i
×

Издание для бизнеса.

Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.

Меньше хайпа, больше пользы!

Ушла с телевидения и открыла турагентство

Екатерина Хара, владелица турагентства рассказывает, как открыла бизнес в новой сфере
4 июля
11826
21
1

Екатерина Хара 14 лет работала на телевидении и радио в Тамбове, в один день решила уволиться и открыть туристическое агентство.

Героиня — Екатерина Хара, владелица туристического агентства «Сахара». Записалa Ольга Голева, редактор.

700 000 рублей на открытие

Четырнадцать лет я искала дело по душе: работала на радио, телевидении, возглавляла охранное агентство, была руководителем пресс-службы Тамбовской городской Думы. И вот в декабре 2018 года я увидела материал про туристические агентства.

Уволилась и решила, что открою туристическое агентство. Я сразу полюбила это дело, захотела им заниматься и прошла весь процесс от и до. Не было момента, когда мне показали и рассказали, как заключить договор с туроператором или подготовить группу туристов к поездке — до всего доходила сама.

ИП оформила раньше, чем арендовала помещение и сделала в нем ремонт. Когда документы были у меня на руках, отправила запросы туристическим операторам, чтобы заключить с ними договоры.

Как только получила договоры, стала работать. Месяц ушел на подготовку к открытию офиса, и стоило это 700 000 рублей.

Расходы
Стоимость

Ремонт

193 000 ₽

Оформление офиса

70 000 ₽

Обучение

100 000 ₽

Разработка логотипа, визитки, конверты и пакеты с логотипом

20 000 ₽

Компьютеры, мониторы для меня и менеджера, плазменная панель для клиентов

127 000 ₽

Мебель

97 000 ₽

Канцтовары

18 000 ₽

Сайт и программы для работы турагентств

50 000 ₽

Чай, кофе, печенье для туристов

25 000 ₽

300 000 ₽
за месяц — максимальный доход в сезон

Деньги отбила за полгода. Благодаря моей известности сразу пошли клиенты.

Кредит не брала, это мои сбережения: хотела купить квартиру, но решила вложить в дело.

Доход в месяц зависит от времени года. С конца весны и до конца сентября — самый сезон, зарабатываем до 300 000 рублей в месяц, из которых платим аренду и зарплату. В холодное время года туристов мало, поэтому и доход падает до 50 000 рублей в месяц.

У меня были деньги на старт и на подстраховку. Не стоит открывать бизнес, когда нет денег на его содержание в первые полгода: аренду, зарплаты сотрудникам, программное обеспечение и непредвиденные расходы. Мои траты в месяц — 135 000 рублей, запас на полгода — 810 000 рублей и вот из чего складывается сумма:

Расходы
Стоимость

Аренда

25 000 ₽

Зарплаты сотрудникам

50 000 ₽

Программное обеспечение

10 000 ₽

Реклама

20 000 ₽

Непредвиденные расходы

30 000 ₽

У меня есть деньги на полгода работы в ноль — это мое спокойствие на случай, если не будет туристов, а зарплату и аренду платить надо.

Личный бренд и сарафанное радио оказались лучшей рекламой

В феврале 2019 года я вернулась из Турции, получила документы от туроператоров, написала в соцсетях, что сменила занятие — через пять дней пришли первые путешественники. Это была группа туристов, которые летели в Турцию. Прочитали пост о том, что я открыла турагентство и пришли.

Как еще рекламирую агентство:

  • выступаю партнером городских мероприятий;
  • провожу детские праздники у себя в офисе, например на День защиты детей. Мы объявили конкурс детских рисунков.
    Детские рисунки висят в офисе до сих пор

    Эти рисунки мы развесили в офисе, наняли аниматоров, сделали угощение, дарили подарки;

  • веду аккаунты в соцсетях;
    Рассказала друзьям, что открыла турагентство, прикрепила скрины с нашими данными, чтобы люди знали, куда идти и по какому номеру звонить
  • покупаю таргетированную рекламу;
  • выступаю на местных телеканалах, на радио, даю интервью в газеты как эксперт по туризму;
  • трачу деньги на промоутеров, которые раздают рекламу на городских мероприятиях и праздниках, дарю там подарки: маски для сна, подушки для самолетов, пляжные сумки — то, что может пригодиться;
  • партнеримся с компаниями. Мы договорились с магазином оптики, что при покупке путевки, я даю туристам карту со скидкой 30% в этот магазин. Эти 30% оплачиваю я. Когда в оптике покупают очки, продавец кладет нашу визитку в каждый пакет. Это акция на лето.

