Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
«Все уверены, что ледовые скульптуры можно делать только зимой, но это не так»
Мастерская ледовых скульптур «Мастерня» из Ижевска делает ледовые городки, скульптуры для корпоративов и свадеб и устраивает выставки арт-объектов изо льда. Зимой дела идут хорошо, а вот летом спрос на ледяные скульптуры совсем низкий, поэтому владельцы подумывают о переезде.
Как увлечение стало бизнесом
В 18 лет меня позвали подработать на создании ледового городка в Сургуте. Работать было очень тяжело, но мне понравилось, потому что в процессе я наблюдал, как создаются ледяные скульптуры. Так понемногу втянулся: помогал скульпторам и со временем сам научился работать со льдом.
В 2016 году мой товарищ — скульптор и сооснователь Эдуард Абдулганиев — предложил открыть цех по производству ледяных скульптур на продажу. Первым делом мы решили соорудить холодильник для заморозки льда. В России подобных в продаже тогда не было.
Читайте также:
Как мы зарабатываем на письмах Деда Мороза
Посмотрели несколько роликов на YouTube, проконсультировались с инженером и сделали свой генератор льда. С помощью него формируются ледяные блоки метр на полметра толщиной 20 сантиметров. Лед из установки получается плотным и тает медленно.
Создание ледогенератора обошлось нам в 150 тыс. руб. Сейчас такие установки уже можно купить, в том числе в России. Цены начинаются от 250 тыс. руб.
Я открыл ИП с кодом ОКВЭД 90.03 (деятельность в области художественного творчества) и получил статус социального предпринимателя. Он позволяет снизить ставку налога с 5 до 1% при упрощенной системе налогообложения по схеме «Доходы». Так увлечение стало бизнесом, а Эдуард — моим компаньоном: он главный скульптор, а я организатор, плюс в команде есть еще один скульптор. Остальных привлекаем по мере необходимости.
Чтобы клиентам было проще нас найти, мы вложились в создание сайта — это стоило 25 тыс. руб. На аренде мы экономим и изготавливаем скульптуры в гараже частного дома. Таким образом, первоначальный капитал составил 175 тыс. руб.
Но если начинать такой бизнес с нуля сегодня, то инвестиции будут больше. Мы сами работали скульпторами, инструменты у нас уже есть. А они у скульпторов уникальные, их не купить в магазине — только сделать самому или на заказ. Понадобится как минимум 10−12 стамесок, каждая стоит 1,5−2 тыс. руб.
Еще нужны электро- или бензопилы, чтобы снимать большие объемы льда. Думаю, сегодня расходы на открытие составят 500−600 тыс. руб.
Как добывают и изготавливают лед
Для больших зимних заказов лед проще купить у добытчиков, которые срезают его с водоемов. Вода должна быть чистой, больше всего подходят речки и пруды в песчаных карьерах. Заготовщики с первых морозов чистят снег на участке, с которого будут брать лед.
Цены на блок льда начинаются от 4 тыс. руб. и доходят до 15 тыс. — зависит от сезона и города.
Для мелких заказов мы изготавливаем лед сами. Воду сначала фильтруем, чтобы она была максимально чистой. Ледяной блок в установке готовится четыре-пять дней.
Сколько времени нужно на создание скульптуры
В изготовлении ледяных скульптур три основных этапа:
Обычно на скульптуру 2,5 метра на 2 метра у хорошего скульптора уходит один-два дня. Начинающий мастер может работать неделю и даже больше.
Где искали первых клиентов
Мы перезнакомились со всеми рестораторами и организаторами праздников в городе, рассказывали, что ледовые скульптуры можно использоваться на свадьбах, юбилеях и корпоративах. Это принесло свои плоды, и у нас появились заказы.
Читайте также:
«У меня есть мечта — купить торговый центр»
Один из первых — замороженные цветы во льду. Это была идея нашей клиентки. Внутри находился ключик от сундучка, в который она спрятала подарок. Такой сюрприз даже при комнатной температуре тает за 10−12 часов. После этого у нас было много подарочных скульптур с цветами. Тут есть свои нюансы: не все цветы переносят заморозку. Лилии, например, быстро погибают. Обычно замораживают розы и хризантемы — они сохраняют первозданный вид.
