Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Как составить бизнес-план
Бизнес-план — это программа действий с подробным описанием этапов развития бизнеса. Грамотно составленный бизнес-план поможет сформулировать стратегию развития и убедиться, что идею получится превратить в прибыльное дело. Разбираемся, как составить бизнес-план самостоятельно, что в нем нужно прописать и как упростить расчеты.
Что такое бизнес-план и зачем он нужен
Бизнес-план нужен, чтобы оценить перспективы бизнеса, прописать этапы его развития и просчитать риски. Например, если вы собираетесь открыть цветочный магазин, нужно заранее знать, сколько денег будет уходить на закупки, зарплату и аренду помещения, налоги и так далее и получится ли окупиться исходя из суммы, которая есть на запуск.
для бизнеса в Модульбанке
Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов
В общем, бизнес-план помогает реально оценивать свои силы:
Бизнес-план поможет вовремя скорректировать свои действия. Просчитав все, вы можете понять, что вам не хватает собственных денег и нужно привлекать инвестиции или взять кредит. Или, например, выбрать другое помещение.
Вот из каких частей может состоять бизнес-план:
В плане нужно прописать заранее свои задачи и цели. Например, вы хотите открыть сеть пекарен. Представьте и опишите, сколько магазинов хотите открыть, где они будут находиться, каким будет формат торговли — только офлайн или с доставкой через интернет.
Какую информацию собрать для бизнес-плана
Составление бизнес-плана предполагает много предварительной работы. Вот с чем нужно определиться:
Это минимальный объем сведений, без которых нельзя составить план. В зависимости от особенностей проекта может понадобиться дополнительная информация. К примеру, если бизнес будет связан с экспортом или импортом, нужно изучить санкционные ограничения, другие условия работы с иностранными партнерами и ставки таможенных пошлин.
Из чего состоит бизнес-план
При разработке бизнес-плана нужно учитывать несколько разделов — от общей информации о компании и проекте до финансовых прогнозов.
Резюме. Тут нужно коротко описать цели будущего бизнеса и обосновать, почему он будет успешным. Для этого пригодятся теоретические и практические знания о рынке, потребностях потенциальных клиентов или покупателей. Обычно резюме составляют уже после того, как готова основная часть документа.
Читайте также:
Нужен ли ИП бухгалтер и, если да, то какой?
Информация об ИП или компании. В разделе описывают:
Анализ рынка. Включает в себя:
Если собственной информации недостаточно, можно опираться на официальные данные, которые публикуют в экспертных СМИ и на сайтах государственных ведомств, например Росстата.
Пример разбора характеристик конкурентов в бизнес-плане:
Три фирмы-конкурента
Товары (услуги)
Цена
Сильные и слабые стороны конкурента
Магазин «Спортмастер»
Спортивные костюмы и инвентарь
Средняя цена спортивного костюма — 8000 руб.
Из плюсов: костюмы в наличии, стабильный график работы, есть сайт.
Минусы: завышенные цены, размерная сетка не больше 44-го размера, стандартные и распространенные изделия, никакой индивидуальности
Ателье «Орхидея»
Ремонт и пошив одежды
Пошив костюма по индивидуальным меркам — 5000 руб. (не считая стоимости материала)
Плюсы: современное оборудование.
Минусы: отсутствие рекламы в социальных сетях и прайс-листа в открытом доступе. Сроки изготовления — от 3 недель
Ателье «Авангард»
Швейная мастерская
Пошив костюма — 7000 руб.
Плюсы: удобное расположение и график работы.
Минусы: очень долгие сроки выполнения заказа (от 2 недель), устаревшее оборудование, плохие отзывы, очень завышенные цены
Пример SWOT-анализ анализа. Его используют, чтобы лучше понять особенности рынка. Он включает в себя оценку сильных и слабых сторон бизнеса, позволяет увидеть возможности для развития и оценить риски:
Сильные стороны
Слабые стороны
Клиентоориентированность
Ненастроенная воронка продаж
Качество продукции
Ограниченный бюджет
Репутация
Слабая представленность на рынке
Актуальный ассортимент
Пока ограниченный ассортимент
Квалифицированный персонал
Возможности
Угрозы
Повышение квалификации столяров
Ценовая конкуренция (демпинг)
Появление новых партнеров
Рост цен на сырье
Возможность захвата новых ниш за счет расширения ассортимента
Рост числа конкурентов
Уход с рынка конкурента
Поломки оборудования
Интернет-торговля
Форс-мажор
Финансовый план. Это важнейшая часть бизнес-плана. В нем можно расписать несколько долгосрочных сценариев. Например, в деталях описать каждый месяц первого года работы. Финансовый план должен учитывать:
Когда бизнес начнет работу, можно будет сравнить планируемые показатели с реальными и оценить прибыльность. Если все идет по плану или даже с превышением показателей, значит, вы отлично справляетесь. Если какие-то финансовые показатели не дотягивают до расчетных, значит, нужно будет искать новые точки роста или проблемные места.
