Издание для бизнеса.
Меньше хайпа, больше пользы!

Пишем о важном, разбираемся с ежедневными задачами предпринимателей, исследуем законы, транслируем опыт.

Проект Модульбанка

Написать в редакцию: editors@modulbank.ru

Проект ведут — Yellow Yeti

Дизайн — Интуиция

Веб-разработка — Кортекс

Как мы зарабатываем на письмах Деда Мороза

И почти не работаем руками
Как мы зарабатываем на письмах Деда Мороза
28 декабря 2021
398
1
0

Проект «Почта Деда Мороза» из Челябинской области делает поздравительные письма от сказочного персонажа. Уже третий декабрь создатели рассылают около тысячи писем по всей России и даже за границу. Но самое интересное, что производство — от получения заказа до печати письма и отправки клиенту видеоотчета — происходит без участия человека.

Александр Каунников, сооснователь «Почты Деда Мороза». Записалa Мария Шпакова.

Вдохновились статьей предпринимателя и решили, что можем лучше

Как-то летом 2019 года мой брат Алексей показал мне одну статью. Ее герой рассказывал, что заработал за месяц 2 млн руб. на письмах Деда Мороза. Он продавал их через купонные сайты, или купонаторы. Заказов было так много, что жене героя пришлось даже уволиться, чтобы разобраться с ними.

Мой брат занимается автоматизацией производственных процессов, и у него родилась идея: мы можем поставить печать таких писем на поток, то есть настроить производство так, что нам не придется работать руками. А принимать заявки можно через собственный сайт — ведь я веб-разработчик и могу его сделать.

Наши жены — Полина и Татьяна — идею поддержали, ведь это мило — поздравлять детишек. К тому же Новый год — праздник без политической подоплеки. И он, в отличие от 8 марта и 23 февраля, — праздник для всех.

Создатели «Почты Деда Мороза» — Алексей и Александр Каунниковы с женами Татьяной и Полиной и маленькими дочками.

Полина и Татьяна занялись шаблонами текстов. Одноклассница моей Полины — дизайнер, она придумала визуальное оформление писем, соцсетей и сайта. Студийные фото для инстаграма «Почты Деда Мороза» тоже сделала она. Ей, конечно, заплатили — я считаю, что труд всегда должен оплачиваться.

Так выглядит письмо «Почты Деда Мороза».

А мы с братом около трех месяцев создавали автоматизированную систему. Вот как она работает.

Шаблон письма от Деда Мороза. Такие письма заказывают не только для детей, но и для родителей и коллег.

Человек заходит на сайт, выбирает шаблон письма, указывает имя ребенка и, если хочет, редактирует текст. Потом сохраняет вариант и оплачивает заказ через сервис «ЮKassа».

В следующей форме вводит почтовый адрес, куда письмо должно прийти. Эти данные сохраняются на нашем сервере, там же формируется итоговый pdf-файл письма.

Файл передается на микрокомпьютер, к которому подключены принтер и камера. На микрокомпьютере установлена специальная программа, которая знает, что делать на каждом из этапов. Она включает принтер, а когда распечатанное письмо выезжает из него, начинает видеозапись. Запись отправляется на сервер, а оттуда — клиенту в отчетном письме.


Такую видеозапись получает клиент в отчетном письме

Все, что нам остается, — это время от времени вставлять бумагу, менять картриджи и упаковывать письма в конверты.

Система обошлась нам примерно в 100 тыс. руб. Принтер — 40-50 тыс. руб., камера и микрокомпьютер — около 15 тыс. руб. Остальное — расходники: бумага, краски, конверты.

Рисунок на конверты наносят заранее, а имя адресата и почтовый адрес программа берет из нашей базы и тоже печатает сама.

В первый год не все наши письма дошли до адресатов

В первую же зиму система доказала, что мы не зря с ней заморочились: она работала без перебоев. А вот с ручной упаковкой писем в конверты случались курьезы. Было несколько случаев, когда письма уходили не в том конверте не тому адресату. Страдали в этой ситуации двое: тот, кому пришло чужое письмо в конверте с его именем, и тот, кому вот-вот должен был прийти неверный конверт с верным письмом внутри.

