Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Рекламные расходы для упрощенки 15%
Читатель Валерий спрашивает:
Я ИП на упрощенке «доходы минус расходы». Могу ли списать на расходы рекламу в интернете? И какие вообще правила с учетом рекламных расходов?
Еще о рекламе:
Как учесть рекламу в Фейсбуке в расходах
Рекламные смски чужим клиентам
Что нельзя рекламировать
Списать расходы на рекламу, а подтверждающие документы не сохранить
Что считается рекламой
Чтобы понять, какие расходы можно списывать на рекламные, а какие нет, разберемся, что такое реклама.
По закону рекламой будет информация, которая отвечает двум критериям:
В законе нет пояснения, что такое неопределенный круг лиц. Критерий неопределенности вызвал вопрос даже у налоговой — ей ответила антимонопольная служба:
Сувенирка тоже вызывает споры. В одном письме антимонопольная служба пишет, что логотипы и товарные знаки на сувенирах — это реклама, и неважно, кому фирма их отдает:
А в другом письме ручки и футболки, которыми пользуются сотрудники, уже не считаются рекламой:
Получается, сувениры для сотрудников и именные каталоги, листовки или брошюры рекламой не считаются.
Нормированные и ненормированные расходы
Любая реклама на упрощенке 15% идет в расходы, но есть отличие в суммах:
Вид расходов зависит от вида рекламы, вот таблица.
Ненормированные — без ограничений
Нормированные — не больше 1% выручки
реклама в газетах, журналах, на телевидении, по радио и в кинотеатрах
призы для победителей розыгрышей, конкурсов или акций: сертификаты, подарки, товары
реклама в интернете:
баннерная;
таргетированная, в том числе во Вконтакте и Инстаграме;
контекстная;
видеореклама;
поисковая оптимизация сайта, например оплата услуг агентства или сеошника;
реклама в лифтах, подъездах, на автобусах, машинах или в метро
наружная реклама: изготовление и аренда рекламных щитов, световых табло, стендов
сувениры: ручки, блокноты и статуэтки, футболки с логотипом компании
участие в выставках, ярмарках, экспозициях, выставках-продажах
затраты на проведение дегустаций товаров, раздачу бесплатных образцов продукции
оформление витрин, комнат образцов, демонстрационных залов
смс-рассылки
изготовление рекламных брошюр, каталогов с товарами или услугами компании
реклама в каталогах торговых сетей. Например, купон сырков «Голландия» в каталоге Пятерочки
уценка товаров, которые потеряли свой товарный вид во время выставки или пока стояли в витрине магазина
реклама внутри зданий: торговых центров, кинотеатров, в аэропортах и вокзалах
Выручкой, от которой считается 1%, налоговая называет все поступления на счет предпринимателя от продажи товаров или услуг. У компаний на общем режиме налогообложения всё сложнее, потому что есть НДС, но об этом расскажем в другой раз.
Расходы на рекламу списывают сразу или в течение года
Закон разрешает учитывать траты на рекламу в расходах сразу после оплаты и подписания акта.
Расходы на ненормированную рекламу предприниматель полностью списывает в том отчетном периоде, в котором потратился. Списать частями расходы не получится. А нормированные расходы списываются в том же периоде или в течение года. Теперь на примере.
Магазин «Лосось» в первом квартале проводит розыгрыш призов в соцсетях. Приз — ноутбук за 20 000 рублей. Чтобы привлечь больше участников, магазин запускает таргетированную рекламу на 300 000 рублей.
300 000 рублей, которые магазин потратил на таргетированную рекламу, он списывает на расходы в первом квартале.
20 000 рублей на приз магазин потратил в январе 2019 года. Как он будет их списывать, зависит от выручки.
