислила в налоговую больше денег, чем была должна. Переплата по налогам и сборам — это тоже дебиторка. По закону компания может вернуть ее или зачесть в счет уплаты других налогов.
Дебиторская задолженность относится к активам компании, ее имуществу. В бухгалтерском балансе она отражается в части «Оборотные активы».
Этот актив считается замороженным, пока с компанией не рассчитаются — например, до получения денег, отгрузки товара или приемки оказанной услуги.
До тех пор, пока это не произойдет, компании-кредитору нужно привлекать деньги на операционную деятельность из других источников — собственных средств или займов. В бухгалтерском балансе они называются пассивами.
Считаем за вас налоги и взносы, готовим отчеты, компенсируем штрафы. Занимайтесь бизнесом, а не бумагами!
Почему дебиторку нельзя пускать на самотек
Если объяснять просто, то есть два вида дебиторской задолженности.
Плановая, когда между кредитором и дебитором есть договоренность о сроке погашения и он еще не наступил. Например, «Латтенянка» договаривается с компанией «Зернократия», что получит зерно 1 марта, а оплатит его в течение 10 дней после поставки. До 10 марта дебиторка будет плановой.
Просроченная, когда оплата в срок не состоялась. Такая дебиторка становится проблемной, потому что чревата прямыми убытками: долг могут не вернуть.
Растущая дебиторка в бухгалтерском балансе — это повод для беспокойства, и вот почему.
Если растет дебиторка, то может вырасти и доля просроченной задолженности. Например, если «Зернократия» будет отгружать зерно с отсроченным платежом неограниченному числу кофеен, увеличится риск того, что кто-то из них не заплатит вовремя. Значит, бизнес может утратить стабильность.
Кассовый разрыв — недостаток средств для погашения расходов: бизнесу нужно больше денег, чем есть на счетах
Деньгами в виде дебиторки нельзя воспользоваться. А ведь компании нужно продолжать работу: закупать или производить новые партии товара, платить зарплату и налоги в бюджет, содержать офис. Если деньги от дебиторов еще не поступили, а бизнесу уже надо платить по своим обязательствам, происходит кассовый разрыв.
В этом случае приходится привлекать дополнительные средства, например использовать деньги собственника, занимать или брать кредит. Если кредитов слишком много, это грозит компании банкротством.
Пример. «Зернократия» поставила зерно с отсрочкой платежа нескольким кофейням: «Латтенянке», «Кофейному экспрессу» и «Утреннему зомби». Две последние кофейни не заплатили вовремя, а «Зернократия» уже должна оплатить доставку новой партии кофе с плантации и выплатить зарплату сотрудникам. Она берет кредит и кое-как выходит из ситуации. Но в следующий месяц с оплатой подводит уже «Латтенянка». Поставщик не получает деньги вовремя и не может погасить собственные долги в полном объеме. Он берет новый кредит. В это время случается следующая беда — увеличиваются расходы на закупку зерна. Кредиты накапливаются, и бизнес постепенно приближается к разорению.
Предположим, что собственник компании готов бесконечно вкладывать деньги в бизнес, не пользуясь займами. Даже при таком идеальном сценарии это все равно знак, что компания неправильно распоряжается деньгами. Бизнес не должен только поглощать их — он должен зарабатывать.
Читайте также:
Нужен ли ИП бухгалтер и, если да, то какой?
Как управлять дебиторской задолженностью
Чтобы не допустить худшего сценария, держать дебиторку под контролем надо еще до ее возникновения. Как это делать?
Шаг 1. Прописать политику кредитования контрагентов
Это документ, в котором закреплено, на какие суммы, на какой срок и кому вы готовы продавать товары или услуги с отсрочкой платежа.
Чтобы понять, какой объем дебиторской задолженности ваша компания может себе позволить, не попадая в кассовый разрыв, нужно узнать размер ожидаемого годового капитала. Сделать это можно по формуле:
Ожидаемый годовой капитал = текущий капитал + плановая прибыль − планируемые дивиденды + увеличение заемного капитала
Пример. Текущий капитал «Зернократии» — 500 тыс. руб. Он включает в себя уставной капитал, нераспределенную прибыль (или убыток прошлых лет, если компания работала в минус) и добавочный капитал (дополнительные вклады участников).
Плановая прибыль за период — 1 млн руб.
Планируемые дивиденды, то есть ожидаемое уменьшение капитала, — 100 тыс. руб.
Увеличение заемного капитала, то есть займы компании, — 500 тыс. руб.
Подставляем данные в формулу:
Ожидаемый годовой капитал = 500 000 + 1 000 000 − 100 000 + 500 000 = 1 900 000 руб.
Теперь посчитаем допустимый размер дебиторской задолженности по формуле:
Допустимый размер дебиторской задолженности = ожидаемый годовой капитал − оборотные активы в виде товарно-материальных запасов (сырье, материалы и пр.) − внеоборотные активы (стоимость движимого и недвижимого имущества, используемого компанией) − расходы на обслуживание собственных кредитов − плановый остаток денежных средств
Пример. Ожидаемый годовой капитал «Зернократии» — 1,9 млн руб. Оборотные активы — 400 тыс. руб., внеоборотные — 300 тыс. руб. Расходы на обслуживание собственных кредитов — 200 тыс. руб. Плановый остаток денежных средств — 500 тыс. руб.
Считаем:
Допустимый размер дебиторской задолженности = 1 900 000 − 400 000 − 300 000 − 200 000 − 500 000 = 500 000 руб.
Выходит, компания может давать в долг без больших рисков для себя не более чем на 500 тыс. руб.
Далее нужно выяснить средний допустимый срок отсрочки. Он вычисляется через коэффициент оборачиваемости:
Коэффициент оборачиваемости = плановая выручка / плановая дебиторская задолженность
Пример. Предположим, план продаж «Зернократии» — 2 млн руб. в год, а допустимый размер дебиторской задолженности — 500 тыс. руб. Тогда коэффициент оборачиваемости будет таким: 2 000 000 / 500 000 = 4.
Зная этот коэффициент, посчитаем допустимый срок отсрочки по формуле:
Количество дней отсрочки = 365 дней / коэффициент оборачиваемости
Пример. Количество дней отсрочки = 365 / 4 = 91 день.
На такой срок компания может отгружать товары в долг — не более.
Наконец, надо определить, кому давать отсрочку. Это можно сделать, проанализировав своих контрагентов по следующим критериям.
Финансовое положение можно оценить, запросив у контрагента бухгалтерский баланс. В нем нужно проверить:
Проверить благонадежность потенциального дебитора можно при помощи сервисов:
Считаем за вас налоги и взносы, готовим отчеты, компенсируем штрафы. Занимайтесь бизнесом, а не бумагами!
Наконец, надо решить, какой именно будет ваша политика кредитования. Она бывает трех видов.
Вся эта информация нужна для составления политики кредитования контрагентов. Здесь пример того, как может выглядеть этот документ.
Шаг 2. Разработать отчетность по контролю дебиторки
Речь о создании реестра старения дебиторской задолженности. С его помощью можно контролировать, кто и сколько должен компании. На практике он может выглядеть так:
Здесь задолженность разбивается по контрагентам и срокам погашения (отдельной графой можно вывести просроченную задолженность).
Но можно учитывать дебиторку по ее видам. Вот такими в этом случае будут графы:
Читайте также:
Отличия хорошего бухгалтера
Шаг 3. Разработать регламент по работе с дебиторской задолженностью
Это инструкция для сотрудников, где четко прописаны следующие пункты.
Пример. Анализ дебиторской задолженности производится ответственным подразделением _______ в лице (должность) ________ не менее 1 раза в год и не позднее окончания финансового года на 31 декабря.
Текущий анализ и размер дебиторской задолженности подтверждается собранием комитета по инвентаризации дебиторской задолженности и подписывается генеральным директором в срок не позднее ____.
Пример. В случае обнаружения просроченной дебиторской задолженности ответственным сотрудникам нужно:
Пример. Если срок дебиторской задолженности составляет более трех лет с момента ее образования, а досудебная и судебная работа с долгом не принесла ожидаемых результатов, задолженность подлежит списанию в бухгалтерском и налоговом учете на текущие расходы как безнадежная к взысканию.
Если кредитор был ликвидирован, что подтверждается выписками из ЕГРЮЛ, то дебиторская задолженность также подлежит списанию.
Шаг 4. Включить показатели по дебиторской задолженности в систему мотивации сотрудников
Стоит ввести поощрение для команды, если оплата от контрагента получена вовремя, и санкции, если имеет место просрочка. Это нужно для того, чтобы сотрудники понимали: важен не только факт продажи, но и своевременное погашение дебиторской задолженности. Без этого компания будет нести издержки, и это отразится в том числе на зарплатах.
Шаг 5. Максимально автоматизировать работу с дебиторской задолженностью
Пусть отчет по дебиторке автоматически подгружается из вашей учетной системы, например 1С, на наглядный дашборд, а напоминания об оплате автоматически рассылаются дебиторам. Такую систему можно настроить, например, при помощи сервиса Cubisio.
Резюме
Чтобы дебиторка не приносила проблем, важно сделать следующее:
Считаем за вас налоги и взносы, готовим отчеты, компенсируем штрафы. Занимайтесь бизнесом, а не бумагами!