Продолжаю работать на радио, но от зарплаты отказалась и рассказываю о своем агентстве в эфире. Тут определенный бартер получается, но эти расходы можно заложить в рекламный бюджет.

Подключила сарафанное радио — пригласила на открытие агентства известных людей Тамбова, например Ольгу Плотникову, юриста и президента Ассоциации правовой помощи, Олесю Павлову, блогера-маркетолога, Тину, певицу и диджея, у них по 20 тысяч подписчиков.

Благодаря сарафанному радио приходит 60% путешественников. В маленьких городах оно хорошо работает.

Помещение напротив администрации города

Помещение для офиса искала в соцсетях, на Авито и в местных газетах. Хотела, чтобы офис был в в центре города, близко к ключевым местам и транспорту. У нас рядом остановка общественного транспорта, торговый центр и одна из центральных улиц — «тамбовский Арбат», а окна смотрят на администрацию. Офис нашла на Авито.

Турагентство — это помещение, где есть столы, стулья и компьютеры. И все это одинаково и не всегда уютно. Я сняла офис в пятьдесят квадратных метров, с большими окнами. Мне не нравились розовые стены и пол, я решила сделать ремонт.

Мне понравились большие окна и местоположение самого здания, но пол и стены были ужасными

Теперь у нас интерьер, которого нет ни у кого в Тамбове. Я всё придумала сама, рисовала на бумаге и показывала рабочим. Материалы для ремонта тоже выбирала сама, потому что хотелось, чтобы офис не смотрелся дешевым.

Мы поменяли покрытие пола и сделали паркет. Самым сложным было выбрать паркет, зато получилось красиво. На одной стене сделали логотип и название, на другой повесили карту, поставили мебель, чтобы туристы чувствовали, что их путешествие уже начинается в нашем офисе

В офисе две зоны: одна — для отдыха туристов, другая — где мы работаем.

Это рабочая зона, которую мы постарались сделать как можно удобнее для туристов и менеджеров

Мне не нравится, когда приходишь в турагентство, а менеджер поворачивает монитор, чтобы клиент мог посмотреть фотографии отелей. Поэтому мы повесили плазменный монитор на стену. Когда туристы приходят, мы показываем им фотографии на этом плазменном экране.

Еще у нас висит карта из гипса.

Гипс накладывали слой за слоем, потом выпиливали, и получилась огромная карта, разрисованная, под барельеф

Параллельно с ремонтом дизайнеры работали над логотипом, а я думала над названием. Мне хотелось, чтобы в названии было две составляющие — то, что указывает на туризм, и на мою фамилию. Я делала ставку на свою узнаваемость. И вот в названии «Сахара» удалось совместить эти две составляющие.

Название и логотип мы написали на стене офиса

У нас всё брендированное: фирменные пакеты с подарками, фирменные конверты с логотипами. На это у нас отдельная строка расходов.

Менеджера искала два месяца

Я начала с кадров и наняла бухгалтера. Он не сидит с нами в офисе, работает удаленно.

Потом стала искать менеджера — человека, который разбирается в туризме, любит свою работу и людей, потому что в сфере услуг важно, чтобы клиент был окружен вниманием.

Мы решили, что найдем подход к каждому, с любым бюджетом и запросом, и поможем ему почувствовать себя самым важным. И вот эту атмосферу мы стараемся донести с порога нашего офиса, а если менеджер не любит людей и работу, такого отношения не получится.

У меня были такие требования к менеджеру:

  • опыт работы в туризме. Я сама только начинала работать в этой сфере, и искала человека, который уже работал в ней. Но всё равно приходили без опыта;
  • уметь общаться с клиентами. Турагент — что-то вроде семейного доктора, с которым общаются годами, летают годами, которого советуют друзьям. Человек должен вызывать симпатию.

Но такого специалиста я не нашла: у кого был опыт работы, были не особо общительными.

Решила работать одна и продолжать искать менеджера. Но я не могу взять на себя ответственность и работать, не понимая, что делаю. Я оплатила курс для начинающих туристических менеджеров. Курс проходил в Москве, училась четыре недели. Как только закончила работать в офисе, уехала учиться на курсы. Во время учебы туры еще не продавала.

У меня были опасения, что никакие курсы не могут дать полный объем информации. То, что наработано годами, за четыре недели не получишь, но я получила базовые понятия о работе менеджера по туризму и турагентства. После курсов как одного из лучших выпускников меня пригласили продолжить учиться на курсе для руководителей агентств, но уже в Турции. Я поехала в Турцию, курс длился неделю.