Чаще всего клиенты реагировали на это с юмором: объясняли детям, что у Дедушки Мороза много хлопот и он ошибся в суматохе. Ребенку, который получил не свое письмо, мы посылали какой-нибудь маленький подарок, например, наклейки. А тех, до кого письмо еще не дошло, мы быстро предупреждали, что произошла ошибка. Им отправляли верные письма бесплатно.

Как-то раз из 400 наших писем до адресатов дошли чуть больше 200. Остальные потерялись.

Кроме этого, в первый год работы мы столкнулись с еще одной проблемой — почтовой. У нас был выбор, как отправлять письма: простым отправлением, когда оплатить нужно только марки, или с трек-номером — это дороже, но зато можно отследить перемещение письма. Мы выбрали первый вариант. В результате как-то раз из 400 наших писем до адресатов дошли чуть больше 200. Остальные потерялись. Да и из тех, что дошли, некоторые были помятыми.

Чтобы загладить вину перед клиентами, мы бесплатно посылали им повторное письмо. А со следующего года стали отправлять письма только с трек-номером или через СДЭК. СДЭК — это платная доставка, иногда ее стоимость больше стоимости самого письма, но в 10% случаев клиенты предпочитают именно ее.

Расценки СДЭКа за доставку письма в разные города

Еще с помощью инструментов Яндекса я проанализировал, как посетители ведут себя на нашем сайте. Оказалось, не все догадывались, что текст и шаблон можно менять. Чтобы сориентировать клиентов, к 2020 году мы изменили интерфейс.

Однажды увидели, как кто-то другой продает наше письмо

Принимать заказы, как правило, начинаем в двадцатых числах ноября. А в двадцатых числах декабря уже заканчиваем, потому что письма могут не успеть прийти к празднику — клиенты будут недовольны, а дети разочарованы.

Я понял, что проект успешен, когда мы встретили свое письмо в чужом инстаграме, — кто-то перепродавал его.

Из-за трек-номера нам пришлось поднять цену письма до 310 руб. В эту сумму входят расходы на лист бумаги, краску, почтовые марки и конверт. Наценка — примерно половина цены. Если делать письмо вручную, то стоимость может доходить до 600 руб. И такие варианты есть на рынке.

Я понял, что проект успешен, когда мы встретили свое письмо в чужом инстаграме, — кто-то перепродавал его. Полина и Татьяна тогда расстроились, но, на мой взгляд, если нас копируют, значит, мы делаем хороший продукт. Решили, что не будем разбираться. Лучше возьмем свое ценой и качеством.

Мы используем крафтовую бумагу российского производства. Из-за различной плотности цена варьируется от 5 до 10 руб. за лист. Попробовали варианта три и пришли к выводу, что чем бумага дороже, тем красивее получаются письма, а значит, сильно экономить на ней не стоит.

Некоторые клиенты писали нам, что неплохо бы в конце письма ставить сургучную печать. И в 2020 году мы добавили такую опцию: за дополнительные 90 руб. можно выбрать дизайн печати, которая будет стоять на письме.

Поначалу печать крошилась, но в итоге получилось найти оптимальный состав, который хорошо держится на бумаге.

Каждый год обновляем оформление конвертов и добавляем новые шаблоны писем. Это делаем для тех родителей, кто заказывает письмо не в первый раз: чтобы им не приходилось самим сочинять с нуля оригинальный текст. Мы советуем родителям добавлять в текст что-то от себя. Детям ведь интересно прочитать о том, что Дед Мороз знает, в каком классе они учатся, на какие секции ходят.

В каких регионах ждут письма от Деда Мороза

Самый необычный заказ, который мы получали, — это письмо мальчику от лица покойного папы.

Из российских регионов чаще всего письма заказывают в Москву, Московскую область, Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Еще Деда Мороза, кажется, сильно любят в теплых регионах, например, в Краснодаре. А вот с севера заказов мало. Мы даже рекламу настраивали на него — не помогло.

Города и страны, куда в декабре 2021-го заказывали письма Деда Мороза

Сначала мы не планировали отправлять письма за границу, потому что они стоят дороже. Но уже в первый год нам пришло много заказов от русскоязычных жителей США, Канады, Франции, Германии, Норвегии и других стран. Поэтому письма нашего Деда Мороза теперь идут и туда.