Вот вариант развернутого финансового плана:
№ п/п
Наименование показателя
Ед. изм.
2022 год
1-й кв.
2-й кв.
3-й кв.
4-й кв.
Итого по проекту
1
Объем производства в натуральном выражении
шт.
163
211
238
277
889
2
Выручка от реализации продукции
руб.
180 600
246 800
280 600
322 500
1 030 500
3
Совокупные затраты на производство и сбыт продукции (услуг)
руб.
121 821,4
157 695,157
177 874,158
207 021,604
671 886
4
Инвестиционные затраты,в т. ч. :
руб.
350 000
0
0
0
350 000
4.1
Собственные средства
руб.
0
0
0
0
0
4.2
Заемные средства
руб.
0
0
0
0
0
4.3
Господдержка
руб.
350 000
0
0
0
350 000
5
Стоимость основных средств
руб.
254 150
246 175
238 200
222 250
6
Чистая прибыль
руб.
61 120,4
79 119
89 243,4
103 867,3
337 100
7
Порог рентабельности
руб.
363 131
8
Рентабельность продукции
%
50,17%
9
Срок окупаемости проекта
мес.
12
Производственный план. В производственном плане обычно обосновывают использование того или иного оборудования и помещений и подробно описывают процесс производства.
К примеру, если открываете пекарню, распишите в этом разделе, сколько времени будет затрачено на приготовление изделий и добавьте пошаговое описание процесса приготовления:
Маркетинговый план. В этом разделе подробно прописывают стратегию продвижения будущего бизнеса:
Читайте также:
История музея «Прогулка в темноте»: как компания пережила два кризиса и осталась на плаву
Оценка рисков. Включает в себя подробное описание слабых мест будущего бизнеса. В бизнес-плане, который предприниматель делает для себя, стоит рассматривать не только позитивные, но и негативные сценарии. Здесь стоит поразмышлять, с какими трудностями может столкнуться бизнес, и продумать заранее, как выйти из неприятной ситуации без потерь или с минимальными потерями.
Приложения. В приложениях указывают дополнительную информацию, которая не относится к основным пунктам плана, но может быть важна для того, чтобы составить цельное представление о будущем бизнесе. Это может быть подробный анализ рынка и конкурентов, патенты и разрешения на деятельность, договоры аренды или другие документы на коммерческую недвижимость, коммерческие предложения от поставщиков.
Как просчитать бизнес-план
Существуют специальные программы и сервисы, с помощью которых получится просчитать весь проект в деталях.
Читайте также:
Как выбрать CRM-систему. Чек-лист
Microsoft Excel. Некоторые используют для расчетов стандартную программу, которая есть на большинстве компьютеров. Но такой вариант подходит не всем, потому что нужно разбираться в формулах, чтобы составить программу расчетов.
Онлайн-конструкторы и программы для бизнес-планирования. Они работают так: пользователь вводит исходные данные своего проекта, а сервис готовит отчет о прибыли и убытках и рассчитывает другие финансовые показатели. Это простой и удобный способ, но у него есть свои недостатки. Сервисы ограничены в настройках и вряд ли смогут рассчитать сложный проект с большим количеством показателей.
Бесплатные варианты:
«Бизнес-план» — несложная программа на базе Excel с большим количеством удобных настроек. Минус таких программ в том, что невозможно знать заранее, насколько точным окажется готовый расчет.
Платные сервисы:
iGOTMONEY — простой конструктор бизнес-планов, работает на базе нейросети. Можно выбрать одно из восьми направлений бизнеса для расчетов. Цена — 990 руб.
Market Expert — еще одна программа для расчета бизнес-планов на базе MS Excel. Стоимость — 1490 руб.
Но нет абсолютно универсальных сервисов, которые смогут сделать все расчеты за вас. Даже если скачать готовый бизнес-план с расчетами, его все равно придется переделывать под себя, потому что каждый бизнес-план уникален и расчеты ведутся вручную. И лучший помощник тут все-таки MS Excel.
Где искать готовые бизнес-планы
Переработать чужой бизнес-план под себя вряд ли получится: каждый бизнес-проект по-своему уникален, у него собственная финансовая модель и свои нюансы. Но можно использовать готовые планы как шаблоны. Вот где можно найти уже заполненные бизнес-планы:
Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов