Издание для предпринимателей
Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.
Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Как мы зарабатываем на письмах Деда Мороза
Проект «Почта Деда Мороза» из Челябинской области делает поздравительные письма от сказочного персонажа. Уже третий декабрь создатели рассылают около тысячи писем по всей России и даже за границу. Но самое интересное, что производство — от получения заказа до печати письма и отправки клиенту видеоотчета — происходит без участия человека.
Вдохновились статьей предпринимателя и решили, что можем лучше
Как-то летом 2019 года мой брат Алексей показал мне одну статью. Ее герой рассказывал, что заработал за месяц 2 млн руб. на письмах Деда Мороза. Он продавал их через купонные сайты, или купонаторы. Заказов было так много, что жене героя пришлось даже уволиться, чтобы разобраться с ними.
Мой брат занимается автоматизацией производственных процессов, и у него родилась идея: мы можем поставить печать таких писем на поток, то есть настроить производство так, что нам не придется работать руками. А принимать заявки можно через собственный сайт — ведь я веб-разработчик и могу его сделать.
Наши жены — Полина и Татьяна — идею поддержали, ведь это мило — поздравлять детишек. К тому же Новый год — праздник без политической подоплеки. И он, в отличие от 8 марта и 23 февраля, — праздник для всех.
Полина и Татьяна занялись шаблонами текстов. Одноклассница моей Полины — дизайнер, она придумала визуальное оформление писем, соцсетей и сайта. Студийные фото для инстаграма «Почты Деда Мороза» тоже сделала она. Ей, конечно, заплатили — я считаю, что труд всегда должен оплачиваться.
А мы с братом около трех месяцев создавали автоматизированную систему. Вот как она работает.
Человек заходит на сайт, выбирает шаблон письма, указывает имя ребенка и, если хочет, редактирует текст. Потом сохраняет вариант и оплачивает заказ через сервис «ЮKassа».
Читайте также:
Баня на колесах — хобби, которое приносит мне до 60 000 рублей в месяц
В следующей форме вводит почтовый адрес, куда письмо должно прийти. Эти данные сохраняются на нашем сервере, там же формируется итоговый pdf-файл письма.
Файл передается на микрокомпьютер, к которому подключены принтер и камера. На микрокомпьютере установлена специальная программа, которая знает, что делать на каждом из этапов. Она включает принтер, а когда распечатанное письмо выезжает из него, начинает видеозапись. Запись отправляется на сервер, а оттуда — клиенту в отчетном письме.
Все, что нам остается, — это время от времени вставлять бумагу, менять картриджи и упаковывать письма в конверты.
Система обошлась нам примерно в 100 тыс. руб. Принтер — 40-50 тыс. руб., камера и микрокомпьютер — около 15 тыс. руб. Остальное — расходники: бумага, краски, конверты.
В первый год не все наши письма дошли до адресатов
В первую же зиму система доказала, что мы не зря с ней заморочились: она работала без перебоев. А вот с ручной упаковкой писем в конверты случались курьезы. Было несколько случаев, когда письма уходили не в том конверте не тому адресату. Страдали в этой ситуации двое: тот, кому пришло чужое письмо в конверте с его именем, и тот, кому вот-вот должен был прийти неверный конверт с верным письмом внутри.
Читайте также:
Я продавал до 3 тонн пива в месяц, но все равно закрылся
Чаще всего клиенты реагировали на это с юмором: объясняли детям, что у Дедушки Мороза много хлопот и он ошибся в суматохе. Ребенку, который получил не свое письмо, мы посылали какой-нибудь маленький подарок, например, наклейки. А тех, до кого письмо еще не дошло, мы быстро предупреждали, что произошла ошибка. Им отправляли верные письма бесплатно.
Как-то раз из 400 наших писем до адресатов дошли чуть больше 200. Остальные потерялись.
Кроме этого, в первый год работы мы столкнулись с еще одной проблемой — почтовой. У нас был выбор, как отправлять письма: простым отправлением, когда оплатить нужно только марки, или с трек-номером — это дороже, но зато можно отследить перемещение письма. Мы выбрали первый вариант. В результате как-то раз из 400 наших писем до адресатов дошли чуть больше 200. Остальные потерялись. Да и из тех, что дошли, некоторые были помятыми.
Чтобы загладить вину перед клиентами, мы бесплатно посылали им повторное письмо. А со следующего года стали отправлять письма только с трек-номером или через СДЭК. СДЭК — это платная доставка, иногда ее стоимость больше стоимости самого письма, но в 10% случаев клиенты предпочитают именно ее.
Еще с помощью инструментов Яндекса я проанализировал, как посетители ведут себя на нашем сайте. Оказалось, не все догадывались, что текст и шаблон можно менять. Чтобы сориентировать клиентов, к 2020 году мы изменили интерфейс.
Однажды увидели, как кто-то другой продает наше письмо
Принимать заказы, как правило, начинаем в двадцатых числах ноября. А в двадцатых числах декабря уже заканчиваем, потому что письма могут не успеть прийти к празднику — клиенты будут недовольны, а дети разочарованы.
Я понял, что проект успешен, когда мы встретили свое письмо в чужом инстаграме, — кто-то перепродавал его.
Из-за трек-номера нам пришлось поднять цену письма до 310 руб. В эту сумму входят расходы на лист бумаги, краску, почтовые марки и конверт. Наценка — примерно половина цены. Если делать письмо вручную, то стоимость может доходить до 600 руб. И такие варианты есть на рынке.