Также мы участвовали в свадебных выставках и мероприятиях, связанных с индустрией развлечений. Обычно участие платное. Например, на свадебной выставке стенд стоит от 15 до 50 тыс. руб. Мы познакомились с потенциальными клиентами, но получили только два-три новых заказа. Однако свои плоды участие в выставке все-таки принесло: многие вспоминали о нас даже через два-три года.
На окупаемость мы вышли примерно через два года. Нужно было закладывать больше денег в рекламный бюджет, а мы сэкономили. К тому же Ижевск — небольшой город с населением всего 627 тыс. человек. Рынок для мастерской ледяных скульптур маленький. Думаю, в миллионниках это дело пойдет лучше.
Как можно заработать на ледяных скульптурах
Ледовые городки. Цены на них стартуют с 500 тыс. и могут доходить до 50 млн руб. Все зависит от возможностей и пожеланий города. Такие заказы можно искать через аукционы или просто написать в администрацию города. Так было у нас с Сургутом и Екатеринбургом: сначала работали как скульпторы, а потом написали официальное письмо, что хотим организовать ледовый городок. Само собой, нужно было сделать макеты, схему городка и все это согласовать — процесс небыстрый и начинается иногда еще в сентябре.
Компании. Если у фирмы хорошие рекламные бюджеты, она рекламируется на ТВ и радио — можно смело предложить им установку ледяной скульптуры возле офиса. Особенно популярны арт-объекты с символом года и логотипом компании. Также крупные организации заказывают скульптуры на корпоративы. Средний чек — 70 тыс. руб.
Свадьбы и юбилеи. Заказчиками в этом случае обычно выступают организаторы мероприятий, банкет-менеджеры и рекламные агентства. Это удобно: event-менеджеры сами предлагают ледовые скульптуры клиентам. Средний чек — 70 тыс. руб.
Выставки. Еще мы проводили в Ижевске выставки ледяных скульптур. В первой сделали 12 экспонатов — персонажей «Ледовой истории» и диснеевских мультфильмов. Билеты продавали по 100−150 руб. С этой выставкой мы вышли в ноль: при расходах в 400 тыс. руб. примерно столько же и заработали. Вторая выставка — вообще в минус. И только третья окупилась.
Почему мы хотим перевезти бизнес
Пиковый месяц в нашем бизнесе — декабрь. Можно заработать от 400 тыс. до 1 млн руб. При этом много заказов не требуется: достаточно трех-четырех хороших клиентов. Также есть заказы в январе и феврале. Перед началом сезона я обычно запускаю таргетированную рекламу ВКонтакте, а также контекстную рекламу в Яндекс.Директ с общим бюджетом не более 10 тыс. руб.
Основные расходы в нашем бизнесе:
Вне сезона доходы от производства ледовых скульптур низкие. Увы, нам так и не удалось убедить потенциальных клиентов, что мы не только про ледовые городки. Поэтому летом мы занимаемся изготовлением песчаных скульптур, проводим фестивали и выставки. Еще я подумываю сменить локацию и перевезти бизнес в город побольше, где он будет более востребован.
Бесплатный тариф, защита от блокировок, вывод прибыли на личную карту без ограничений и специальные условия для маркетплейсов
КОРОЧЕ
175 тыс. руб.
инвестиции в открытие в 2016 году
500−600 тыс. руб.
если бы открывались сегодня
декабрь, январь и февраль
пик сезона в ледовом бизнесе
от 400 тыс. руб.
выручка в декабре
70 тыс. руб.
стоит средняя ледяная скульптура
от 500 тыс. руб.
можно заработать на создании ледового городка
от 4 до 15 тыс. руб.
стоит ледяной блок
40−60%
от стоимости заказа — зарплата скульптора
10 тыс. руб.
затраты на интернет-рекламу в месяц