Это вторая часть материала о самозанятости. В первой мы разобрали популярные вопросы для самих самозанятых, а теперь ответим на вопросы их клиентов: как платить, чтобы банк не заблокировал счет, какой договор подписать и что делать с чеками. Эти советы универсальны для ИП и компаний.
Зачем нанимать самозанятого?
И ИП, и ООО при работе с физлицами платят за них налоги и страховые взносы, а если этого не делать, можно нарваться на штрафы.
С самозанятыми все проще: налог платит самозанятый, взносы не нужны, а от заказчика требуется только подписать договор и принять чек.
Можно ли перевести работников на самозанятость?
Это было бы выгодно для заказчиков, но налоговая за этим следит.
Нельзя работать с самозанятым, если он был сотрудником, — ст. 6 федерального закона № 422-ФЗ
По закону компания или ИП не могут работать с самозанятым, если в последние два года работали с этим же человеком по трудовому договору. Даже если все честно и работник сам уволился, а через какое-то время предложил свои услуги.
Это нужно, чтобы компании или ИП не переводили работников на самозанятость с целью сэкономить на зарплатных налогах. Даже если так сделать, то платить все равно придется как за штатного сотрудника.
Чтобы обойти это правило, компании стали меняться работниками: например, компании «Лосось» услуги оказывают работники ООО «Тунец», а «Тунцу» — работники ООО «Лосось», которых перевели в самозанятые.
Налоговая и Роструд объединились, чтобы проверять работодателей, — на сайте «Гарант»
О таких схемах налоговая знает и легко их вычисляет. Налоговая и Роструд объединились, чтобы одновременно проверять работодателей, которые нанимают самозанятых в качестве постоянных работников.
Комиссии по самозанятым — на сайте «Гарант»
С 1 марта 2024 года в регионах создают межведомственные комиссии, которые будут контролировать и выявлять подмену трудовых отношений гражданско-правовыми и препятствовать этому. На особом внимании — компании, у которых более 10 самозанятых с вознаграждением от 20 тыс. руб. и сроком договора от трех месяцев.
Как проверить самозанятого?
Перед тем как работать с самозанятым, нужно убедиться, что он действительно самозанятый, а не просто так сказал. Если человек обманул насчет своего статуса, клиенту придется заплатить НДФЛ по ставке 13% и страховые взносы — все, как по обычному гражданско-правовому договору с физлицом.
Чтобы не попасть в неловкую ситуацию, лучше сначала проверить исполнителя. Можно попросить самозанятого прислать справку о регистрации из приложения «Мой налог»:
Узнать статус самозанятого — на сайте ФНС России
Также можно все сделать самому на сайте налоговой:
Проверять самозанятого нужно и перед каждой выплатой, потому что исполнитель мог лишиться своего статуса, если с начала года заработал 2,4 млн руб. В таком случае он не сможет выдать чек. Дальнейшие работу и расчеты с ним нужно вести как с физическим лицом по обычному гражданско-правовому договору или как с ИП, если самозанятый перерегистрируется.
Какой договор подойдет?
Для работы с самозанятыми подойдет обычный гражданско-правовой договор, например договор подряда или договор возмездного оказания услуг. Но в нем нужно указать, что исполнитель — плательщик налога на профессиональный доход, должен выдавать чеки и сообщать, если его статус меняется.
Также важно, чтобы в договоре не было намеков на трудовые отношения: никаких должностей, графика работы, трудовых гарантий. Еще должна быть четко прописана услуга, результат, стоимость работы и сроки.
Как происходит расчет с самозанятым — на сайте ФНС России
Составлять акт выполненных работ к договору не нужно, хотя иногда бухгалтеры советуют подстраховаться и сделать это. Но главное — чтобы самозанятый выдал чек.
Документы при работе с самозанятым — письмо ФНС России
Если компания или ИП планируют работать с самозанятым некоторое время, договор нужен обязательно. Иногда можно обойтись и без него, но только если сделка совершается немедленно — например, компания разово покупает у самозанятого торт и сразу платит за него.
Необязательно составлять сложный договор, подойдет простой вариант договора-счета-акта (ДСА). Мы подготовили шаблон ДСА для самозанятых:
Считаем за вас налоги и взносы, готовим отчеты, компенсируем штрафы. Занимайтесь бизнесом, а не бумагами!
Как платить самозанятому, чтобы банк не заблокировал счет?
Переводить деньги самозанятому нужно не по номеру карты, а по полным банковским реквизитам. Также стоит подробно описать назначение платежа — по какому договору и за какую работу переводите деньги:
«Оплата кексов по договору № 2
Банк может заинтересоваться платежом, но это не потому что с самозанятыми что-то не так — банк может проверить платеж и другому юрлицу, и ИП.
Если банк приостановил проведение платежа, нужно предоставить ему договор с самозанятым, чеки, а еще можно приложить справку, что человек действительно самозанятый. Банк проверит документы и разрешит перевод. Дальше проблем с переводом по этим реквизитам уже не будет.
Что делать с чеками?
Чеки — самый важный документ в работе с самозанятыми. Если чека нет, никакой работы с самозанятым тоже нет, и компании придется платить НДФЛ и взносы, как при работе с физлицом. Вот как выглядит чек:
Как передавать чеки — письмо ФНС России
Самозанятый может передать заказчику чек в электронном виде или на бумаге. В электронном виде это можно сделать по почте или, если заказчик рядом, предложив считать QR-код.
Сроки выдачи чеков самозанятыми — федеральный закон № 422-ФЗ
При наличном расчете чеки выдаются сразу, в остальных случаях — не позднее 9-го числа следующего месяца.
Хранить чеки можно в бумажном, электронном виде или как распечатку.
Можно ли услуги самозанятого включить в расходы, чтобы уменьшить налог?
Да, но для этого нужно, чтобы человек действительно являлся самозанятым, а у вас были чеки от него.
Можно ли получить вычет по НДС на услуги самозанятых?
Самозанятые не платят НДС, поэтому при оплате их услуг уменьшить НДС нельзя.
ну что ж!
Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.