Отели и операторов проверяю перед каждой продажей путевки

У меня было много вопросов в начале работы, но мне повезло с контактами. Когда я училась в Турции, познакомилась там с директорами крупных турагентств из разных городов, у которых сети по 15-20 агентств в России. Сейчас я могу обратиться к ним по любому вопросу, и они посоветуют и отель, и гида, и программы развлечений.

На фото владельцы крупных турагентств России после курса в Турции. Рядом со мной Ирина Багина и Алена Ларина, у них агентства по франшизе в Москве, Подмосковье и Тюмени

На сайте отели отличаются только фотографиями, отзывы тоже надо делить на два. Поэтому мне помогают только личные консультации в чате. Человек 10-15 отзываются всегда и рассказывают, что с этим отелем так, а что нет. Поэтому я отправляю туристов только в проверенные места. Если наши путешественники говорят, что что-то не понравилось или отдых был испорчен, я больше не продаю путевку в этот отель или тур.

Если наши путешественники говорят, что отель не понравился и отдых был испорчен, я больше не продаю путевку в этот отель или тур

Пока училась, начала работать с клиентами. Поэтому взяла человека, который умеет общаться с туристами и хочет работать в этой сфере. Я отправила её на те же курсы в Москву, где училась сама, и оплатила учёбу.

Онлайн-кассы и запрет на перелеты в Грузию

С первого июля мы ставим кассы, но до этого правительство дало отсрочку ИП без сотрудников до 2021 года. Оказывается, туризма это не касается, потому что мы перепродаем услуги туроператоров.

Но касса не может заставить нечестных операторов работать по закону и платить налог со всех продаж. Если турагентство работает без чеков и онлайн-кассы, оно продолжит так работать. Кто продавал с чеками и документацией — продолжат это делать. Здесь зависит от честности самих руководителей, а кто хочет обойти закон, тот обойдет.

Получилось, что закон не доработали, а кассу ставить надо. Нам касса обошлась в 25 тысяч рублей, для нас это немалая сумма. Достать ее дополнительно непросто. Вот на такие случаи стоит откладывать деньги на непредвиденные расходы.

Нам касса обошлась в 25 тысяч рублей, для нас это немалая сумма

Недавно турагентствам запретили устраивать паломнические поездки и передали их в ведомство церкви. Агентства, которые занимаются такими поездками, потеряли эту нишу. У меня редко покупают такие поездки, поэтому я не почувствовала потерю туристов.

Или история с Грузией — нам это сильно усложнило работу. Да, в страну можно попасть через другие страны, но это делает поездку дороже и сложнее.

Конкуренты воруют посты в соцсетях

Владельцы турагентств в Тамбове воруют мои посты в соцсетях, идеи праздников и подарков для туристов.

Я промониторила отели, цены и сделала выборку. Через 20 минут после публикации появляется пост на странице другого турагентства с такими же отелями, но в другом порядке. Цены ниже, но внизу подписано, что дополнительно надо оплатить топливный сбор.

Иногда под моими постами пишут комментарии и рекламируют свои агентства. Я их блокирую. Если я провожу какую-то акцию, ее повторяют другие местные турагентства.

Иногда звонят и просят подобрать сложные туры, чтобы было три страны, пять перелетов, разные группы людей. Так развлекаются представители других турагентств в городе. Я ищу, подбираю туры, но они больше не перезванивают. Зато у меня копится база отелей, возможных стыковок при перелетах.

Я ищу, подбираю туры, но они больше не перезванивают. Зато у меня копится база отелей, возможных стыковок при перелетах

Мне хочется постоянных возвратных туристов, тех, кто будет с нами летать не один год. Еще хочу открыть офисы «Сахары» в городах центральной России. Но нельзя, не доделав в одном месте, начинать что-то в другом.

Свежак

Десять ошибок в наружной рекламе

Директор придумал необычную рекламу и отдал дизайнеру, а тот не стал проверять требования закона. Оператор наружной рекламы решил, что заказчик сам всё проверил, и разместил так. В итоге в городе висит реклама с нарушением закона, а директор узнает об этом из нашей статьи. Та-дам
5 сентября
543
6
7
В закладки на всякий случай

Что делать, если затопило магазин

В магазине — потоп: вода на полу, вещах и даже на кухне для продавцов. Оказывается, у салона над магазином прорвало трубу. Чтобы положение стало чуть лучше, рассказываем, как получить деньги на восстановление магазина.
30 августа 2018
3249
29
8

Как ничего не пропустить

Подпишитесь в соцсетях

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах. Шутим, но не слишком смешно.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Момент...
Готово!
Проверьте почту, пожалуйста

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях — ну что ж! Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.