i
×

Издание для бизнеса.

Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.

Меньше хайпа, больше пользы!

Зачем вести управленческий учет

Управленческий учет помогает спланировать доходы и расходы на месяц, год или даже пять лет
10 декабря 2019
722
58
0

Работа с финансами компании складывается из двух направлений — бухгалтерского учета и управленческого учета. И если про бухучет примерно знают все, то с управленческим учетом сложнее. Что это такое и зачем он нужен — разбираем на примерах реальных компаний.

Эксперт — Глеб Литвин, директор по развитию сервиса управленческого учета и бизнес-аналитики «Финансист». Записалa Наталья Болдырева, редактор.

Чтобы планировать доходы и расходы

Бухучет отражает прошлое: сколько заработали, потратили и сколько налогов нужно заплатить. Управленческий же учет — про будущее: он показывает, сколько, возможно, заработаем и потратим в ближайший квартал, полгода, год и даже пять лет.

Управленческий учет основан на планировании. Но эти планы строят не на ровном месте, а на анализе движения денег. Как нужно вести бухгалтерский учет, устанавливает государство. А форма управленческого учета никем не регламентируется — каждый делает под себя.

Чтобы начать вести учет, можно использовать специальный сервис или просто завести таблицу в Экселе. И туда записывать, откуда приходят деньги, какие суммы тратятся, где точка безубыточности — сколько надо заработать в этом месяце, чтобы не уйти в минус.

Чтобы не допустить ненужных трат

Если не вести управленческий учет, сложно понять, сколько денег можно потратить, а сколько поступит в будущем. Кажется, что на счету большая сумма и можно шиковать, но, возможно, это не так.

Рекламное агентство получило предоплату за проекты 2 млн рублей.

Директор потратил 400 000 рублей на зарплаты и 400 000 рублей на новые компьютеры, ремонт, мебель.

Затем на выполнение проектов потребовалось 1 800 000 рублей, этих денег у агентства уже не было, и в ближайшее время доходов не планировалось.

Шаблон платежного календаря — скачать в Эксель

В таких ситуациях помогает отчет движения денег, его еще называют платежным календарем. В нем пишут, какие суммы пришли, какие ушли. Календарь заводят на разные периоды: например, у компании кредит на три года, тогда нужно в календаре отразить все платежи по кредиту и запланировать деньги, которые пойдут на них.

Такие календари не помогут, если денег уже нет, но предупредить ненужные траты получится.

Если бы директор рекламного агентства вел календарь, он бы заметил, что после поступления двух млн рублей идут только расходы, а доходов нет. Он или отложил бы ремонт, или постарался заранее найти новых клиентов.

Чтобы не работать в убыток

Еще управленческий учет нужен, чтобы отслеживать, работают маркетинговые акции или нет.

Небольшому таксопарку в Москве было сложно конкурировать с крупными агрегаторами вроде Яндекс-такси. Чтобы привлечь клиентов, компания решила раздавать купоны со скидкой 50—70% на первую поездку. Еще вложили деньги в рекламу: распечатали листовки, разместили банеры, дали объявления в социальных сетях.

В моменте возник прирост новых клиентов, но затем руководитель стал ощущать, что поток людей идет, а денег всё меньше и меньше.

Оказалось, что клиенты по купонам совершали одну поездку с большой скидкой и больше в таксопарк не обращались.

Если бы руководитель таксопарка вел управленческий учет, он бы посчитал, сколько денег приносит один человек не разово, а постоянно.

Еще до запуска акции нужно продумать три основных сценария: положительный, нейтральный и негативный. В первом случае каждый третий клиент возвращается, во втором компания компания уходит в ноль, в третьем — в убыток.

После запуска стоит начать записывать контакты людей, которые совершили поездки по купонам, и смотреть, сколько из них обратились повторно. Через некоторое время станет понятно, возвращаются ли клиенты, и есть ли смысл продолжать акцию. Наш таксопарк учет не вел, поэтому компания работала в убыток семь месяцев.

Чтобы знать, где сэкономить

Управленческий учет помогает найти точки экономии — сократить расходы там, где кажется, что сократить их нельзя.

Компания занимается поставкой спецтехники: подъемников, погрузчиков, кранов. В какой-то момент руководитель задался целью выйти на годовой оборот в миллиард рублей.

Решили детально заняться управленческим учетом — проанализировать доходы и расходы и составить план на год вперед.

Среди расходов заметили, что 600 000 рублей в год компания тратит только на банковское обслуживание, комиссии и валютные счета.

Оказалось, что компания открыла расчетный счет, когда у нее были нулевые обороты. Компания стала расти, а тарифы остались прежними: за три года переплатили больше миллиона рублей.

Если бы в компании сразу записывали все расходы, то заметили, сколько тратят на банковское обслуживание. В итоге компания обратилась бы в банк, поменяла тарифы на актуальные и сэкономила 350 000 рублей в год.

Осторожно

Что нельзя рекламировать

Одна компания использовала молитву в рекламе и получила штраф в сто тысяч рублей, другая назвала покупателей лопухами, и тоже ничего хорошего. Всё дело в законе о рекламе.
15 июня 2018
30802
171
21

Как ничего не пропустить

Подпишитесь в соцсетях

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах. Шутим, но не слишком смешно.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Момент...
Готово!
Проверьте почту, пожалуйста
Не получилось отправить :-|

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях — ну что ж! Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.