Разыгрываем деньги и привлекаем новых клиентов

В первый год мы настраивали рекламу и в ВК, и в инстаграме, и в Яндекс.Дзене. И даже в Яндекс. Бизнесе — это был бесполезный эксперимент, который стоил нам 4 тыс. руб. Там обещают, что алгоритм запустит рекламу сам. Описывать целевую аудиторию не надо, достаточно указать ссылку на сайт, тематику, привести пару коротких описаний и загрузить фото. В итоге нас рекламировали рандомным пользователям, из которых меньше половины можно причислить к нашим потенциальным клиентам.

Инстаграм приносит 60% заказов. На рекламу там мы тратим 10-15 тыс. руб. в сезон.

ВК тоже не принес заказов, поэтому мы перестали покупать там рекламу и даже новости в группе сейчас редко публикуем.

С Яндекс. Дзеном дела были лучше: благодаря ему мы получили несколько клиентов. Но чтобы продвигать сайт через него, нужно постоянно писать новые статьи. Пару раз мы нанимали для этого копирайтера, что-то писала Полина. В конце концов Дзеном мы тоже перестали заниматься.

А вот инстаграм приносит 60% заказов. На рекламу там мы тратим 10-15 тыс. руб. в сезон.

Другие 40% клиентов находят нас просто в поисковике — это результат моей работы по SEO-оптимизации.

Привлечь новых клиентов еще помогает розыгрыш денег среди покупателей.

В отчетном письме со ссылкой на видеозапись покупателю сообщают, что он может поучаствовать в розыгрыше

Суть такая: за каждым отпечатанным письмом закрепляется промокод, которым покупатель делится со знакомыми, чтобы они тоже делали заказ. Тот промокод, по которому закажут больше всего писем, выигрывает главный приз — 3 тыс. руб. Второе место получает 2 тыс. руб., а третье — тысячу. В прошлом году была участница, по промокоду которой пришло 30 новых покупателей.

Еще мы придумали систему скидок. Скидку в 10% даем после первого заказа, а постоянные клиенты получают минус 15%. И, как показывает время, клиенты действительно возвращаются через год.

«Почта России» пока не заключает с нами договор

Всего за месяц мы получаем примерно тысячу заказов и выручаем около 150 тыс. руб., которые делим на четверых.

Мы могли бы снизить цену и получать в 3-4 раза больше заказов, если бы заключили договор с «Почтой России». Дело в том, что налоги нашего бизнеса я плачу как самозанятый, а «Почта России» с самозанятыми не работает.

Зачем такой договор нужен? С ним у предпринимателя более низкие тарифы на отправление. Например, у нас есть договор со СДЭКом, и благодаря этому мы отправляем товар на 30% дешевле, чем физлица.

А еще договор помогает ускорить отправку. Когда, к примеру, ИП заключает договор с «Почтой России», то свои отправления он может регистрировать на сайте, там же получать и оплачивать счет. Потом он распечатывает трек-номер, наклеивает его на конверт и приносит готовое письмо в отделение. Оператору не нужно ничего делать — только принять письмо.

В нашем же случае оператор регистрирует все письма сам. На одно письмо у него уходит пара минут. Наверное, нетрудно догадаться, что нас в ближайшем отделении уже все сотрудники знают.

Конечно, можно оформить ИП, но оно невыгодно нам, потому что у нас сезонный проект, — работаем всего один месяц, а взносы ИП должен платить независимо от того, работает или нет.

В следующем году вновь попытаемся заключить договор с «Почтой России». Может, к ноябрю 2022-го такая возможность для самозанятого появится.

Как ничего не пропустить

Подпишитесь в соцсетях

Публикуем ссылку на статью, как только она выходит. Отдельно даём знать о важных изменениях в законах. Шутим, но не слишком смешно.

Получайте статьи почтой

Присылаем статьи пару раз в неделю, а ещё новостной дайджест и приветы от Модульбанка. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Момент...
Готово!
Проверьте почту, пожалуйста
Не получилось отправить :-|

А если не хотите подписываться почтой и дружить в соцсетях — ну что ж! Вы можете набирать наш адрес руками в браузере, как в двухтысячном.