Я понял, что проект успешен, когда мы встретили свое письмо в чужом инстаграме, — кто-то перепродавал его. Полина и Татьяна тогда расстроились, но, на мой взгляд, если нас копируют, значит, мы делаем хороший продукт. Решили, что не будем разбираться. Лучше возьмем свое ценой и качеством.
Мы используем крафтовую бумагу российского производства. Из-за различной плотности цена варьируется от 5 до 10 руб. за лист. Попробовали варианта три и пришли к выводу, что чем бумага дороже, тем красивее получаются письма, а значит, сильно экономить на ней не стоит.
Некоторые клиенты писали нам, что неплохо бы в конце письма ставить сургучную печать. И в 2020 году мы добавили такую опцию: за дополнительные 90 руб. можно выбрать дизайн печати, которая будет стоять на письме.
Каждый год обновляем оформление конвертов и добавляем новые шаблоны писем. Это делаем для тех родителей, кто заказывает письмо не в первый раз: чтобы им не приходилось самим сочинять с нуля оригинальный текст. Мы советуем родителям добавлять в текст что-то от себя. Детям ведь интересно прочитать о том, что Дед Мороз знает, в каком классе они учатся, на какие секции ходят.
В каких регионах ждут письма от Деда Мороза
Самый необычный заказ, который мы получали, — это письмо мальчику от лица покойного папы.
Из российских регионов чаще всего письма заказывают в Москву, Московскую область, Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Еще Деда Мороза, кажется, сильно любят в теплых регионах, например, в Краснодаре. А вот с севера заказов мало. Мы даже рекламу настраивали на него — не помогло.
Сначала мы не планировали отправлять письма за границу, потому что они стоят дороже. Но уже в первый год нам пришло много заказов от русскоязычных жителей США, Канады, Франции, Германии, Норвегии и других стран. Поэтому письма нашего Деда Мороза теперь идут и туда.
Разыгрываем деньги и привлекаем новых клиентов
Читайте также:
Как сообщить плохие новости сотрудникам? Советуют психолог, HR и владелец бизнеса
В первый год мы настраивали рекламу и в ВК, и в инстаграме, и в Яндекс.Дзене. И даже в Яндекс.Бизнесе — это был бесполезный эксперимент, который стоил нам 4 тыс. руб. Там обещают, что алгоритм запустит рекламу сам. Описывать целевую аудиторию не надо, достаточно указать ссылку на сайт, тематику, привести пару коротких описаний и загрузить фото. В итоге нас рекламировали рандомным пользователям, из которых меньше половины можно причислить к нашим потенциальным клиентам.
Инстаграм приносит 60% заказов. На рекламу там мы тратим 10-15 тыс. руб. в сезон.
ВК тоже не принес заказов, поэтому мы перестали покупать там рекламу и даже новости в группе сейчас редко публикуем.
С Яндекс.Дзеном дела были лучше: благодаря ему мы получили несколько клиентов. Но чтобы продвигать сайт через него, нужно постоянно писать новые статьи. Пару раз мы нанимали для этого копирайтера, что-то писала Полина. В конце концов Дзеном мы тоже перестали заниматься.
А вот инстаграм приносит 60% заказов. На рекламу там мы тратим 10-15 тыс. руб. в сезон.
Другие 40% клиентов находят нас просто в поисковике — это результат моей работы по SEO-оптимизации.
Привлечь новых клиентов еще помогает розыгрыш денег среди покупателей.
Суть такая: за каждым отпечатанным письмом закрепляется промокод, которым покупатель делится со знакомыми, чтобы они тоже делали заказ. Тот промокод, по которому закажут больше всего писем, выигрывает главный приз — 3 тыс. руб. Второе место получает 2 тыс. руб., а третье — тысячу. В прошлом году была участница, по промокоду которой пришло 30 новых покупателей.
Еще мы придумали систему скидок. Скидку в 10% даем после первого заказа, а постоянные клиенты получают минус 15%. И, как показывает время, клиенты действительно возвращаются через год.
«Почта России» пока не заключает с нами договор
Всего за месяц мы получаем примерно тысячу заказов и выручаем около 150 тыс. руб., которые делим на четверых.
Мы могли бы снизить цену и получать в 3-4 раза больше заказов, если бы заключили договор с «Почтой России». Дело в том, что налоги нашего бизнеса я плачу как самозанятый, а «Почта России» с самозанятыми не работает.
Зачем такой договор нужен? С ним у предпринимателя более низкие тарифы на отправление. Например, у нас есть договор со СДЭКом, и благодаря этому мы отправляем товар на 30% дешевле, чем физлица.
А еще договор помогает ускорить отправку. Когда, к примеру, ИП заключает договор с «Почтой России», то свои отправления он может регистрировать на сайте, там же получать и оплачивать счет. Потом он распечатывает трек-номер, наклеивает его на конверт и приносит готовое письмо в отделение. Оператору не нужно ничего делать — только принять письмо.
В нашем же случае оператор регистрирует все письма сам. На одно письмо у него уходит пара минут. Наверное, нетрудно догадаться, что нас в ближайшем отделении уже все сотрудники знают.
Конечно, можно оформить ИП, но оно невыгодно нам, потому что у нас сезонный проект, — работаем всего один месяц, а взносы ИП должен платить независимо от того, работает или нет.
В следующем году вновь попытаемся заключить договор с «Почтой России». Может, к ноябрю 2022-го такая возможность для самозанятого появится.