Квартал
Выручка магазина
Можно списать
первый
500 000 рублей
5000 рублей
второй
600 000 рублей
6000 рублей
третий
400 000 рублей
4000 рублей
четвертый
500 000 рублей
5000 рублей
по итогам года
2 000 000 рублей
20 000 рублей
Правило для нормированных расходов такое: списать можно не больше 1% выручки за квартал. Если в следующем квартале выручка вырастет, списываете остаток расходов за прошлый, но опять не больше 1% выручки. Списывать остатки налоговая разрешает до конца года, в котором были траты.
С нормированными расходами есть нюанс: предприниматели на упрощенке платят налог авансом каждый квартал, тогда же списываются расходы. Если списать за квартал больше 1%, по итогам года появится долг по налогам. А значит, налоговая насчитает пеню.
Подтверждения для налоговой: акты, фотографии и счета
Подтверждающие документы — все документы, которые доказывают, что реклама была:
Для выставок, ярмарок и экспозиций такими документами будут план и программа выставки, договор на участие, выставочный каталог, акт оказания услуг и отчет о проведении выставки.
Если магазин заказывает 1000 листовок, тогда одну листовку сохраняет для налоговой. Для наружной рекламы или рекламы в газете бухгалтер попросит фотоотчет:
Подтверждением для рекламы в социальных сетях будут скриншоты, отчеты из рекламного кабинета, списания с расчетного счета и акты. Например, Вконтакте отправляет акты электронно, через систему Диадок:
Как учесть рекламу в Фейсбуке в расходах
Если покупаете рекламу у блогеров, нужен договор оказания рекламных услуг, выписка с расчетного счета, акт и скриншот рекламной публикации.
4 года хранить рекламные материалы
Все документы, которые подтверждают рекламные расходы, и копии рекламных материалов нужно хранить в течение года:
Все, кто отправит документы офисному шредеру раньше, рискуют получить штраф:
Но если предприниматель списывал рекламные траты на расходы, хранить договоры и материалы нужно четыре года. Это требование налогового кодекса. Срок считается с того года, в котором списывали траты.
В 2019 году магазин учел в расходах затраты на наружную рекламу. Договор с рекламным агентством, акты и фотоотчет магазин должен хранить до 31 декабря 2023 года.
Если выбросить документы раньше, есть риск, что во время проверки налоговая отменит списание расходов, потому что у компании нет подтверждающих документов.
Спорные ситуации с рекламными расходами
По моему опыту налоговики при проверках уделяют много внимания рекламным расходам. Налоговая пытается оспаривать расходы в суде, когда в рекламе есть чужие товарные знаки.
У налоговой два аргумента: торговый знак не принадлежит фирме, и лицензионного соглашения на его использование нет. Значит, траты экономически не обоснованы и не могут учитываться в расходах.
Компания «Элита-98» списала на рекламные расходы изготовление и размещение наружной рекламы гипермаркета «Аллея». Налоговая решила, что расходы необоснованны, потому что в рекламе нет ни слова об «Элите-98», и обратилась в суд.
Но у «Элиты-98» были аргументы:
Суд встал на сторону компании.
Судебное дело
Вот еще пример: судебное дело налоговой против автодилера.
Дилер «Северный ветер» рекламировал машины «Форд». На рекламу компания потратила 7 миллионов рублей и списала их на расходы. Налоговая потребовала в суде доплатить 7 миллионов, потому что в рекламе не продвигалась компания «Северный ветер».
Суд отклонил требование налоговой, потому что у «Северного ветра» был договор с «Форд Соллерс Холдинг», и в договоре был такой пункт:
«Северный ветер» берет на себя обязанность осуществлять продвижение продукции «Форд Соллерс Холдинг», в том числе путем ведения рекламных акций.
Также суд обратил внимание налоговой, что в рекламе был адрес и телефон «Северного ветра».
Судебное дело
Суды чаще поддерживают налогоплательщиков. Свою позицию объясняют так: если реклама нужна для продажи товара — значит, расходы рекламодателя экономически обоснованы. А есть у него договор на товарный знак или нет, неважно.